Авторская рабочая программа по эвенкийскому языку для невладеющих 1 - 4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Авторская рабочая программа по эвенкийскому языку для невладеющих 1 - 4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_evedy_turen_1-4.docx84.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №20 с. Хатыстыр»

Примерная программа учебного курса

«Эвенкийский язык»

для невладеющих родным (этническим) языком

1-4 классы на 2020-2021 учебный год

 

                                                       Составители: учителя эвенкийского языка

Степанова Сардана Романовна

Ушницкая Наталья Юрьевна

С. Хатыстыр, 20120

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (Приказ Минобрнауки от 06 октября 2009 г. (№379);

- Письма Минобрнауки России от 28. 10. 2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., 2009);

-  Методического пособия «Реализация образовательных программ с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей Республики Саха (Якутия) в образовательных организациях коренных малочисленных народов Севера» / Мин-во образования Респ. Саха (Якутия), Науч.-исслед. ин-т нац. школ Респ. Саха (Якутия).

Количество часов

Предмет «Эвенкийский язык» входит в образовательную область «Филология». Согласно базисному учебному плану «Эвенкийский язык»(вариант 4) изучается в 1, 2 и в 4 классах (3 часа в неделю), 102 часа в год в каждом классе; в 3 классе 4 часа в неделю (136 часа в год).

      Изучение эвенкийского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование у детей коммуникативной компетенции, ядро которой составляют коммуникативное умение;

- приобщение учащихся к новому социальному опыту за счет проигрывания на эвенкийском языке различных ролей в учебных и игровых ситуациях.

    Изучение эвенкийского языка в начальной школенаправлено на содержание следующих задач:

- формирование представления об эвенкийском языке как средстве общения, позволяющем достичь взаимопонимания с людьми, говорящими на эвенкийском языке, средстве познания, позволяющем узнавать новое через звучащие и письменные тексты;

- формирование у детей уважения и интереса к родному языку и культуре;

- воспитание потребности в практическом использовании эвенкийского языка в различных сферах деятельности;

- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, памяти и мотивации в дальнейшем изучении эвенкийского языка в основной школе.

- формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация, и т.п.) наблюдаемых в русском, якутском и эвенкийском языках;

- освоение элементарных лингвистических форм эвенкийского языка, необходимых для овладения устной и письменной речью;

- приобщение к обычаям, традициям, детскому песенному и сказочному фольклору на эвенкийском языке;

- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, национальных игр, спектаклей с использованием эвенкийского языка;

- формирование представлений об эвенкийском языке как средстве познания своей культуры.

Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения курса «Эвенкийский язык»

1-4 классы

Личностные результаты

- понимать социальную роль ученика;

- осознавать себя гражданином РФ, представителем своего народа;

- воспринимать эвенкийский язык как главную часть культуры своего народа;

- иметь представление об эвенкийском языке как официально языке Республики Саха (Якутия);

- уважать свой родной язык и традиции народа;

- понимать причины успешности неуспешности в учебе.  

Метапредметные результаты

Регулятивные результаты:

- иметь мотивацию к изучению эвенкийского языка;

- понимать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

- оценивать правильность выполненного задания я на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев;

- осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с данным эталоном;

- высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи.

Познавательные результаты:

- целенаправленно слушать учителя (одноклассников) при решении познавательной задачи;

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в интернете, словарях, энциклопедиях и т.д.);

- выделять существенную информацию их адаптированных текстов;

-  анализировать, сравнивать, давать характеристику единицам языка: части речи, виды предложений;

- свободно ориентироваться в учебнике;

- применять основные правила чтения и орфографии;

 - распознавать и употреблять в речи лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише);

- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя.

Коммуникативные результаты:

- уметь правильно произносить эвенкийские звуки в словах при коммуникативном общении; соблюдать правильное ударение и интонацию в словах и фразах;

- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, приветствие), расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы, и отвечать на вопросы собеседника;

- составлять небольшие монологические высказывания о себе, о своем друге, своей семье, о будущей профессии; использовать оценочную лексику и речевые клише как элементы речевого этикета своей культуры;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе.

Предметные результаты

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности.

Говорение

Диалогическая форма

Вести:

- диалоги в типичных ситуациях учебного и бытового общения;

- диалог-расспрос (запрос информации и ответ на нее);

- диалог-побуждение к действию.

Монологическая форма

- строить элементарные высказывания, сообщения, рассказы о себе, семье, школе, селе, друге, об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение.

Аудирование

Воспринимать на слух и понимать:

- речь учителя и одноклассников в процессе общения;

- небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале;

- тексты в аудиозаписи с новой лексикой;

- понимать опорой на наглядность (предметные картинки, сюжетные рисунки) основное содержание несложных текстов.

Чтение

Читать:

- вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

- про себя и понимать тексты, содержащие как изученный материал, так и отдельные слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.).

Письмо

Владеть:

- техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией);

- основами письменной речи, писать задания с опорой на образец.

Языковые средства и навыки пользования ими

     Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы эвенкийского алфавита. Правильное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний эвенкийского языка. Соблюдение норм произношения (долгота и краткость гласных).Основные правила чтения и орфографии написания наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь. Правописание слов с удвоенными согласными. Использование алфавита и работы словарями, справочниками, каталогами.

Лексическая сторона речи

     Лексические единицы, обслуживающие ситуацию общения в пределах тематики начальной школы:500 лексических единиц для двустороннего (пассивного и активного) усвоения устойчивых словосочетаний, фраз, клише, отражающих культуру эвенкийского народа.

Грамматическая сторона речи

Слово. Предложение. Корень слова. Словообразовательные и формообразующие суффиксы. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное, звательное. Восклицательные и невосклицательные предложения. Утвердительные и отрицательные предложения. Средство выражения и отрицания предложения. Порядок слов в предложении. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Предложения с однородными членами. Существительные в единственном и множественном числе. Прилагательные глаголы. Местоимения числительные междометия.

Планируемы результаты освоения курса «Эвенкийский язык» 1-4 классы

Коммуникативная компетенция

(владение эвенкийским языком как средством общения)

Говорение

Учащийся научится:

- осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики, ситуации общения, обозначенных программой (объем диалога: 1 класс – 2-3 реплики, 2 класс – 3-4 реплики, 4 класс – 4-5 реплик);

- делать элементарные связанные высказывания о себе и окружающей действительности, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к информации или предмету высказывания (объем монологического высказывания: 1 класс - 2 предложения, 2 класс – 3-4 предложения, 3 класс – 4-5 предложений, 4 класс – 5-6 предложений).

Учащийся получит возможность:

- участвовать в диалоге этикетного характера (приветствовать и отвечать на приветствие, прощаться, благодарить), диалоге-расспросе побудительного характера (предлагать что-либо сделать вместе);

- воспроизводить наизусть чистоговорки, скороговорки, стихи, песни, рифмовки.

Аудирование

Учащийся научится:

- различать на слух звуки, буквосочетания, слова, предложения эвенкийского языка, мини0тексты;

- различать на слух интонацию и эмоциональнуюокраску речевых фраз;

- понимать устные высказывания при общении и отвечать на них в пределах тематики ситуаций, обозначенных программой;

- понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;

- понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и др.) и реагировать вербально и невербально на их содержание;

- полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом учащимся языковом материале.

Учащийся получит возможность научиться:

- воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале, и полностью понимать содержащую  в нем информацию.

Чтение

Учащийся научится:

-  соотносить графический образ эвенкийского слова  с звуковым образом;

- читать выразительно небольшие тексты, построенные на изученном материале, соблюдая правила произношения и соответствующую информацию;

- читать про себя и понимать  содержание учебных, а также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню младшего школьника;

- находить в тексте необходимую информацию.

Учащийся получит возможность научиться:

- читать про себя и понимать адаптированные тексты и находить в них информацию.

Письмо и письменная речь

Учащийся научится:

- пользоваться графикой эвенкийского языка, писать короткие тексты;

- списывать с печатного текста;

- выполнять письменные задания (делать подписи к картинкам, выполнять лексические и грамматические упражнения и письменные ответы на вопросы к тексту);

- делать выписки из текста, упражнения;

- создавать собственные тексты;

- дополнять таблицу по образцу;

- подписывать картинки.

