Рабочие программы
рабочая программа (3 класс)

Романова Лидия Викторовна

Рабочая программа по мордовскому языку для 3 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 18»

г.о. Саранск

Рассмотрено на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол №______

от «___»___________________2018

Руководитель ШМО

Вельмакина С.А.

Подпись:________________

                  Утверждаю:

Директор школы Н.И. Брюзгин

Приказ№ __________________

от «____»________________2018

Подпись:________________

Рабочая программа

учебного предмета

 «Мокшанский язык»

3 «В» класс

Составитель: учитель мокшанского языка    

               Романова Лидия Викторовна

Саранск 2018


Вводная часть к рабочей программе

Предмет:  Мокшанский язык

Класс: 3

Количество часов:

всего 34, в неделю 1

Программа составлена на основе:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.) (Фундаментальное ядро содержания общего образования, Требования к результатам начального общего образования, основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования), программы по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (автор: А. И. Исайкина, Саранск, 2006 г.).                  

Учебник:

Мокшанский язык, А.И.Исайкина, М.И. Малькина, Саранск, Мордовское книжное издательство, 2014 год


Планируемые результаты обучения.

В данной программе в соответствии с требования Стандарта в структуре планируемых результатов отдельными разделами  представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов осуществляется за счет освоения предмета «Мокшанский язык», поэтому предметные результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развернутой форме.

        Личностные результаты.

Личностными результатами изучения мокшанского языка в начальной школе являются:

– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

– знакомство с миром финно-угорских сверстников с использованием средств изучаемого мокшанского языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции);

– использования знаний об историческом пути и традициях народов мордовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Метапредметные результаты.

Метапредметными результатами изучения мокшанского языка в

начальной школе являются:

– развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

– развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

– расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

– развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению мокшанского языка;

– овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, справочными материалами и т. д.).

Предметные результаты

Предметные результаты дифференцируются по пяти сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой.

Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими

содержательными линиями и разделами предмета «Мокшанский язык»:

1) коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности

(аудировании, говорении, чтении, письме);

2) языковые средства и навыки пользования ими;

3) социокультурная осведомленность;

4) общеучебные и специальные учебные умения.

В данной программе предметные планируемые результаты в коммуникативной сфере представлены двумя блоками, выделяемыми на следующих основаниях:

I блок «Выпускник научится» включает планируемые результаты, характеризующие учебные действия, необходимые для дальнейшего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. Достижение планируемых результатов данного блока служит

предметом итоговой оценки выпускников начальной школы.

II блок «Выпускник получит возможность научиться» отражает планируемые результаты, характеризующие учебные действия в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему и выступающих как пропедевтика по развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития. Достижения планируемых результатов, отнесенных к данному блоку, не является предметом итоговой оценки. Это не умаляет их роли в оценке образовательных учреждений с точки зрения качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных ФГОС НОО, и значимости для формирования личностных и метапредметных результатов.

Во второй год обучения дети предположительно должны усвоить до 200 активно употребляемых слов и 100 слов иметь в пассивном лексическом запасе.


Содержание учебного предмета

№ п/п

Кол-во часов

Наименование темы

Лексический материал

Речевые образцы

1.

1

Шумбрат, школа! (Здравствуй школа!)

Кагод, кенкш, вальмя.

Кельгомс, самс, озамс, сувамс, максомс.

Мон кельгса школать.

Мон тонафнян колмоце класса. Мон рисовандан кузня. Нарсь сянгяря. Модась равжа. Мон туян. Минь тутама. Сон сай куду. Синь сайхть куду.

2.

2

Ётась лямбе кизонясь. (Прошло теплое лето).

Киза, тяла, сёксе, тунда, ульця.

Мани, лямбе, пси, коське, начка.

Молемс, ваномс, ардомс, налксемс, эшелямс.

Кие? Кит? Кодама? Коса? Ков?

Кизонда пси (лямбе). Тон ков якать? Мон якань вели. Велеса пара. Кода ётафтыть каникулатнень? – Лац.

Тон эшелять ляйса? – Мон эшелянь ляйса. Тон кундать калхт? – Да, мон кундань калхт.

3.

1

Монь ялгане. (Мои друзья).

Ялга, монь, тонь, сонь, мон, тон, сон.

Монь ули ялгазе. Сонь лемоц…Кие тонь ялгаце?

4.

2

Сёксе. (Осень)

Ковол, шитне, ветне, шурьхкя, пурьхкя.

