Рабочие программы
рабочая программа (2 класс)
Рабочие программы по мордовскому языку ( мокшанскому, эрзянскому языку) для 2, 3, 3, 4, 5, 6, 7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 18»
г.о. Саранск
Рассмотрено на заседании ШМО от «___»___________________2018 Руководитель ШМО Вельмакина С.А. Подпись:________________ | Утверждаю: Директор школы Н.И. Брюзгин Приказ№ __________________ от «____»________________2018 Подпись:________________ |
Рабочая программа
учебного предмета
«Мокшанский язык»
2 «В» класс
Составитель: учитель мокшанского языка
Романова Лидия Викторовна
Саранск 2018
Вводная часть к рабочей программе
Предмет: Мокшанский язык
Класс: 2
Количество часов:
всего 34, в неделю 1
Программа составлена на основе:
Рабочая учебная программа по мокшанскому языку для 4 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.) (Фундаментальное ядро содержания общего образования, Требования к результатам начального общего образования, основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования), примерной учебной программы по предмету «Мокшанский язык» (автор: А. И. Исайкина, Саранск, 2006г.).
Учебник:
Мокшанский язык, А.И.Исайкина, М.И. Малькина, Саранск, Мордовское книжное издательство, 2012 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;
- воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре;
- научить школьников воспринимать и понимать мокшанскую речь на слух, говорить и читать по-мокшански в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;
- формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого материала;
- ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.
Программа опирается на принципы:
- коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет общение на этом языке);
- перехода от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научиться пониманию речи (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму);
- комбинированного подхода к построению урока - слушание, чтение, письмо;
- синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики;
- применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей.
Требования к уровню владения мокшанским языком в первый год обучения:
- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объеме программы;
- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;
- называть свое имя и спрашивать имена других, понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;
- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;
- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;
- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.
В первый год обучения дети предположительно должны усвоить до 200 активно употребляемых слов и 100 слов иметь в пассивном лексическом запасе.
Место курса «Мокшанский язык» в учебном плане школы:
На изучение учебного курса мокшанского языка в 2-м классе отводится 1 часа в неделю, всего 34 часов за год (34 учебных недели).
В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Действия в личностном самоопределении (описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников).
Действия смыслообразования (объяснить, для чего я изучаю эрзянский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке).
Действия нравственно-этического оценивания материала (заполнить языковой портфель (портфолио)).
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание (определить цель урока с опорой на наглядность: иллюстрация, слайд, игрушка и т.д.).
• планирование (заполнить таблицу – план для составления рассказа, сказки и др.).
• прогнозирование (предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы).
• контроль (самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале).
• коррекция (выполнить работу над ошибками).
• оценка (сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения).
• саморегуляция (поучаствовать в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; поработать в составе проектной группы).
Познавательные универсальные учебные действия
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели («Как спросить по-мокшански, который час?», «Как сравнивать предметы на мокшанском языке?»).
- Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
- Осознанное построение речевого высказывания (самостоятельно описать друга/подругу с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план).
- Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы).
- Рефлексия деятельности по овладению эрзянским языком (обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего и т.д.).
- Построение логической цепи суждений (сказать, какое у меня любимое время года и почему).
- Установление причинно-следственных связей (прочитать (прослушать) загадку, выбрать отгадку из предложенных рисунков).
- Синтез – составление целого из частей (составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
К коммуникативным действиям относятся:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определить цели, функции участников групповой работы, способы взаимодействия друг с другом и с учителем).
- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.).
- Управление поведением партнера (контролировать партнера при составлении диалога;
проверить и оценить работу соседа).
- Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д.).
Формы организации образовательного процесса:
- творческая деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- практическая деятельность (выполнение упражнений).
Виды контроля:
текущий;
тематический;
словарный диктант;
итоговые проверочные работы;
письменный опрос.
Формы контроля:
фронтальный опрос;
индивидуальный опрос;
самостоятельные работы;
Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
- Разноуровневые тесты
- Задания к упражнениям
- Задания творческого характера
Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:
- Тетради для контрольных работ.
- Раздаточный материал для контрольных работ.
- Тематические тесты.
- Таблицы.
Применяемые технологии:
- Игровые;
- проблемного обучения;
- индивидуального обучения (метод проектов);
- технология коллективных творческих дел;
- «Диалог культур»;
- ИКТ – технологии.
Содержание учебного раздела:
1. Знакомимся друг с другом. «Фкя-фкянь мархта содамась». 1 час
Приветствие. Знакомство с учителем, друг с другом: Шумбрат, Ваня. Шумбрат, Вера Ивановна. Кода тонь лемце? Монь лемозе Саша.