Учащийся получит возможность научиться:

- в письменной форме отвечать на вопросы к тексту;

- составлять небольшие рассказы в письменной форме по плану, ключевым словам.

Языкова компетенция

(владение языковыми средствами)

Учащийся научится:

- воспроизводить графически и каллиграфическивсе буквы эвенкийского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов); устанавливать звукобуквенные соответствия;

- осознавать функции йотированных гласных (обозначают два звука);

- оформлять наиболее употребительные слова (активный словарь);

- писать слова с удвоенными согласными;

- пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочникам, каталогами.    

Учащийся получит возможность научиться:

- сравнивать и анализировать буквосочетания эвенкийского языка;

- группировать слова в соответствии с изученными правилами;

  - уточнять правописание слов по словарю.

Фонетическая сторона речи

Учащийся научится:

- различать на слух все буквы и звукосочетания эвенкийского языка;

- соблюдать нормы произношения (долгота и краткость гласных, звонкиеи глухие согласные);

- правильно произносит слова с удвоенными согласными;

- различать ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений.

Учащийся получит возможность научиться:

- различать долготу и краткость гласных;

- соблюдать интонацию перечисления.

Лексическая сторона речи

Учащийся научится:

- распознавать в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетании, оценочную лексику, реплики-клише) как элементы речевого этикета, отражающие культуру эвенкийского народа;

- оперировать в речи активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;

- восстанавливать слова, предложения, тексты с решаемой учебной задачей.

Учащийся получит возможность:

- усвоить устойчивые словосочетания, фразы, клише, отражающие культуру эвенкийского народа.

Грамматическая сторона речи

Учащийся научится:

- распознавать в речи коммуникативныетипы предложений;

- находить главные и второстепенные члены предложения, распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

- отличать словосочетания и предложения;

-  устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;

- распознавать корень слова, словообразовательные и словоизменительные суффиксы;

- распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи (существительные в единственном и множественном числе; склонение имен существительных; притяжательную форму (форма принадлежности) существительных, увеличительные и уменьшительные формы имен существительных;

- находить качественные имена прилагательные, увеличительные и уменьшительные суффиксы имен прилагательных, степени сравнения прилагательных, изменение имен прилагательных по числам и падежам;

- употреблять в речи количественные (до 100) и порядковые числительные (до 50), собирательные числительные;

- распознавать разряды местоимений (личные, возвратные, местоимения, лично-притяжательные, указательные, вопросительные); склонение личных местоимений 1-ого и 2-ого лица, склонение местоимений 3-го лица;

- понимать изменение глагола по лицам и числам; настоящее, прошедшее и будущее время глагола; глаголы повелительного и сослагательного наклонения.

Учащийся получит возможность научиться:

- группировать слова по частям речи в рамках рабочей программы;

- узнавать в предложениях главные члены предложения, второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения;

- оперировать наречиями (авгу, адыра, арай, гороло, доду, дюлэски, окин, тартыки); послелогами (амардун, дагадун, оёдун, чагидадун); междометиями (Аяке! Кэ! Часки! Экэл! Тэде-вэл! Этэм).

Социокультурная компетенция

Учащийся научится:

- называть регионы и районы проживания эвенков;

- рассказывать о символике республики, о национальных праздниках, обычаях и традициях  эвенкийского народа;

- узнавать сюжеты некоторых сказок, персонажей детских произведений.

Учащийся получит возможность научиться:

- употреблять формулы речевого этикета в конкретных ситуациях общения;

- играть в национальные игры;

- участвовать в различных видах деятельности (соревнованиях, конкурсах, праздниках и др.);

- владеть элементарными средствами выражения  чувств, эмоций на эвенкийском языке;

- сравнивать языковые явления эвенкийского языка, русского и якутского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний и простых предложений.

Учебно-познавательна компетенция

Учащийся научится:

- пользоваться двуязычным словарем учебника;

- пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;

 - систематизировать слова, например, по тематическому принципу;

- находить нужную информацию в различных справочных материалах.

Общеучебные умения и навыки, способы деятельности

   На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений и навыков, способов деятельности в следующих пределах:

- умение начинать и завершать разговор, используя речевые клише, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

- умение выделять главное, основное при восприятии на слух речевого высказывания разного вида и типа;

-   умение контролировать и оценивать свои действия (неречевые и речевые) и действия своих товарищей;

- умение соотносить графический образ слова с его звуковым образом;

- умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственного высказывания в пределах обозначенной темы;

- совершенствование приемов работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках русского и якутского языков (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста).

Контрольно-оценочная деятельность

     Рабочая программа предусматривает систему контроля всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения, письма. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. В первом классе не проводятся контрольные диктанты. Начиная со второго класса проводятся пять контрольных диктантов в год, и это позволит проверить знания учащихся. В конце изучения темы проводится контроль устной речи. Формы контроля: диалоги, монологические высказывания, тексты, диктанты, заполнение таблиц и др. программой предусмотрено проведение праздника алфавита. Также предусмотрено вовлечение учащихся в проектную деятельность.

Ценностные ориентиры содержания

При изучении эвенкийского языка в начальной школе стимулируется общее развитие учащихся, развивается их коммуникативная культура, закладываются основы нравственного поведения в процессе общения и обсуждения текстов, идет приобщение к ценностям своей культуры и культуры других народов, формируются ценностные отношения к природе.

Содержании курса

Предметное содержание курса

     Содержание обучения отвечает таким требованиям, как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, высокая духовная ценность, аутентичность и доступность.  Отобранный материал на каждом этапе обучения активизирует у младших школьников познавательную деятельность, мотивирует их к общению на родном (эвенкийском) языке и побуждает интерес к родной культуре.

    Основным требованиям к отбору содержания обучения эвенкийскому языку на начальном этапе является его коммуникативная достаточность и социальная приемлемость к условиям обучения учебному предмету в начальной школе.

      Содержание обучения должно стать надежной базой для изучения эвенкийского языка в основной школе.

   Предметная сторона обучения (о чем говорить, что слушать, читать и писать) отражает типичные для учащихся начальной школы сферы общения и тематику:

  1. социально-бытовая сфера общения (знакомство, малая и большая Родина, школа, мои друзья, семья, мой род, занятия членов семьи и их профессии, семейные традиции, эттикет, дом, село, стойбище, жилище, одежда, национальные блюда и т.д.);
  2. учебно-трудовая сфера (обязанности по дому, помощь родителям, школа, учебные предметы, каникулы и т. д.);
  3. социально-культурна сфера (устное народное творчество, национальные праздники, обычаи и традиции, отдых, увлечения и т.д.);
  4. игровая (любимые игры, национальные игры, зимние и летние состязания и т.д.);
  5. окружающий мир (времена года, растительный и животный мир и т.д.).

Календарно-тематическое планирование уроков родного языка

1 класс

п/п

Тема

Количество часов

1 четверть

Раздел 1. Салдын. Знакомство

1

Знакомство с букварем. Аялди, таткит! (Здравствуй, школа!). Лексика: таткит, алагумни, хунаткан, омолгичан, татчаран, элэкэсипты. Речевые конструкции: Аялди, алагумни! Аялди, таткит! Би таткитту татчам. Эвэды турэн.  

1

2

Митӈи Бугат (Наша Родина). Лексика: Буга, бикит, урикит. Речевые конструкции: Эр урикит? (Это стойбище?) Э, эр урикит (Да, это стойбище). Эр бикит (Это село). Би биҺим Дэвэлчэн (Я Дэвэлчэн). Иеӈнэду бидем (Живу и Иенгре).

1

3

Развитие навыков диалогической речи. Речь устная и письменная. Салдын (знакомство). Лексика: омолгичан, хунаткан. Речевые конструкции: Ӈи гэрбис? Би гэрбив Ӈэрикэн. Си ӈи биҺинни?

1

4

Развитие навыков диалогической речи. Салдын (знакомство). Лексика: омолгичан, хунаткан. Речевые Си ӈи биҺинни? Би хунаткан. Би Ӈэрикэн.

1

5

Турэн - слово. Развитие навыков аудирования по теме "Салдын".

