Игры предков
учебно-методическое пособие (4 класс)

Мы согласны с мнением, что народные игры – это отражение этноса в целом и история его развития. Это важная составная часть культуры многонационального народа России. В старину особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Издавна в настольных играх преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость. Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

Сегодня народные настольные игры наших предков получили большую популярность. Настольные игры стали видом проведения досуга. Но к сожалению, не каждая семья, не каждый ребенок нашей Республики, в том числе в нашем поселке знают историю и правила якутских настольных игр.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Таттинское управление образования .

Туора-Кюельская средняя общеобразовательная школа имени П.П.Кочнева.

             Настольные игры предков:

            думаем, играем, развиваемся.

                                                                                 

                                                           

                                                                                Учитель начальных классов

                                                                                  Аянитова Елена Гурьевна.

                                                                       2017 год.

   Содержание:

  Введение…………………………………………………….……………………

1. Теоретическая часть

 «Якутские народные игры – история народа Саха»………….............

1.2  Влияние развития мелкой моторики рук на реакцию, ловкость, память и мышление. …………….…………………………………………

История игры Хабылык»…………..………………………………………

История игры «Хаамыска»…………………………….…………………

 История игры «Тырыынка»…………………………….…………………

 История игры «Тыксаан»…

 2.Практическая часть ………………………….…………………

Заключение……………………………………………………………..……....

Использованная литература………………………..……………...……………

Актуальностью данной темы является то, что изучение истории, ознакомление и игра детей и педагогов с правилами якутских настольных игр изготовленных из подручных материалов может стать настоящим помощником для развития мелкой моторики рук, реакции, ловкости, памяти и мышления детей дошкольного и школьного начального возраста.

Цель работы: ознакомить детей с видами якутских настольных игр «тырыынка», «хабылык», обучить их основным видам, развить мелкую моторику рук, реакцию, ловкость, память и мышление через игры «тырыынка», «хабылык» по новой методике.

Гипотезой послужило то, что если ввести в проектную деятельность образовательных учреждений якутские настольные игры, то это может быть эффективным для развития мелкой моторики рук, реакции, ловкости, памяти и мышления детей школьного возраста.

Предмет исследования: развитие мелкой моторики рук, реакции, ловкости, памяти и мышления через якутские настольные игры «Хаамыска», «Хабылык», «Тыксаан».

Объект исследования: эффективность разработки и реализации  системы настольных игр  на внеурочных занятиях.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1.Изучение литературы по истории и традиции якутского национального спорта, в частности якутских настольных игр.

2. Провести мастер-класс желающим на тему «Якутские настольные игры: история и перспективы» для интересующихся.

3. Обучить детей двум видам якутских настольных игр: Хабылык, Хаамыска, Тыксаан по новой методике в течении года.

4.Принять участие в соревнованиях по якутским настольным играм среди детей  начальных классов образовательных учреждений в конце учебного года.

 

 

 

                                                 

 Введение

Мы согласны с мнением, что народные игры – это отражение этноса в целом и история его развития. Это важная составная часть культуры многонационального народа России. В старину особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Издавна в настольных играх преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость. Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

Сегодня народные настольные игры наших предков получили большую популярность. Настольные игры стали видом проведения досуга. Но к сожалению, не каждая семья, не каждый ребенок нашей Республики, в том числе в нашем поселке знают историю и правила якутских настольных игр.

Теоретическая часть        

  Значение якутских народных настольных игр в развитии детей.

Якутские народные игры – история народа Саха

Национальные виды спорта актуальны и сегодня, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш современный век. Они могут способствовать сплочению российского многонационального общества.

В настоящее время, в республике сформирована система государственных гарантий развития национальных видов спорта, позволяющая в достаточной степени реализовать их потенциал в оздоровлении населения, приобщении граждан к систематическим занятиям физической культурой, в подготовке спортивного резерва.

Настольные игры народов Республики Саха имеют глубокие корни. Они были широко распространены еще с XVI-XVII веков. В XX веке народные настольные игры испытали большой спад и были почти забыты. С переменой сфер нашей жизни, в связи с перестройкой, настольные игры получили второе рождение как часть культуры народа. В 90-х годах. Появился интерес к ним. Началась работе по пропаганде игры в общеобразовательных школах и других культурных учреждениях. С тех пор количество участников растет.

