Рабочая программа по русскому языку для 3 класса на основе авторской программы Канакиной В. П.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе авторской программы Русский язык В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого / Школа России. Концепция и программа для нач. кл. В 2 ч. Ч1/(М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.). - 3-е изд. – M.; Просвещение, 2008. - 158с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._3_klass.docx | 43.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе авторской программы Русский язык В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого / Школа России. Концепция и программа для нач. кл. В 2 ч. Ч1/(М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.). - 3-е изд. – M.; Просвещение, 2008. - 158с.
Цели:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи:
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- развитие устной диалогической и монологической речи школьников, умения письменно излагать свои мысли в виде текста;
- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);
- активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно –речевой деятельности учащихся;
- создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку;
- закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование: программа «Школа России» рассчитана на 170 часов в год. Но в соответствии с годовым календарным учебным графиком (приказ №319 от 31.05.2012 года) продолжительность учебного года во 2 - 4 классах - 35 учебных недель, т.е. на изучение русского языка в 3 классе отводится 175 часов. Дополнительные часы добавлены в раздел «Повторение пройденного за год».
Программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
Русский язык: учебник для 3 кл.: нач. шк. : в 2 ч. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий – М. Просвещение, 2010-2011
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по русскому языку, - 175 часов, в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ:
- контрольный диктант -4
- словарный диктант - 4
- тестирование - 2
- контрольная работа - 4,
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
Названия и определения частей слова; частей речи; членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).
Учащиеся должны уметь:
- Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55 -65 слов), включающий изученные орфоргаммы;
-проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
-производить звуковой и звуко- буквенный разбор слова;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
-распознавать части речи и их грамматические признаки;
-интонационно правильно произносить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и интонации;
-вычленять в предложении основу и словосочетания;
-производить элементарный синтаксический разбор предложений;
-определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части;
-определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- писать изложение и сочинение (60 - 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Содержание программы
Наша речь и наш язык. | 2ч |
Текст. | 2ч |
Предложение. | 12ч |
Слово и его лексическое значение. | 6ч |
Части речи. | 5 ч |
Однокоренные слова. | 1 ч |
Слово, слог, звуки и буквы. | 7 ч |
Общее понятие о значимых частях слова. | 20 ч |
Правописание частей слова. | 30 ч |
Имя существительное. | 30 ч |
Имя прилагательное. | 19 ч |
Местоимение. | 5 ч |
Глагол. | 21 ч |
Повторение изученного за год. | 10 ч |
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохожде ния | Примечание | ||
Вспоминаем, повторяем, изучаем (35 ч) | ||||||
Наша речь и наш язык (2 ч) | ||||||
1 | Наша речь и наш язык. | 1 | 3.09 | |||
2 | Наша речь и наш язык. | 1 | 4.09 | |||
Текст (2 ч) | ||||||
3 | Текст как единица языка и речи. | 1 | 5.09 | |||
4 | Текст. Типы текстов. | 1 | 6.09 | |||
Предложение (12 ч) | ||||||
5 | Предложение. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | 7.09 | |||
6 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 10.09 | |||
7 | Входная контрольная работа №1: «Проверка знаний и умений на начало учебного года». | 1 | 11.09 | |||
8 | Виды предложений по интонации. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | 12.09 | |||
9 | Обобщение знаний о видах предложений. | 1 | 13.09 | |||
10 | Обращение. Знаки препинания при обращении. Словарный диктант №1 | 1 | 14.09 | |||
11 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 17.09 | |||
12 | Словосочетание. | 1 | 18.09 | |||
13 | Словосочетание и предложение. Обобщение знаний. | 1 | 19.09 | |||
14 | Простое и сложное предложение (общее понятие). | 1 | 20.09 | |||
15 | Союзы в сложном предложении. | 1 | 21.09 | |||
16 | Составление сложных предложений из двух простых. | 1 | 24.09 | |||
Слово и его лексическое значение (6 ч) | ||||||
17 | Слово и его лексическое значение. | 1 | 25.09 | |||
18 | Упражнение в распознавании лексических групп слов в речи. | 1 | 26.09 | |||
