Рабочая программа по эвенкийской литературе для 9 класса
рабочая программа

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_9_kl_po_lit_2021-22.docx169 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Данная рабочая программа составлена на основании

Данная рабочая программа составлена на основании

- Федерального Закона  «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. (с изменениями и дополнениями);

-Закона «Об образовании в РБ» от 13 декабря 2013 года N 240-V (с изменениями и дополнениями);

- Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (Приказ МО и Н РФ№ 1897 от 17 декабря 2010 г.) (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577);

- Примерной основной образовательной программы ООО, утвержденной  МО и Н РФ от 8 апреля 2015 г. № 1/15;

-  Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказа Минпросвещения России от 22.11.2019 N 632 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345"

- Санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Дыренская СОШ»;

-Устава МБОУ «Дыренская СОШ»;

- Приказа № 1 по школе от 31 августа 2022 года «Об утверждении ООП ООО школы на 2022-2023 уч.г.»

В соответствии с Федеральным базисным планом и учебным планом МБОУ «Дыренская СОШ» учебный предмет «Эвенкийская литература» является обязательным и на его преподавание отводится 2 часа в неделю.

Рабочая программа по эвенкийской литературе  представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, календарно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, приложения.

Основное назначение предмета «Эвенкийская  литература» в школьном обучении состоит в овладении  учащимися умением общаться на нём, т.е. речь идёт о формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение и понимание на слух) и опосредованное общение (чтение с пониманием текстов, письмо). Эвенкийский язык является одним из главных элементов культуры эвенкийского народа – носителя данного языка. Совершенствование коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;- развитие интереса  и положительного отношения к материальной и духовной культуре своего народа; - приобщение к духовным  ценностям своего народа, расширение кругозора;- воспитание   качеств   гражданина, патриота;

- развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных национальностей, толерантного отношения  к проявлениям иной культуры;

Цели

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для данного учебного предмета на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В своей работе с детьми учитель должен ориентироваться на требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования.

Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам

Личностные результаты:

  • понимать социальную роль ученика;
  • осознавать себя гражданином РФ, представителем своего  народа;
  • воспринимать эвенкийскую литературу как главную часть культуры своего народа;
  • уважать свой родной язык и традиции народа;
  •   понимать причины успешности/неуспешности в учёбе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные результаты:

  • иметь мотивацию к изучению эвенкийской литературы;
  • понимать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
  • оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев;
  • осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи.

Познавательные результаты:

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников) при решении познавательной задачи;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в интернете, словарях, энциклопедиях и т.д.);
  • выделять существенную информацию из адаптированных текстов;
  • анализировать, сравнивать, давать характеристику, свободно ориентироваться в учебнике;
  • применять основные правила чтения и орфографии;
  • распознавать и употреблять в речи лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише);
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя.

        Коммуникативные результаты:

  • уметь правильно произносить  эвенкийские звуки в словах  при коммуникативном общении; соблюдать правильное ударение и интонацию в словах и фразах;
  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, приветствие), расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы и отвечать на вопросы собеседника;
  • составлять небольшие монологические высказывания о себе, о своём друге, о своей семье, о будущей профессии; использовать оценочную лексику и речевые клише как элементы речевого этикета своей культуры;
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в группе.

Предметные результаты:

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

В процессе обучения литературе в 9 классе должны быть сформированы следующие  коммуникативные умения:

1)в области говорения

-осуществлять  диалогическое общение на бытовом уровне в пределах изучаемой тематики;

- овладевать монологической  формой общения в пределах изучаемой тематики;

2) в области аудирования

- понимать на слух живую эвенкийскую речь как при непосредственном общении с собеседником, так и при разговоре  окружающих;

3) в области письма

- заполнять таблицы;

- делать выписки из текста с опорой  на  образец с целью их использования в собственных высказываниях, в проектной деятельности;

4) в области чтения

-умение определять тему, содержание текста по заголовку;

- выделять основную мысль;

- использование словаря независимо от вида чтения;

- чтение и понимание текстов с различной глубиной  и точностью проникновения в их содержание;

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения учащихся

- написание сочинений по литературным произведениям;

- творческие задания, их проверка: различные виды пересказов, ответы на вопросы (устные и письменные);

- составление планов будущего сочинения;

- написание отзывов о произведениях;

- создание рассказа - характеристики одного из героев или группы героев;

- создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа…)

- проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- тестирование;

- контрольные вопросы;

- самостоятельные работы. 

Формы занятий. 
1. Основная форма занятия в 9 классе – урок чтения и изучения произведения. 
2. Теория, практические занятия – элементы многих уроков. 
3. Аналитическая беседа. 
4. Разнообразные формы чтения (выразительное чтение и чтение про себя, чтение наизусть, по ролям, инсценированное чтение) 

                                                          Календарно-тематическое планирование по эвенкийской литературе

Класс: 9

Количество часов: 102 часа в год, 3 часа в неделю.

