Рабочая программа по адыгейской литературе 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по адыгейской литературе 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adygeyskaya_literatura_.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Адыгейская литература» ( на русском языке) для 1 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ «ОШ №25», г. Майкопа, ст. Ханской на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009г.) Концепции - духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования
При разработке программы использовались следующие документы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Закон Республики Адыгея от 27.12.2013г. №264 «Об образовании в Республики Адыгея»;
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 г. Москва « Об утверждении СанПиН 2.4.2.28.21-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г., регистрационный номер № 19993);
5.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «ОШ №»25» на 2015-2019 г.
6.Учебный план школы на 2018-2019 учебный год
Курс «Адыгейская литература» ориентирован на приобщение обучающихся к истокам адыгейской национальной культуры и на изучение устного народного творчества народов Кавказа, как важнейшей составляющей этой культуры народов России.
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями разных жанров устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Кавказа.
В основу программы положены идейно-тематический, эстетический, отчасти сезонный и хронологический принципы.
Цель:
- Развитие и совершенствование навыков чтения;
- Ознакомление с Адыгейской национальной культурой;
Задачи:
- Приобщить и воспитать интерес и уважение к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов проживающих в Республике Адыгея;
- Укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей;
- Расширение знаний и представлений школьников о человеке и окружающем мире;
- Учить оценивать красоту художественного отображения действительности;
- Учить получению эстетического удовольствия, необходимому жизненному опыту ориентирования знаний фактов и явлений действительности, умению наблюдать их и сравнивать;
- Формировать у учащихся интереса и уважения к народам, к их жизни, труду, языку и культуре;
- Развивать творческие способности учащихся.
Место учебного предмета «Адыгейская литература» в учебном плане
В 1 классе на изучение адыгейской литературы отводится 66 часов ( 2 часа в неделю, 33 учебные недели)
Результаты изучения предмета
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества в Республике Адыгея;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Планируемые результаты
Работа с художественным текстом.
Обучающие должны уметь:
- озаглавливать произведение;
- сравнивать заглавия, на части по разным признакам: по событиям, эмоциональному тону, наличию ( отсутствию) авторского отношения;
- аргументировать свой ответ на поставленный вопрос;
- ставить вопросы по содержанию текста;
- определять ( самостоятельно и с помощью учителя) отношение автора произведения к событиям и героям;
- устанавливать причинно – следственные связи между событиями в произведениях с нелинейным развитием сюжета .
- Изучение языка и речи при работе с текстом.
Обучающие должны уметь:
- объяснять значение новых слов, встретившихся в текстах;
- выбирать слова из заданного ряда характеристики персонажа, оценки эмоционального тона произведения, авторского отношения, опираясь на значение знакомых слов;
- объяснять значение производного слова через составляющие его части;
- находить в тексте образные выражения на основе знания переносных значений слов;
- создавать небольшие тексты по фразеологизму- названию.
Эстетическое развитие.
Обучающие должны уметь:
- определять тему и основную мысль произведения;
- составлять разные виды плана;
- различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, сказку народную и литературную, пословицу и поговорку , виды народных сказок ( о животных, волшебные, бытовые), мотивировать различия жанровыми признаками;
- узнавать потешки, загадки, скороговорки, колыбельные песни, шуточные народные песни, докучные сказки и небылицы( народные и литературные) по их жанровым признакам;
- характеризовать персонаж по его речи и поступкам;
- определять отношение автора к персонажу , рассказывать, как оно выражено;
- находить в тексте созвучия ( рифму) , приводить приемы звукоподражания, находить в тексте образные слова и выражения, объяснять их смысл и роль в тексте и звукописи.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков; используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
В учебнике имеются следующие разделы:
«Адыгея – Родина моя»- 3часа.
И.Машбаш. Гимн республики Адыгея. К.Жанэ. Мой аул. Н.Куёк. Как красива наша земля. |
«Произведения адыгейского устного народного творчества»- 1 час. Загадки. Пословицы.