Слова, необходимые для знакомства: стирня, цёраня, шаба (идь).
Вопросы и ответы, необходимые для знакомства: кие? кит? Тя стирня? - Да, тя стирня. Тя шаба? - Да, тя шаба. Тя кие? - Тя цераня (ученик, учительница). Нят кит? - Шабат.
Личные местоимения: мон, тон, сон. Указательное местоимение: тя.
Тя кие? - Тя мон. Тя тон? - Да, тя мон.
2. Моя семья. «Монь семьязе». 1 час
Члены семьи: тядя, аля, сазор, брад, ака, атя, баба. Речевые образцы: Тя тядя. Тя ака. Тя аля? - Да, тя аля. Нят итть? - Да, нят итть.
Обращение к членам семьи: тядяй, акай, атяй, щавай... Шумбрат, тядяй. Шумбрат, аляй.
Указательное местоимение: нят.
Нят алят? - Да, нят алят. Нят кит? - Нят итть.
- Мои игрушки. «Монь налхкшене». 1 час
Название игрушек: нумол, офта, келазь, ур, топа, няка, шеер, ката, пине.
Применение существительных в уменьшительно- ласкательном значении: нумол - нумолня, келазь - келаськя, няка-няканя.
Единственное и множественое число существительных: нумол - нумолхт, топоня - топонят.
Вопросы: мезе? месть? Тя мезе? - Тя лопа. Нят месть? - Нят лопат.
Вопросы: мезе? месть? Тя мезе? - Тя лопа. Нят месть? - Нят лопат Прилагательные: оцю, ёмла.
Речевые образцы: Офтсь оцю. Шеернясь ёмла.
Рассказ о школе: оцю или ёмла, од или ташта: Школась од. Школась оцю. Что есть в школе. Учителя. Ученики, их имена.
Речевые образцы: Тя ученик? - Да, тя ученик. Кода сонь лемоц? - Лемоц Саша. Тя учитель? - Да, тя учитель. Кода сонь лемоц? - Лемоц Николай Петрович.
Повелительное и побудительное значение глаголов: стяк - стяда, озак - озада, листь - сувак, лиседа - сувада.
Усвоение частиц: ули, аш (аяш): Монь ули тетрадезе. Монь аш ручказе.
- В классе. «Класса». 1 час
Классная комната: оцю, валда, лямбе, ару, штаф.
Предметы в классе. Единственное и множественное число имен существительных (парта - партат, шъра - шърат, вальмя - вальмат).
Учебные принадлежности: ручка, тетрадь, пур, карандаш.
Глаголы: кулхцондомс, сёрмадомс, морафтомс, панжемс, сёлгомс.
Речевые образцы: Мон сёрмадан. Тон сёрмадат. Сон сёрмады. И т.д.
Понимание и выполнение действий: сёлк кенкшть, панчк вальмять, сак сей, сада сей.
- Осень. «Сёксесь». 2 часа
Приметы осени. Существительные: мода, менель, пизем, сёксе, ърдаз, лопа, нармонь.
Глаголы: самс, тумс, молемс.
Прилагательные: акша, равжа, сенем, сянгяря, якстерь, тюжя.
Частицы: да, аф (аяф). Тя тон? - Да, тя мон. Тя сон? - Аф, тя мон.
Речевые образцы: Мон молян. Тон молят. Сон моли. Лопась тюжя. Менельсь сенем. Модась равжа. Сась сёксесь. Моли пизем. Нармоттне тусть Тядязе кочкай марьхть. Мон шувондан мода.
- Овощи и фрукты. «Перень сёротне». 1 час
Существительные: куяр, помидора, капста, модамарь, тикла, марь, груша, вишня, слива.
Прилагательные: ламбама, танцти, керы. Вопрос: кодама? Марьсь кодама? - Марьсь якстерь. Марьсь танцти.
Речевые* образцы: Куярсь сянгяря. Вишнясь ламбама. Лопась тюжя. Капстась оцю. Менельсь сенем. Сась сёксесь. Моли пизем.
- Зимушка-зима! «Тяла! Тялоня!». 2 часа
Приметы зимы. Существительные: тяла, якшама, лов, эй, варма, конькат, сокст, нурдонят. Глаголы: курькснемс, налхксемс.
Речевые образцы: Тя лов. Ловсь кодама? - Ловсь акта. Тялонда якшама? - Да, тялонда якшама. Мон курькснян конькаса. Тон ардат нурдоняса.
Понимание указаний: шак пальтацень, щасть пальтантень, путк вазцень, мольхтяма ульцяв.
