Рабочая программа по адыгейской литературе 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Карикова Людмила Николаевна

Рабочая программа по адыгейской литературе 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adygeyskaya_literatura_.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Адыгейская литература» ( на русском языке) для 1 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной  организации МБОУ «ОШ №25», г. Майкопа, ст. Ханской на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009г.) Концепции - духовно нравственного  развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования  

 При разработке программы использовались следующие документы:

1.Федеральный закон  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Закон  Республики Адыгея от 27.12.2013г. №264 «Об образовании в Республики Адыгея»;

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

 4.Постановление  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 г. Москва « Об утверждении СанПиН 2.4.2.28.21-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г., регистрационный номер № 19993);

 5.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «ОШ №»25» на 2015-2019 г.

6.Учебный план школы на 2018-2019 учебный год

Курс  «Адыгейская литература» ориентирован на приобщение обучающихся к истокам  адыгейской национальной  культуры и на изучение устного народного творчества  народов Кавказа, как важнейшей составляющей этой культуры народов России.

 

Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями разных жанров устного народного творчества, а также    произведениями поэтов и писателей народов Кавказа.

В основу программы положены идейно-тематический, эстетический, отчасти сезонный и хронологический принципы.

Цель:

  • Развитие и совершенствование навыков чтения;
  • Ознакомление с Адыгейской национальной культурой;

Задачи:

  • Приобщить и воспитать интерес и уважение к элементам устного народного творчества, национальной  культуре и искусству, литературе  народов проживающих в Республике Адыгея;
  • Укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей;
  • Расширение знаний и представлений школьников о человеке и окружающем мире;
  • Учить оценивать красоту художественного отображения действительности;
  • Учить получению эстетического удовольствия, необходимому жизненному опыту ориентирования знаний фактов и явлений действительности, умению наблюдать  их и сравнивать;
  • Формировать у учащихся интереса и уважения к народам, к их жизни, труду, языку и культуре;
  •    Развивать творческие способности учащихся.

 

Место учебного предмета «Адыгейская литература» в учебном плане

В 1 классе на изучение адыгейской литературы отводится 66 часов ( 2 часа в неделю, 33  учебные недели)

Результаты изучения предмета

Личностные результаты:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества в Республике Адыгея;
  2. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  4.  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  5. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  6. наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  6. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  8. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  9. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  10. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  1. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  2. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  3. использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  5. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  6. развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

                           Планируемые результаты

Работа с художественным текстом.

Обучающие должны  уметь:

  • озаглавливать произведение;
  • сравнивать заглавия, на части по разным  признакам: по событиям, эмоциональному тону, наличию ( отсутствию) авторского  отношения;
  • аргументировать свой ответ на поставленный вопрос;
  • ставить вопросы по содержанию текста;
  • определять ( самостоятельно и с помощью учителя) отношение автора произведения к событиям и героям;
  • устанавливать причинно – следственные связи между  событиями в произведениях с нелинейным развитием сюжета .
  • Изучение языка и речи при работе с текстом.

                                            Обучающие должны уметь:

  • объяснять значение новых слов, встретившихся  в текстах;
  • выбирать слова из заданного ряда характеристики персонажа, оценки эмоционального тона произведения, авторского отношения, опираясь на значение знакомых слов;
  • объяснять значение производного слова через составляющие его части;
  • находить в тексте образные выражения на основе знания переносных значений слов;
  • создавать небольшие тексты по фразеологизму- названию.

Эстетическое развитие.

   Обучающие должны уметь:

  • определять тему  и основную мысль произведения;
  • составлять разные виды плана;
  • различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, сказку народную и литературную, пословицу и поговорку , виды народных сказок ( о животных, волшебные, бытовые), мотивировать различия жанровыми признаками;
  • узнавать потешки, загадки, скороговорки, колыбельные песни, шуточные народные песни, докучные сказки и небылицы( народные и литературные) по их жанровым признакам;
  • характеризовать персонаж по его речи и поступкам;
  • определять отношение автора к персонажу , рассказывать, как оно выражено;                                                                                                          
  • находить в тексте созвучия ( рифму) , приводить приемы звукоподражания, находить в тексте образные слова и выражения, объяснять их смысл и роль в тексте и звукописи.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков; используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

В учебнике имеются следующие разделы:

 «Адыгея – Родина моя»- 3часа.