1

6

Слог. Развитие навыков диалогической речи. Речевые конструкции: Он биденни? Аят би бидем.

1

7

Ударение. Слог. Эр - это. Тар - то.

1

8

Идук? - Откуда? Развитие навыков аудирования по теме "Салдын"

1

Раздел 2. «Таткитту би татчам». Я учусь в школе.

9

Речевые конструкции: Минду биҺин - у меня есть. Синду биҺин - у тебя есть. Минду ачин - у меня нет.

1

10

Речевые конструкции: Синду биҺин - у тебя есть. Синду ачин - у тебя нет.

1

11

Описание предметов: Хэгды - большой. Киракан - маленький.

1

12

Развитие навыков диалогической речи по теме "Би таткитту татчам". Речевые конструкции: Ады классту татчанни? В каком классе учишься? Умукэды классту би татчам. Я учусь в первом классе.

1

13

Би таткитту татчам. Я учусь в школе. Лексика: таткит, Бегакан, Бэюткан, онёдём, дукчам, хунаткан, омолгичан.

14

Дёнӈат. Повторение, закрепление пройденного материала.

1

Раздел 3. «Эвикэр». Игрушки.

15

Эвикэр. Игрушки. Лексика: эвикэн, орокон, мавуткан, улукиткан, туксакиткан, сулакиткан, хомотыткан, бэекэн. Речевые конструкции: Эр эвикэн орокон; эр эвикэн …;минду биҺин туксакиткан; минду биҺин …

1

16

Эвикэр. Игрушки. Лексика: бадялакиткан, эӈнэкэн, чиӈэрэкэн, адерэн. Речевые конструкции: сулакиткан адерэн, бадялакиткан адерэн, туксакиткан аҺинкал.

1

17

Эду. Здесь. Таду. Речевые конструкции: эду эӈнэкэн, эӈнэкэн багдарин, таду улукиткан, улукиткан сиӈарин.

1

18

Дёнӈат. Повторение и закрепление пройденного материала.

1

Раздел 4. «Кэргэнми». Семья.

19

Кэргэнми. Моя семья. Лексика: ама, эне, эҺэ, эвэ, акин, экин, нэкун. Речевые конструкции эр минӈи амав, эр минӈи энев, эр минӈи эҺэкэв, эр минӈи эвэв.

1

20

Обучение монологической речи с опорой на схему по теме "Кэргэнми"

1

21

Монолог о семье "Кэргэнми"

1

Раздел 5. "Индечэл-бидечэл игил, буквал-да" Жили-были буквы и звуки

22

Иг [у]. Буквал У, у.  Обучение письму строчной и заглавной букв У у и  произношению  звука  [у]. Лексика: у, угучак, укэӈ, куре, ниру, уҺи, урикит. Речевая конструкция: Угучак минӈи угучакив.

1

23

Иг [м]. Буквал М, м. Обучение произношению звука [у] и письму строчной и заглавной  букв М, м. Лексика: мо, му, мавут, эмкэ, инмэ. Обучение чтению по слогам.  Речевые конструкции: эр мо, эр мавут.

1

24

Иг [а]. Буквал А, а. Обучение произнешению звука [а] и письму строчной и заглавной букв А а. Лексика: авун, авса, атаки, гаг, бира, ама, няма. Обучение чтению по слогам.   Речевые конструкции: Эр ама. Ама эгдэндук эмэрэн. Ама, ама би эридем. Эр авун. Авунма минду эне уллиран.

1

25

Иг [л]. Буквал Л л. Обучение письму строчной и заглавной букв Л л и произношению звука [л]. Лексика: ламу, лавикта, пулат, адыл. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Эр ламу. Би ламуду. Хэгдыкэн ламу. Няма ламуду.

1

26

Дёнӈат. Повторение и закрепление пройденного материала.

1

27

Иг [о]. Буквал О о. Обучение произношению звука [о] и письму строчной и заглавной букв О о .  Лексика: орон, олло, орокто, токи, мо. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Эр олло. Олло муду. Эр токи. Токи эгдэнду. Омолгичан оллово дяваран.

1

28

Иг [к]. Буквал К к. Обучение произношению звука Иг [к] и письму строчной и заглавной букв К к. Лексика: кукты, киран, кумалан, асикта, угучак, куре. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Эр куре. Курекан момакан. Орор куреду. Куктыкан дэгикэн.

1

29

Иг [и]. Буквал И и. Обучение произношению звука [и] и письму строчной и заглавной букв И и . Лексика: ие, илан, иргичи, кулин, улуки.

2 четверть

30

Иг [и]. Буквал И и. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Эр ие. Оронни ие. Эр иргичи. Иргичи эгдэнду. Улуки ирэктэду.

1

31

Иг [н]. Буквал Н н. Обучение произношению звука [н] и письму строчной и заглавной букв Н н . Лексика: нонно, нэмэ, надан, иманнакан, орон.

1

32

Иг [н]. Буквал Н н. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Делэки   - хулукун бэйӈэкэн. Делэки наннан багдарин. Кутурукин коӈнорин. Делэки - гудейкэн бэйӈэкэн.

1

33

Дёнӈат. Повторение изученного лексико-грамматического материала и речевых конструкций.

1

34

Иг [ӈ]. Буквал Ӈ ӈ. Обучение произношению звука [ӈ] и письму строчной и заглавной букв Ӈ ӈ.  Лексика: ӈалэ, ӈинакин, оӈокто, амӈа, куӈакан, укэӈ.

1

35

Иг [ӈ]. Буквал Ӈ ӈ. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Ичэкэл, эр бэекэн Ӈэрикэн. Эр ӈэрикэн амӈан, ӈалэн, оӈоктон. Со гудейкэн Ӈэрикэн.

1

36

Иг [т]. Буквал Т т. Обучение произношению звука [т] и письму строчной и заглавной букв Т т. Лексика: тыгдэ, токи,туксаки, ату, амут.

1

37

Иг [т]. Буквал Т т. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Тар амут. Амутту оллокор. Тар туксакиткан. Иду токиткэн? Токиткэн эгдэнду.

1

38

г [э]. Буквал Э э. Обучение произношению звука [э] и письму строчной и заглавной букв Э э. Лексика: эне, эмкэ, эӈнэкэн, инмэк, диктэ. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Тар эмкэ. Эмкэду нэкукэн. Нэкукэн киракан, гудейкэн.

1

39

Иг [р]. Буквал Р р. Обучение произношению звука [р] и письму строчной и заглавной букв Р р. Лексика: бур, кэвэр, дюр, урэ.

1

40

Иг [р]. Буквал Р р. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Эр урэ. Эр кэвэр. Эр бур.

1

41

Дёнӈат. Повторение изученного лексико-грамматического материала и речевых конструкций.

1

42

Омакта анӈани. Новый год. Лексика: омакта анӈани, асикта, анивур, Эһэкэ Иӈин, Иманнакан. Обучение чтению по слогам.

1

43

Омакта анӈани. Новый год. Лексика: эмум, гакал. Развитие навыков диалогической речи.

1

44

Дёнӈат. Повторение изученного лексико-грамматического материала и речевых конструкций.

1

45

Иг [д], [д'] . Буквал Д д. Обучение произношению звуков [д], [д'] и письму строчной и заглавной букв Д д. Лексика: дэвунӈэктэ, диктэ, дю, дыгин, надан, лэредо.

1

46

Иг [д], [д'] . Буквал Д д. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Синду диктэ биҺин? Минду диктэ биҺин?

1

47

Иг [г]. Буквал Г г.  Обучение произношению звука [г] и письму строчной и заглавной букв Г г. Лексика: гаг, гуявун, гидала, улгуки, гирки.

1

48

Иг [г] . Буквал Г г. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Гагикан багдакан дэгикэн. Минду гуявун биҺин.

1

49

Иг [ч] . Буквал Ч ч. Обучение произношению звука [ч] и письму строчной и заглавной букв Ч ч. Лексика: чалбан, чипкачан, чука, качикан, иргичи.

1

3 четверть

50

Иг [ч] . Буквал Ч ч. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Минду качикан Чипа биҺин. Чипа гоголлон.