- Новый год. «Од кизось». 2 часа
Подготовка к Новому году. Существительные: Ловонь баба, Ловонь атя, Ловонь стирня, кузня, налхкшт. Глаголы: морамс, кштимс, азондомс. Речевые образцы: Мон моран. Тон морат.Сон морай. Сась Од кизось. Тя Ловонь атясь. Тя Ловонь стирнясь. Нят налхкшт. Синь мазыхть.
Вопросы: месенди? месендихть? Стирнясь кшти. Церанясь морай. Мон офтонян. Мон нумолнян. Личные местоимения: минь, тинь, синь.
Речевые образцы: Минь моратама. Тинь моратада. Синь морайхть.
10. Человек. «Ломанць». 2 часа
Существительные: пря, шама, пиле, курга, сельме, кядь, шалхка.
Глаголы: штамс, нардамс, повфтамс.
Речевые образцы: Мон штаян куцю. Танясь нардай тарелка.
Понимание предложений: штайть кяттнень, нардак шамацень, повфтак нардамать.
11. Сколько? «Мзяра?». 2 часа.
Числительные от 1 до 10.
Существительные: ярмак, мишендись.
Ответы на вопрос: мъзяра? Мъзяра кизодот? - Сисем.
Мъзяра сурдот? - Кемонь.
Глаголы: мимс, рамамс.
Ответы на вопросы: Тон рамат конфеткат? - Раман. - Мъзяра рамат? Кафкса. А тон рамат печеньят? - Аф раман.
Речевые образцы: Нят ярмакт. Монь ули ярмакозе. Тя мишендись. Сон мишенди кши, лофца, ...
12. Пища и посуда. «Ярхцамбяльсь и кядьгонятне». 2 часа
Название продуктов. Существительные: кши, ведь, сал, лофца, ал.
Глаголы: симомс, ярхцамс, эрямс. Применение глаголов настоящего времени с отрицанием «аф» и без отрицания: Мон симан. Мон аф симан.
Посуда. Существительные: шаваня, куцю, тарелка, цянгоня.
Речевые образцы: Мон симан ведьта. Мон ярхцан алда. Мон эрян Саранскяйса. Тон молят школав? - Молян.
13. Одежда и обувь. «Лангонь и пильгонь щапне». 2 часа
Названия одежды и обуви. Существительные: орня, кямот, вазь, панар, руця, варягат.
Глаголы: щамс, каямс, рамамс.
Прилагательные: начка, коське.
Притяжательные местоимения: монь, тонь, сонь, минь, тинь, синь.
Речевые образцы: Тя офтонясь монь. Тя тонь портфельце? - Монь. Синь морайхть? - Да, синь морайхть. Оля щай кямот. Миша щай пальта. Монь ули орнязе. Кямотне начкт. Панарсь коське.
14. Домашние животные. «Кудонь жувататне». 2 часа.
Названия домашних животных, их детенышей. Существительные: тракс, вазня, уча, вероскя, тува, пурхцкя, каза, алаша, пине, бука.
Глаголы: максомс, улемс, ваномс.
Речевые образцы: Тракссь максы лофца. Алашать ули вашеняц. Пинесь ваны куд.
15. Дикие животные. «Дикай жувататне». 2 часа
Название диких животных, их детенышей. Существительные: офта, врьгаз, нумол, келазь, сеель, ур.
Глаголы: комотнемс, якамс, удомс.
Речевые образцы: Урсь комотни. Офтсь тялонда уды. Офтсь кизонда якай. Нумолсь арды. Врьгазсь эряй вирьса. Зверьхне эряйхть вирьса.
16. Птицы. «Нармоттне». 2 часа
Названия птиц. Существительные: сараз, маци, лефскя, яксярга, ситявня, варси, сязьгата, шякшата.
Глаголы: лиемс, валгомс, самс.
Вопрос: коста?
Речевые образцы: Саразсь оцю. Лефкскясь емла. Варсись лии. Саразсь валги. Шякшатась лийсь вирьста.
17. Мир вокруг нас. «Перьфпяльсь». 2 часа.
Существительные: ульця, куд, школа, ляй, вирь.
Прилагательные: мазы, кели, тяйняня.
Слова, обозначающие место действия: тяса, тоса, вага, нява, маласа, ичкозе. Вопрос: коса? Коса стирнясь? - Стирнясь тяса.
Коса цёранясь? - Цёранясь вага.
Речевые образцы: Тя школа. Сон оцю. Тя куд. Сон ёмланя. Школась мазы. Ульцясь кели.
18. Город и транспорт. «Ошсь и транспортсь». 2 часа
Какие города знают. Мон содан ошт: Саранск, Моску....
Существительные: машина, куд, завод, парк, музей, театр.
Глаголы: ардомс, лоткамс.
Цвета светофора: якстерь, тюжя, сянгяря.