И.Машбаш. Гимн республики Адыгея. К.Жанэ. Мой аул. Н.Куёк. Как красива наша земля.

 «Произведения адыгейского устного народного творчества»- 1 час. Загадки. Пословицы.

- «Национальные игры» -6 часов

Моток  шерсти.

Подлог  шапки.

 Волчок.

 Катание  колеса.

Всадник.

Метание  снежков.

  -Сказки  и сказания-11 часов.

Как  аукнется, так  и  откликнется. Запасливый  муравей. Великаны и карлики.

Гожак и нартская  девушка .Как  Тлепш  край  света  искал.

Дед-невпопад. Сильнее  кошки нет. Лисичка и рак.

Волк  и  лисичка. Домашняя мышь  и  полевая мышь.

Старик,  у которого соляной  дом,  и  старуха, у которой восковой дом.

- «Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея»-32 час.

Х.Панеш. Скупец  и  хитрец. Сказка Х.Панеш. Скупец  и  хитрец. Сказка Д.Чуяко. Несознательный  народ.Р.Ачмиз.Осень.Г.Завьялова. Лесовоз.

К.Жанэ. Индюшиный  нос. Так  нельзя.Д.Чуяко. Послушный  брат.

К.Жанэ. Хвастун. Подсолнух.К.Жане. Чьи это  проказы?

Н.Куёк. Домик  для птицы. Разноцветный  дождик. Сад.Д.Чуяко. Мяч. Где  мы  живём. К.Жане. вопросы  и  ответы.Р.Нехай. Первый снег.Д.Чуяко. К нам новый год  идёт.К.Жанэ. Первые  шаги.Д.Чуяко.  Уроки  пения.

Н.Куёк. Зима. Д.Чуяко.   Отдохните, коньки.К.Жанэ. Разговор  двух  братьев.

Х.Андрухаев. Часовой.К.Жанэ.  Мой  папа  шофёр.К.Жанэ. Братишки. Нарисованное  письмо.К.Жанэ. Пропажа.Н.Куёк. Ни  при чём  лишь  Ким.

К.Жанэ. Мальчик  с пальчик.Д.Чуяко. Больной  зуб. Две  косички.

Д.Чуяко. Стирка.К.Жане.  Мама.Д.Чуяко. Дружба. Календарь.

К.Жанэ. Рубанок.А.Гадагатдь. Деревцо.К.Жанэ. Побегу-ка я на горку.

Д.Чуяко. Прилетели скворцы. Стук  весны.Р.Нехай. Дождь  урожая.

Д.Чуяко. Горная  речка.

- «Загадки, пословицы-1 час

 Загадки, пословицы,,

Сказки-4 часаКабардинская сказка.  

Комар  и  дуб. Греческая сказка. Ветры.Татарская  сказка.

Волк  и  портной.

Cтихотворения-5 часов

Г.Габриелян. Айва  и  мёд.Ш.Галиев.  Обидно.А.Кешоков. Моё  пожелание.

Э.Успенский. Разгром.Я.Кугиулис.  Аннио.

 Рассказы народов республики Адыгея»-3 часа. 

Н.Фаттах. Собака.Н.Тынянский. Глупый  баран. Лисица  и тетерев.

Н.Тынянский.  Лисица  и тетерев.

        

                                                   

                       Календарное -тематическое планирование.

№  

Дата по плану

Дата по факту

Тема.

Умения.

УУД.

Стр.

Наша  Республика  Адыгея-3часа.

1.

И.Машбаш. Гимн республики Адыгея.

