Рабочая программа по эвенкийской литературе для 9 класса
рабочая программа
Рабочая программа по эвенкийской литературе для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_9_kl_po_lit_2021-22.docx | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании
Данная рабочая программа составлена на основании
- Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. (с изменениями и дополнениями);
-Закона «Об образовании в РБ» от 13 декабря 2013 года N 240-V (с изменениями и дополнениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (Приказ МО и Н РФ№ 1897 от 17 декабря 2010 г.) (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577);
- Примерной основной образовательной программы ООО, утвержденной МО и Н РФ от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
- Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказа Минпросвещения России от 22.11.2019 N 632 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345"
- Санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Дыренская СОШ»;
-Устава МБОУ «Дыренская СОШ»;
- Приказа № 1 по школе от 31 августа 2022 года «Об утверждении ООП ООО школы на 2022-2023 уч.г.»
В соответствии с Федеральным базисным планом и учебным планом МБОУ «Дыренская СОШ» учебный предмет «Эвенкийская литература» является обязательным и на его преподавание отводится 2 часа в неделю.
Рабочая программа по эвенкийской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, календарно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, приложения.
Основное назначение предмета «Эвенкийская литература» в школьном обучении состоит в овладении учащимися умением общаться на нём, т.е. речь идёт о формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение и понимание на слух) и опосредованное общение (чтение с пониманием текстов, письмо). Эвенкийский язык является одним из главных элементов культуры эвенкийского народа – носителя данного языка. Совершенствование коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;- развитие интереса и положительного отношения к материальной и духовной культуре своего народа; - приобщение к духовным ценностям своего народа, расширение кругозора;- воспитание качеств гражданина, патриота;
- развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных национальностей, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;
Цели
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для данного учебного предмета на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В своей работе с детьми учитель должен ориентироваться на требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования.
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам
Личностные результаты:
- понимать социальную роль ученика;
- осознавать себя гражданином РФ, представителем своего народа;
- воспринимать эвенкийскую литературу как главную часть культуры своего народа;
- уважать свой родной язык и традиции народа;
- понимать причины успешности/неуспешности в учёбе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные результаты:
- иметь мотивацию к изучению эвенкийской литературы;
- понимать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
- оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев;
- осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи.
Познавательные результаты:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников) при решении познавательной задачи;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в интернете, словарях, энциклопедиях и т.д.);
- выделять существенную информацию из адаптированных текстов;
- анализировать, сравнивать, давать характеристику, свободно ориентироваться в учебнике;
- применять основные правила чтения и орфографии;
- распознавать и употреблять в речи лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише);
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя.
Коммуникативные результаты:
- уметь правильно произносить эвенкийские звуки в словах при коммуникативном общении; соблюдать правильное ударение и интонацию в словах и фразах;
- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, приветствие), расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы и отвечать на вопросы собеседника;
- составлять небольшие монологические высказывания о себе, о своём друге, о своей семье, о будущей профессии; использовать оценочную лексику и речевые клише как элементы речевого этикета своей культуры;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в группе.
Предметные результаты:
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
В процессе обучения литературе в 9 классе должны быть сформированы следующие коммуникативные умения:
1)в области говорения
-осуществлять диалогическое общение на бытовом уровне в пределах изучаемой тематики;
- овладевать монологической формой общения в пределах изучаемой тематики;
2) в области аудирования
- понимать на слух живую эвенкийскую речь как при непосредственном общении с собеседником, так и при разговоре окружающих;
3) в области письма
- заполнять таблицы;
- делать выписки из текста с опорой на образец с целью их использования в собственных высказываниях, в проектной деятельности;
4) в области чтения
-умение определять тему, содержание текста по заголовку;
- выделять основную мысль;
- использование словаря независимо от вида чтения;
- чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание;
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения учащихся
- написание сочинений по литературным произведениям;
- творческие задания, их проверка: различные виды пересказов, ответы на вопросы (устные и письменные);
- составление планов будущего сочинения;
- написание отзывов о произведениях;
- создание рассказа - характеристики одного из героев или группы героев;
- создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа…)
- проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- тестирование;
- контрольные вопросы;
- самостоятельные работы.
Формы занятий.
1. Основная форма занятия в 9 классе – урок чтения и изучения произведения.
2. Теория, практические занятия – элементы многих уроков.
3. Аналитическая беседа.
4. Разнообразные формы чтения (выразительное чтение и чтение про себя, чтение наизусть, по ролям, инсценированное чтение)
Календарно-тематическое планирование по эвенкийской литературе
Класс: 9
Количество часов: 102 часа в год, 3 часа в неделю.
