внеурочное занятие по хакасскому языку
план-конспект занятия (4 класс)

Чепчигашева

Класс. 4 класс (для слабовладеющих  хакасским языком)

Тема. «Хакасские народные  игры».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл troyakova_i.v._vneurochnoe_zanyatie_po_hakasskogo_yazyka.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Троякова Инна Васильевна

                                                                                                                                                                                      учитель начальных классов,

                                                                                                                                                                                             хакасского языка и  литературы

                                                                                                                                                                                            МБОУ «СОШ № 22 г. Абакана  

                                                                                        Конспект внеурочного занятия.

Класс. 4 класс (для слабовладеющих  хакасским языком)

Тема. «Хакасские народные  игры».

Направление внеурочной деятельности: духовно - нравственное

Форма занятия. Игра - путешествие

Цель. Формирование этнокультурной компетенции обучающихся

Задачи.

- познакомить обучающихся с хакасскими национальными народными играми;

 - развивать познавательную активность, творческие способности;

- развивать умение самоорганизации в работе;

- воспитывать интерес к культуре своего народа, традициям, обычаям;

- воспитывать любовь к своему народу, краю.

- организовывать двигательную активность;

Планируемые результаты.

Личностные (ЛР): самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием).

Метапредметные (МПР):

Регулятивные:

–определяют и формируют цель деятельности на занятии

- учатся работать по предложенному учителем плану;

- учатся отличать верное выполненное задание от неверного;

- совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса;

Познавательные:

– ориентируются в своей системе знаний- отличают новое от уже известного с помощью учителя;

-добывают новые знания- находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

- делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-преобразовывают информацию из теоретической в практическую;

Коммуникативные:

Учатся:

- слушать и понимать речь учителя и своих одноклассников;

- доносить свою позицию до собеседника;

- согласованно работать в группе (принимать общую задачу и правильно выполнять свою часть работы, уметь выполнять различные роли);

- совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях;

Предметные (ПР):

- произносить орфоэпически слова в соответствии с заложенным в  теме минимумом;

- уметь использовать изученный лексический материал  при выполнении  заданий.

Оборудование: игровое поле, мультимедийная аппаратура, дидактический раздаточный материал, наглядный материал.

Ход занятия.

Этапы урока п/п

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I

II

III

          IV

V

VI

Урок пасталғаны. Организационный момент.

1. Приветствие.

-Изеннер, олғаннар. Чалахай кӱннеӊ. Одырыӊар.

2. Ӫӧн тоғысха тимнег. Подготовка к основному этапу занятия.

-Олғаннар, пӱӱн мағаа пiчiк килген. Пiчiкте анаграмма полтыр, мағаа аны табарға полыс пирерзер ба?

-Улуғ алғыс, хыйғаӌах олғаннар!

3. Занятия темазын таныхтиры. Определение темы занятия. Целеполагание.

- Пӱӱнгі занятияда нимедеңер чоох аппарарбыс?

- Орта. Пӱӱнгі занятияда хакас чонныӊ, ойыннарынаӊ танызып аларыбыстар.

-Амды сағыныбызаңар, ниме идербiс?

- Орта, олғаннар, хыйғаӌахсар.

Ӫӧн тоғыс тузы. Основной этап занятия.

1.- Пiстiӊ занятия хынығ, чарых паза тузалығ иртер ӱчӱн, мин сiрернi хығырчам чорыхха ыраххы аалзар, Чоғархы Асхыссар.

- Ол аалзар чидiп алар ӱчӱн пiске поездсар одырар  билеттер алып аларға кирек.

- Ноо нимее билет алып аларыбыстар?

- Чох олғаннар, ниме ахчаныӊ артых?

- Орта - пiлiс.

2.- Билеттер алып алар учун, сурығларға нандырығ пирерзер.

1. Хакас чонныӊ чурты хайди адалӌаӊ?

2. Ипчi кiзiнеӊ кӧксiндегi чазанӌығы хайди адалча?

3. Ноо ниме таныхтапча пу танығ?

4. Хайди адалча хакас чонныӊ струналығ инструменттi?

5. Пу  чахайах  хайди адалча?

3.- Амды билеттер алып алдыбыс. Хынығ паза табырах поездтiг чидiп алар ӱчӱн, сарнабызалар пу сарыны:

Пiс парчабыс, парчабыс, парчабыс

Ыраххы чирлерзер

Чалахай хончыхтар

Iзестiг нанӌылар.

План  хоостыра тоғыс.

- Че, ыраххы аалзар чидiп алдыбыс. Миннiӊ тӧӧрен аалымдағы чазыӌахта пол пардыбыстар.

- Мында пол парғанда мин сағысха кирчем хайди кiчiгде аймах пасха ойыннар ойнаӌаӊмыс. Амды мин сiрернi ол ойыннарға ӱгрет саларбын.