В старину особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Издавна в настольных играх преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость. Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

Сегодня народные настольные игры наших предков получили большую популярность. Настольные игры стали видом проведения досуга.

В 1992г. была создана Федерация якутских национальных настольных игр. Появился утвержденный Устав, единые правила игр и порядок проведения соревнований. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете по спорту, и они получили статус вида спорта.

Все больше и больше участников вовлекаются в национальные настольные игры. Федерация подготовила организаторов, квалифицированных судей и первых мастеров спорта. Это – Д.Я.Федотов, А.К.Чириков, М.В.Павлова, Н.В.Троева (Егорова). Все они родом из Верхневилюйска. В последние годы абсолютными чемпионами различных турниров становились А.И.Донской, Н.К.Терентьев, М.М.Петров, К.М.Алексеева. Одним из преимуществ настольных игр является то, что для их организации нет необходимости в больших финансовых затратах.

Федерация настольных игр существует уже двадцать лет и главной задачей ее является сохранение богатства народных игр и широкое использование их для развития духовной культуры и образования. Вместе с ГБУ «РЦНВС им.В.Манчаары» Федерация национальных настольных игр активно пропагандирует настольные игры хабылык и тырыынка среди населения. Ежегодно проводятся республиканские турниры по этим играм

среди взрослых и детей школьного возраста, игры включаются в программу республиканских соревнований «Игры предков». Школы города тоже активно включаются в пропаганду этих игр.

Создана образовательная программа по настольным играм хабылык и хаамыска для детей младшего и среднего возраста, пересмотрены и обновлены нормативы на присвоение спортивных званий и разрядов по этим играм. Эти проекты являются стимулом для развития настольных игр в республике. Таким образом, хабылык и тырыынка с большим удовольствием и пользой можно использовать как в общеобразовательных учреждениях, в детских оздоровительных лагерях, в различных учреждениях, так и в свободное время в кругу семьи.

В настоящее время перед Федерацией стоит задача популяризации этого вид спорта за пределами региона. Принимают участие в организации занятий и соревнований по якутским играм среди гостей из зарубежья во время МСИ «Дети Азии».

1.2. Влияние развития мелкой моторики рук на реакцию, ловкость, память и мышление.

 

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память. Мышление, внимание, связная речь.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы: игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях; постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к  сложному.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Младший школьник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Народная игра - понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. Для детей дошкольного возраста доступны, полезны якутские народные настольные игры как «Хабылык» (Лучинки),  «Хаамыска» (Камешки),             «Тыксаан» (Фишки).

В связи с демократизацией общества в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) ведется целенаправленная работа по личностно ориентированному воспитанию детей. Особая роль в воспитании отводится народной педагогике. Приобщение детей к народному творчеству, фольклору, традициям и обычаям своего народа должно начинаться с раннего детства, с игры.

Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета воображения. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы.

Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством.

Якутский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал таким образом, через игру. В то время особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Отсюда и в играх хабылык и хаамыска издавна преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость.

Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.

Народные игры как предмет исследования и объект практического использования рассматривались многими выдающимися педагогами (К.Д. Ушинским, E.H. Водолазовой, Е.А. Покровским и др.). Обоснование необходимости использования в воспитании дошкольников народных игр дано в трудах педагогов E.И. Тихеевой, А.П. Усовой, В.И. Прокопенко и др. Полифункциональный характер народных игр раскрыт в трудах академика Е.H. Волкова, который рассматривает их в нравственном, эстетическом и физическом аспектах.

В данное время, в нашем детском саду широко используем  народные настольные игры в самостоятельной деятельности. В каждой группе размещены разные народные настольные игры, сделанные своими родителями, дедушками. И они очень популярны среди детей со средней группы. Предлагаем познакомиться с такими играми как: хабылык (лучинки), хаамыска (камешки), баайа (волчок), тырыынка (палочки), тыксаан (фишки)

Игра «Хабылык» («Лучинки») – является самой древней игрой. Играют простыми лучинками которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Когда то ими играли малые дети, затем постепенно начали играть и взрослые члены семьи. Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее. Так игра в лучинки стала одним из видов якутской национальной культуры.