№ | Дата пров-ния | Факт-ки проведено | Кол-во часов | Тема урока | Домашнее задание |
1 | 07.09 | 1 | Мифология эвенков | Конспект | |
2 | 08.09 | 1 | Тематическая работа | Выучить новые слова | |
3 | 14.09 | 1 | Шаманизм – религия эвенков. | Ответить на вопросы | |
4 | 15.09 | 1 | А.Калаканов. жизненный путь | Конспект | |
5 | 21.09 | 1 | Песенная культура эвенков. | Выучить песню | |
6 | 22.09 | 1 | Творчество В. Гончикова. | Подготовить сообщение | |
7 | 28.09 | 1 | Тематическая работа. | Выучить новые слова | |
8 | 29.09 | 1 | М.Номоконов. Творчество. | Конспект | |
9 | 05.10. | 1 | Обряды эвенков. | Перевод | |
10 | 06.10. | 1 | Обряды эвенков. | Подготовить реферат | |
11 | 12.10. | 1 | Тематическая работа. | Выучить новые слова | |
12 | 13.10. | 1 | Охотничий промысел эвенков. | Конспект | |
13 | 19.10. | 1 | Самостоятельная работа | подготовить диалог | |
14 | 20.10. | 1 | М.Горький . Жизнь и творчество. | Ответить на вопросы | |
15-16 | 26.10-27.10 | 2 | Повесть «Куӈа биӈэсин» | Прочитать | |
17 | 09.10 | 1 | Самостоятельная работа по произведению. | Повторить | |
18 | 10.11. | 1 | В.Арсеньев. Жизнь и творчество. | Конспект | |
19 | 16.11. | 1 | Рассказ «Дерсу Узала». | Перевод отрывка | |
20 | 17.11. | 1 | Рассказ «Дерсу Узала» | Ответить на вопросы | |
21 | 23.11. | 1 | Ч.Айтматов. Творчество писателя. | Конспект | |
22 | 24.11. | 1 | Повесть «Аят бидекэл, Гульсары!» | Прочитать отрывок | |
23 | 30.11. | 1 | Повесть «Аят бидекэл, Гульсары!». | Ответить на вопросы | |
24 | 01.12. | 1 | Самостоятельная работа. | Повторить . | |
25 | 07.12. | 1 | Р.Гамзатов. Жизнь и творчество. | Конспект | |
26 | 08.12. | 1 | Повесть «Минӈи Дагестан». | Ответить на вопросы 1-4 | |
27 | 14.12. | 1 | Повесть «Миӈни Дагестан». | Прочитать | |
28 | 15.12. | 1 | Самостоятельная работа по произведению | Прочитать, вып.перевод. | |
29 | 21.12. | 1 | Ф.Рахмат. Творчество писателя. | Конспект | |
30 -31 | 22.12.-11.01. | 2 | Рассказ «Бугды илэ итын». | Прочитать 2 часть., отв. На вопросы к тексту. | |
32 | 12.01. | 1 | Тест по произведению. | Работа по карточке. | |
33 | 18.01. | 1 | В.Астафьев. Рассказ «Бойе» | Ответить на вопросы | |
34 | 19.01. | 1 | И.Крылов. Басня «Тураки, сулаки», «Гидалу, ириктэ». | Нарисовать иллюстр. | |
35 | 25.01. | 1 | А.Чехов. Рассказ «Багдама омкоточи». | перевод | |
36 | 26.01. | 1 | Контрольная работа по творчеству русских писателей. | Работа по карточке. | |
37-38 | 01.02.-02.02. | 2 | Выдающиеся представители эвенкийской литературы А.Салаткин. Поэма «Гегдаллукон и Ульгориккон». | Составить характеристику героев | |
39 | 08.02. | 1 | Н.Сахаров. Рассказ «Сиротинка». | Подготовить выр.чтение | |
40 | 09.02. | 1 | Тест по произведениям. | Выучить новые слова | |
41-42 | 15.02- 16.02. | 2 | Изложение «Минни амака» | Перевод | |
43 | 22.02. | 1 | Г.Коненкин. Рассказ «Семья Алёны Увачан». | Подготовить сообщение | |
44 | 23.02 | 1 | П.Савин. Отрывок из повести «Второе рождение». | Составить описание картины | |
45 | 01.03. | 1 | Р.Р.Работа по рисунку | Повторить пройденный материал | |
46 | 02.03. | 1 | И.Удыгир. Анализ стихотворений. | Выучить стих на выбор | |
47 | 08.03. | 1 | А.Куркогир. Рассказ «Старик Чолко». | Составить описание картины | |
48 | 09.03. | 1 | Тест по произведениям | Выучить новые слова. | |
49 | 15.03. | 1 | К.Воронина. Пьеса «Алтанэй». | Подготовить пересказ | |
50 | 16.03. | 1 | Пьеса «Алтанэй». | Нарисовать иллюстрацию | |
51 | 22.03. | 1 | В.Доколев. Рассказ «Первые шаги». | Ответить на все вопросы | |
52 | 23.03. | 1 | Сочинение – повествование «Он би дюга дэрумкичэв». | Докончить работу. | |
53 | 05.04. | 1 | В.Лоргоктоев. Жизнь и творчество. | Прочитать статью | |
54 | 06.04. | 1 | Рассказ «Свадьба состоится». | Подготовить пересказ | |
55 | 12.04. | 1 | Тест по творчеству писателя. | Выучить новые слова. | |
56 | 13.04. | 1 | Г.Кэптукэ. Жизнь и творчество. | Конспект | |
57 | 19.04. | 1 | Рассказ «Чэриктэ». | Написать мини-сочинение о главном герое | |
58 -59 | 20.04-26.04 | 2 | Рассказ «Икэчик – весенний праздник». | Ответить на вопросы к рассказу, составить описание праздника | |
60 | 27.04. | 1 | Тест по творчеству писательницы Г.Кэптукэ. | Выучить новые слова. | |
61 | 03.05. | 1 | Урок – игра «Сказочное путешествие в страну – литературию» | Перевод выбранных стих-ний | |
62 | 04.05. | 1 | Урок – конференция «Поэзия военных лет. Поэты – воины». | Ответить на вопросы | |
63 | 10.05. | 1 | Защита реферата по выбранной теме. | Выучить новые слова. | |