сравнивать заглавия,   по разным  признакам: по событиям, эмоциональному тону, наличию авторского  отношения;

Ч1-01

Ч1-02

Ч1-03

Ч2-01

Ч2-02

Ч3-02

Ч3-03

Ч3-04

Л-07

Л-08

Л-09

Л-10

Р-11

Р-14

Р-15

П-19

П-20

П-22

П-23

К-5

К-6

К-7

4-5

2.

К.Жанэ. Мой аул.

находить в тексте образные выражения на основе знания переносных значений слов;

5-6

3.

Н.Куёк. Как красива наша земля.

находить в тексте образные выражения на основе знания переносных значений слов;

6

Произведения Адыгейского устного   народного творчества

и национальные  игры-1 час.

4.

Загадки. Пословицы. Выход в школьную библиотеку

узнавать загадки, скороговорки, колыбельные песни, шуточные народные песни

Л-09

Л-10

П-23

К-4

К-5

7-8

Сказки  и сказания-11 часов.

5.

Как  аукнется, так  и  откликнется.

характеризовать персонаж по его речи и поступкам; определять отношение автора к персонажу , рассказывать, как оно выражено;                                                                                                          

находить в тексте созвучия ( рифму) , приводить приемы звукоподражания, находить в тексте образные слова и выражения, объяснять их смысл и роль в тексте

Ч1-01

Ч1-02

Ч2-01

Ч2-02

Ч2-03

Ч2-04

Ч3-03

Ч3-04

Л-06

Л-08

Л-09

Л-10

Р-14

Р-15

П-19

П-22

П-23

К-5

К-6

К-7

8-9

6.

Запасливый  муравей.

9-10

7.

Великаны и карлики.

10-11

8.

Гожак и нартская  девушка.

11-12

9.

Как  Тлепш  край  света  искал.

12-13

10.

Дед-невпопад.

13-14

11.

Сильнее  кошки нет.

15-16

13.

Лисичка и рак.

16-17

14.

Волк  и  лисичка.

18-19

15.

Домашняя мышь  и  полевая мышь.

19-21

16.

Старик,  у которого соляной  дом,  и  старуха, у которой восковой дом.

21-23

Национальные  игры-6 часов.

17.

Моток шерсти. Игры на улице.

Развивать умение проводить игры слушать и понимать правила игры

К-7

К-8

23-24

18.

Подлог  шапки.

24-26

19.

Волчок.

26-27

20.

Катание  колеса.

27

21.

Всадник.

28.

22.

Метание  снежков.

28-29

Произведения поэтов и писателей Республики  Адыгея-32 час.

23.

Х.Панеш. Скупец  и  хитрец. сказка

Развивать первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире,

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры

первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России

первоначальный опыт эстетических переживаний,

 наблюдений эстетических объектов в природе и социуме,

эстетического отношения к окружающему миру и самому себе

Ч1-01

Ч1-02

Ч1-03

Ч2-01

Ч2-02

Ч2-03

Ч2-04

Ч3-02

Ч3-03

Ч3-04

Л-06

Л-07

Л-08

Л-09

Л-10

Р-11

Р-12

Р-14

Р-15

П-19

П-20

П-22

П-23

К-4

К-5

К-6

К-7

30-35

24.

Х.Панеш. Скупец  и  хитрец. сказка

30-35

25.

Д.Чуяко. Несознательный  народ.

35-36

26.

Р.Ачмиз.Осень.

36

27.

Г.Завьялова. Лесовоз.

37

28.

К.Жанэ. Индюшиный  нос. Так  нельзя.

37-38

29.

Д.Чуяко. Послушный  брат.

39-40

30.

К.Жанэ. Хвастун. Подсолнух.

40-41

31.

К.Жане. Чьи это  проказы?

41-42

32.

Н.Куёк. Домик  для птицы. Разноцветный  дождик. Сад.

42-44

33.

Д.Чуяко. Мяч. Где  мы  живём.

44-45

34.

К.Жане. вопросы  и  ответы.

