Урок на тему "Моя семья"
план-конспект урока (4 класс)
Урок мокшанского языка "Моя семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_moya_semya.docx | 27.82 КБ |
moya_semya_3_klass.pptx | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Кудораськем». 3 класс.
Задачи:
- формирование умения работать с текстом, находить в тексте нужные предложения.
- продолжить работу над составлением простых речевых фраз;
- обогащать словарь учащихся новыми словами;
- закрепить знания о временах года;
- воспитывать любовь к семье, к членам семьи.
Тип урока: комбинированный, с использованием новых информационных технологий.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки, учебное пособие «Эрзянский язык» для 3 класса.
Ход урока:
1. Организационный момент. (Слайд 1)
Зярдо гайги эрзянь келесь
Семс монгак эрян.
Оятненень, ялгатненень
Шумбрачи мерян!
-Шумбратадо, эйкакшт!
- Озадо, эйкакшт.
- Эйкакшт, ёвтынк кодат тынк тевтне?
Весень тевест вадрят, ушодсынек паро мельсэ уроконть.
Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.
2. Языковая зарядка. (Келень ливчакавтома)(Слайд 2)
Кискат – каткат лакшт – пакшт
Тетят – ават юв –яв
Яки – паки мекев – васов
Патят–ялакст тей–тов
Чакшт – вакант кулдур - калдор
(Слайд 3)
- Тон кие?
- Кода тонь леметь?
- Кодамо классо тон тонавтнят?
- Зяро тонь иеть?
- Кодамо иень шкасто тонь чачома чить?
- Косо тон эрят?
- Вадря, эйкакшт.
- Расскажите о себе на эрзянском языке. Можете придерживаться плана.
3. Сообщение темы урока. Cоздание проблемной ситуации. (Слайд 4)
Ребята, а сейчас мы с вами выполним задание, которое поможет нам сформулировать (узнать) тему урока. Давайте разгадаем кроссворд. Переведите на эрзянский язык слова:
1. дедушка - покштя,
2. внук или внучка - нуцька,
3. дом - кудо,
4. младшая сестра - сазор,
5. мальчик - цёрыне,
6. мама - ава,
7. младший брат - ялакс,
8. бабушка - сырькай,
9. ребенок - эйкакш,
10. папа - тетя.
Какое слово получилось?
Дети: Кудораське.
Учитель: Это слово состоит из двух корней. Они слились в одно слово: кудо – дом и раське – народ. В русском языке это одно слово. Кто догадался, как переводится это слово?
Дети: Это семья.
Учитель: О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Ответы детей.
Учитель: Итак, сегодня мы будем говорить о семье. (Слайд 5)
- Посмотрите на кроссворд. Кого из членов семьи мы свами не назвали, когда отгадывали кроссворд? (Леля, патя)
- Тема нашего урока «Монь кудораськем» - «Моя семья».
Панжинк тетраденк. Сёрмадынк течинь числанть ды уроконть теманзо. Запишите сегодняшнее число, классонь тев и тему нашего урока «Монь кудораськем.» - «Моя семья.»
4. Давайте составим план урока (Слайд 6)
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься, учитывая тему урока?(Ответы детей)
Знакомство с новыми словами.
Чтение и письмо слов, предложений на эрзянском языке.
Перевод предложений с эрзянского на русский и с русского на эрзянский язык.
Ответы на вопросы.
Сюрпризы.
5.Знакомство с новыми словами.
Прежде чем приступить к первому пункту плана, вспомним слова, которые мы уже с вами знаем по данной теме.
Налксема – игра.(Слайд 7)
Если слово обозначает члена семьи, то дети хлопают в ладоши.
Ава, тетя, ривезь, ур, сазор, ялакс, овто, куяр, сырькай, сеель, катка, покштя,кудонумоло, левкс,леля, вирь, лопа, нуцька, чувто, киска, патя.
А теперь дополним наш словарный запас новыми словами. (Слайд 8)
Послушайте, я прочитаю вам слова.
Кудораське - семья
Важоди – работает
Эйденькужо – детский сад
Тонавтни – учится
Ули - есть
Арась - нет
Чтение слов детьми хором и индивидуально.
Учитель: Составьте мне предложения с новыми словами.
Кода авать лемезэ?
Кода тетять лемезэ?
Тонь ули ялаксот (сазорот, лелят, патят) ?
6. Работа по учебнику. (Слайд 9)
Панжинк книгатнень. Страницась: ниленьгеменьвете. Упражнениясь: васеньце.