64 | 11.05. | 1 | А.Немтушкин. Жизненный путь. | Подготовить выр.чтение | |
65 -66 | 17.05-18.05. | 2 | Лирика Немтушкина. | Выучить на выбор стих. | |
67 | 24.05. | 1 | Сочинение «Минӈи аяври буга анӈанин» | Повторить этапы развития литературы. | |
68 | 25.05 | 1 | Итоговый урок | Список доп.лит. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
В результате изучения эвенкийской литературы учащиеся должны:
Знать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
-основные теоретико-литературные понятия;
-текст художественного произведения, главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях; тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть;
-основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет;
Уметь:
*выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно- следственную связь между событиями в изучаемом произведении;
*правильно в произношении, бегло и выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты;
*находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте;
*пересказывать устно и письменно – кратко, подробно и выборочно – эпизод (или несколько эпизодов_ из эпического произведения; составлять устный рассказ о литературном герое;
*пользоваться справочным аппаратом учебника – словарём и прочитанных книг;
Уметь:
В области аудирования:
-понимать основное содержание коротких, несложных текстов;
- уметь определять тему текста;
В области говорения:
- рассказывать о себе, о своей семье;
В области чтения:
- ориентироваться в тексте на эвенкийском языке;
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров;
В области письма:
-делать выписки из текста с опорой на абзац.
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя:
1А.А.Воронина. Алитет Немтушкин: жизнь и творчество. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг».
2.А.С.Киле, С.П.Мохова. Дидактические материалы по родному языку.- Изд-во «Риотип» Хабаровск, 2006.
3.Б.В.Болдырев. Морфология эвенкийского языка.- Новосибирск: «Наука», 2007.
4.Е.Д.Миронова. Активизация словарного запаса. – У-У: Изд-во «Бэлиг», 2004.
5.Е.П.Лебедева, О.А.Константинова, И.В.Монахова. Эвенкийский язык. – Л: «Просвещение», 1973.
6.Е.Ф.Афанасьева. Владимир Лоргоктоев. Оленьи тропы. – Улан – Удэ: Бурятское книжное издательство, 2005.
7. Е.Ф.Афанасьева. Северная звезда. – Улан – Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006.
8. Е.Ф.Афанасьева, А.А.Воронина. Северная звезда 2. Улан – Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008.
9. Е.Ф.Афанасьева, А.А.Воронина. Сборник тестов по эвенкийскому языку и литературе. Улан – Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005.
10.Д. М.Берелтуева. Книга для учителя эвенкийской начальной школы. – СПб: Изд-во «Дрофа»,2006.
Литература для учащихся:
1.А.А.Бурыкин, Е.Р.Акбальян. Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. – М: Северные просторы, 2002.
2.А.М.Мансурова. Поэзия. – СПб: филиал издательства «Просвещение», 2002.
3.З.Н.Пикунова. Эвэды литература. 8-9 классы. – СПб: филиал издательства «Просвещение», 1997.
4.Г.М.Василевич. Русско-эвенкийский словарь.- СПб: филиал издательства «Просвещение», 2005.
5. Е.Ф.Афанасьева. Владимир Лоргоктоев. Оленьи тропы. – Улан – Удэ: Бурятское книжное издательство, 2005.
6. Е.Ф.Афанасьева, А.А.Воронина, И.Б.Костина. Эхо тайги. – Улан - Удэ: Издательство «Бэлиг», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе 3 класс в условиях ФГОС
В программе изложены личностные, предметные, метапредметные результаты, УУД по предмету....
Рабочая программа по татарской литературе 4 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по татарской литературе для 4 класса ФГОС 2004....
Рабочая программа по Адыгейской литературе 2 класс
Данная национально- региональная программа "Адыгейская литература" для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составл...
Рабочая программа по алтайской литературе 4 класс
Рабочая программа по алтайской литературе для 4 класса по ФГОС...
Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класса составлена по авторской программе Апиш.ФН.
Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература» разработана на основе ФГОС начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...
Рабочая программа по эвенкийской литературе для 2 класса
Рабочая программа по эвенкийской литературе для 2 класса...
Рабочая программа по эвенкийской литературе для 1 класса
Рабочая программа по эвенкийской литературе для 1 класса...