- «Национальные игры» -6 часов
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема. | Умения. | УУД. | Стр. | |||
Наша Республика Адыгея-3часа. | |||||||||
1. | И.Машбаш. Гимн республики Адыгея. | сравнивать заглавия, по разным признакам: по событиям, эмоциональному тону, наличию авторского отношения; | Ч1-01 Ч1-02 Ч1-03 Ч2-01 Ч2-02 Ч3-02 Ч3-03 Ч3-04 Л-07 Л-08 Л-09 Л-10 Р-11 Р-14 Р-15 П-19 П-20 П-22 П-23 К-5 К-6 К-7 | 4-5 | |||||
2. | К.Жанэ. Мой аул. | находить в тексте образные выражения на основе знания переносных значений слов; | 5-6 | ||||||
3. | Н.Куёк. Как красива наша земля. | находить в тексте образные выражения на основе знания переносных значений слов; | 6 | ||||||
Произведения Адыгейского устного народного творчества и национальные игры-1 час. | |||||||||
4. | Загадки. Пословицы. Выход в школьную библиотеку | узнавать загадки, скороговорки, колыбельные песни, шуточные народные песни | Л-09 Л-10 П-23 К-4 К-5 | 7-8 | |||||
Сказки и сказания-11 часов. | |||||||||
5. | Как аукнется, так и откликнется. | характеризовать персонаж по его речи и поступкам; определять отношение автора к персонажу , рассказывать, как оно выражено; находить в тексте созвучия ( рифму) , приводить приемы звукоподражания, находить в тексте образные слова и выражения, объяснять их смысл и роль в тексте | Ч1-01 Ч1-02 Ч2-01 Ч2-02 Ч2-03 Ч2-04 Ч3-03 Ч3-04 Л-06 Л-08 Л-09 Л-10 Р-14 Р-15 П-19 П-22 П-23 К-5 К-6 К-7 | 8-9 | |||||
6. | Запасливый муравей. | 9-10 | |||||||
7. | Великаны и карлики. | 10-11 | |||||||
8. | Гожак и нартская девушка. | 11-12 | |||||||
9. | Как Тлепш край света искал. | 12-13 | |||||||
10. | Дед-невпопад. | 13-14 | |||||||
11. | Сильнее кошки нет. | 15-16 | |||||||
13. | Лисичка и рак. | 16-17 | |||||||
14. | Волк и лисичка. | 18-19 | |||||||
15. | Домашняя мышь и полевая мышь. | 19-21 | |||||||
16. | Старик, у которого соляной дом, и старуха, у которой восковой дом. | 21-23 | |||||||
Национальные игры-6 часов. | |||||||||
17. | Моток шерсти. Игры на улице. | Развивать умение проводить игры слушать и понимать правила игры | К-7 К-8 | 23-24 | |||||
18. | Подлог шапки. | 24-26 | |||||||
19. | Волчок. | 26-27 | |||||||
20. | Катание колеса. | 27 | |||||||
21. | Всадник. | 28. | |||||||
22. | Метание снежков. | 28-29 | |||||||
Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея-32 час. | |||||||||
23. | Х.Панеш. Скупец и хитрец. сказка | Развивать первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе | Ч1-01 Ч1-02 Ч1-03 Ч2-01 Ч2-02 Ч2-03 Ч2-04 Ч3-02 Ч3-03 Ч3-04 Л-06 Л-07 Л-08 Л-09 Л-10 Р-11 Р-12 Р-14 Р-15 П-19 П-20 П-22 П-23 К-4 К-5 К-6 К-7 | 30-35 | |||||
24. | Х.Панеш. Скупец и хитрец. сказка | 30-35 | |||||||
25. | Д.Чуяко. Несознательный народ. | 35-36 | |||||||
26. | Р.Ачмиз.Осень. | 36 | |||||||
27. | Г.Завьялова. Лесовоз. | 37 | |||||||
28. | К.Жанэ. Индюшиный нос. Так нельзя. | 37-38 | |||||||
29. | Д.Чуяко. Послушный брат. | 39-40 | |||||||
30. | К.Жанэ. Хвастун. Подсолнух. | 40-41 | |||||||
31. | К.Жане. Чьи это проказы? | 41-42 | |||||||
32. | Н.Куёк. Домик для птицы. Разноцветный дождик. Сад. | 42-44 | |||||||
33. | Д.Чуяко. Мяч. Где мы живём. | 44-45 | |||||||
34. | К.Жане. вопросы и ответы. | 45-46 | |||||||
35. | Р.Нехай. Первый снег. | 46-47 | |||||||
36. | Д.Чуяко. К нам новый год идёт. | 47-48 | |||||||
37. | К.Жанэ. Первые шаги. | 48-49 | |||||||
38. | Д.Чуяко. Уроки пения. | 49 | |||||||
39. | Н.Куёк. Зима. Д.Чуяко. Отдохните, коньки. | 50 | |||||||