Народ саха испокон веков обожествлял коня и считал его священным существом. Поэтому игра «хабылык» тесно связана с божеством  Джёсёгёй. Вот почему в игре 30 лошадей – это простые палочки а также 6 палочек с метками, которые отождествляют поколения лошадей: с 1-й меткой – жеребенок, с 2-мя метками – двухлетка, с 3-мя – трехлетка, с 4-мя – четырехлетка, с 5-тью метками – пятилетка, с 6-тью метками – жеребец.

Доктор философских наук  Е.И.Оконешников объясняет название игры «хабылык»: «…происходит от основы глагола «хап – хватать, схватывать что-либо, на лету, подхватывать падающее сверху. В «Словаре якутского языка» О.К.Пекарского указаны сравнительные параллели с тюркским «кап» - хватать, брать руками, хватать ртом, зубами; вырвать, взять к себе».

Профессор, доктор философских наук Ксенофонт Уткин: «Хабылык – якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и у зрелых мужчин. Эти неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш хабылык через века и дымку времени.

«Хап» - корень слова «лови, «лык»- приложение, «ы»-соединение. Все звери, птицы таким образом (путем ловли)добывают пропитание. Человек учится у матушки-природы. Он тоже научился «ловить». Выработанные способности ловкости рук пригодились человеку в повседневной борьбе за свое выживание: как междоусобных войнах и на охоте, так и в процессе трудовой деятельности. Упоминаются в фольклоре случаи, когда обученные боотуры стрелы противников подхватывали на лету между пальцами. Вот где пригодилась игра в «лучинки». В ритуал бракосочетания входили также специальные демонстрации – соревнования ловкости рук по ловле костей с мясом, выбрасываемых через печную трубу камелька.

Во время летних праздников Ысыах старики с восхищением вспоминали случаи, когда борец в хапсагай одним кончиком сильного пальца моментально брал за большой палец ноги противника и на виду у всех опрокидывал его за спину.

Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь выбирать самое необходимое, брать только одно – единственное».

«Лучинки» представляют собой палочки длиной в 16 см, шириной 0,9 мм, толщиной 0,4 мм с острыми краями по обоим бокам в количестве 30 штук. Игрок берет в ладони палочки, подбрасывает на высоту 10-20 см и ловит тыльной стороной ладони. Пойманные палочки снова подкидывает и ловит ладонью. Пойманные палочки – лошади – делятся по два. И если в конце останется одна палочка, он берет ее себе и продолжает игру. Игрок старается ловить одну палочку средним и безымянным пальцами. В конце игры участники подсчитывают своих «лошадей». Игрок, у которого больше всех «лошадей», становится «господином».

Существуют еще несколько вариантов игры. Со временем правила этой игры усложнялись, и сейчас мы имеем более сложные и улучшенные варианты.

Игра в «камешки» - игра «пятью камешками» - одна из самых распространенных в мире. Ареал этой игры, начиная с Греции, охватывает Россию, Среднюю Азию, Монголию, Корею. Каждый народ считает эту игру своей. По продолжительности ее бытования в нашем краю, популярностью в народе мы тоже считаем хаамыска своей игрой. Если в других странах играют речными камешками, то мы используем деревянные кубики. Их делают из брусочков дерева любой породы, 5 кубиков размером 1,5 на 1,5см. Но в отличие от других стран, только наша хаамыска развита как спортивный вид и популярна среди населения. Наш народ создал различные варианты игры в хаамыска. Играют не только 5, но и 7, 9 камешками.

Количество игроков не ограничено. Игроки сидят за столом. Ведущий берет кубики и подбрасывает вверх, а игроки должны ловить их. Кому попадет кубик с отметиной, то начинает игру. Первый игрок берет в правую ладонь 5 кубиков и подбрасывает «главный» кубик вверх, остальные 4 рассыпает на стол и ловит подкинутую. Каждый раз, подбрасывая вверх кубик и ловя его, игрок подбирает их со стола: по одному в 1-ый раз, по 2 – во второй раз, вначале 1, затем остальные 3 одновременно – в 3-ий раз, сразу все 4 кубика – в 4-ый раз.