Ойнирбiстер бе, олғаннар?

-Хакас чонныӊ ойыннары аймах пасха полғаннар: чӱгӱрӌеӊ, стол ӱстӱнде ойнаӌаӊ паза сӧстеӊ адаӌаӊ.

- Чӱгӱрӌеӊ ойыннар тасхар иртiрiлӌеӊ.

Ойыннарға ӱгредерi. Практическая деятельность.

1. Ойын «Таӊах палалары паза киикчiн»

- Пу ойын кӧӊнiӊерге кiрдi бе?

2. Ойын «Мелей чазырғаны»

- - Пу ойын кӧӊнiӊерге кiрдi бе?

3.Сӧс ойынны «Сиспек.»

Сiрернеӊ хада одырып,

Таптырғастар чоохтирбын

Таптырғастар читiрiп,

Сизiктернi кӧр кӧрербic.

- Пiстiӊ улуғларыбыс пiстi сизiктiг, хыйға ползыннар тiп, сиспектернi. таптырӌаңнар.

 Сиспектер:

А) Хайдағ аң хысхы тооза узупча?

Ойын «Тайға ээзi мин полчам»

Б) Хыр састығ ӧрекен хырығ тонанӌыхтығ?

В) Хыс пала харасхыда одырча, састары тасхара?

Г) Пис харындас пiр iнiглер?

Д) От нимес, че тудып алзаӊ холларыӊ ӧртеп аларзыӊ?

Аннаӊ андар ойнапчабыс.

4. Ойын «Метпеӌек»

5. Ойын «Ағас тартызары»

6. Ойын «Арба хоор-хоор»

-Хакас кибiрлерi хоостыра тура ээзi аалӌыларға сыйыхтар сыйлапчалар.

Мин тура ээзi полып сылтаанда, сiрерге ciлiг, хакас чонныӊ орнаментiг хоостарын сыйлапчам.

Салтарлар. Итог.

- Амды олғаннар ибзер айланнарға тус чит килді. Пазох пістiӊ сарыныбысты сарнабызалар, анаӊ ибде пол парарбыс.

Пiс парчабыс, парчабыс, парчабыс

Ыраххы чирлерзер

Чалахай хончыхтар

Iзестiг нанӌылар.

 Рефлексия

- Пӱӱнгi занятие кӧӊнiлерiӊе кiрген полза, постарыӊнаӊ тогыстарыӊ тӱзiмнiг полған полза, кӧп хынығ нимелер пiлiп алған ползар, андада постарыӊныӊ ӧрчiлiг кӧңнiлерiңнi (смайлики)  пу чӱрегессер кир салыӊар.

- Пу чӱрегес сiрернiӊ пос чонына паза пос чирiне хыныстарыӊны кӧзiтче.

Паза тоғасханӌа

-Изеннер, ӱгретчі. Чалахай кӱннеӊ

Йа-йа! Полыс пирербiс

( Хакас чонның ойыннары)

Пiстiң чонның ойыннарынаңар.

1.Мин сағынчам, ойнирбыс.

2. Мин сағынчам,  хайдағ ойыннар пар пiлiп аларбыс.

3. Мин сағынчам, хайди ол ойыннарды ойнирге пiлiп аларыбыстар.

- Ахчаға.

- Пiлiс.

- Юрта.

- Поғо.

- Герб Хакасии.

- Чатхан.

- Кӱн чахайағы.

Прайзы сарнапчалар.

- Йа.

Ойнапчалар.

- Йа.

Ойнапчалар.

Йа.

- Аба.

Прай палалар

- Капуста.

- Морковь.

- Мелей.

-Салғанах

Алғыс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ «ПРАЗДНИК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Праздник английского языка в начальной школе проводится на предметной неделе....

Внеурочное занятие по английскому языку в 4 классе по теме «Турнир знатоков английского языка».

Данная разработка представлена в виде внеурочного занятия  для учащихся 4 классов....

Сценарий внеурочного занятия по русскому языку " Русский язык - это интересно" для 2го класса

Турнир знатоков по данному сценарию прошел с большим интересом со стороны учащихся! Дети с удовольствием принимали участие в конкурсах  и отвечали на задания! Этот открытый урок получил высокую о...

Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс «Тайны нашего языка!»

Углублять знания обучающихся по русскому языку; развивать творческие и сценические способности детей; воспитывать любовь и интерес к изучаемому предмету, родному языку.обобщить знания, усвоенные учащи...

Статья "Формирование основ тестовой культуры у младших школьников во внеурочной деятельности по хакасскому языку"

В данной статье информация о формировании основ тестовой культуры у младших школьников во внеурочной деятельности по хакасскому языку....

Внеурочное занятие по русскому языку "Тайны русского языка"

Занятие по русскому языку, направлено на актуализацию знаний....