Речевые образцы: Мон ардан. Шабась арды. Минь артама. Машинась арды. Коля арды машинаса. Мон аф молян. Мон ванан инголи.
Понимание указаний: лоткак, ватт инголи, мольхть салаваня и т.д.
19. Дни недели. «Недялянь шитне». 1 часа
Знать дни недели: понедельник (атяньжи), шавши, вержи, шуваланя, пяденця, ёткши, недляши.
Усвоить слова: тячи, ванды, исяк, шобдава, обедста (шиньгучкать), илять, веть. Вопрос: мъзярда?
Речевые образцы: Тон молят школав? - Молян.
Мзярда молят? - Шобдава. Мъзярда мадат? - Илять.
20. Весна и лето. «Тундась и кизось». 2 часа
Названия времен года: киза, тяла, сексе, тунда.
Глаголы: самс-тумс, лиемс-валгомс, панжемс.
Речевые образцы: Сась тундась. Тусь тялось. Ульцяса лямбе. Састь нармоттне. Лугась сянгяря. Ведсь ару. Панжихть цанчфне.
Понимание предложений: мольхтяма ульцяв, щак курткацень, кундада кядьта и т.д.
21.Моя Мордовия. «Монь Мордовиязе». 1 часа
Существительные: паксят, вирьхть, ляйхть, ошт, велет, завотт, ломатть.
Глаголы: кельгомс, ванфтомс.
Речевые образцы: Монь Родиназе Мордовиясь. Мон кельгса Родиназень. Монь оцю Родиназе - Россиясь. Минь ванфтсаськ странаньконь.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Приветствие. Знакомство с учителем. Личные местоимения. Фкя-фкянь мархта содамась. Личнай местоимениятне. | 1 | ||
2. | Моя семья Монь семьязе. | 1 | ||
3. | Игрушки. Мезе? Месть? Что? Налхкшт. Мезе? Месть? | 1 | ||
4. | В школе. Коса? – Где? Коза, ков? – Куда? Школаса. Коса? Ков, коза? | 1 | ||
5. | В классе. Мезьса? – Чем? Класса. Мезьса? | 1 | ||
6. | Осень. Приметы осени. Сёксесь. | 1 | ||
7. | Краски осени. Сёксеть тюсонза. | 1 | ||
8. | Овощи. Фрукты Мезе тя? Месть нят? – Что это? Перень сёрот. Мезе тя? Месть нят? | 1 | ||
9. | Пришла зима. Сась тялось. | 1 | ||
10. | Зимние забавы. Тялонь налхксематне. | 1 | ||
11. | Накануне Нового года. | 1 | ||
12. | Новый год. | 1 | ||
13. | Части тела. Ронгонь пяльксне. | 1 | ||
14. | Здоровье. Притяжательные местоимения. Шумбрашись. Притяжательнай местоимениятне. | 1 | ||
15. | Счет до десяти. Лувкссь. | 1 | ||
16. | Сколько?. Мзяра? | 1 | ||
17. | Пища. Ярхцамбяльсь. | 1 | ||
18. | Посуда. Кядьгонятне. | 1 | ||
19. | Названия одежды. Лангонь щапнень лемсна. | 1 | ||
20. | Названия обуви. Пильгонь щапнень лемсна. | 1 | ||
21. | Домашние животные. Детеныши домашних животных. Кудонь жувататне. Синь лефкссна. | 1 | ||
22. | Уход за домашними животными. Кудонь жуватань мельге ваномась. | 1 | ||
23. | Дикие животные. Вирень жувататне. | 1 | ||
24. | Повадки животных. Жувататнень колга корхтамась. | 1 | ||
25. | Птицы – наши друзья. Нармоттне – минь ялганьке. | 1 | ||
26. | Птица прилетели. Коса? – Где? Коста? – Откуда? Нармоттне састь. Коса? Коста? | 1 | ||
27. | Окружающий мир. Коса? – Где? Перьфпяльсь. Коса? | 1 | ||
28. | Кто где живет. Кие коса эряй. | 1 | ||
29. | Правила перехода пешехода через дорогу. Кинь туркс ётамась. | 1 | ||
30. | Города Мордовии. Мордовиянь ошне. | 1 | ||
31. | Дни недели. Мзярда? – Когда? Недялянь шитне. Мзярда? | 1 | ||
32. | Приход весны. Сась тундась. | 1 | ||
33. | Лето пришло. Кизось сась. | 1 | ||
34. | Саранск – столица Мордовии. Саранскяйсь – Мордовиянь ине ошсь. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-73774-1423669672.jpg)
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-328110-1382885769.jpg)
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/02/picture-242157-1367519323.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/20/picture-807041-1471669837.jpg)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...