1

51

Иг [п]. Буквал П п. Обучение произношению звука [п] и письму строчной и заглавной букв П п. Лексика: пэктырэвун, пулат, тупа, чипкачан.

1

52

Иг [п]. Буквал П п. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Би тупава гам. Минду пулат биҺин.

1

53

Иг [й]. Буквал Й й. Развитие навыков слышать звук [й] и письму строчной и заглавной букв Й Й. Лексика: айкит, айдяран, бэйӈэ. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Бэйӈэкэр эгдэнду  бидерэ. Айчимни айдяран.

1

54

Буквал Я я. Обучение чтению по слогам и письму строчной и заглавной букв Я я. Лексика: ӈянта, дяпкун. Речевые конструкции: Букэл минду ӈянтава. Синду ӈянта биҺин.

1

55

Буквал Ю ю. Обучение чтению по слогам и письму строчной и заглавной букв Ю ю. Лексика: дюр, юктэкэн, дю.  Речевые конструкции: Эр дю. Дю нямакан, аякан.

1

56

Иг [в]. Буквал В в. Обучение произношению звука [в] и письму строчной и заглавной букв В в. Лексика: велика, дяв, эвикэн. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Эр эвикэн. Эвикэн гудейкэн, хэгдыкэн.

1

57

Иг [с]. Буквал С с. Обучение произношению звука [с] и письму строчной и заглавной букв С с. Лексика: сулаки, самӈин, сиҺун, туксаки, сырга.

58

Иг [х]. Буквал Х х. Обучение произношению звука [х] и письму строчной и заглавной букв Х х. Лексика: хороки, химиктэ, хелаки, хокто, хулла.

1

59

Иг [с]. Буквал С с. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: СиҺун сиҺунэдерэн. Туксаки туксадяран.

1

60

Иг [х]. Буквал Х х. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Хоктоли ӈэнэдем. Гороло  ӈэнэдем. Хорокива ичэдем.

1

61

Дёнӈат. Повторение изученного лексико-грамматического материала и речевых конструкций.

1

62

Иг [з]. Буквал З з. Обучение произношению звука [з] и письму строчной и заглавной букв З з. Лексика: зебра, зеркало, замок, газета. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Эр зебра. Зебра хэгды.

1

63

Иг [ы]. Буквал Ы ы. Обучение произношению звука [ы] и письму строчной и заглавной букв Ы ы. Лексика: тыгдэ, агды, дыгин, тыгэ. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Агды, агды ӈэнэкэл! Экэл агдыра.

1

64

Иг [ж]. Буквал Ж ж. Обучение произношению звука [ж] и письму строчной и заглавной букв Ж ж. Лексика: ёж, журнал, пожарник. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции:Минӈи акинми художник. Минӈи амав пожарник.

1

65

Иг [ш]. Буквал Ш ш. Обучение произношению звука [ш] и письму строчной и заглавной букв Ш ш. Лексика: шар, шашки, машина. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Маша шашкалва аниран. Саша шарвэ эмэврэн.

1

66

Буква ь. Обучение чтению по слогам и письму буквы ь. Лексика: фонарь, букварь, тетрадь, лагерь.   Речевые конструкции: Минду тетрадь, букварь биҺи.

1

67

Буква ъ. Обучение чтению по слогам и письму буквы ъ. Лексика: дявъя, адылъя.   Речевые конструкции: Эһэкэ адылъя оран.

1

68

Иг [ф]. Буквал Ф ф.  Обучение произношению звука [ф] и письму строчной и заглавной букв Ф ф. Лексика: футболка, форма, флаг. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Минду гудекэн футболка биҺин. Минӈи формав сиӈарин. Лексика: цыпленок, огурец, курица, цапля. Обучение чтению по слогам.

1

69

Иг [ц]. Буквал Ц ц.  Обучение произношению звука [ц] и письму строчной и заглавной букв Ц ц. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Фермаду кэтэ курицал. Надан цыпленокил балдыра.

1

70

Иг [щ]. Буквал Щ щ.  Обучение произношению звука [щ] и письму строчной и заглавной букв Щ щ. Лексика: щетка, овощи. Обучение чтению по слогам. Речевые конструкции: Энеду би щеткава бум.

1

Раздел 6. «Сакэллу, дёнкаллу, таӈкаллу». Знайте, помните, читайте.

71

Азбука празникин. Праздник азбуки. Работа в группе.

1

72

Игил буквал-да. Буквы и звуки. Различие букв и звуков.

1

73

Эвэдыл эвир, таӈивур. Игры считалки. Обучение чтению по слогам. Развитие навыков аудирования, роизношения звуков.

1

74

"Таня  бэекэннунми" Л Толстойдули. Обучение чтению и развитие навыков аудирования.

1

75

Гласнэил игил, буквал-да. Обучение чтению. Выделение гласных звуков в слове и обозначение на письме буквами. Речевые конструкции: Ӈэрикэн алагудяран туксакитканма. Туксакиткан алагукал буквалва.

1

76

Мит турэтчэп. "Орокор".  Обучение чтению.

1

77

Мит турэтчэп. "Орокор". Развитие навыков диалогической речи. Речевые конструкции: Чалбакан ады орокорри? Надан орокорви. Синду ады?

1

4 четверть

78

"Дэгилвэ ичэдем". А. Романова. Обучение чтению. Речевые конструкции: Урэвэ эвдем. Сигили ӈэнэдем. Мардули  ӈэнэдем. Хинукива ичэдем. Хелакива ичэдем. Хорокива ичэдем.

1

79

Согласнэил игил, буквал-да. Выделение согласных звуков в слове и обозначение на письме буквами. Речевые конструкции: Эй, эй адекэл хутэ!

1

80

Мит турэтчэп. "Эӈнэкэн". А. Мыреева. Развитие навыков аудирования и произношения.

1

81

Мит турэтчэп. "Эӈнэкэн". А. Мыреева. Обучение чтению. Речевые конструкции: Эӈнэкэн балдыран, энинми ичэрэн. Би угучаква ичэдем.

1

82

"ЭҺэкэ". А. Гаюльский. Обучение чтению.

1

83

ЭҺэкэ. А. Гаюльский.  Обучение произношению. Речевые конструкции: Эгдэндули эҺэкэ ӈэнэдерэн. Бирала эҺэкэ эврэн. Тадук нян урэлэ туктыллэн. Таду тактыканмэ ичэрэн.

1

84

Дылгачир, дылгана ачир согласнэил игил. Звонкие и глухие согласные звуки. Произношение звонких и глухих согласных звуков. Речевые конструкции: Би авунма бакам. Би ороконмо бакам.

85

Мит турэтчэп. "Сонкан-бега". Развитие навыков диалогической речи и навыков аудирования.

1

86

Мит турэтчэп. "Сонкан-бега". Развитие навыков диалогической речи.

1

87

Мит турэтчэп. "Дюктэ" Федишинец. Развитие навыков диалогической речи и навыков аудирования.

1

88

Слог. Деление слов на слоги.  Речевые конструкции: Ӈэрикэн дялви сокоррон. Нуӈан тэпкэллэн.

1

89

Мит турэтчэп."Минӈи гиркив".  Развитие навыков диалогической речи. Обучение чтению. Роль животных в своей жизни.

1

90

Мит турэтчэп."Минӈи гиркив". Развитие навыков диалогической речи.

1

91

Мит турэтчэп."Минӈи гиркив". Развитие навыков аудирования.

1

92

Мит турэтчэп. "Эӈнэкэн" Л. Осипова. Развитие навыков аудирования. Обучение чтению.

1

93

Турэн. Слово. Различие слова и предложения. Вычленение слова в предложении.

1

94

Мит турэтчэп. "Минӈи угучакив."  Роль оленя в жизни эвенкийского ребенка.  Речевык конструкции: Эр минӈи угучакив. Угучакив минӈи энэҺи. Учакту намэ биҺин. Нэмэвэ амав орин. Би аявдем угучакви.

1

95

"Сулакит эвивун" А. Романова. Развитие навыков построения сообщения по прочитанному. Обучение чтению по слогам

96

Он турэр строчкалду дукувувкил. Правила переноса слов. Обучение чтению. Речевые конструкции: Униекитту эне чайвэ гаран. Эгдэнду кэтэ бэйӈэл бивкил

1

97

Мит турэтчэп. "Эгдэнты урикит". Развитие навыков диалогической речи и навыков аудирования.