5 прием: подкинув «главный» вверх, выстраивает остальные по одному на стол, затем при повторном подбрасывании подбирает всех.

6 прием: игроки указывают любой кубик, а играющий должен взять остальные сразу, не задевая его, а последним должен взять этот указанный кубик.

7 прием: подбирает все 4 кубика со стуком.

8 прием: левой рукой делает ворота, а правую, держа ладонями вверх, засовывает через запястье левой руки и бросает на стол 4 кубика. Игроки указывают любой кубик. Не задевая его, играющий каждый раз поочередно выталкивает кубики правой рукой через ворота правой рукой время полета «главного». Последним пропускает через ворота указанный кубик. Победителем считается тот, кто сделает это все за один подход. Если игрок ошибется или уронит кубик, то ход переходит к другому игроку. Тот начинает с того приема, где ошибся предыдущий игрок. Игра ведется только одной рукой. Смена рук не допускается.

Игра «Тырыынка» (палочки) –нужны тонкие палочки из дерева, длина которых равна ширине ладони. Надо сделать столько палочек, сколько поместиться в сжатой руке. Из одной тырыынка делают наподобие ложечки.

Первый игрок, держа на столе все палочки вертикально в одной руке, резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки – ложечки очень осторожно вытаскивает остальные. В случае, когда игрок заденет при вытаскивании другую палочку, то игра прекращается, и палочки передаются следующему игроку.

После сбора игроками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.

Игра «Тыксаан» (фишки) – для игры тальника диаметром 1 см делают фишки длиной 1,5 см. Затем их расщепляют по длине на 2 части. Одна из продольных сторон фишек должна быть полукруглой, другая – прямой (как половинки чурочек). Общее количество от 40 до 60 фишек.

Игроки сидят за столом. 1 игрок собирает фишки в ладонь и рассыпает их на столе. Если 2 фишки легли одна на другую, их забирает участник, начавший игру первым. Затем он ударом среднего пальца «отстреливает» лежащие навзничь фишки лежащими в таком же положении. Если фишка лежит обратной стороной, то ее «отстреливают» таким же «обратными».

При попадании в цель (не задев другие фишки) игрок забирает пораженную фишку себе в копилку и продолжает игру. Если игрок заденет другую фишку или промахнется, то передает ход другому участнику. Второй игрок заново разбрасывает все фишки на стол и начинает «стрелять». Играют до тех пор, пока не закончатся все фишки. В конце игры все игроки бросают фишки парами на стол, тот, у кого остались лишние фишки – победитель.

Практическая часть.

Пятый год веду внеурочную деятельность  по рабочей программе «Национальные настольные игры». Два первых года вела по  1 часу внеаудиторную деятельность в своем  классе, второклассникам, затем третьеклассникам.  Учащиеся других классов интересовались, присоединились.

 Занятия начинаются с игры для разогрева мышц.

1.Игра с мячом а) Сжимание, разжимание мяча

                           б) Подбрасывание двумя руками, затем одной рукой, жонглирование мяча.

                           в) Игра с камушком: подбрасывание, жонглирование.

          Нами разработаны авторские упражнения.

2. Основная часть .

  а)  Настольные игры по правилам

  б) Игра на время

  в)  Соревнования между участниками занятия.

3.Заключительная часть.

Итоги занятия, рефлексия.

 Практикую на уроках физкультурные минутки. Во время них дети играют с палочками, с мячами, с камушком.

Образовалась система « Учитель-ребенок-родитель».

Дома в свободное время дети играют со своими родителями по специальной программе  «Семейные настольные игры». Это уже стало традицией. Существует Watsapp группа «Играем с детьми». Семьи участвуют в соревнованиях, четвертый год участвовали  в улусном соревновании «Сахалыы остуол оонньуулара» в селе Харбалах  Таттинского улуса, где достигли больших успехов. Заняли призовые места.

Но главное в том, что дети стали более внимательными, усидчивыми. Развилось пространственное и логическое мышление. Активизировалась мыслительная деятельность. Дети стали лучше учиться. Наладились, упрочились семейные связи.

