Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса
рабочая программа (3 класс)
- Родные просторы. 3 класс : книга для чтения / С.С.Ситимова,А.Б.Чуяко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adyg.liter_.docx | 38.97 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по адыгейской литературе
3 класс
Разработчик программы:
Коблева Сусана Байзетовна,
учитель начальных классов,
адыгейского языка и литературы
МБОУ СОШ№ 10 п.Тлюстенхабль
Республики Адыгея
I.Пояснительная записка
- Данная рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Приказ МО и Н РФ №1312 от 09.03.2004г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования» (в действующей редакции);
- Приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции);
- Приказ МО и Н РФ №1015 от 30.08.2013г. «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции);
- Письмо МО и Н РФ №09-1672 от 18.08.2017г. «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в действующей редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в действующей редакции);
- Закон Республики Адыгея №264 от 27.12.2013г. «Об образовании в Республике Адыгея» (в действующей редакции);
- Письмо МО и Н РА №1536 от 25.03.2014г. «О примерных учебных (образовательных) планах и рекомендациях государственным и муниципальным общеобразовательным учреждениям Республики Адыгея, реализующим основную образовательную программу начального общего образования, по формированию учебных (образовательных) планов в соответствии с ФГОС НОО»;
- Учебный план 1-4-х классов МБОУ СОШ №10 имени К.Б.Бжигакова п.Тлюстенхабль;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 10 имени К.Б.Бжигакова п.Тлюстенхабль
- Рабочая программа учебного предмета «Адыгейская литература» для 1–4 классов ,А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова.- М., адыг. респ. кн. изд., 2005
- А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения. 3 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005 г.,34 ч.
Согласно авторской программе на изучение курса «Адыгейская литература » в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, это соответствует учебному плану школы
Цели и задачи :
Изучение адыгейской литературы в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
II.Планируемые результаты
Предметные:
Ученик научится:
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
• читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
• использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию;
• использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• передавать содержание прочитанного или прослушанного в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
• участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Ученик получит возможность научиться:
• Воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
• выделять не только главную, но и избыточную информацию;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
• определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
• отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
• высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
• делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
Обучающиеся научатся определять :
- произведения представителей адыгейской литературы;
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
- выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).
Обучающиеся научатся :
- отвечать на вопросы по содержанию произведения,
- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, читать стихотворные произведения наизусть;
- безошибочно читать незнакомый текст с соблюдением норм литературного произношения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- не допускать искажения ударений.
Обучающиеся научатся определять:
- различные произведения устного народного творчества (пословицы ,загадки, песни, сказки);
- общеразвивающие адыгейские национальные игры.
Обучающиеся научатся :
- различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры;
- приводить примеры произведений фольклора ( пословицы ,загадки, песни, сказки)
- отличать виды сказок, называть их особенности4
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст объемом до 1,5 страниц;
- делить текст на смысловые части;
- составлять его простой план;
- участвовать в диалоге при обсуждении произведения;
выражать личное отношение к прочитанному.
Обучающиеся научатся определять:
- произведения представителей адыгейской литературы;
- средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, приём контраста;
- составлять различные вариантов плана;
- пересказывать (подробно, выборочно, творчески);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.
- жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, стихотворение
- особенности народных и литературных сказок;
- названия, основное содержание изученных произведений; имена, фамилии авторов.
- находить в текстах эпизоды, рассказывающие о традициях Адыгов;
- сравнивать сказки разных народов, сочинять свои сказки;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план
- выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;
- четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение), сказки народные и литературные.
На уроках используются как основные формы работы (фронтальные, индивидуальные, групповые), так и нетрадиционные (конкурсы, мозговая атака, урок-сказка, инсценирование, интегрированные уроки).
III.Содержание учебного предмета
I. Наша Республика Адыгея
Название республики, ее столица; народы, живущие в Адыгее. Чуяко Дж. Моя Адыгея. Традиции и обычаи адыгов. Жанэ К. У адыгов обычай такой. Щедрость и богатство родной земли. Беретарь Х. О, как она, земля моя, щедра…Природа родного края. Беретарь Х. Псекупс. Тексты песен о родном языке и богатстве родного края. Тлехас М. Родной язык. Моя земля. Дербе Т. Люблю я свой народ. Крючков Ю. Адыгея.