19 | Омонимы. | 1 | 27.09 | |||
20 | Слово и словосочетание. Словарный диктант №2 | 1 | 28.09 | |||
21 | Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). | 1 | 1.10 | |||
22 | Р/р. Подробное изложение с языковым анализом текста. | 1 | 2.10 | |||
Части речи (5 ч) | ||||||
23 | Части речи. Редактирование текста изложения. | 1 | 3.10 | |||
24 | Части речи. Имя существительное. Местоимение. | 1 | 4.10 | |||
25 | Части речи. Имя прилагательное. | 1 | 5.10 | |||
26 | Части речи. Глагол. | 1 | 8.10 | |||
27 | Имя числительное как часть речи. | 1 | 9.10 | |||
Однокоренные слова (1ч) | ||||||
28 | Однокоренные слова. | 1 | 10.10 | |||
Слово и слог. Звуки и буквы. (7 ч) | ||||||
29 | Слово и слог. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. | 1 | 11.10 | |||
30 | Правописание безударных гласных в корне слов после шипящих. Словарный диктант №4 | 1 | 12.10 | |||
31 | Р/р. Сочинение по материалам экскурсии в парк. | 1 | 15.10 | |||
32 | Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Редактирование текста сочинения. | 1 | 16.10 | |||
33 | Разделительный мягкий знак. | 1 | 17.10 | |||
34 | Контрольная работа №2по теме «Повторение» | 1 | 18.10 | |||
35 | Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Работа над ошибками, допущенными в диктанте Контрольный словарный диктант №4 | 1 | 19.10 | |||
Состав слова 50ч | ||||||
Общее понятие о значимых частях слова (20ч) | ||||||
36 | Однокоренные слова. Корень слова. | 1 | 22.10 | |||
37 | Упражнение в написании корня в однокоренных словах. | 1 | 23.10 | |||
38 | Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием | 1 | 24.10 | |||
39 | Упражнение в написании корня в однокоренных словах. Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | 25.10 | |||
40 | Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов | 1 | 26.10 | |||
41 | Сложные слова | 1 | 5.11 | |||
42 | Формы слова. Окончание. | 1 | 6.11 | |||
43 | Окончание и его роль в слове, в словосочетании и в предложении. Словарный диктант №5 | 1 | 7.11 | |||
44 | Обобщение знаний о корне и об окончании как значимых частях слова. | 1 | 8.11 | |||
45 | Приставка. Общее понятие. | 1 | 9.11 | |||
46 | Приставка – значимая часть слова. | 1 | 12.11 | |||
47 | Обобщение знаний о роли приставок в слове. | 1 | 13.11 | |||
48 | Суффикс. Общее понятие. | 1 | 14.11 | |||
49 | Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффикса. | 1 | 15.11 | |||
50 | Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | 16.11 | |||
51 | Обобщение и систематизация знаний о составе слова | 1 | 19.11 | |||
52 | Диктант по теме « Состав слова» | 1 | 20.11 | |||
53 | Упражнение в разборе слов по составу. Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | 21.11 | |||
54 | Р/р Подробное изложение текста на основе зрительного восприятия и языкового анализа текста. | 1 | 22.11 | |||
55 | Упражнение в разборе слов по составу. Редактирование текста изложения. | 1 | 23.11 | |||
Правописание частей слова (30 ч) | ||||||
56 | Общее представление о правописании частей слова. Словарный диктант №6 | 1 | 26.11 | |||
57 | Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. | 1 | 27.11 | |||
58 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. | 1 | 28.11 | |||
59 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Самостоятельная работа | 1 | 29.11 | |||
60 | Наблюдение над словами с буквосочетаниями –ере- -оро-, -оло-. Свободный диктант | 1 | 30.11 | |||
61 | Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. | 1 | 3.12 | |||
62 | Упражнение в написании слов с парными по глухости - звонкости согласными в корне. | 1 | 4.12 | |||
63 | Упражнение в написании слов с парными по глухости – звонкости согласными и безударными гласными в корне. | 1 | 5.12 | |||
64 | Проверочная работа. Составление текста по сюжетному рисунку | 1 | 6.12 | |||
65 | Редактирование текста сочинения. Анализ сочинений. Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | 7.12 | |||
66 | Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками. Словарный диктант №7 | 1 | 10.12 | |||
67 | Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками. | 1 | 11.12 | |||
68 | Сопоставление правил о правописании корня. | 1 | 12.12 | |||
69 | Проверочный диктант с грамматическим заданием. | 1 | 13.12 | |||
70 | Двойные согласные. Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | 14.12 | |||
71 | Правописание слов с двойными согласными. | 1 | 17.12 | |||
72 | Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». | 1 | 18.12 | |||
73 | Упражнение в правописании значимых частей слова. Анализ сочинений. | 1 | 19.12 | |||
74 | Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов -ик, -ек . | 1 | 20.12 | |||
75 | Упражнение в правописании суффиксов. | 1 | 21.12 | |||
76 | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием за полугодие | 1 | 24.12 | |||
77 | Правописание слов с приставками. Работа над ошибками, допущенными в диктанте Контрольный словарный диктант №8 | 1 | 25.12 | |||