Дата

пров-ния

Факт-ки

проведено

Кол-во

часов

Тема урока

Домашнее

задание

1

07.09

1

Мифология   эвенков

Конспект

2

08.09

1

Тематическая  работа

Выучить новые слова

3

14.09

1

Шаманизм – религия  эвенков.

Ответить на вопросы

4

15.09

1

А.Калаканов. жизненный путь

Конспект

5

21.09

1

Песенная культура эвенков.

Выучить песню

6

22.09

1

Творчество  В. Гончикова.

Подготовить сообщение

7

28.09

1

Тематическая работа.

Выучить новые слова

8

29.09

1

М.Номоконов. Творчество.

Конспект

9

05.10.

1

Обряды эвенков.

Перевод

10

06.10.

1

Обряды эвенков.

Подготовить реферат

11

12.10.

1

Тематическая работа.

Выучить новые слова

12

13.10.

1

Охотничий промысел эвенков.

Конспект

13

19.10.

1

Самостоятельная работа

подготовить диалог

14

20.10.

1

М.Горький . Жизнь и творчество.

Ответить на вопросы

15-16

26.10-27.10

2

Повесть «Куӈа биӈэсин»

Прочитать

17

09.10

1

Самостоятельная работа по произведению.

Повторить

18

10.11.

1

В.Арсеньев. Жизнь и творчество.

Конспект

19

16.11.

1

Рассказ «Дерсу Узала».

Перевод отрывка

20

17.11.

1

Рассказ «Дерсу Узала»

Ответить на вопросы

21

23.11.

1

Ч.Айтматов. Творчество писателя.

Конспект

22

24.11.

1

Повесть «Аят бидекэл, Гульсары!»

Прочитать отрывок

23

30.11.

1

Повесть «Аят бидекэл, Гульсары!».

Ответить на вопросы

24

01.12.

1

Самостоятельная работа.

Повторить .

25

07.12.

1

Р.Гамзатов. Жизнь и творчество.

Конспект

26

08.12.

1

Повесть «Минӈи Дагестан».

Ответить на вопросы 1-4

27

14.12.

1

Повесть «Миӈни Дагестан».

Прочитать

28

15.12.

1

Самостоятельная работа по произведению

Прочитать, вып.перевод.

29

21.12.

1

Ф.Рахмат. Творчество писателя.

Конспект

30 -31

22.12.-11.01.

2

Рассказ «Бугды илэ итын».

Прочитать 2 часть., отв. На вопросы к тексту.

32

12.01.

1

Тест по произведению.

Работа по карточке.

33

18.01.

1

В.Астафьев. Рассказ «Бойе»

Ответить на вопросы

34

19.01.

1

И.Крылов. Басня «Тураки, сулаки», «Гидалу, ириктэ».

Нарисовать иллюстр.

35

25.01.

1

А.Чехов. Рассказ «Багдама омкоточи».

перевод

36

26.01.

1

Контрольная работа по творчеству русских писателей.

Работа по карточке.

37-38

01.02.-02.02.

2

Выдающиеся представители эвенкийской литературы     А.Салаткин. Поэма «Гегдаллукон и Ульгориккон».

Составить характеристику героев

39

08.02.

1

Н.Сахаров. Рассказ «Сиротинка».

Подготовить выр.чтение

40

09.02.

1

Тест по произведениям.

Выучить новые слова

41-42

15.02- 16.02.

2

Изложение «Минни амака»

Перевод

43

22.02.

1

Г.Коненкин. Рассказ «Семья Алёны Увачан».

Подготовить сообщение

44

23.02

1

П.Савин. Отрывок из повести «Второе рождение».

Составить описание картины

45

01.03.

1

 Р.Р.Работа по рисунку

Повторить пройденный материал

46

02.03.

1

И.Удыгир. Анализ стихотворений.

Выучить стих на выбор

47

08.03.

1

А.Куркогир. Рассказ «Старик Чолко».

Составить описание картины

48

09.03.

1

Тест по произведениям

Выучить новые слова.

49

15.03.

1

К.Воронина. Пьеса «Алтанэй».

Подготовить пересказ

50

16.03.

1

Пьеса «Алтанэй».

Нарисовать иллюстрацию

51

22.03.

1

В.Доколев. Рассказ «Первые шаги».

Ответить на все вопросы

52

23.03.

1

Сочинение – повествование «Он би дюга дэрумкичэв».

Докончить работу.

53

05.04.

1

В.Лоргоктоев. Жизнь и творчество.

Прочитать статью

54

06.04.

1

Рассказ «Свадьба состоится».

Подготовить пересказ

55

12.04.

1

Тест по творчеству писателя.

Выучить новые слова.

56

13.04.