1

98

"Ёхорьё" А. Кудря. Развитие навыков аудирования. Обучение чтению.

99

Дёнӈат. Повторение изученного лексико-грамматического материала и речевых конструкций.

1

Календарно-тематическое планирование уроков родного языка

2 класс

п/п

Тема

Количество часов

1 четверть

 Раздел 1. «Митӈи бугат».Наша Родина.

1

Мит турэтчэп.  Вопрос: Иду? Где? Лексика: бикит, бира, локовун, эгдэн, урикит. Речевые конструкции: иду омолгичан? Омолгиччан бикитту. Иду туксаки? Туксаки эгдэнду. Иду ӈинакин? Ӈинакин бираду.

1

2

Мит турэтчэп. Обучение диалогической речи. Развитие навыков аудирования. Речевые конструкции: Си иду биденни? Би Хатыстырду бидем.

1

3

Предложение. Турэн. Развитие навыков аудирования.

1

4

Предложение. Турэн. Чтение.

1

5

Предложение. Турэн. Развитие навыков   перевода.

1

6

Предложение. Турэн. Составление предложений.

1

7

Предложение. Мит турэтчэп. Чтение "Бикитту".

1

8

Предложение. Мит турэтчэп. Развитие навыков перевода с эвенкийского на русский.

1

9

Предложение. Мит турэтчэп. Развитие навыков диалогической речи.

1

10

Предложение. Мит турэтчэп. Развитие навыков аудирования.

1

11

Предложение. Мит турэтчэп. Составление предложений.

1

12

Предложение. Мит турэтчэп. Вопрос идук? Развитие навыков диалогической речи. Речевые конструкции: Си идук эмэнни? Би Хатыстырдук эмэм.

1

13

Предложение. Мит трэтчэп. Чтение."Идук?"

1

14

Предмет, турэн-дэ. Лексика: эҺэкэ, ӈинакин, мо, хунаткан, тыгэ, таткит.

1

15

Предмет, турэн-дэ. Мит турэтчэп. Распределение слов по тематическим группам. Лексика: орон, улуки, омолгичан, химиктэ, авданна, эвэ, качикан.

1

16

Предмет, турэн-дэ. Мит турэтчэп. Эр экун? Эр ӈи?

1

17

Хэды буква. Бэйӈэл гэрбилтын. Заглавная буква. Клички животных.

1

18

Хэды буква. Бэйӈэл гэрбилтын. Эвенкийские клички животных.

1

19

Хэды буква. Бэйӈэл гэрбилтын. Развитие навыков монологической речи "Минду ӈинакин биhин

1

20

Хэды буква. Бэел гэрбилтын. Заглавная буква. Имена людей.

1

21

Хэды буква. Бэел гэрбилтын. Эвенкийские имена.

1

22

Хэды буква. Бэел гэрбилтын. Обучение монологической речи "Минӈи гэрбив ..."

1

23

Хэды буква. Чтение "Чипкачар, хигэчэн-да"

1

24

Хэды буква. Бикитил гэрбилтын. Заглавная буква. Названия населенных пунктов.

1

25

Хэды буква. Бикитил гэрбилтын. Обучение монолгической речи "Минӈи бикитив"

1

26

Контрольный диктант по теме "Митӈи бугат".

1

27

Дёнӈат. Повторение лексико-грамматического материала и речевых конструкций.

1

2 четверть.

Тема 2. «Балдыдяк дуннэв".

1

28

Буквал ЛЛ.  Развитие навыков аудирования.

1

29

Буквал Л Л. Обучение навыкам перевода с эвенкийского на русский.

1

30

Буквал Л Л. Обучение навыкам диалогической речи. Диалог «Униекитту».

1

31

Буквал НН. Правописание и произношение нн. Лексика: авданна, иманнакан, нанна.

1

32

Буквал НН. Развитие навыков аудирования и навыков диалогической речи.

1

33

Буквал НН. Мит турэтчэп. Развитие навыков диалогической речи. Диалог "Иду биденни?"

1

34

Дёнӈат. Повторение правил правописания и речевых конструкций.

1

35

Буквал СС.  Правописание и произношение СС

1

36

Буквал СС. Чтение.

1

37

Буквал СС. Развитие навыков перевода с эвенкийского на русский.

1

38

Буквал СС. Мит турэтчэп. Развитие напредмеивыков аудирования и навыков диалогической речи.

1

39

Буквал ТТ. Правописание и произношение ТТ.

1

40

Буквал ТТ. Развитие навыков перевода с эвенкийского на русский.

1

41

Буквал ТТ. Развитие навыков аудирования.

1

42

Тема 3. "Бэел, бэйӈэл, идэгэл.Вопрос Ӈиӈи? (чей? По отношению к человеку) Экунӈи? (чей? По отношению к дживотному.

1

43

Ӈиӈи? Экунӈи? Чтение

1

44

Ӈиӈи? Экунӈи? Обучение диалогической речи.

1

45

Ӈиӈи? Экунӈи?  Обучающее аудирование.

1

46

Омакта аӈнани. Новый год.

1

47

Контрольный диктант по теме "Балдыдяк дуннэв".

1

48

Дёнӈат. Повторение правил правописания и речевых конструкций.

1

3 четверть

1

49

Турэр, предметыл гэрбилвэтын ичэвкэндерил. Слова, обозначающие предмет. Эр экун? Эр ӈи?

1

50

Турэр, предметыл гэрбилвэтын ичэвкэндерил. Мит турэтчэп. Обучение диалогической речи.  Имя существительное.

1

51

Предметыл признакилватын эчэвкэндерил. Слова, обозначающие признаки предметов. Лесика: хуларин, чуририн, игдярин, сиӈарин.

1

52

Предметыл признакилватын эчэвкэндерил. Слова, обозначающие признаки предметов. Вопрос экуды?

1

53

Предмет хэгдын. Размер предмета. Лексика: киракан, хэгды, албин, силимкун, нэмкунгугда, наптака.

1

54

Предмет хэгдын. Размер предмета. Вопрос иргэчин?

1

55

Амтачи предмет. Продукты питания и их вкусовые качества. Лексика: алапчу, идарипчу, кирипчу, хэмурин, хэкупчу.

1

56

Амтачи предмет. Продукты питания и их вкусовые качества. Обучение монологической речи.

1

57

Мит турэтчэп. Обучение диалогической речи по теме "Амтачи предмет"

1

58

Дёнӈат. Повторение лексико-грамматического материала и речевых конструкций.

1

59

Мит турэтчэп. Обучение диалогической речи и аудированию по теме "Турэр, предметыл гэрбилвэтын ичэвкэндерил.".

1

60

Мит турэтчэп. Обучение диалогической речи. Игры "Улта-эхо" и "Шарикив экуды ичэдэчи".

1

61

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил. Слова, обозначающие действия предметов. Лексика: онёдёрон, икэндерэн, гогодёрон, олломидяран.

1

62

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил. Слова, обозначающие действия предметов. Вопрос эдяран?

1

63

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил. Мит турэтчэп. Обучение монологической речи.

1

64

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил. Составление предложений по схеме и перевод с эвенкийского на русский.

1

65

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил. Мит турэтчэп. Обучение монологической речи.

1

66

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил. Лексика: хуктыдерэн, ӈэнэдерэн, дэгдерэн, таӈдяран, эвидерэн.

1

67

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил. Составление предложений с опорой на картинки.

1

68

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил.  Обучение диалогической речи. Эвин-игра "Эва ичэчэвун? - Что увидели?"

1

69

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил.  Обучающее аудирование.

1

70

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил. Чтение. Составление предложений по образцу.

1

71

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил. Слова-предметы, слова-действия.

1

72

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил.  Мит турэтчэп. Обучение диалогической речи.  Эвин-игра "Экунма одяран? - Что делает? "

1

73

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил.  Лексика: угучак, гилгэ, нями, идэгэл, дюгудем.

1

74

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил. Чтение "Аял бэлэмнил".

1

75

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил. Чтение "Урикуттула".