78 | Упражнение в правописании значимых частей слова | 1 | 26.12 | |||
79 | Приставки и предлоги. | 1 | 27.12 | |||
80 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 28.12 | |||
81 | Разделительный твёрдый знак. Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте. | 1 | ||||
82 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | ||||
83 | Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками. | 1 | ||||
84 | Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаками. | 1 | ||||
85 | Р/р Обучение составлению объявления. | 1 | ||||
Имя существительное (30 ч) | ||||||
86 | Части речи. Редактирование текста. | 1 | ||||
87 | Понятие об имени существительном как части речи. Словарный диктант №9 | 1 | ||||
88 | Имя существительное | 1 | ||||
89 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | ||||
90 | Обучающее подробное изложение повествовательного текста. | 1 | ||||
91 | Собственные и нарицательные имена существительные. Редактирование текста изложения. | 1 | ||||
92 | Изменение имён существительных по числам. | 1 | ||||
93 | Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. | 1 | ||||
94 | Изменение имен существительных по числам. Упражнение по развитию связной речи | 1 | ||||
95 | Род имён существительных. | 1 | ||||
96 | Определение рода имён существительных в косвенных падежах. | 1 | ||||
97 | Имена существительные общего рода. Словарный диктант №10 | 1 | ||||
98 | Работа над ошибками. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | ||||
99 | Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук. | 1 | ||||
100 | Проверочный диктант с грамматическим заданием. | 1 | ||||
101 | Подробное изложение повествовательного текста | 1 | ||||
102 | Изменение имён существительных по падежам. Редактирование текста изложения. | 1 | ||||
103 | Упражнение в склонении и в определении падежей имён существительных | 1 | ||||
104 | Несклоняемые имена существительные. Р/р Сочинение по сюжетным рисункам | 1 | ||||
105 | Именительный падеж имён существительных. Редактирование текста сочинения. | 1 | ||||
106 | Родительный падеж имён существительных. Словарный диктант №11 | 1 | ||||
107 | Дательный падеж имён существительных. | 1 | ||||
108 | Винительный падеж имён существительных. | 1 | ||||
109 | Упражнение в распознавании изученных падежей имён существительных. | 1 | ||||
110 | Творительный падеж имён существительных. | 1 | ||||
111 | Предложный падеж имён существительных. | 1 | ||||
112 | Р/р Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | ||||
113 | Обобщение знаний о падежах имён существительных. Редактирование текста изложения. | 1 | ||||
114 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных. | 1 | ||||
115 | Тестирование по теме «Имя существительное». | 1 | ||||
Имя прилагательное ( 19 часов) | ||||||
116 | Понятие об имени прилагательном как части речи. | 1 | ||||
117 | Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление). Словарный диктант №12 | 1 | ||||
118 | Р/р Сочинение по репродукции картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | ||||
119 | Упражнение в подборе и правописании имён прилагательных. Редактирование текста сочинения. | 1 | ||||
120 | Художественное и научное описание (общее знакомство). | 1 | ||||
121 | Составление научного или художественного текста — описания растения. | 1 | ||||
122 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | ||||
123 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных по родам. | 1 | ||||
124 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 | ||||
125 | Контрольная работа №3 по теме: «Имя прилагательное и его грамматические признаки» | 1 | ||||
126 | Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | ||||
127 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | ||||
128 | Обобщение и систематизация изученного материала. Контрольный словарный диктант №13 | 1 | ||||
129 | Краткое изложение повествовательного текста. | 1 | ||||
130 | Изменение имён прилагательных по падежам.(Общее представление) Редактирование текста изложения. | 1 | ||||
131 | Упражнение в определении падежа имён прилагательных. Начальная форма . | 1 | ||||
132 | Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи. | 1 | ||||
133 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | ||||
134 | Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками». | 1 | ||||
Местоимение(5 часов) | ||||||
135 | Личные местоимения (общее представление). Редактирование текста изложения. | 1 | ||||
136 | Личные местоимения третьего лица. | 1 | ||||
137 | Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. | 1 | ||||
138 | Обобщение знаний о местоимении. Ознакомление особенностью текста – письма. Словарный диктант №14 | 1 | ||||
139 | Ознакомление с особенностью текста – письма. | 1 | ||||
Глагол(21 ч) | ||||||
140 | Работа над ошибками. Понятие о глаголе как части речи. | 1 | ||||
142 | Упражнение в определении лексического значения глагола. | 1 | ||||
