Программа внеурочной деятельности " Я - гражданин Республики Коми"
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - гражданин Республики Коми» направлена на духовно-нравственное воспитание учащихся. Разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Край, в котором я живу» (Сыктывкар:КРИРО, 2016г..), авторской программы Е.В.Поляковой.
Благодаря программе внеурочной деятельности «Я- гражданин Республики Коми» ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности " Я - гражданин республики Коми" | 38.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Я - гражданин Республики Коми»
2017 – 2020 уч. год
Возраст детей – 7-10 лет
Срок реализации программы- 3 года
Этапы реализации программы:
1 год обучения – 2 класс «Природа Республики Коми»
2 год обучения – 3 класс «Культура народа коми»
3 год обучения – 4 класс «История нашей Республики»
Программа разработана в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Составитель: Дьячкова Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
Содержание
- Пояснительная записка
- Общая характеристика курса внеурочной деятельности
- Содержание курса
- Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
- Описание материально-технического обеспечения курса
- Список используемой литературы
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - гражданин Республики Коми» направлена на духовно-нравственное воспитание учащихся. Разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Край, в котором я живу» (Сыктывкар:КРИРО, 2016г..), авторской программы Е.В.Поляковой.
Концепция составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процесса в МАОУ «СОШ №26».
Актуальность программы в том, что в основе реализации программы «Я гражданин – Республики Коми» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
50% учебного времени отводится на практические занятия (сбор материалов и разные формы отчёта, экскурсии, творческие работы - создание произведений малых жанров по подобию, стихотворений, рисунков, кроссвордов и т. д.).
Программа «Я – гражданин Республики Коми» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Основным принципом отбора содержания и конструирования программы является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.
Отбор содержания учебного материала осуществлена с учетом практической деятельности детей (наблюдение, творческие работы, метод составления проектов).
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
- метод проектов;
-исследовательский метод;
Основные формы работы с детьми:
- встречи с ветеранами, уроки мужества;
- просмотры и обсуждения кинофильмов;
- сбор и оформление материалов для школьного музея;
- проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- разные формы отчёта;
- экскурсии;
- творческие работы - создание произведений малых жанров, рисунков, кроссвордов
Режим занятий: 16 ч. в год, 1час в две недели,
В рамках программы происходит приобщение учащихся к изучению родного края, включающих сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Благодаря программе внеурочной деятельности «Я- гражданин Республики Коми» ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.
Цель программы:
формирование патриотического сознания учащихся, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Республики Коми.
Задачи программы:
- развитие познавательного интереса к отечественной культуре в целом через знакомство обучающихся с культурой, традициями, , историческим прошлым народа Коми края;
-воспитание любви к малой Родине, гуманное отношение к людям разных национальностей.
-развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности и формирование потребности в саморазвитии.
Место курса в плане внеурочной деятельности
В соответствии с планом внеурочной деятельности курс реализуется по духовно-нравственному направлению. Курс изучается со 2 по 4 класс по 1 ч. в две недели. Общий объем времени составляет 16 часов.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры курса внеурочной деятельности отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
-формирование у учащихся основ гражданской идентичности личности, психологических установок для развития способностей к общению и сотрудничеству;
-развитие у учащихся ценностно-смысловой сферы личности, умения учиться, самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условие ее самоактуализации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Ожидаемые результаты:
- устойчивый интерес к истории малой Родины;
- приобретение знаний по истории и культуре родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
Уровень результатов работы по программе
Первый уровень результатов
Учащиеся должны знать:
-- историю и символику своей школы;
- своих предков, их Ф.И.О., профессии, увлечения;
- историю возникновения города Сыктывкара;
- названия улиц, культурных центров, памятных мест, промышленных предприятий Сыктывкара;
- города РК;
- государственные символы РК;
Учащиеся должны уметь:
- показывать на физической карте России Республику Коми,
-показать на физической карте РК города Республики Коми;
- составлять родословную;
- составлять устный рассказ о своей школе, семье, городе;
- составлять план-схему своего двора;
Второй уровень результатов
Учащиеся должны знать:
- животных и -растения РК;
-водоёмы РК;
-названия полезных ископаемых, добываемых в республике, их использование;
- основные памятные даты и праздники РК;
-традиции коми народа;
- элементы фольклора и народного творчества;
- национальный состав Коми края;
Учащиеся должны уметь:
- отличать полезные ископаемые, по внешнему виду и описанию;
- отличать растения и животных края по внешнему виду и описанию
-рисовать коми орнамент;
-пересказать народные сказки ;
-показать на карте реки РК;
- провести коми игру;
Третий уровень результатов
Учащиеся должны знать:
-историю возникновения и развития г. Сыктывкара, городов Республики;
-земляков героев ВОВ;
- детских писателей, поэтов и их произведения;
- олимпийских чемпионов РК;
- выдающихся людей РК,
- музеи РК
Учащиеся должны уметь:
- пересказать произведения детских писателей РК
-участвовать в исследовательской работе;
-участвовать в проектной деятельности;
Проверка ожидаемых результатов в конце изучения разделов в виде тестирования.