1

76

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил. Мит турэтчэп. Обучение монологической речи "Ая бэлэмни".

1

77

Турэр, предметыл одярилватын ичэвкэндерил. Эвин-игра "Хавкал турэнмэ - добавь слово".

1

78

Контрольный диктант.

1

79

Дёнӈат. Повторение лексико-грамматического материала и речевых конструкций.

1

4 четверть.

1

Раздел 4. «Таӈкит».

80

Умукэды, кэтэды таӈу. Единственное и множественное число. Эвин-игра "Экун синду биҺин - Что у вас есть?"

1

81

Умукэды, кэтэды таӈу. Единственное и множественное число. Лексика: эвэнки-эвэнкил, орон-орор, хунат-хунадил, алагумни-алагумнил.

1

82

Умукэды, кэтэды таӈу. Единственное и множественное число. Лексика: эвэнки-эвэнкил, орон-орор, хунат-хунадил, алагумни-алагумнил.

1

83

Умукэды, кэтэды таӈу. Единственное и множественное число. Мит турэтчэп. Обучение диалогической речи.

1

84

Умукэды, кэтэды таӈу. Единственное и множественное число. Речевые констукции: Синду дюр ӈинакир? Э, э, минду дюр ӈинакир. Синду илан орор? Э, э, минду илан орор.

1

85

Умукэды, кэтэды таӈу. Мит турэтчэп. Обучение деалогической речи. Разговор по телефону.

1

86

Умукэды, кэтэды таӈу. Составление предложений по картинкам.

1

87

Умукэды, кэтэды таӈу. Мит турэтчэп.  Стихотворение "Агиду би балдычав" А. Немтушкин.

1

88

Умукэды, кэтэды таӈу. Единственное и множественное число.

89

Умукэды, кэтэды таӈу. Обучающее аудирование.

1

90

Умукэды, кэтэды таӈу. Чтение "Эр минӈи угучакив"

1

91

Умукэды, кэтэды таӈу. Мит турэтчэп. Обучение диалогической речи. Диалог "Улгучэмэчин"

1

92

Умукэды, кэтэды таӈу. Стихотворение "Куктыкэн". З. Пикунова.

1

93

Умукэды, кэтэды таӈу. Эвин-игра "Долдыдям-эҺим долдыра" - "Слышу - не слышу"

1

94

Умукэды, кэтэды таӈу. Мит турэтчэп. Обучение диалогической речи.

1

95

Контрольный диктант.

1

96

Тема 5. Эни-энтыл, ами-амтыл. Эни-энтыл, ами-амтыл.

1

97

Эни-энтыл, ами-амтыл. Члены семьи. Стихотворение "Энин" А. Мыреева.

1

98

Эни-энтыл, ами-амтыл. Члены семьи. Обучение диалогической речи. Эвин-игра "Окал диалогва - составь диалог".

1

99

Обучение монологу по теме «кэргэнми». Моя семья.

100

Эни-энтыл, ами-амтыл. Члены семьи. Стихотворение "Амин" А. Мыреева.

1

101

Контрольный диктан.

1

102

Дёнӈат. Повторение лексико-грамматического материала и речевых конструкций.

1

Календарно-тематическое планирование уроков родного языка

3 класс

п/п

Тема

Количество часов

1 четверть

 Раздел 1. «Митӈи бугат». Наша Родина.

1

Митӈи Бугат. Наша Родина.  Вопрос иду? Где?

1

2

Обучение диалогической речи. Речевые конструкции: Си иду биденни? Би Хатыстырду бидем.

3

Предложение. Турэн. Развитие навыков аудирования.

4

Предложение. Чтение текста «Эгдэнду».

5

Развит е навыков перевода. Текст «Бэйӈэл».

6

Составление предложений по схеме.

7

Чтение и перевод текста «Бикитту».

8

Предложение. Мит турэтчэп. Развитие навыков перевода.

9

Мит турэтчэп. Развитие навыков диалогической речи. Иду?

10

Развитие навыков аудирования «Кэргэнми».

11

Составление предложений по образцу. Кэргэнми.

12

Вопрос идук? Диалогическая речь. Речевые конструкции: Си идук эмэнни? Би Хатыстырдук эмэм.  

13

Мит турэтчэп. Чтение «Идук?»

14

Предмет. Слово. Лексика: эһэкэ, ӈинакин, мо, хунаткан, тыгэ, таткит.

15

Мит турэтчэп.  Вопрос: Иду? Где? Лексика: бикит, бира, локовун, эгдэн, урикит. Речевые конструкции: иду омолгичан? Омолгиччан бикитту. Иду туксаки? Туксаки эгдэнду. Иду ӈинакин? Ӈинакин бираду.

16

Предмет. Слово. Распределение слов по тематическим группам: бэйӈэл, бэел, чукал.

17

Предмет. Слово. Вопросы: Эр экун? Эр ӈи?

18

Хэгды буква. Заглавная буква. Клички животных.

19

Хэгды буква. Эвенкийские клички животных.

20

Хэгды буква. Монолог «Минду ӈинакин биһин».

21

Хэгды буква. Бэел гэрбилтын. Имена людей.

22

Хэгды буква. Имена людей. Монолог «Минӈи гэрбив …»

23

Чтение «Чипкачар хигэчэн-да»

24

Названия населенных пунктов. Бикитил гэрбилтын.

25

Монолог «Минӈи бикитив»

26

Контрольный диктант по теме «Митӈи бугат».

27

Дёнӈат. Повторение и закрепление материала.

28

Балдыдяк дуннэв. Моя малая Родина.  

29

Буква лл. развитие навыков аудирования «Сулаки».

30

Правописание лл. Лексика: олло, уллэ, икэллэн, дукуллан.

31

Диалогическая речь. Диалог «Униекитту».

32

Правописание и произношение нн. Лексика: авданна, иманнакан, нанна.

33

Развитие навыков диалогической речи. Диалог «Бираду».

34

Дёнӈат. Повторение правил правописания и речевых конструкций.

35

Правописание и произношение СС.

36

Правописание и произношение СС. Чтение «Эвиссэрэн…»

37

2 четверть

38

Развитие навыков перевода «Айкитту».

39

Развитие навыков диалогической речи. Диалог «Аялди!»

40

Правописание и произношение тт. Лексика: девкитту, бикитту, айкитту, девкитту.

41

Развитие навыков перевода «Айкитту аичимни хунатканма айдяран».

42

Аудирование «Айкитту». Лексика: айдяран, ичэтчэоэн, долдытчаран.

43

Бэе, бэйӈэл, идэгэл. Люди, животные, предметы быта.

44

Вопросы: Ӈиӈи? Чей? (по отношениюлюдям). Экунӈи? Чей? (по отношению к животным).

45

Вопросы: Ӈиӈи? Экунӈи? Чтение. Экунӈи улукиткан? Улукиӈи улукиткан.

46

Мит турэтчэп. Обучение диалогической речи. Эр синӈи эвикэн? Э-э, эр минӈи эвикэн.

47

Обучающее аудирование «Бэйӈэл».

48

Омакта анӈани. Новый год.

49

Контрольный диктант по теме «Балдыдяк дуннэв».

50

Дёнӈат. Повторение лексики и речевых конструкций.

51

Существительные. Эр экун? Эр ӈи?

52

Развитие навыков диалогической речи. Диалог «Ама  иду минӈи пэктырэвун?»

53

Прилагательные. Лексика: хуларин, чуририн, игдярнн, сиӈарин.

54

Прилагательные. Вопрос: Экуды? Какой?

55

Правописание. Прилагательное. Размер предметов. Киракан, хэгды.

56

Прилагательные. Размер предмета. Вопрос иргэчин?

57

Продукты питания и их вкусовые качества.

58

Монолог «Экуды?». Описание предметов.

59

обучение диалогической речи по теме «Амтачи предмет».

60

Дёнӈат. Повторение лексико-грамматического материала. Закрепление

61

Обучение диалогической речи по теме «Предмет хэгдын».

62

Эвин-игра «Улта – эхо» и «Шарикив экуды».

63

Глагол. Турэр предметыл одярилватын ичэвкэндерил. Онёдёрон, дукудяра, долдытчаран, тэгэтчэрэн.  