45-46

35.

Р.Нехай. Первый снег.

46-47

36.

Д.Чуяко. К нам новый год  идёт.

47-48

37.

К.Жанэ. Первые  шаги.

48-49

38.

Д.Чуяко.  Уроки  пения.

49

39.

Н.Куёк. Зима.

 Д.Чуяко.   Отдохните, коньки.

50

40.

К.Жанэ. Разговор  двух  братьев.

51-52

41.

Х.Андрухаев. Часовой.

52-53

42.

К.Жанэ.  Мой  папа  шофёр.

53-54

43.

К.Жанэ. Братишки. Нарисованное  письмо.

54-55

44.

К.Жанэ. Пропажа.

56-57

45.

Н.Куёк. Ни  при чём  лишь  Ким.

57-59

46.

К.Жанэ. Мальчик  с пальчик.

59

47.

Д.Чуяко. Больной  зуб.

Две  косички.

60-61

48.

Д.Чуяко. Стирка.

К.Жане.  Мама.

61-62

49.

Д.Чуяко. Дружба. Календарь.

К.Жанэ. Рубанок.

62-64

50.

А.Гадагатдь. Деревцо.

64-65

51.

К.Жанэ. Побегу-ка я на горку.

Д.Чуяко. Прилетели скворцы. Стук  весны.

66-67

52.

Р.Нехай. Дождь  урожая.

68

53.

Д.Чуяко. Горная  речка.

69

Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы

народов Республики Адыгея.

Загадки, пословицы-1 час.

54.

Загадки, пословицы,

73-77

Сказки-4 часа.

55.

Русская сказка. Брат и сестра. Как  лиса училась  летать.

характеризовать персонаж по его речи и поступкам; рассказывать, как оно выражено;                                                                                                          

находить в тексте созвучия ( рифму) , приводить приемы звукоподражания, находить в тексте образные слова и выражения, объяснять их смысл и роль в тексте

Ч1-01

Ч1-02

Ч2-01

Ч2-02

Ч2-03

Ч2-04

Ч3-03

Ч3-04

Л-06

Л-08

Л-09

Л-10

Р-14

П-19

П-22

К-6

К-7

77-79

56.

Кабардинская сказка.  

Комар  и  дуб.

79-80

57.

Греческая сказка. Ветры.

81-82

58.

Татарская  сказка.

Волк  и  портной.

82-83

Стихотворения-5 часов.

59.

Г.Габриелян. Айва  и  мёд.

Развивать первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире,

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей

Ч1-01

Ч1-02

Ч2-01

Ч2-02

Ч2-03

Ч2-04

Ч3-03

Ч3-04

83-84

60

Ш.Галиев.  Обидно.

84

61.

А.Кешоков. Моё  пожелание.

85

62.

Э.Успенский. Разгром.

86.

63.

Я.Кугиулис.  Аннио.

87

Рассказы-3 часа.

64.

Н.Фаттах. Собака.

характеризовать персонаж по его речи и поступкам; определять отношение автора к персонажу , рассказывать, как оно выражено;                                                                                                          

Ч1-01

Ч1-02

Ч2-01

Ч2-02

Ч2-03

Ч2-04

Ч3-03

Ч3-04

88-90

65.

Н.Тынянский. Глупый  баран. Лисица  и тетерев.

91-92

66.

Н.Тынянский.

 Лисица  и тетерев.

92


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса.

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса....

Рабочая программа по Адыгейской литературе 2 класс

Данная национально- региональная программа "Адыгейская литература" для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составл...

Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс УМК "Школа России"

Основная цель программы:получит  возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыге...

Рабочая программа по адыгейской литературе 3 класс УМК "Школа России"

Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с уч...

Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класс.

Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 4  класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения....

Рабочая программа по адыгейской литературе во 2 классе

Рабочая программа по адыгейской литературе во 2 классе...

Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класса составлена по авторской программе Апиш.ФН.

Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература»  разработана на основе ФГОС начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...