Настольные игры развивают комплекс мышц, внимание, координацию движений, ловкость. Ребенок учится планировать свои действия, анализировать их.

 Ловкость, гибкость, координация, быстрота реакции , развитые во время занятий настольными играми позволили детям успешно заниматься теннисом- одним из сложнейших видов спорта. 7 детей занимавшиеся  настольными играми в этом году стали победителями улуса по настольному теннису и призерами республики. Так как , в среднем звене в комплексной спартакиаде защищают честь школы по настольному теннису.

 

           Соревнования  по национальным настольным видам спорта.

                                                          2013 год.

             Ф.И. учащегося

Класс

Вид  

Борисова Ангелина

Бояров Коля

 «Сахалыы остуол оонньуулара-2014»  ХСОШ Таттинский улус.

                                                       2014 год.

                      «Сахалыы остуол оонньуулара-2014»  ХСОШ Таттинский улус.

                                                      2015 год

                      «Сахалыы остуол оонньуулара-2015»  ХСОШ Таттинский улус.

 Команда учащихся начальных классов ТКСОШ:

                   Ф.И учащегося

    Класс

           Вид

Достижения

1

Васильев Артем

1

Хаамыска

2

Неустроев Трофим

1

Хабылык

3

Евграфов Эрчим

1

Тыксаан

4

Пахомов Вова

2

Хаамыска

5

Никитина Аэлита

2

Хабылык

6

Кузьмин Кузьма

2

Тыксаан

7

Варламов Марат

3

Тыксаан

8

Анохина Света

3

Хабылык

9

Шестакова Виктория

3

Хаамыска

10

Захарова Иоланда

4

Хаамыска

11

Павлова Аня

4

Хабылык

12

Хаптагаев Ганя

4

Тыксаан

Семья: Чупрова З.Д.+ Захарова Иоланда

Хабылык+хаамыска

3м.

                                                      2016год

                      «Сахалыы остуол оонньуулара-2016»  ХСОШ Таттинский улус.

Команда учащихся начальных классов ТКСОШ:

                   Ф.И учащегося

    Класс

           Вид

Достижения

1

Турлукова Айыына

1

Хаамыска

2

Прокопьева Айгуль

1

Хабылык

3

Васильев Артем Аф.

1

Тыксаан

4

Васильев Артем Ник.

2

Хаамыска

5

Неустроев Трофим

2

Хабылык

6

Евграфов Эрчим

2

Тыксаан

7

Кузьмин Кузьма

3

Тыксаан

8

Никитина Аэлита

3

Хабылык

9

Пахомов Вова

3

Хаамыска

10

Кузьмина Карина

4

Хаамыска

11

Анохина Света

4

Хабылык

12

Варламов Марат

4

Тыксаан

Семья: Павлова М.Н.+Павлов Миша

Хабылык+хаамыска

2м.

                       Комплексная спартакиада учащихся  Таттинского улуса.  

                                                              2017 год.

    Ф.И. учащихся.

Класс

      Вид

Достижение

1

Кузьмина Карина

5

Хаамыска+Хабылык

2

Захарова Иоланда

5

3

Павлова Аня

5

4

Евграфов Богдан

5

5

Бояров Коля

5

6

Туласынова Дайаана

6

7

Чупров Айлан

10

Общая команда

1 место

                       Улусный открытый турнир по настольным играм Хабылык+Хаамыска на призы

                                       общественного тренера Аянитова Ю.Н.  2017 год.

    Ф.И. учащихся.

Класс

      Вид

Достижение

1

Прокопьева Айгуль

1

Хаамыска+Хабылык

2

Васильев Артем Ник.

2

3

Захарова Иоланда

5

4

Павлова Аня

5

5

Евграфов Богдан

5

4м-номинация «За волю к победе»

6

Бояров Коля

5

                                                      2017 год

                      «Сахалыы остуол оонньуулара-2017»  ХСОШ Таттинский улус.

Команда учащихся начальных классов ТКСОШ:

                   Ф.И учащегося

    Класс

           Вид

Достижения

1

Алексеев Павлик

1

Хаамыска

2

Пахомов Вова

1

Хабылык

3

Максимова Дарина

1

Тыксаан

4

Турлукова Айыына

2

Хаамыска

5

Прокопьева Айгуль

2

Хабылык

6

Васильев Артем Аф.