64

Глагол. Вопрос: эдяран? Икэндерэн, эвидерэн, эӈтэдерэн.

65

Мит турэтчэп. Монолог «Эӈнэкэн».

66

3 четверть

67

Составление предложений по схеме.

68

Монолог «Энинми хавалдяран».

69

Глагол. Лексика: хуктыдерэн, ңэнэдерэн, дэгдерэн, таңдяран, эвидерэн.

70

Составление предложений с опорой на картинку «Бэйңэл».

71

Обучение диалогической речи. Эвин-игра «Эва ичэчэвун? – что увидел?».

72

Аудирование на тему «Глаголы».

73

Глагол. Составление предложений по образцу.

74

Слова-предметы, слова-действия.

75

Обучение диалогической речи. Эвин-игра «Экунма одяран. – Что делает?»

76

Глагол. Лексика: угучак, гильгэ, нями, идэгэл, дюгудем.

77

Чтение текста «Аял бэлэмнил»

78

Чтение текста «Урикуттула».

79

Обучение монологической речи «Ая бэлэмни бихим би».

80

Обучение диалогической речи «Турэн». Эвин-игра «Хавкал турэнмэ – добавь слово».

81

Глаголы: хуктыдерэн, ңэнэдерэн, хуклэдерэн. Составление предложений.

82

Умукэды, кэтэды таңу. Единственное и множественное число. Эвин-игра «экун синду бихин?  - Что у тебя ест?».

83

Обучение диалогической речи «Экунма нуңан одяран? – Что он делает?»

84

Умукэды, кэтэды таңу. Единственное и множественное число. Чтение и перевод текста.

85

Эвин-игра «Авун-шапка». Обучение диалогу.

86

Обучение диалогической речи «Аялди».

87

Монолог «Экунма би одям. – Что я делаю».

88

Диалог «Улгучэмэчин телефондули» (разговор по телефону).

89

Чтение и перевод стихотворения «Книгалва айдям».

90

Чтение и перевод текста «Эр минңи угучакив».

91

Выразительное чтение и перевод считалки «Умун, дюр, илан…»

92

Речевая конструкция: Идук си эмэнни? Би таткиттук эмэм.

93

Речевая конструкция: Илэ си ңэнэденни? Би дюлэви ңэнэдем.

94

Речевая конструкция: Ады анңаничи бихинни? Би егин анңаничи бихим.

95

Речевая конструкция: Иду биденни? Би Хатыстырду бидем.

96

Речевая конструкция: Энинни гэрбин ңи? Аминни гэрбин ңи?

97

Речевая конструкция «Адыду классту си татчанни? Би илиду классту татчам.

98

Считалка «Би сам тунңа бэйңэл гэрбилвэтын …».

99

Считалка «Би сам тунңа дэгил гэрбилвэтын …»

100

Контрольный диктант «Кэргэнми».

101

Работа над ошибками.

102

Дёнңат. Повторение лексико-грамматического материала.

103

Эвин-игра «Ңи давдыдян? – Кто победит?»

104

Считалка «Би сам дян дюр бегал гэрбилвэтын …»

4 четверть

105

Умукэды, кэтэды таңу. Эвин-игра «Экун синду бихин? – Что у тебя есть».

106

Умукэды, кэтэды таңу. Лексика: эвэнки-эвэнкил, орон-орор, хунат-хунадил.

107

Обучение диалогической речи «Би нимңакарва сам».

108

Речевые конструкции: Синду дюр ңинакир? Э-э, минду дюр ңинакир.

109

Составление предложений по картинкам на тему «Куңакар».

110

Обучающее аудирование «Сулаки чавкачар-да».

111

Считалка «Би сам куликар гэрбилвэтын…».

112

Обучение диалогической речи «Улгучэмэчин».

113

Чтение и перевод стихотворения З.Н. Пикуновой «Куктыкэн».

114

Эвин-игра «Долдыдям. - Эхим долдыра (Слышу – не слышу)».

115

Би сам дян дюр бегал гэрбилвэтын. Я знаю 12 названий месяцев.

116

Чтение диалога «Иду гукчанкит одяңан».

117

Эни-энтыл, ами-амтыл. Семья.

118

Чтение и перевод текста «Би гэрбив Сиһуна».

119

Речевые конструкции. Энинни гэрби ңи? Энинми Энирми гэрби Сиңилгэн.

120

Окал диалогва. Составление диалога на тему «Кэргэн».

121

Обучение монологу на тему «Кэргэн».

122

Стихотворение А.Н. Мыреевой «Энин» (Мама).

123

Би ая бэлэмни эниндуви. Пища Лексика: уллэ, оддо, силэ, укумни, турукэ, му, мо.

124

Стихотворение А.Н. Мыреевой «Амин».

125

Эвин-игра «Аят ичэткэл. – Внимательно смотри».

126

Стихотворение «Урикитту».

127

Сочинение на тему «Кэргэнми»

128

Работа над ошибками

129

Монолог «Би сам тунңа омолгичар гэрбилвэтын …»

1

130

Монолог «Б сам тунңа хунаткар гэрбилвэтын …»

1

131

Дёнңат. Повторение лексико-грамматического материала и речевых конструкций.

1

132

Монолог «Би сам тунңа авдул гэрбилвэтын …»

1

133

Монолог «Би сам дян дэгил гэрбилвэтын»

1

134

Контрольный диктант «Кэргэнми».

1

135

Работа над ошибками.

1

136

Обобщающий урок.

1

Календарно-тематическое планирование уроков родного языка

 4 класс

п/п

Тема

Количество часов

1 четверть

Раздел 1. «Тар митӈи Родинат».

1

Тар митӈи Родинат. Это наша Родина. Чтение. Стихотворение "Алагувкаллу аямат!" И. Монахова.

1

2

Тар митӈи Родинат. Обучение диалогической речи. Диалог "Аялди!"

1

Раздел 2. Дёнӈат. Буквал ЛЛ, НН, СС, ТТ.

3

Предметыл одярилватын турэр. Предметыл признакилватын  ичэвкэндерил турэр. Умукэды, кэтэды таӈу.

1

4

Обучение диалогичемкой речи. Диалог "Олломимнил"

1

5

Дёнӈат. Предметыл признакилватын  ичэвкэндерил турэр. Имена прилгательные.

1

6

Имена прилагательные. Вопросы: Экуды? Иргэчин?

1

7

Дёнӈат. Предмет одярилватын ичэвкэндерил турэр. Глагол.

1

8

Глагол. Вопрос: эдяран?

1

9

Глагол. Стихотворение "Нян болони эмэрэн"

1

10

Глагол. Состваление предложений по схеме.

1

11

Глагол. Обучение монологической речи.  Эвин-игра "Гукэл - скажи".

1

12

Умукэды, кэтэды таӈу. Единственное и множественное число.

1

13

Умукэды, кэтэды таӈу. Развитие навыков аудирования. Эвин-игра "Умукэн-кэтэ - один-много".

1

14

Мит турэтчэп. Развитие навыков аудирования. Эвин-игра "Бакакал турэнмэ - найди слово".

1

15

Мит турэтчэп. Чтение и перевод стихотворения "Бугат" М. Лисянской.

1

Раздел 3. Предложение.

16

Предложениел. Чтение и перевод текста.

1

17

Предложениел. Типы предложений.

1

18

Эвин-игра "Предложениевэ гукэл - Скажи предложение"

1

19

Повествовательные предложения.

1

20

Повествовательные предложения. Чтение и перевод текста "Качикан"

1

21

Эвин-игра "Повествовательные предложения".

1

22

Проект "Минӈи качиканми - Мой щенок".

1

23

Вопросительные предложения. Обучение диалогической речи.

1

24

Побудительные предложения. Чтение. Перевод.

1

25

Звательнаил предложениел. Обучение диалогической речи.

1

26

Восклицательные предложения. Чтение. Перевод.

1

27

Мит турэтчэп. Обучение диалогической речи. Эвин-игра "Тэдет окал - Сделай правильно".

1

28

Контрольнай диктант.

1

29

Дёнӈат. Повторение лексико-грамматического материала и речевых конструкций.

1

2 четверть.

1

30

Главные члены предложения.