II. Произведения адыгейского устного народного творчества и национальные игры.
1. Загадки о разных предметах, явлениях природы.
2. Пословицы и поговорки о мудрости, дружбе, добре и зле.
3. Виды сказок. Адыгейские сказки о животных: «Не рой другому яму», «Воробей и волк», «Овца и коза». Бытовая сказка «Трудовые деньги».
Произведения из адыгейского нартского эпоса. Тема и идея: находчивость и смекалка - сказания «Как Саусырыко вернул огонь нартам». Деление текста на части. Сказание «Золотое яблоко нартов». Сказание о живительной силе воды.
«Сэтэнай-цветок». Зависть и зло в сказании «Шэбатныко — сын Орзэмэджа». Сравнительная характеристика героев сказания «Освобождение нарта Нэсрена».
4. Национальные игры. Общеразвивающие адыгейские национальные игры на быстроту, внимательность, смекалку, точность. Скачки. Жмурки. Лебеди и просо. Журавли-журавушки.
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея
1. Моя Родина и её история. Образ Родины. Яхутль С. «Родина». История и памятники. Е.Салов «Дольмен». Доблесть адыгов в годы войны. Кошубаев П. «Отец ушел на войну» (отрывок из рассказа «Дедушка»). Тема воинов и защитников в творчестве Жанэ К. «Давно отгремела война», «Долг». Славься и процветай любимый город. Тлехас М. Песня о «Майкопе». Жизнь во время оккупации. Кошубаев П. «Один день войны» (из рассказа «Дедушка»). В память о погибших воинах. Крючков Ю. «Память».
2. Моя семья. Наше детство.
Основные события произведения. Герои произведений. Характеристика героев. Приём сравнения. Нравственный смысл произведений. Составление различных вариантов плана. Подробный и выборочный пересказ. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.
Произведения о родном языке, родителях, вежливости, о детях, о детских забавах, воспитании в семье, правилах быта и общественного поведения. Поучительный смысл произведения И.Машбаша «Сказка о грозном льве… и о старом дровосеке». Краткий пересказ. Сказка- пища для ума. Машбаш И. «Сказка о кузнечиках, об их пропавшем царе и о мудрой зайчихе». Озаглавливание частей текста. Стихи для детей и о детях. Куек Н. Считалка. Зазнайка. Жане К. «Гармонистка». Куек Н. «Считалка». Жанэ К. детям. Стихотворения: «Ах, эта козочка!», «Дождик», «Новоселье». Стихи о дружбе. Чуяко Дж. «Пусть приходит сам». Дж.Чуяко о детях и для детей. «Кто лучше считает?»
Образ матерей в творчестве поэтов. Беретарь Х. «Нана». Тлехас М. «Наши матери». Родной очаг и путь домой. Чуяко Дж. «Маяк».
Быт адыгов. Кумпилов К. «Зерно». Что оставлю после себя. Хурумов Х. «Колодец Хапака». Легкомыслие и труд. Машбаш И. «Песня веселой бабочки». Стихи о труде и добрых делах. Гадагатль А. Да будет так! Поступки человека. Чуяко Ю. «Лиса и Орземес» (отрывок из повести «Чужая боль»). К.Жанэ «Пословица», Н.Куёк «Зазнайка». Хвастовство и дружба. Гадагатль А. «Петух-хвастун». Трудолюбие и честь в произведениях адыгских поэтов. Куек Н. «Кто же лужи уберет?» Жанэ К. «Я славлю руки человека». Все о профессиях. Чуяко Дж. «Если был бы я врачом». Детям о труде. Чуяко Дж «Новый дом». К.Жанэ «Сад». Поступки и характер человека. Панеш Х. «Пусть попробует другой». О предназначении человека. Р.Нехай «Ты кто?». Мужество и смелость настоящих мужчин. Панеш Х. «Почему плакал Рашид?» О взаимопонимании и толерантности. Багов Н. Печаль.
3. Уважаем и помогаем старшим.
Произведения о вежливости, труде, помощи и взаимопомощи.