2

Тыксаан

7

Евграфов Эрчим

3

Тыксаан

8

Алексеева Таня

3

Хабылык

9

Васильев Артем Ник.

3

Хаамыска

10

Пахомов Вова          

4

Хаамыска

11

Кузьмин Кузьма

4

Хабылык

12

Никитина Аэлита

4

Тыксаан

             

                                                        Заключение

Мы  пришли к выводу, что можно и нужно играть в народные настольные игры детям дошкольного и школьного возраста, так как:

- двигательная активность детей становится профилактикой компьютерной зависимости. Дети перестают долгое время проводить с телефоном, или перед экраном компьютера.

- Дети психологически становятся более спокойными, учатся контролировать свои поступки, планировать действия.

-Настольные игры – прекрасное средство для сплочения и упрочения семейных союзов. Дети и родители становятся более близки. Они вместе играют, разрабатывают план тренировок, учатся вместе планировать, анализировать ошибки.

- настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию любого народа.

- настольные игры народов имеют глубокие корни.

- они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

-они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям.

- только в Якутии хабылык и тырыынка развиты как спортивный вид, есть Федерация настольных игр.

- это универсальный и доступный всем спорт.

- преимущество: играют и  дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря доступны всем, экологически чистый, не нужны большие финансовые затраты и специальные помещения.

- лучший способ досуга – это народные настольные игры. Игровой отдых может принести больше пользы, чем полное безделье.

- нам удалось привлечь детей во внеурочное время, участвовали в улусных соревнованиях, где многие стали победителями и призерами .Захарова Иоланда , ученица 6 го класса Туора-Кюельской СОШ  стала участником «Игр Манчаары-2017».

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Этноспорт Якутии. Автор: Иннокентий Готовцев- Якутск: 2012.

2. Дети Азии. Составители: Алексей Соколов, Ростислав Павлов. 2012 г.

3. Саха торут оонньуулара. Народные игры и забавы Саха/ А.С.Федоров.-Якутск: Бичик,2011.-96 с.

4. Якутские настольные игры. Автор: - Иннокентий Готовцев- Якутск: 2012.

5. Журнал Саха Спорт 5(19)2010.

 

 

 

 

 

Настольные игры предков:думаем, играем, развиваемся.

                                             Аянитова Елена Гурьевна- учитель начальных классов.

Мы согласны с мнением, что народные игры – это отражение этноса в целом и история его развития. Это важная составная часть культуры многонационального народа России. В старину особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Издавна в настольных играх преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость. Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

Сегодня народные настольные игры наших предков получили большую популярность. Настольные игры стали видом проведения досуга. Но к сожалению, не каждая семья, не каждый ребенок нашей Республики, в том числе в нашем поселке знают историю и правила якутских настольных игр.

  Значение якутских народных настольных игр в развитии детей.

Якутские народные игры – история народа Саха

Национальные виды спорта актуальны и сегодня, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш современный век. Они могут способствовать сплочению российского многонационального общества.

В настоящее время, в республике сформирована система государственных гарантий развития национальных видов спорта, позволяющая в достаточной степени реализовать их потенциал в оздоровлении населения, приобщении граждан к систематическим занятиям физической культурой, в подготовке спортивного резерва.

Настольные игры народов Республики Саха имеют глубокие корни. Они были широко распространены еще с XVI-XVII веков. В XX веке народные настольные игры испытали большой спад и были почти забыты. С переменой сфер нашей жизни, в связи с перестройкой, настольные игры получили второе рождение как часть культуры народа. В 90-х годах. Появился интерес к ним. Началась работе по пропаганде игры в общеобразовательных школах и других культурных учреждениях. С тех пор количество участников растет.

В старину особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Издавна в настольных играх преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость. Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

Сегодня народные настольные игры наших предков получили большую популярность. Настольные игры стали видом проведения досуга.

В 1992г. была создана Федерация якутских национальных настольных игр. Появился утвержденный Устав, единые правила игр и порядок проведения соревнований. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете по спорту, и они получили статус вида спорта.