Формы подведения итогов реализации программы
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
- выставки творческих работ;
- викторины о родном крае;
- оформление альбома «Наш край»;
- участие в краеведческих играх, конкурсах, мероприятиях школы, района, города, республики;
- презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью.
3.Содержание курса
Перечень и название разделов и тем курса.
2 класс
№ | Раздел (тема) | Общее количество часов | В том числе теоретических часов | В том числе практических часов |
1 | Малая родина – место, где родился. Родной край – место, где живешь. Знакомятся с историей школы, с трудовой жизнью школы. | 2 | 1 | 1 |
2 | Поверхность земли Коми Земная поверхность Уральские горы. Самая высокая вершина Урала – гора Народная | 2 | 1 | 1 |
3 | В гости к временам года Климатические особенности Республики Коми. Времена года и климатические особенности Республики Коми. | 2 | 1 | 1 |
4 | Что в лесу растёт? Растения Республики Коми. Растительный мир тайги: сосна, ель, лиственница, берёза и др. Растительный мир тундры: карликовая берёза, карликовая ива, морошка, клюква, пушица. Особенности растительного мира тайги и леса | 3 | 2 | 1 |
5 | Кто в лесу живёт? Животные Республики Коми. Приспособление животных к природным условиям севера. Правила поведения в лесу (тайге, тундре) | 3 | 3 | |
6 | Красная книга Республики Коми | 1 | 1 | |
7 | Водоёмы. Водоёмы РК, рыбы в наших реках. Использование рек и озер в хозяйстве, охрана водоёмов. | 1 | 1 | |
8 | Под защитой золотой птицы Государственные символы Республики Коми. Герб, флаг, гимн. Смысловое значение флага. Семантика цветов: белого, зеленого, синего. | 1 | 1 | |
9 | Обобщение | 1 | 1 | |
Итого: | 16 | 9 | 7 |
3 класс
№ | Раздел (тема) | Общее количество часов | В том числе теоретических часов | В том числе практических часов |
1 | Быт народа коми. Народные промыслы , предметы быта коми. Коми орнамент, традиционная одежда коми | 6 | 2 | 4 |
2 | Традиции народа коми. Традиции коми народа, национальные обряды, традиционная кухня коми, игры, праздники. | 3 | 2 | 1 |
3 | Устное народное творчество. Легенды и сказания коми народа, коми народные сказки, загадки, песни, пословицы и поговорки. | 6 | 5 | 1 |
4 | Обобщение | 1 | 1 | |
7 | Итого: | 16 | 9 | 7 |
4 класс
№ | Раздел (тема) | Общее количество часов | В том числе теоретических часов | В том числе практических часов |
1. | История города Сыктывкара. Город Усть-Сысольск. Герб города Усть-Сысольска. Городская архитектура. Из истории городских улиц. Памятник Коми Азбуке «Анбур», памятник букве | 3 | 1 | 2 |
2. | Хранитель времени. Разнообразие музеев в Республике Коми. Национальный музей Республики Коми. | 2 | 1 | 1 |
3. | Заповедные места. Памятники природы России. Национальный парк «Югыд ва». Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник. Маньпупунёр – памятник природы | 2 | 1 | 1 |
4. | Моя республика в годы Великой Отечественной войны. На войну на..оленях. Помощь фронту.Герои-земляки. | 2 | 1 | 1 |
5. | Культура и спорт в нашей республике. Куратов-первый поэт. Коми писатели и поэты. Детские коми журналы. Выдающиеся деятели культуры, спорт, науки. | 6 | 2 | 4 |
6. | Обобщение | 1 | 1 | |
Итого: | 16 | 6 | 10 |
Содержание изучаемого курса
2 класс.