Во славу человека. Беретарь Х. «Нана».
Старость мудростью сильна. Жанэ К. Старость. Сад.
Уважение к старости. Панеш Х. Калитка. Мирзабеча.
4. Мир вокруг нас.
Произведения о временах года и их явлениях и связи с людьми.
Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Зимние картины. Паранук М. Зима. Куек Н. Снежинка. Осенние зарисовки адыгских поэтов. Куек Н. Осень. Дербе Т. Среди деревьев бродит листопад. Природа Адыгеи и любовь к ней. Красота и величие Кавказской природы. Салов Е. Даховская мозаика. Князь леса. Стихи о природе. Андрухаев. Река. Весна и лентяй. Любовь к природе в стихотворениях Чуяко Дж. «Волшебник», А.Шипулин «Про зайчонка». Скоро лето! Чуяко Дж. «Плавание на спине», «На пасеке».
IV. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.
1. Загадки, пословицы народов республики Адыгея.
2. Сказки разных народов. Сравнение сказок. Русская сказка «Солдатская шинель». Армянская сказка «Заказчик и мастер». Поучительный смысл греческой сказки «Кисть винограда».
3. Литературные сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Характеристика героев. Козлов С. Сказка «Черный Омут». Поступки, как основное средство изображения героев. Тынянский Н. Сказка. Хитрый Тюлень.
4. Стихотворения. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. Средства художественной выразительности для создания картин. Тетивкин А. «Школа». Г.Габриелян «Гоар и Асмик». Дросинис Г. Закат в январе. Гостеприимство в творчестве поэтов. Бицуев А. Кабарда. Галиев Ш. Хлебосольная хозяйка.
Общепринятой является классификация по основной дидактической цели урока, а также месту отдельного урока в системе уроков. В связи с этим определились следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки.
В начальных классах широко распространен урок, на котором сообщение нового материала сочетается с упражнением и применением знаний. Такой урок строится по-разному. В одном случае главными элементами урока являются объяснение учителем нового материала и упражнения учащихся, в другом — наблюдение, сопоставление фактов, беседа, в результате чего учащиеся самостоятельно формулируют правило и упражняются в его применении. Часто используется и третий путь — изучение материала по учебнику, за ним следует фронтальная беседа с целью контроля, понимания изучаемого и затем — упражнения.
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового.
2. Урок закрепления знаний. .
3. Урок комплексного применения знаний.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
IV.Тематическое планирование учебного предмета
«Адыгейская литература», 3 класс (34 ч.)
№ | Кол-во ч. | Содержание |
1. | 3 | Наша Республика Адыгея |
2. | 9 | Произведения адыгейского устного народного творчества и национальные игры |
3. | 19 | Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея |
4. | 2 | Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея |
итого 34 часа |
IV.Календарно-тематическое планирование по адыгейской литературе
Кол-во часов | Дата | Тема урока | Домашнее задание | |
план | факт | |||
1 | I. Адыгея — Родина моя (3ч.) Чуяко Дж. Стихотворение. Моя Адыгея. Жанэ К. Стихотворение.У адыгов обычай такой. | с.3-5 | ||
1 | Стихотворения Беретаря Х. и Тлехаса М. о родной земле. | с.6,7 | ||
1 | Дербе Т. «Люблю я свой народ». Крючков Ю. «Адыгея» | с.9-11 | ||
1 | II. Произведения адыгейского устного народного творчества и национальные игры(9ч.) Пословицы и поговорки о мудрости, разуме, мужестве, труде, честности, дружбе, добре, зле , семейных традициях. | с.12-14 | ||
1 | Сказки и сказания о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности. | с.28-21 | ||
1 | Произведения из адыгейского нартского эпоса. Сказание «Как Саусырыко вернул огонь нартам». | с.23-25 | ||
1 | Сказание.Золотое яблоко нартов | с.36 | ||
1 | Сказание.Шэбатныко — сын Орзэмэджа. Сказание.Освобождение нарта Нэсрена. | с.42,46 | ||