Шувомс, кандомс, кочкамс, сявомс.

Кодама? Кодапт?

Груздя, пою панга, келу панга, кару панга, баярань панга.

Кирьхкс, ситявня, варси, вермяште, сязьгата.

Мезе тии? Мезе тись? Мезе кармай тиема?

Мон шуван. Тон шуват. Сон шуви. Минь шуфтама. Тинь шуфтада. Синь шувихть.

Менельсь кодама? – Менельсь шобда (равжа, сенем, туцяв).

Шуфттне кодапт? – Шуфттне оцюфт (мазыхть, сянгярят).

Таня морай. Таня морась. Таня кармай морама.

5.

2

Лувкссь. (Счет).

Фкя, кафта, колма, ниле, вете, кота, сисем, кафкса, вейхкса, кемонь, кефкие, кемгафтува, кемголмува, кемнилие, кеветие, кемготува, кемзисемге, кемгафксува, кевейхксые, комсь.

Мъзяра ломаньда? – Ломаньда ниле.
Мъзяра пуръкада тон кандоть?- Кемонь.

6.

1

Мезькс улян. (Кем я буду).

Мон улян, тон улят, сон ули. Мон маштан, тон маштат, сон машты.

Мон улян тонафтыкс. Карман строяма кутт, школат, стадиотт. Таня машты морама. Сон ули артисткакс.

7.

2

Кудонь тефне. (Домашние дела).

Пеель, пачкалга, шра, нардама, сапонь; кайме, тяльме.

Штамс, анокламс, нардамс, кандомс, удомс, стямс, мадомс.

Кинди?

Сявк пеельть, шуфт мода, штак пачкалгть, нардак шрать, штак шамацень (штасть шамантень).

Мон стяян шобдава. Штасайне кядьнень, шамазень. Чистендасайне пейнень. Тиян зарядка. Тоса туян школав. Школаса тонафнян.

Школада меле обедан. Сяда меле налхксян ульцяса. Меле тисайне уроконень. Ванан телевизор. Тоса мадан.

8.

1

Минь кельгсаськ спортть. (Мы любим спорт).

Уендемс, комотнемс, ласькомс, физкультурань урок, вишкста, тиенттяма.

Мон кельгса спортть. Эрь шиня тиендян зарядка. Физкультурань урокса минь комотнетяма, ласьконттяма.

9.

3

Тяла. (Зима).

Панда, нурда, ялга, кърандаз.

Пелемс, учемс, уфамс, сявомс, эендамс.

Паргана, кяжи, ёню.

Лангса, потмоса.

«Мон улень …»

Тячи, ванды.

Беседы на тему «Птицы зимой», «Животные зимой»

Ушедсть якшапне, тялоть эзда, сявозень соксонзон, панда пряста, коньканзон инкса. Коса эряйхть нармоттне?

Коста лийсть нармоттне?

10.

2

Нармоттне кизонда и тялонда. (Птицы летом и зимой).

Куку, локсти, гуленя, кирьхкс, граць, сараз, маци, атёкш, корош и др.

Саразсь ктнай. Ситявнясь морай мазы мор. Атекшсь рана шобдава кукуряй.

11.

2

Вирень (Дикай) и кудонь жувататне. (Дикие и домашние животные).

«Монь ули …»

«Монь аш…»

«Катонязень лемоц…»

«Пиненязень лемоц…»

Вазня, вероскя, вашеня, пурьхцкя.

Максы.

Кедь – кедце, пона – понаце, щам – щамце, пильге – пильгце.

Анды, симди, потяй, пани.

Мон кельгса катонязень. Сонь лемоц Пушок. Монь ули пинезе. Сон оцю. Эряй кудняса. Мон ванан мельганза.

Тракссь максы лофца.

Тувось максы сиволь.

Учась максы пона.

Траксть ули вазняц.

Тувоть ули пурьхцкац.

Учать ули вероскац.

Тядязе потяй тракс. Алязе анды тувот. Церанясь симди вазня. Шабатне ваныхть жувататнень мельге.

12.

2

Перьфпяльть тюссонза. (Цвета природы).

Якстерь, равжа, уле, сянгяря, акша, тюжя, сенем, кодама, кодамот.

Якстерь марь, акша ковол, равжа мода, сенем менель, тюжя панчф.

13.

1

Ошса. (В городе).

Инголе, фтала, мельганза.