40. | К.Жанэ. Разговор двух братьев. | 51-52 | |||||||
41. | Х.Андрухаев. Часовой. | 52-53 | |||||||
42. | К.Жанэ. Мой папа шофёр. | 53-54 | |||||||
43. | К.Жанэ. Братишки. Нарисованное письмо. | 54-55 | |||||||
44. | К.Жанэ. Пропажа. | 56-57 | |||||||
45. | Н.Куёк. Ни при чём лишь Ким. | 57-59 | |||||||
46. | К.Жанэ. Мальчик с пальчик. | 59 | |||||||
47. | Д.Чуяко. Больной зуб. Две косички. | 60-61 | |||||||
48. | Д.Чуяко. Стирка. К.Жане. Мама. | 61-62 | |||||||
49. | Д.Чуяко. Дружба. Календарь. К.Жанэ. Рубанок. | 62-64 | |||||||
50. | А.Гадагатдь. Деревцо. | 64-65 | |||||||
51. | К.Жанэ. Побегу-ка я на горку. Д.Чуяко. Прилетели скворцы. Стук весны. | 66-67 | |||||||
52. | Р.Нехай. Дождь урожая. | 68 | |||||||
53. | Д.Чуяко. Горная речка. | 69 | |||||||
Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея. | |||||||||
Загадки, пословицы-1 час. | |||||||||
54. | Загадки, пословицы, | 73-77 | |||||||
Сказки-4 часа. | |||||||||
55. | Русская сказка. Брат и сестра. Как лиса училась летать. | характеризовать персонаж по его речи и поступкам; рассказывать, как оно выражено; находить в тексте созвучия ( рифму) , приводить приемы звукоподражания, находить в тексте образные слова и выражения, объяснять их смысл и роль в тексте | Ч1-01 Ч1-02 Ч2-01 Ч2-02 Ч2-03 Ч2-04 Ч3-03 Ч3-04 Л-06 Л-08 Л-09 Л-10 Р-14 П-19 П-22 К-6 К-7 | 77-79 | |||||
56. | Кабардинская сказка. Комар и дуб. | 79-80 | |||||||
57. | Греческая сказка. Ветры. | 81-82 | |||||||
58. | Татарская сказка. Волк и портной. | 82-83 | |||||||
Стихотворения-5 часов. | |||||||||
59. | Г.Габриелян. Айва и мёд. | Развивать первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей | Ч1-01 Ч1-02 Ч2-01 Ч2-02 Ч2-03 Ч2-04 Ч3-03 Ч3-04 | 83-84 | |||||
60 | Ш.Галиев. Обидно. | 84 | |||||||
61. | А.Кешоков. Моё пожелание. | 85 | |||||||
62. | Э.Успенский. Разгром. | 86. | |||||||
63. | Я.Кугиулис. Аннио. | 87 | |||||||
Рассказы-3 часа. | |||||||||
64. | Н.Фаттах. Собака. | характеризовать персонаж по его речи и поступкам; определять отношение автора к персонажу , рассказывать, как оно выражено; | Ч1-01 Ч1-02 Ч2-01 Ч2-02 Ч2-03 Ч2-04 Ч3-03 Ч3-04 | 88-90 | |||||
65. | Н.Тынянский. Глупый баран. Лисица и тетерев. | 91-92 | |||||||
66. | Н.Тынянский. Лисица и тетерев. | 92 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса.
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса....
Рабочая программа по Адыгейской литературе 2 класс
Данная национально- региональная программа "Адыгейская литература" для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составл...
Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс УМК "Школа России"
Основная цель программы:получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыге...
Рабочая программа по адыгейской литературе 3 класс УМК "Школа России"
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с уч...
Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класс.
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 4 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения....
Рабочая программа по адыгейской литературе во 2 классе
Рабочая программа по адыгейской литературе во 2 классе...
Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класса составлена по авторской программе Апиш.ФН.
Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература» разработана на основе ФГОС начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...