142 | Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. | 1 | ||||
143 | Р/р Составление рассказа по сюжетным рисункам | 1 | ||||
144 | Глаголы в неопределённой форме. Редактирование текста сочинения. | 1 | ||||
145 | Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. | 1 | ||||
146 | Число глаголов. Изменение глаголов по числам | 1 | ||||
147 | Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа. | 1 | ||||
148 | Изменение глаголов по временам. Словарный диктант №15 | 1 | ||||
149 | Упражнение в определении времени глагола. | 1 | ||||
150 | Изменение глаголов по временам | 1 | ||||
151 | Упражнение в изменении глаголов по временам. | 1 | ||||
152 | Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | ||||
153 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Редактирование текста изложения. | 1 | ||||
154 | Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. | 1 | ||||
155 | Частица не с глаголами. | 1 | ||||
156 | Правописание не с глаголами | 1 | ||||
157 | Обобщение и систематизация знаний о глаголе. | 1 | ||||
158 | Контрольный диктант№3 по теме «Глагол» | 1 | ||||
159 | Обобщение знаний о глаголе. Работа над ошибками. Словарный диктант №16 | 1 | ||||
160 | Подробное изложение повествовательного текста | 1 | ||||
Повторение (13 ч) | ||||||
161 | Части речи: самостоятельные и служебные. Редактирование текста изложения. | 1 | ||||
162 | Контрольная работа №4 по теме: «Части речи» | 1 | ||||
163 | Текст и предложение как единицы языка и речи. | 1 | ||||
164 | Слово и его лексическое значение. Словосочетание. | 1 | ||||
165 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||||
166 | Работа над ошибками. Состав слова. Разбор слов по составу. | 1 | ||||
167 | Основа предложения. Сложное предложение. | 1 | ||||
168 | Итоговое тестирование: «Повторение изученного материала в 3 классе». | 1 | ||||
169 | Правописание суффиксов, приставок в словах и окончаний имён прилагательных. Контрольный словарный диктант №17 | 1 | ||||
170 | Обобщение и систематизация изученных орфограмм. | 1 | ||||
171 | Обобщение и систематизация изученных орфограмм. | 1 | ||||
172 | Обобщение и систематизация изученных орфограмм. | 1 | ||||
173 | Грамматические признаки глаголов. Обобщение знаний. | 1 | ||||
174 | Обобщение знаний об именах прилагательных | 1 | ||||
175 | Итоговый урок. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | 1 |
Формы и средства контроля
Контрольный диктант | 4 |
Словарный диктант | 4 |
Контрольные работы | 4 |
Тестирование | 2 |
Итого: | 14 |
Контрольные работы представлены в методическом пособии «Русский язык» авторы В.П. Канакина, Г.А.Фомичёва
Учебно-методические средства обучения
Литература для учителя:
основная:
1. Школа России. Концепция и программа для нач. кл. В 2 ч. Ч1/(М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова,С.И. Волкова и др.). - 3-е изд. – M.; Просвещение, 2008.
2. Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 кл.: учебник. – М.: Просвещение, 2009,2010.
3. Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык: методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 3 кл. – М.: Просвещение, 2006.
дополнительная:
- 1.Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 кл.: рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2010.
- В.Т. Голубь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 2 класс. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
- Т.В. Игнатьева, Л.И. Тикунова. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку. 3 класс.- Издательство «Экзамен» - Москва, 2006.
Литература для учащихся:
основная:
- Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 кл.: учебник. – М.: Просвещение, 2009, 2010.
дополнительная:
- Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 кл.: рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2010, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 4 класса на основе авторской программы Л. Г. Петерсон (Школа 2000")
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной пр...
Рабочая программа по физической культуре 2 класс на основе авторской программы В.И. Лях
Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...
Рабочая программа по физической культуре 4 класс на основе авторской программы В.И.Ляха
Рабочая программа по физической культуре 4 класс на основе программы В.И.Ляха...
Рабочая программа по математике для 2 класса (на основе авторской программы М.И.Моро)
Рабочая программа по математике для 2 класса включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по технологии для 2 класса на основе авторской программы О.А.Куревина, Е.А.Лутцева
Рабочая программа по технологии для 2 класса на основе авторской программы О.А.Куревина, Е.А.Лутцева...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по литературному чтению 2 класс на основе авторской программы В.Ю. Свиридова
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской: В.Ю. Свиридова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...