Программа второго класса представляет собой курс «Природа Республики Коми». Любой уголок нашей республики по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей нашего края является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы республики. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.
Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.
3 класс.
Основное направление краеведения в 3 классе – литературно-художественное. Дети знакомятся с бытом народа коми, с традициями, с устным народным творчеством: сказками, пословицами, поговорками, загадками.
Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Коми края, её людях, искусстве, традициях коми народа.
4 класс.
Программа 4 класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины.
Учитель знакомит с этапами становления города Сыктывкара, с историческими событиями, повлиявшими на становление города. Учащиеся знакомятся с известными поэтами, писателями, деятелями культуры и спорта.
Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.
Программа модернизированная, составлена с учётом постепенного усложнения материала и расширения блоков, касающихся г. Сыктывкара и культуры Коми народа.
4. Тематическое планирование
Учебно-тематический план
2 класс
№ | Название разделов, тем | Кол-во часов | Практическая часть |
Малая родина | 2 | ||
1 | Наш город. Экскурсия по любимым местам. | 1 | Экскурсия |
2 | Знакомство с историей школы, с трудовой жизнью школы. | 1 | |
Поверхность земли Коми | 2 | ||
3 | Территория, границы, географическое положение. Работа с контурной картой. | 1 | |
4 | Самая высокая вершина Урала – гора Народная | 1 | Практическая работа |
В гости к временам года | 2 | ||
5 | Климатические особенности Республики Коми. | 1 | |
6 | Времена года и климатические особенности Республики Коми | 1 | |
Что в лесу растёт? | 3 | Сбор гербария | |
7 | Растения Республики Коми. Растительный мир тайги: сосна, ель, лиственница, берёза и др. | 1 | Сообщение |
8 | Растительный мир тундры: карликовая берёза, карликовая ива, морошка, клюква, пушица. | 1 | |
9 | Особенности растительного мира тайги и леса | 1 | |
Кто в лесу живёт? | 3 | ||
10 | Животные Республики Коми. Приспособление животных к природным условиям севера. | 1 | Сообщение |
11 | Правила поведения в лесу (тайге, тундре) | 1 | |
12 | Редкие животные нашего края | 1 | |
13 | Водоёмы. | 1 | |
Водоёмы РК, рыбы в наших реках | |||
14 | Красная книга Республики Коми | 1 | Практическое занятие |
Под защитой золотой птицы | 1 | ||
15 | Государственные символы Республики Коми. Герб, флаг, гимн. Смысловое значение флага. Семантика цветов: белого, зеленого, синего. | 1 | |
16 | Обобщение | 1 |
Учебно-тематический план
3 класс
№ | Название разделов, тем | Кол-во часов | Примечание |
Быт народа коми. | 6 | ||
1 | Коми изба. | 1 | Экскурсия в музей |
2 | Народные промыслы. Старинные предметы быта народа коми. | 1 | Виртуальная экскурсия по музею |
3 | Традиционная посуда коми народа. | 1 | |
4 | Творческая работа. Украшение варежки коми орнаментом. | 1 | Творческая работа |
5 | Традиционная мужская и женская одежда коми. | 1 | |
6 | Творческая работа. Украшение сарафана коми орнаментом | 1 | Творческая работа |
Традиции коми народа | 3 | ||
7 | Традиции народа коми. Праздник «Гажа Валяй» | 1 | |
8 | Традиционная кухня коми. | 1 | |
9 | Национальные игры коми. | 1 | Игровая программа |
Устное народное творчество. | 6 | ||
10 | Легенды и сказания народа коми. | 1 | |
11 | Коми народные сказки. Виды сказок. | 1 | |
12 | Коми пословицы и поговорки. | 1 | |
13 | Викторина по коми фольклору. | 1 | |
14 | Проба пера. Сочиняем загадки. | 1 | |
15 | Экскурсия в Коми национальную библиотеку | 1 | Экскурсия |
16 | Обобщение | 1 |
Учебно-тематический план
4 класс
№ | Название разделов, тем | Кол-во часов | Примечание |
История города Сыктывкара. | 3 | ||
1 | Город Усть-Сысольск. Герб города Усть-Сысольска. https://www.youtube.com/watch?v=loIRKf601IY | 1 | |
2 | Городская архитектура. Из истории городских улиц. | 1 | Экскурсия |