1 | Национальные игры.Игра.Скачки.Игра .Жмурки. | с.48 | ||
1 | Игра .Журавли-журавушки | с.49 | ||
1 | Игра.Лебеди и просо. | с.50 | ||
1 | Адыгейское устное народное творчество. Обобщающий урок | с.50 | ||
1 | III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (19ч. ) Машбаш И. «Сказка о грозном льве ,повелителе всех зверей и о старом дровосеке» | с.58 | ||
1 | Яхутль С.Стихотворение. Родина. Жанэ К. Стихотворение. Ах, эта козочка! Стихотворения Х.Андрухаева: «Река» , «Весна и лентяй». | с.60 | ||
1 | Стихотворения Жанэ К. : «Зерно», «Дождик».Е.Салов. Стихотворение. Дольмен. | с.65 | ||
1 | Жанэ К. Стихотворение. Новоселье. Чуяко Дж. Стихотворение. Пусть приходит сам. | с.67 | ||
1 | Машбаш И.Сказка о кузнечиках, об их пропавшем царе и о мудрой зайчихе. | с.74 | ||
1 | Паранук М. Стихотворение. Зима. Куек Н. Стихотворение. Снежинка. Кошубаев П. Рассказ.Дедушка. | с.82 | ||
1 | Стихотворения Жанэ К. : «Гармонистка», «Сад». | с.83 | ||
1 | Куек Н. Стихотворение. Считалка. Гадагатль А. Стихотворение. Петух-хвастун. | с.87 | ||
1 | Куек Н. Стихотворение. Кто же лужи уберет? Жанэ К. Стихотворение. Я славлю руки человека. Беретарь Х. Стихотворение. Нана. | с.91-93 | ||
1 | Тлехас М. Стихотворение. Наши матери. Чуяко Дж. Стихотворение. Маяк Стихотворения Жанэ К. : «Давно отгремела война», «Долг». | с.98 | ||
1 | Стихотворения Чуяко Дж.: « Волшебник», «Кто лучше считает?» Шипулин А. Стихотворение. Про зайчонка. Стихотворения Жанэ К.: « Старость», «Пословица» | с.100-102 | ||
1 | Нехай Р. Стихотворение. Ты кто? Стихотворения Куек Н.: «Осень», «Зазнайка». Дербе Т. Стихотворение. Среди деревьев бродит человек. Панеш Х. «Почему плакал Рашид»? | с.104-105 | ||
1 | Машбаш И. Стихотворение. Песня веселой бабочки. Чуяко Ю.Лиса и Орземес(отрывок из повести « Чужая боль» Тлехас М. «Песня о Майкопе». | с.109-110 | ||
1 | Кошубаев П.Один день войны(из рассказа «Дедушка» Гадагатль А. Стихотворение. Да будет так! | с.111-114 | ||
1 | Крючков Ю. Стихотворение. Память. Багов Н. Стихотворение. Печаль. Хурумов Х. Стихотворение. Колодец Хапака. | с.119,120 | ||
1 | Стихотворения Салова Е. : « Даховская мозаика», «Князь леса». Стихотворения Чуяко Дж.: «Если был бы я врачом», «Новый дом». | с.123 | ||
1 | Произведения адыгейских поэтов о весне. | с.125 | ||
1 | Стихотворения Салова Е: « Золотой ручей», «За рекой Кишой». | с.126 | ||
1 | Стихотворения Панеша Х.: «Пусть попробует другой», « Калитка Мирзабеча». Стихотворения Чуяко Дж.: « Плавание на спине», « На пасеке». | с.132,133 | ||
1 | IV. Загадки,пословицы,сказки народов Республики Адыгея(2ч.) Загадки,пословицы,сказки адыгов. | с.134-136 | ||
1 | Стихотворения, сказки народов Республики Адыгея. | с.146-148 | ||
2 | Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Адыгейской литературе 2 класс
Данная национально- региональная программа "Адыгейская литература" для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составл...
Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс УМК "Школа России"
Основная цель программы:получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыге...
Рабочая программа по адыгейской литературе 3 класс УМК "Школа России"
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с уч...
Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класс.
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 4 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения....
Рабочая программа по адыгейской литературе 1 класс
Рабочая программа по адыгейской литературе 1 класс...
Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класса составлена по авторской программе Апиш.ФН.
Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература» разработана на основе ФГОС начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...
Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс
Содержание. Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных ка...