Все больше и больше участников вовлекаются в национальные настольные игры. Федерация подготовила организаторов, квалифицированных судей и первых мастеров спорта. Это – Д.Я.Федотов, А.К.Чириков, М.В.Павлова, Н.В.Троева (Егорова). Все они родом из Верхневилюйска. В последние годы абсолютными чемпионами различных турниров становились А.И.Донской, Н.К.Терентьев, М.М.Петров, К.М.Алексеева. Одним из преимуществ настольных игр является то, что для их организации нет необходимости в больших финансовых затратах.

Федерация настольных игр существует уже двадцать лет и главной задачей ее является сохранение богатства народных игр и широкое использование их для развития духовной культуры и образования. Вместе с ГБУ «РЦНВС им.В.Манчаары» Федерация национальных настольных игр активно пропагандирует настольные игры хабылык и тырыынка среди населения. Ежегодно проводятся республиканские турниры по этим играм

среди взрослых и детей школьного возраста, игры включаются в программу республиканских соревнований «Игры предков». Школы города тоже активно включаются в пропаганду этих игр.

Создана образовательная программа по настольным играм хабылык и хаамыска для детей младшего и среднего возраста, пересмотрены и обновлены нормативы на присвоение спортивных званий и разрядов по этим играм. Эти проекты являются стимулом для развития настольных игр в республике. Таким образом, хабылык и тырыынка с большим удовольствием и пользой можно использовать как в общеобразовательных учреждениях, в детских оздоровительных лагерях, в различных учреждениях, так и в свободное время в кругу семьи.

В настоящее время перед Федерацией стоит задача популяризации этого вид спорта за пределами региона. Принимают участие в организации занятий и соревнований по якутским играм среди гостей из зарубежья во время МСИ «Дети Азии».

Влияние развития мелкой моторики рук на реакцию, ловкость, память и мышление.

 

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память. Мышление, внимание, связная речь.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы: игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях; постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к  сложному.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Младший школьник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Народная игра - понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. Для детей дошкольного возраста доступны, полезны якутские народные настольные игры как «Хабылык» (Лучинки),  «Хаамыска» (Камешки),             «Тыксаан» (Фишки).

В связи с демократизацией общества в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) ведется целенаправленная работа по личностно ориентированному воспитанию детей. Особая роль в воспитании отводится народной педагогике. Приобщение детей к народному творчеству, фольклору, традициям и обычаям своего народа должно начинаться с раннего детства, с игры.

Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета воображения. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы.

Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством.Якутский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал таким образом, через игру. В то время особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Отсюда и в играх хабылык и хаамыска издавна преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость.

Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.

Народные игры как предмет исследования и объект практического использования рассматривались многими выдающимися педагогами (К.Д. Ушинским, E.H. Водолазовой, Е.А. Покровским и др.). Обоснование необходимости использования в воспитании дошкольников народных игр дано в трудах педагогов E.И. Тихеевой, А.П. Усовой, В.И. Прокопенко и др. Полифункциональный характер народных игр раскрыт в трудах академика Е.H. Волкова, который рассматривает их в нравственном, эстетическом и физическом аспектах.

Игра «Хабылык» («Лучинки») – является самой древней игрой. Играют простыми лучинками которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Когда то ими играли малые дети, затем постепенно начали играть и взрослые члены семьи. Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее. Так игра в лучинки стала одним из видов якутской национальной культуры.

Доктор философских наук  Е.И.Оконешников объясняет название игры «хабылык»: «…происходит от основы глагола «хап – хватать, схватывать что-либо, на лету, подхватывать падающее сверху. В «Словаре якутского языка» О.К.Пекарского указаны сравнительные параллели с тюркским «кап» - хватать, брать руками, хватать ртом, зубами; вырвать, взять к себе».

Профессор, доктор философских наук Ксенофонт Уткин: «Хабылык – якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум,гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и у зрелых мужчин. Эти неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш хабылык через века и дымку времени.

Во время летних праздников Ысыах старики с восхищением вспоминали случаи, когда борец в хапсагай одним кончиком сильного пальца моментально брал за большой палец ноги противника и на виду у всех опрокидывал его за спину.

Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь выбирать самое необходимое, брать только одно – единственное».