1

31

Главные члены предложения. Чтение перевод. Составление предложений.

1

32

Второстепенные члены предложения. Определение.

1

33

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

34

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

1

35

Подлежащее. Составление предложений.

1

36

Подлежащее. Мит турэтчэп Обучение диалогической речи.

1

37

Сказуемое. Чтение. Перевод.

1

38

Сказуемое. Мит турэтчэп. Обучающее аудирование.

1

39

Сказуемое. Мит турэтчэп. Обучение диалогической речи. Эвин-игра "Тагкэл - Отгадай".

1

40

Нераспространенное предложение. Чтение. Перевод. Анализ предложений.

1

41

Распространеное предложение. Чтение. Перевод. Анализ предложений.

1

42

Подлежащее и сказеумое. Чтение. Перевод. Анализ предложений.

1

43

Мит турэтчэп. Обучение монологической речи. Текст "Орор"

1

44

Мит турэтчэп. Обучение диалогической речи.

1

45

Мит турэтчэп. Обучающее аудирование.

1

46

Мит турэтчэп эвин-игра "Тэде-гу? - Правда ли?".

1

47

Ознакомительное чтение "Эгдэнду".

1

48

Обучение монологической речи. Текст "Тугэни"

1

49

Омакта анӈани. Новый год. Чтение. Анализ текста.

1

50

Омакта анӈани. Новый год. Хоровод "Ёхорьё".

1

51

Контрольнай диктант "Этэечимни".

1

52

Контрольнай диктант. Работа над ошибками.

1

53

Дёнӈат. Систематизация и обобщение пройденного материала.

1

3 четверть.

1

54

Однородные члены предложения. Чтение "Тугэни."

1

55

Однородные члены предложения. Мит турэтчэп. Обучение диалогической речи.

1

56

Порядок слов в предложении.

1

57

Порядок слов в предложении.  Обучений диалогической речи

1

58

Порядок слов в предложении. Составление предложений.

1

59

Словосочетание.

1

60

Словосочетание. Эвин-игра "Предложение-гу словосочетание-гу - Предложение или словосочетание".

1

Раздел 4. Словообразование.

61

Корень слова. Чтение "Бэюмикитту"

1

62

Корень слова. Разбор слов по составу.

1

63

Словообразовательные суффиксы. Суффикс -ды.

1

64

Словообразовательные суффиксы. Суффикс -кит.

1

65

Словообразовательные суффиксы. Суффикс. Суффикс - мни

1

66

Словообразовательные суффиксы. Составление предложений.

1

67

Словообразовательные суффиксы. Чтение "Ӈи экунма одяран".

1

68

Словообразовательные суффиксы. Чтение "Айкит".

1

69

Дёнӈат. Эви-игра "Тагкэл, ӈи биҺим би - Узнай кто я по профессии"

1

70

Словообразовательные суффиксы. Суффикс -вун.

1

71

Словообразовательные суффиксы. Суффикс - кса.

1

72

Словообразовательные суффиксы. Суффикс - рук.

1

73

Дёнӈат. Эвин-игра "Иргичи, орор-до".

1

74

Словообразовательные суффиксы. Суффикс - ткан, -ткэн, -ткон.

1

75

Словообразовательные суффиксы. Суффикс -дя, де, дё.

1

76

Словообразовательные суффиксы. Обучение диаологической речи.

1

77

Дёнӈат.  Эвин-игра "Гукэл-Скажи".

1

78

Формава одярил суффиксал. Формообразующие суффиксы

1

79

Контрольный диктант.

1

80

Работа над ошибками.

1

4 четверть.

1

81

Формава одярил суффиксал. Формообразующие суффиксы. Суффикс -ду, -ту.

82

Мит турэтчэп. Обучение диалогической речи. Вопросы: Иду? Экунду?Ӈиду.

1

83

Формава одярил суффиксал. Формообразующие суффиксы.  Чтение "Иргичи сулаки-да".

1

84

Формава одярил суффиксал. Формообразующие суффиксы. Суффикс -ва, - ма.

1

85

Формава одярил суффиксал. Формообразующие суффиксы.  Перевод.

1

86

Формава одярил суффиксал. Формообразующие суффиксы. Обучение диалогической речи. Вопросы: Ӈивэ? Экунма? Эва?

1

87

Контрольный диктант "Неӈнени оран".

1

88

Работа над ошибками.

1

89

Мит турэтчэп. Стихотворение "Эгдэнду"

1

90

Формава одярил суффиксал. Формообразующие суффиксы. Суффиксы: - ла, -лэ, -ло; - дула, - дулэ; -тула, - тулэ.

1

91

Эвин-игра "Урикуттула гадям … - в стойбище возьму ...".

1

92

Формава одярил суффиксал. Формообразующие суффиксы. Вопросы: Илэ? Ӈилэ? Экундула? Экурдула? Ӈилдулэ?

1

93

Формава одярил суффиксал. Формообразующие суффиксы. Суффиксы: -тки, - тыки. Суффиксы: -т, -ди.

1

94

Формава одярил суффиксал. Формообразующие суффиксы. Обучение диалогической речи. Диалог "Улуки".

1

95

Формава одярил суффиксал. Формообразующие суффиксы. Вопросы: Ӈитки? Экунтыки? Иртыки?

1

96

Формава одярил суффиксал. Формообразующие суффиксы. Обучение диалогической речи диалог кукушки из сказки "Тураки, кукучан-да".

1

97

Формава одярил суффиксал. Формообразующие суффиксы. Чтение "Эӈнэкэн"

1

98

Формава одярил суффиксал. Формообразующие суффиксы. Суффиксы: -ли, -дули, -тули, -гит, -кит, -нит.

1

99

Обучение диалогической речи.  Вопросы ады? окин?

1

100

Формава одярил суффиксал. Формообразующие суффиксы. Обучение диалогической речи. Вопросы: Ӈиннун? Экуннун?

1

101

Контрольный диктант "Улуки".

1

102

Закрепление и повторение лексико-грамматического материала и речевых конструкций.

1

Программно-методическое обеспечение курса «Родной (эвенкийский) язык»

Учебник, учебное пособие

2 кл.

 Эвенкийский язык.2 класс Н.Я.Булатова. Санкт-Петербург «Просвещение», 1998.

3 кл.

Эвенкийский язык.3 класс З.И.Ковалева, Санкт-Петербург «Просвещение», 1998.

4 кл.

Эвенкийский язык. Н.И.Гладкова. Санкт-Петербург «Просвещение», 2001.

Электронное приложение к УМК

1. Азбука. Говорящая книга для детей с рисунками. Г.И.Варламова, З.Н.Пикунова, А.Н.Варламов, А.Л.Варламов.

2. Аудиокурс по эвенкийскому языку

3. Электронная книга «Дорогой предков: эвенки». Берелтуева Д.М., ООО «Портал Хабаровск»,2014

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Афанасьева Е.Ф., Воронина А.А. Сборник тестов по эвенкийскому языку и литературе. Улан – Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005.

Методическая литература для учителя

  1. Василевич Г.М.. Русско-эвенкийский словарь. - СПб: филиал издательства «Просвещение», 2005.
  2. Грамматика эвенкийского языка в таблицах. Ю.Д.Сверчкова. Санкт-Петербург «Просвещение», 2004
  3. Книга для учителя эвенкийской начальной школы. А.Ф.Бойцова, Н.Я.Булатова, З.И.Ковалева и др. Ленинград «Просвещение», 1989.
  4. Миронова Е.Д. Активизация словарного запаса. – У-У: Изд-во «Бэлиг», 2004.
  5. Сборник диктантов и изложений. З.Н.Пикунова. Санкт-Петербург «Просвещение»,2003
  6. Словарь эвенкийско-русский и русско-эвенкийский: Пособие для уч-ся 1-4 кл., СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса на основе авторской программы Канакиной В. П.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе авторской программы Русский язык В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого / Шко...

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса. На основе авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной – УМК «Школа России»

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 2 класса

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 2 класса...

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 9 класса

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 9 класса...

Рабочая программа по эвенкийскому языку для 1 класса

Рабочая программа по эвенкийскому языку для 1 класса...

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 1 класса

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 1 класса...