1

Г.Кэптукэ. Жизнь и творчество.

Конспект

57

19.04.

1

Рассказ «Чэриктэ».

Написать мини-сочинение  о главном герое

58 -59

20.04-26.04

2

Рассказ «Икэчик – весенний праздник».

Ответить на вопросы к рассказу, составить описание праздника

60

27.04.

1

Тест по творчеству писательницы Г.Кэптукэ.

Выучить новые слова.

61

03.05.

1

Урок – игра «Сказочное путешествие в страну – литературию»

Перевод выбранных  стих-ний

62

04.05.

1

Урок – конференция «Поэзия военных лет. Поэты – воины».

Ответить на вопросы

63

10.05.

1

Защита реферата по выбранной теме.

Выучить новые слова.

64

11.05.

1

А.Немтушкин. Жизненный путь.

Подготовить выр.чтение

65 -66

17.05-18.05.

2

Лирика Немтушкина.

Выучить на выбор стих.

67

24.05.

1

Сочинение «Минӈи аяври буга анӈанин»

Повторить этапы развития литературы.

68

25.05

1

Итоговый урок

Список доп.лит.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса

В результате изучения  эвенкийской литературы учащиеся должны:

Знать:

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

-основные теоретико-литературные понятия;

-текст художественного произведения, главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях; тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть;

-основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет;

Уметь:

*выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно- следственную связь между событиями в изучаемом произведении;

*правильно в произношении, бегло и выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты;

*находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте;

*пересказывать устно и письменно – кратко, подробно и выборочно – эпизод (или несколько эпизодов_ из эпического произведения; составлять устный рассказ о литературном герое;

*пользоваться справочным аппаратом учебника – словарём и прочитанных книг;

Уметь:

В области аудирования:

-понимать основное содержание  коротких, несложных текстов;

- уметь определять тему текста;

В области говорения:

- рассказывать о себе, о своей семье;

В области чтения:

- ориентироваться в тексте на эвенкийском языке;

- читать несложные аутентичные тексты разных жанров;

В области письма:

-делать выписки из текста с опорой на абзац.

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учителя:

1А.А.Воронина. Алитет Немтушкин: жизнь и творчество. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг».

2.А.С.Киле, С.П.Мохова. Дидактические материалы по родному языку.- Изд-во «Риотип» Хабаровск, 2006.

3.Б.В.Болдырев. Морфология эвенкийского языка.- Новосибирск: «Наука», 2007.

4.Е.Д.Миронова. Активизация словарного запаса. – У-У: Изд-во  «Бэлиг», 2004.

5.Е.П.Лебедева, О.А.Константинова, И.В.Монахова.  Эвенкийский язык. – Л: «Просвещение», 1973.

6.Е.Ф.Афанасьева. Владимир Лоргоктоев. Оленьи тропы. – Улан – Удэ: Бурятское книжное издательство, 2005.

7. Е.Ф.Афанасьева. Северная звезда. – Улан – Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006.

8. Е.Ф.Афанасьева, А.А.Воронина. Северная звезда 2. Улан – Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008.

9. Е.Ф.Афанасьева, А.А.Воронина. Сборник тестов по эвенкийскому языку и литературе. Улан – Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005.

10.Д. М.Берелтуева. Книга для учителя  эвенкийской начальной школы. – СПб: Изд-во «Дрофа»,2006.

Литература для учащихся:

1.А.А.Бурыкин, Е.Р.Акбальян. Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. – М: Северные просторы, 2002.

2.А.М.Мансурова. Поэзия. – СПб: филиал издательства «Просвещение», 2002.

3.З.Н.Пикунова. Эвэды литература. 8-9 классы. – СПб: филиал издательства «Просвещение», 1997.

4.Г.М.Василевич. Русско-эвенкийский словарь.- СПб: филиал издательства «Просвещение», 2005.

5. Е.Ф.Афанасьева. Владимир Лоргоктоев. Оленьи тропы. – Улан – Удэ: Бурятское книжное издательство, 2005.

6. Е.Ф.Афанасьева, А.А.Воронина, И.Б.Костина. Эхо тайги. – Улан  - Удэ: Издательство «Бэлиг», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе 3 класс в условиях ФГОС

В программе изложены личностные, предметные, метапредметные результаты, УУД по предмету....

Рабочая программа по татарской литературе 4 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по татарской литературе для 4 класса ФГОС 2004....

Рабочая программа по Адыгейской литературе 2 класс

Данная национально- региональная программа "Адыгейская литература" для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составл...

Рабочая программа по алтайской литературе 4 класс

Рабочая программа по алтайской литературе для 4 класса по ФГОС...

Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класса составлена по авторской программе Апиш.ФН.

Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература»  разработана на основе ФГОС начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 2 класса

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 2 класса...

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 1 класса

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 1 класса...