Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса
рабочая программа (4 класс)
- Родные просторы. 4 класс : книга для чтения / С.С.Ситимова,А.Б.Чуяко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_adyg_lit_4_klass_2019g.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по адыгейской литературе
4 класс
Разработчик программы:
Коблева Сусана Байзетовна,
учитель начальных классов,
адыгейского языка и литературы
МБОУ СОШ№ 10 п.Тлюстенхабль
Республики Адыгея
I.Пояснительная записка
- Данная рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Приказ МО и Н РФ №1312 от 09.03.2004г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования» (в действующей редакции);
- Приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции);
- Приказ МО и Н РФ №1015 от 30.08.2013г. «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции);
- Письмо МО и Н РФ №09-1672 от 18.08.2017г. «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в действующей редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в действующей редакции);
- Закон Республики Адыгея №264 от 27.12.2013г. «Об образовании в Республике Адыгея» (в действующей редакции);
- Письмо МО и Н РА №1536 от 25.03.2014г. «О примерных учебных (образовательных) планах и рекомендациях государственным и муниципальным общеобразовательным учреждениям Республики Адыгея, реализующим основную образовательную программу начального общего образования, по формированию учебных (образовательных) планов в соответствии с ФГОС НОО»;
- Учебный план 1-4-х классов МБОУ СОШ №10 имени К.Б.Бжигакова п.Тлюстенхабль;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 10 имени К.Б.Бжигакова п.Тлюстенхабль
- Рабочая программа учебного предмета «Адыгейская литература» для 1–4 классов ,А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова.- М., адыг. респ. кн. изд., 2005
- А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения. 4 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005 г.,34 ч.
В учебном плане на изучение адыгейской литературы отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа.
Цели обучения
Изучение адыгейской литературы в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
II.Планируемые результаты
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках адыгейского литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания адыгейской литературы, обучающиеся приобретут общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;
♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня ;
♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно - художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения,
на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Результаты обучения
В конце 4 класса обучающиеся научатся:
• наизусть читать стихотворения;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 4-5 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 70-80 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 70 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Обучающиеся научатся
♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
♦ читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
♦ определять тему и главную мысль произведения;
♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
♦ делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
♦ составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
♦ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
♦ создавать небольшой устный текст на заданную тему;
♦ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
♦ приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ самостоятельного чтения книг;
♦ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
♦ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
♦ работы с разными источниками информации.
III.Содержание учебного предмета
Программа для каждого класса состоит из следующих разделов:
1. Наша Республика Адыгея.
II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры.
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.
IУ. Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея
Четвертый класс
(1 ч. в неделю. 34 ч. в учебном году.)
1. Адыгея — Родина моя (4 ч.)
Произведения поэтов и писателей о Республике Адыгея, об обычаях адыгов, о взаимопомощи народов республики.
Произведения: Гадагатль А. «Адыгея моя»; Машбаш И. «Не спорю», Чуяко Дж. «Добрый обычай»; Салов Е.«Оштен» и «Радада»; Паранук М. «Родной язык»; Нехай Р. «Мой адыгейский язык».
II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры (7 ч.)
1. Загадки о животных, птицах, растениях, явлениях природы.
2. Пословицы и поговорки о животных, добре, мужестве, честности, дружбе, профессиях.
3. Сказки о трудолюбия и лепи, о животных: «Добрая девушка», «дикий кот, лиса, волк и медведь», «Приключения пчеловода».
4. Произведения из нартского эпоса: «Нарт Шэуай на скачках», «Самоуправляемая стрела парта Тлепша», «Легенда о трех камнях», «Нарты Тлепш и Худимиж».
5. Национальные игры: «Птичка из бузины», «Кот-охотник», «Пастух», «Скакание на одной ноге», «Прыжок лягушки», «Отбирание головных уборов».
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (22 ч.)
1. Литературная сказка: Панеш Х. «Птичка и арбузное семечко»; Гадагатль А. «Петух-хвастун».
2. Произведения о дружбе и взаимопомощи народов Республики Адыгея:
Машбаш И. «Черкеска», Паранук М. «Родной язык»,
Беретарь Х. « Имя твое»;Жанэ К. «Адыг в Москве»;Чуяко Дж. « Степной простор» и «Добрый обычай», Кесебежев К. «Нашей матери», Крючков Ю. «Слово о маме», Чуяко Ю. «Берегите лес» (отрывок из повести «Чужая боль»), Салов Е. «Лаго-Наки», Чамоков Д. «Ты мне мать и отец».
3. Произведения о временах года: Машбаш И. «Поющая синева», Нехай Р. «Ночной дождь», Чуяко Дж. «Ласточка», Салон Е. «Даховская мозаика», Хурумов Х. «Родник».
4. Произведения о замечательных людях, их профессиях: Жанэ К. «Гармонистка», «Ашуг», «Слово о Шевченко».
5. Произведения о войне и мире: Багов Н. «Победитель», Костанов Д. «В годы войны» (из романа «Белая кувшинка»), Жанэ К. «Это было в бою, это было зимой», Крючков Ю. «Память».
Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея
(для внеклассного чтения)
1. Загадки о растениях, животных, явлениях природы.
2. Пословицы о труде, профессия; мужестве, честности, уме, добре, зле.
З. Сгихотворения: Пушкин А.С. «Птичка», Хачатрян П. Армянский язык, Балкарова Ф. «Я дочь Кавказа», Мурадян С. «Мама и весна», Джалиль М. «Колыбельное дочери».
4. Сказки о животных, людях и их профессиях: «Пастушья дудочка» (русская сказка), « Лиса и собака»(кабардинские сказки), «Как барин коней высиживал» (греческая сказка).
IV.Календарно-тематическое планирование
(1 ч в неделю. Всего 34 ч в учебном году.)
Авторы учебника « Родные просторы»:С.С.Ситимова, А.Б.Чуяко.
Кол-во часов | Дата | Тема урока | Домашнее задание | |
план | факт | |||
1 | I. Адыгея — Родина моя (4ч.) Республика Адыгея. Майкоп- столица Адыгеи. Гадагатль А. Стихотворение. Адыгея моя. Машбаш И. Стихотворения: Не спорю.Адыги. | |||
1 | Чуяко Дж. Стихотворение. Добрый обычай. Паранук М. Стихотворение. Родной язык. Нехай Р. Стихотворение. Мой адыгейский язык. | |||
1 | Салов Е. Стихотворение. Радада .Салов Е. Стихотворение. Оштен. | |||
1 | Чуяко Дж. Стихотворение. Добрый обычай. Паранук М. Стихотворение. Родной язык. Нехай Р. Стихотворение. Мой адыгейский язык. | |||
1 | II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры (8ч.) Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы. | |||
1 | Пословицы и поговорки о животных, добре, мужестве, честности, дружбе, профессиях. | |||
1 | Сказки о трудолюбии и лени, о животных. | |||
1 | Произведения из адыгейского нартского эпоса. Сказание. Нарт Шэуай на скачках. | |||
1 | Сказание. Самоуправляемая стрела нарта Тлепша. | |||
1 | Сказания : «Клещи Тлепша», «Нарты Тлепш и Худимиж» | |||
1 | Национальные игры. | |||
1 | Адыгейское устное народное творчество. Обобщающий урок | |||
1 | III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (22ч.) Сказка.Панеш Х. Птичка и арбузное семечко. | |||
1 | Беретарь Х. Стихотворение.Имя твое Жанэ К. Стихотворение.Адыг в Москве | |||
1 | Стихотворения Чуяко Дж.:. « Степной простор», «Две дудки» | |||
1 | Стихотворения Салова Е.: «Медовый ведун. Лесной чемпион», «Лаго-Наки». | |||
1 | . Стихотворения. Нехая Р .: «Адыгейский стол», «Нарты.Друг». | |||
1 | Машбаш И. Стихотворение.Черкеска. | |||
1 | Кесебежев К. Стихотворение.Нашей матери . | |||
1 | Чамоков Д. Стихотворение. Ты мне мать и отец. | |||
1 | Костанов Д. В годы войны. Из романа «Белая кувшинка». | |||
1 | Жанэ К. Стихотворение.Это было в бою, это было зимой. Жанэ К. Стихотворение. Цветы ,как люди. Гость. | |||
1 | Салов Е. Стихотворение.Орлиная тоска. Зарецкий орех. Мезмайские яблоки. | |||
1 | Жанэ К. Стихотворение.Я дарю людям песни.Дружба. Тост. Реченька-речка. | |||
1 | Багов Н. Победитель.Баллада. Андрухаев Х. Стихотворение.Ласточка. | |||
1 | Чуяко Ю. Симсура. (отрывок из повести «Чужая боль»). Стихотворение.Ласточка. | |||
1 | Крючков Ю. Стихотворение. Слово о маме. | |||
1 | Куёк Н. Стихотворение.Ким и дождь. | |||
1 | Стихотворения Машбаша И.: " .Радость счастливой ласточки", " Поющая синева". | |||
1 | Стихотворения Жанэ К.: "Подарок", " Ашуг", "Слово о Шевченко". | |||
1 | Х.Хурумов. Стихотворение. Принимаю вызов. Родник. | |||
1 | Стихотворения Панеша Х. "Беч учится плавать", "День начинай с добра…"," Что за зверь?" | |||
1 | Нехай Р. Стихотворение.Как красив жеребёнок в июле.Ночной дождь. | |||
1 | Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Адыгейской литературе 2 класс
Данная национально- региональная программа "Адыгейская литература" для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составл...
Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс УМК "Школа России"
Основная цель программы:получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыге...
Рабочая программа по адыгейской литературе 3 класс УМК "Школа России"
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с уч...
Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класс.
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 4 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения....
Рабочая программа по адыгейской литературе 1 класс
Рабочая программа по адыгейской литературе 1 класс...
Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класса составлена по авторской программе Апиш.ФН.
Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература» разработана на основе ФГОС начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...
Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс
Содержание. Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных ка...