Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса
рабочая программа (2 класс)
- Родные просторы. 2 класс : книга для чтения / С.С.Ситимова,А.Б.Чуяко – Майкоп :Качество, 2013,34 ч
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotova_poyasnitelnaya_zapiska_adyg_lit_2_klass.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по адыгейской литературе
2 класс
Разработчик программы:
Коблева Сусана Байзетовна,
учитель начальных классов,
адыгейского языка и литературы
МБОУ СОШ№ 10 п.Тлюстенхабль
Республики Адыгея
I.Пояснительная записка
Данная рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса разработана на основе следующих нормативных баз: (1 ч в неделю. Всего 34 ч в учебном году.) Авторы учебника Родные просторы»:С.С.Ситимова, А.Б.Чуяко.
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Приказ МО и Н РФ №1312 от 09.03.2004г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования» (в действующей редакции);
- Приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции);
- Приказ МО и Н РФ №1015 от 30.08.2013г. «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции);
- Письмо МО и Н РФ №09-1672 от 18.08.2017г. «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в действующей редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в действующей редакции);
- Закон Республики Адыгея №264 от 27.12.2013г. «Об образовании в Республике Адыгея» (в действующей редакции);
- Письмо МО и Н РА №1536 от 25.03.2014г. «О примерных учебных (образовательных) планах и рекомендациях государственным и муниципальным общеобразовательным учреждениям Республики Адыгея, реализующим основную образовательную программу начального общего образования, по формированию учебных (образовательных) планов в соответствии с ФГОС НОО»;
- Учебный план 1-4-х классов МБОУ СОШ №10 имени К.Б.Бжигакова п.Тлюстенхабль;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 10 имени К.Б.Бжигакова п.Тлюстенхабль;
- Родные просторы. 2 класс : книга для чтения / С.С.Ситимова,А.Б.Чуяко – Майкоп :Качество, 2013,34 ч
Цель, задачи образовательной программы
Основная цель программы:
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи, о судьбах людей, осмыслить этические представления о таких понятиях, как «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнется формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
Задачи:
- формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста;
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.
II. Планируемые результаты освоения программы
по адыгейской литературе
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих результатов:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
III. Содержание учебного предмета
I. Наша Республика Адыгея
Название республики, ее столица; народы, живущие в Адыгее, адыгейские имена, адыгейская национальная одежда; сельское хозяйство, промышленность, полезные ископаемые, образование.
Произведения: Яхутль С. «Адыгея родная моя», Жанэ К. «Так в Адыгее говорят», Куёк Н. «Мальчик в черкеске», Паранук М. «Кто позабыл родной язык». Машбаш И. «Живи, добро верши», «Общий двор».
II. Адыгейское народное творчество и национальные игры
1. Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы.
2. Пословицы и поговорки о мудрости, разуме, мужестве, труде, честности, дружбе, добре, зле, семейных традициях.
3. Сказки и сказания о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности.: «Старый кот и мыши», «Дружная компания», «Шапка небылиц», «Злая мачеха», «Слава на долгие века».
4. Произведения из адыгейского нартского зиоса: « В гостях у старого нарта», « О том, как Орзэмэдж раздал три волшебных камня-оселка», «Ашамез и Кунууд», «Ток Тхагалиджа», «Как появились камыль и пхачич».
5. Национальные игры.
Общеразвивающие адыгейские национальные игры на быстроту, внимательность, смекалку, точность.: «Прятки», «Меткий стрелок», «Всадник», «Бегать».
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея
1. Литературные сказки.
Литературные сказки и их особенности.
Литературные сказки о животных: Паранук М. «Лиса и журавль», «Кто сильнее».
2. Моя семья.
Произведения о родном языке, родителях, вежливости, воспитании в семье, правилах общественного поведения: Паранук М. «Кто позабыл родной язык», «Случай на улице»; Жаяэ К. «Спор», «Как внуки запутали бабушку»; Куёк Н. «Сколько рук у дедушкю»; Чуяко Дж. «Эта бабушка не чужая»; Нехай Р. «Добрый старик»; Гадагатль А. «Мамин помощник».
З. Мир вокруг нас.
Загадки, пословицы, литературные произведения о временах года и их явлениях, о трудовой деятельности людей, о жизни птиц и домашних животных.
Произведения: Панеш Х. «Осень»; Чуяко дж. «Прилежный мальчик», «Снеговик», «Гром»; Жанэ К. «Как я согрелся», «Сад»; Куёк Н. «Снег»; Ачмиз Р. «А солнышко решило»; Салон Е. «Князь леса».
4. Наше детство.
Произведения поэтов и писателей Адыгеи о детях, о детских забавах, о воспитании ребенка в адыгейской семье вежливости, гостеприимства, красноречия.
Произведения: Жанэ К. «Как Нурдин испугался», «Вышивала Фатимет»; Чуяко Дж. «Про котенка»; Нехай Р. «Я сам».
5. Уважаем и помогаем старшим.
Адыгейские пословицы и литературные произведения о вежливости, труде, помощи и взаимопомощи, об элементах адыгагьэ.
Произведения: Жанэ К. «Старый петух», «Мой пирог»; Нехай Р. «Добрый старик».
I. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения в рассказы народов Республики Адыгея.
(Для внеклассного чтения)
1. Загадки о фруктах, овощах, животных.
2. Пословицы о труде, дружбе, мудрости, уме, честности, добре, зле.
З. Сказки о животных, бытовые сказки: Лиса в тетерев (русская сказка), Завещание (русская сказка), «Как одурачили царя» (армянская сказка), ((Волк и перепелка) (кабардинская сказка)
Общепринятой является классификация по основной дидактической цели урока, а также месту отдельного урока в системе уроков. В связи с этим определились следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки.