3 | Памятники. Памятные знаки. Памятник Коми Азбуке «Анбур», памятник букве | 1 | Экскурсия |
Хранитель времени. | 2 | ||
4 | Разнообразие музеев в Республике Коми. Национальный музей Республики Коми. | 1 | |
5 | Экскурсия в музей «Дружба народов». Знакомство с коми народными инструментами | 1 | Экскурсия |
Заповедные места. | 2 | ||
6 | Памятники природы России. Национальный парк «Югыд ва». Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник. | 1 | Сообщение |
7 | Маньпупунёр – памятник природы | 1 | |
Моя республика в годы Великой Отечественной войны. | 2 | ||
8 | На войну на..оленях. Помощь фронту. | 1 | Исследовательская работа |
9 | Герои земляки. Встреча с участниками ВОВ | 1 | |
Культура и спорт в нашей республике | 6 | ||
10 | Иван Алексеевич Куратов- первый коми поэт. | 1 | |
11 | Детские журналы: «Бикинь», «Йолога». | 1 | Практическая работа |
12 | Экскурсия в детскую библиотеку№ 9 г. Сыктывкара. Писатели – детям. | 1 | Экскурсия |
13 | Развитие спорта в Р.К. Спорт в нашем городе. | 1 | |
14 | Олимпийские чемпионы. | 1 | Сообщение |
15 | Викторина «Знатоки родного края». | 1 | Практическая работа |
16 | Обобщение | 1 |
5. Материально-техническое обеспечение курса
Наглядный и дидактический материал
- физическая карта России;
- физическая карта РК;
- контурные карты РК;
- герб и флаг РК;
- фотографии достопримечательностей Сыктывкара;
- фотографии городов РК;
- документальные фильмы о городах РК, о РК;
- звукозапись песен о РК, коми народные песни;
- фотографии коми поэтов и писателей, олимпийских чемпионов, героев ВОВ;
- книги коми поэтов и писателей;
- предметы быта коми народа, орнамент
Техническое оснащение занятий
-мультимедийный проектор;
-компьютер;
- Список литературы, используемый для разработки программы и организации образовательного процесса
- Географический атлас РК. - М., Дрофа,1997.
- Денисов В.Г., Крылов Л.П.. Биологические экскурсии в природу Коми: Сыктывкар, 1994.
- Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г.Краеведение в начальной школе: проблемы, поиски //Нач. школа.//№ 1, 1999.
- Жеребцов И.Л., Столповский П.М. «Рассказы для детей об истории Коми края». - Сыктывкар:ООО «Контекст», 2008.
- Исторический атлас РК.- М. Дрофа, 1997.
- Клейман Т.В. «Детям о культуре народа коми». - Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1994.
- «Коми- край далёкий и близкий». - М., Коми книжное издательство, 2001.
- Коми легенды и предания. Составитель Ю.Г.Рочев. - Сыктывкар, 1984.
- Лянцевич В.М., Захарова А.Г. «Наш край родной». - Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1988.
- Машкова Н.П., Машков А.О. «Моя родина - Усинск».- Усинск,2004.
- Сыктывкар,2012.
- Е. В. Поляков Программа «Край, в котором я живу 1-4 классы», ГОУДПО «КРИРО» Сыктывкар 2018 г
13. Сайт «В гостях у деда – краеведа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин" 1 - 4 классы
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин "рассчитана для обучающися 1 - 4 классов, соответствует ФГОС второго покаления, имеет духовно нраственное направление....
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс ФГОС НОО...
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Педагогическая цель работы с первоклассниками - научить учащихся учиться. Необходимо формировать нормы поведения, развивать социальные способности и умения. Этот этап можно считать необходимым введени...
рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 1-4 классы
рабочая программа по курсу "Я гражданин России"...
Программа внеурочной деятельности "Я -гражданин России"
Программа внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
quot;Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества" В. А. Сухомлинский...
Программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России"
Программа внеурочной деятельности разработана в качестве инструмента познания своей малой родины, содержит пояснительную записку; цели, задачи работы кружка; планируемые результаты; учебно...