Мон эрян Саранскяйса. Монь алязе работай заводса. Аказе тонафни университетса. Сон тонафни лац. Атязе ветеран. Сон пенсияса. Мон тонафнян школаса.

Ошсь оцю. Ошса лама этажса кутт. Ульцятне аруфт, мазыхть. Ошса лама ломаньда. Синь арнихть автобусса, троллейбуса, машинаса.

Арды мельганза, арды инголе, ватт фталу, кие мельгат и ст.т.

14.

1

Иттнень налхксемасна. (Игры детей).

Нарвай, кавал, варси.

Налхкомс, кяшемс, ёрдамс, кандомс.

Лангса, ваксса, инголе, пряса.

Шрать лангса.

Шрать пряса.

Шкафть ваксса. Доскать инголе.

15.

2

8 Мартсь – авань праздник.
(8 Марта – женский день).

Мъзярда?

Тячи, иссяк, ванды, шобдава, шиньгучкать, илять, веть.

Кенярдемс, каземс, паламс.

Панар, сапоня, коняфкс, панга, каркс, кямот, сюлгам и ст. т.

Монь тядязе врач. А кие тонь тядце? Мезькс сон работай? Мон кельгса тядязень.

16.

1

Якатама инжикс. (Ходим в гости).

Инжи, шачема ши, казне.

Тердемс инжикс, ширезонк инжикс, карман учемот, самс пялонк.

17.

2

Тунда. (Весна).

Граць, пъсьмар, сязьгата, ситявня, пиза, лефкс.

Панчф, марлю, панжихть, морайхть, лиендихть, аноклайхть.

Нармоттне састь лямбе ширде. Лугась сянгяря. Ловсь акша. Мон ласькондян лугава. Нармоттне лиихть вярьге.

18.

1

Кода пара кизонда. (Как хорошо летом).

Кодама? Коза? Коса?

Кизось кодама? Кизонда лямбе? Тялось кодама? Тонь мялезт кизось? Сёксенда кельме, якшама? Коза тушендыхть нармоттне? Тундась мазы? Мъзярда сашендыхть нармоттне? Коса эшеляйхть итттне?

19.

1

Велеса. (В деревне).

Киза, веле, ляй, шувар, нар, перень, сёрот, ульме, венч, пизем.

Штамс, ярхцамс, симомс, лездомс, уемс, шудемс, сиземс, ваймамс.

Кудть вакса нарсь сянгяря.  Мон якань эшеляма. Сась пси кизось.

20.

3

Вирьса, паксяса, лугаса. (В лесу, в поле, на лугу).

Кодама? Коза? Коса?

Кизось кодама? Кизонда лямбе? Тялось кодама? Тонь мялезт кизось? Сёксенда кельме, якшама? Коза тушендыхть нармоттне? Тундась мазы? Мъзярда сашендыхть нармоттне? Коса эшеляйхть итттне?

21.

2

Кизоть пингонза. (Времена года).

Киза, тяла, сёксе, тунда. Тялонда, сёксенда, козонда, тунда.

Кизонда пиже щамса, тяланда акша шамса.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1.

Опять прозвенел звонок. День знаний.

1

2.

Я учусь.

1

3.

Прошло теплое лето.

1

4.

Мои друзья.

1

5.

Цвета осени. Подарки осени.

1

6.

Природа осенью. Последние дни осени.

1

7.

Счет.

1

8.

Кем я буду.

1

9.

Чем занимаемся дома. Дела в доме, во дворе и на огороде.

1

10.

Люблю работать.

1

11.

Мы любим спорт.

1

12.

Зима пришла. Зимние забавы.

1

13.

Как хорошо зимой.

1

14.

Не боимся холода.

1

15.

Новогодний праздник.

1

16.

Птицы летом и зимой.

1

17.

Дикие животные. Домашние животные.

1

18.

Живут рядом с нами. Живут во дворе и лесу.

1

19.

Цвета природы.

1

20.

На городской улице. Жизнь в городе.

1

21.

Кто где живет?

1

22.

Мои игрушки. Мы играем.

1

23.

Играем с друзьями.

1

24.

8-е Марта – женский праздник.

1

25.

Ходим в гости.

1

26.

Весна пришла. Весна красна.

1

27.

Приметы весны.

1

28.

Как хорошо летом.

1

29.

Жизнь в деревне. На речке.

1

30.

Работа на дворе. Берегите природу.

1

31.

В лесу.

1

32.

В поле.

1

33.

На лугу.

1

34.

Времена года.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...