В начальных классах широко распространен урок, на котором сообщение нового материала сочетается с упражнением и применением знаний. Такой урок строится по-разному. В одном случае главными элементами урока являются объяснение учителем нового материала и упражнения учащихся, в другом — наблюдение, сопоставление фактов, беседа, в результате чего учащиеся самостоятельно формулируют правило и упражняются в его применении. Часто используется и третий путь — изучение материала по учебнику, за ним следует фронтальная беседа с целью контроля, понимания изучаемого и затем — упражнения.
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового.
2. Урок закрепления знаний. .
3. Урок комплексного применения знаний.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
IV.Календарно-тематическое планирование .
Авторы учебника «Родные просторы»: С. С. Ситимова, А .Б. Чуяко.
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | I. Адыгея — Родина моя (4ч.) Республика Адыгея. Майкоп- столица Адыгеи. | Стр. 4 | ||
2 | Моя Адыгея. Яхутль С.М. Стихотворение. Адыгея родная моя. | Стр. 5 | ||
3 | Жанэ К. Стихотворение. Так в Адыгее говорят. Куёк Н. Стихотворение. Мальчик в черкеске. | Стр. 7 | ||
4 | Обобщение по разделу «Адыгея — Родина моя». | Стр. 8 | ||
5 | II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры (8ч.) Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы. | Стр. 10 | ||
6 | Пословицы и поговорки о животных, добре, мужестве, честности, дружбе, профессиях. | Стр. 11-13 | ||
7 | Сказки о трудолюбии и лени, о животных. | Стр. 22-24 | ||
8 | Произведения из адыгейского нартского эпоса. Сказание. Слава на долгие века. | Стр. 26-34 | ||
9 | Сказания: «В гостях у старого нарта», « О том, как Орзэмэдж раздал три волшебных камня-оселка». | Стр. 35-37 | ||
10 | Сказания: «.Ащамез и Кунууд», «Ток Тхагалиджа», «Как появились камыль и пхачич». | Стр. 39, 40 | ||
11 | Национальные игры. | Стр. 41-43 | ||
12 | Обобщение по разделу «Адыгейское устное народное творчество» | Стр. 44-46 | ||
13 | III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (22ч.) Литературные сказки о животных: Паранук М. «Лиса и журавль»,«Кто сильнее». | Стр. 51-53 | ||
14 | Х.Панеш. Стихотворение. Осень. Жанэ К. Стихотворение. Спор. | Стр. 54-58 | ||
15 | Паранук М. Стихотворение. Кто позабыл родной язык. | Стр. 62-64 | ||
16 | Машбаш И. Стихотворение. Живи, добро верши. Машбаш И. Стихотворение. Общий двор. | Стр. 65, 67 | ||
17 | Стихотворения Чуяко Дж. «Прилежный мальчик», «Про котенка», «Снеговик». | Стр. 70 | ||
18 | Паранук М. Стихотворение. Случай на улице. | Стр. 72 | ||
19 | Стихотворения Жанэ К « Суматоха», «Почему дед не получил подарка», « Как я согрелся». | Стр. 75-76 | ||
20 | Стихотворения Куёк Н. «Снежинки», «Снег», «Сколько рук у дедушки?», « Лужи» | Стр. 77, 78 | ||
21 | Жанэ К. Стихотворение. Как Нурдин испугался. Жанэ К Стихотворение.. Почему я люблю закрывать глаза. | Стр. 79, 80 | ||
22 | Дж.Чуяко. Стихотворение. Камни. Панеш Х. Стихотворение. Я сам. | Стр. 81 | ||
23 | Нехай Р. Стихотворение. Добрый старик. | Стр. 82, 83 | ||
24 | Жанэ К. Стихотворение. Колыбельная. | Стр. 84, 85 | ||
25 | Стихотворения Гадагатля А. «Вот какой он странный!», «Мамин помощник». | Стр. 86, 87 | ||
26 | Стихотворения Жанэ К. «Как внуки запутали бабушку», «Мой пирог». | Стр. 90 | ||
27 | Стихотворение Жанэ К. « Вышивала Фатимет». | Стр. 92, 93 | ||
28 | Стихотворения Жанэ К. «Мишкины штанишки», «Старый петух». | Стр. 95-97 | ||
29 | Стихотворения Дж.Чуяко «Милей всего», «Эта бабушка не чужая», « Гром». | Стр. 98 | ||
30 | Ачмиз Р. Стихотворение. А солнышко решило. Панеш Х. Стихотворение. После дождя. | Стр. 100, наизусть | ||
31 | Куёк Н. Стихотворение. Луна и солнце. Куёк Н. Стихотворение. Песенка. | Стр. 101-103 | ||
32 | Гадагатль А. Стихотворение. Погоди-ка,малыш! | Стр. 104 | ||
33 | Загадки, пословицы, сказки народов Республики Адыгея | Стр. 105, 107 | ||
34 | Обобщение по разделу «Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея». | Стр. 108 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Адыгейской литературе 2 класс
Данная национально- региональная программа "Адыгейская литература" для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составл...
Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс УМК "Школа России"
Основная цель программы:получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыге...
Рабочая программа по адыгейской литературе 3 класс УМК "Школа России"
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с уч...
Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класс.
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 4 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения....
Рабочая программа по адыгейской литературе 1 класс
Рабочая программа по адыгейской литературе 1 класс...
Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класса составлена по авторской программе Апиш.ФН.
Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература» разработана на основе ФГОС начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...
Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс
Содержание. Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных ка...