Пятый год веду внеурочную деятельность  по рабочей программе «Национальные настольные игры». Два первых года вела по  1 часу внеаудиторную деятельность в своем  классе, второклассникам, затем третьеклассникам.  Учащиеся других классов интересовались, присоединились.

 Занятия начинаются с игры для разогрева мышц.

1.Игра с мячом а) Сжимание, разжимание мяча

                           б) Подбрасывание двумя руками, затем одной рукой, жонглирование мяча.

                           в) Игра с камушком: подбрасывание, жонглирование.

          Нами разработаны авторские упражнения.

2. Основная часть .

  а)  Настольные игры по правилам

  б) Игра на время

  в)  Соревнования между участниками занятия.

3.Заключительная часть.

Итоги занятия, рефлексия.

 Практикую на уроках физкультурные минутки. Во время них дети играют с палочками, с мячами, с камушком.

Образовалась система « Учитель-ребенок-родитель».

Дома в свободное время дети играют со своими родителями по специальной программе  «Семейные настольные игры». Это уже стало традицией. Существует Watsapp группа «Играем с детьми». Семьи участвуют в соревнованиях, четвертый год участвовали  в улусном соревновании «Сахалыы остуол оонньуулара» в селе Харбалах  Таттинского улуса, где достигли больших успехов. Заняли призовые места.

Но главное в том, что дети стали более внимательными, усидчивыми. Развилось пространственное и логическое мышление. Активизировалась мыслительная деятельность. Дети стали лучше учиться. Наладились, упрочились семейные связи.

Настольные игры развивают комплекс мышц, внимание, координацию движений, ловкость. Ребенок учится планировать свои действия, анализировать их.

 Ловкость, гибкость, координация, быстрота реакции , развитые во время занятий настольными играми позволили детям успешно заниматься теннисом- одним из сложнейших видов спорта. 7 детей занимавшиеся  настольными играми в этом году стали победителями улуса по настольному теннису и призерами республики. Так как , в среднем звене в комплексной спартакиаде защищают честь школы по настольному теннису.

Заключение

Мы  пришли к выводу, что можно и нужно играть в народные настольные игры детям дошкольного и школьного возраста, так как:

- двигательная активность детей становится профилактикой компьютерной зависимости. Дети перестают долгое время проводить с телефоном, или перед экраном компьютера.

- Дети психологически становятся более спокойными, учатся контролировать свои поступки, планировать действия.

-Настольные игры – прекрасное средство для сплочения и упрочения семейных союзов. Дети и родители становятся более близки. Они вместе играют, разрабатывают план тренировок, учатся вместе планировать, анализировать ошибки.

- настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию любого народа.

- настольные игры народов имеют глубокие корни.

- они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

-они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям.

- только в Якутии хабылык и тырыынка развиты как спортивный вид, есть Федерация настольных игр.

- это универсальный и доступный всем спорт.

- преимущество: играют и  дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря доступны всем, экологически чистый, не нужны большие финансовые затраты и специальные помещения.

- лучший способ досуга – это народные настольные игры. Игровой отдых может принести больше пользы, чем полное безделье.

- нам удалось привлечь детей во внеурочное время, участвовали в улусных соревнованиях, где многие стали победителями и призерами .Захарова Иоланда , ученица 6 го класса Туора-Кюельской СОШ  стала участником «Игр Манчаары-2017».

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки".

Открытый урок  по окружающему миру в 3 классе.Тема: «Как зимовали наши предки»( По учебнику О.Т.Поглазовой и В.Д.Шилина  «Окружающий мир»)...

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...

Рабочая программа по дополнительному образованию Спортивный кружок «Игры наших предков»

Программа спортивного кружка "Игры наших предков" разработана с целью обучения старших дошкольников хакасским  играм, достижения «запаса прочности» здоровья у детей, развития их двигательных спос...

Игры наших предков

Урок по теме «Игры наших предков» проводится для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника М.И. Попова «Уроки предков» уч. для 2 кл., СПб...

Сценарий внеклассного мероприятия "Встреча весны. Игры наших предков.

Сценарий внеклассного мероприятия "Встреча весны. Игры наших предков.Цель: формирование познавательного интереса младших школьников....