Чтение и перевод текста на странице 45, №1
Рассмотрите рисунок. Назовите членов семьи на эрзянском языке.
- Чтение рассказа учителем.
- Чтение по цепочки.
- Знакомство с новыми словами.
- Перевод
7. Физкультминутка.
Учитель: Эйкакшт, кунсоломизь монь. Минь сейчас ютавтано физкультминутка. Кунсолодо парсте, тееде сень, мезе мон мерян.
Дети, сейчас мы проведем физкультминутку. Слушайте внимательно, делайте то, что я вам скажу.
9.Повторение и закрепление ранее пройденного материала
1) стр. 46, упр.2
2) Возьмите листочки, которые лежат у вас на партах. Давайте мы с вами составим рассказ о семье. Допишите предложения.
Монь кудораськем.
Монь лемем_________________. Монь покшкудораськем. Монь улить____________________________________________________________.Тетянь лемезэ ________________________________________. Сон важоди ________________________. Аваньлемезэ ____________________________.
Сон важоди _________________. Монь ули___________________________.
Мон пек вечксаэсьсемиям.
Давайте послушаем, какие рассказы у вас получились и посмотрим на ваши работы.
Учитель: Что такое семья в вашем понимании?
Для меня семья - это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Ответы детей.
Учитель: Какие отношения между членами семьи? В чем эти отношения проявляются?
Ответы детей.
Учитель: Вы все правильно сказали. В семье очень теплые отношения между членами семьи взаимопонимание, взаимоподдержка.
Учитель: Семьи бывают разные: большие и не очень. Но в любой семье члены семьи любят и уважают друг друга.
Учитель: У вас на столах лежат листочки с текстом. Прочитайте. Что это? Какая это песня? Как вы догадались? Из каких слов поняли? Кто кому поёт обычно колыбельную песню? А сейчас мы с вами послушаем песню в исполнении Анны Атласовой. Итак, слушаем внимательно. Можете подпевать песню вполголоса, если получится.
1.Удок, левкскем, удок, тякам,
Тантейстэ удок.
Ней вальмалга мик а яки
Кисканок – Гудок
Припев:
Улю-балю, улю-бай,
Улю, улюта.
Удок, удок, левкскем, удок,
Балю, балюта.
2. Налкшкетькак, ванта, кияксос
Нуваземсь – сизесь:
Лама тевс тонь марто яксесь
Те чувтонь лишмесь.
Припев.
3. Удок, удок, седей пелькскем,
Лавсетькак чевте
Мон менель нурсян тонь велькссэ,
Козонь теть куземс.
Припев.
8. Слушание колыбельной песни в исполнении Анны Атласовой.
Учитель: Какими словами выражается любовь мамы к ребёнку?
Ответы детей.
Ребята, а вы знаете, как по-эрзянски сказать: мама, я тебя люблю. Авай, монтоньвечктян! Обратите внимание, в этом предложении слово мама – ава с суффиксом –й. Этот суффикс означает обращение к маме. Скажите по образцу: Папа, я тебя люблю! Бабушка, я тебя люблю! Дедушка, я тебя люблю! Хорошо, молодцы! А мама вам в ответ скажет: Тейтерем, монтоньвечктян! Цёрынем, монтоньвечктянь!
9 Беседа о маме.
Через два дня мы будем отмечать День матери.И конечно, мы сегодня не можем не сказать добрых и ласковых слов о маме. Я хочу прочитать вам своё стихотворение о маме, которое называется
«С чем сравнить тебя, моя родная»
Мама – это свет в окошке,
Первый солнца лучик поутру.
Нежные подснежники в лукошке,
Свежесть ветра в знойную жару.
Мама – это скромная ромашка,
Родниковая прохладная вода,
Радуга, родившаяся в небе
После долгожданного дождя.
С чем тебя сравнить, моя родная,
Может, с тёплым вечером весны,
С белою сиренью в середине мая,
С ягодой душистой в январе.
Нет никого тебя роднее,
Светлее нет в июне дня.
И даже солнце слабо греет,
Когда в разлуке ты и я.
Я хочу, чтобы ваши мамы были всегда рядом с вами. Берегите своих мам, родных и близких вам людей.
10. Итог урока. Рефлексия.
- Я сегодня узнал(а)...
- Я сегодня запомнил(а)...
- На уроке мне понравилось…
- Урок заставил меня задуматься о …
- Я оцениваю свою работу на уроке на…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Келень ливчакавтома (языковая зарядка) Кискат – каткат лакшт – пакшт Тетят – ават юв – яв Яки – паки мекев – васов Патят – ялакст тей - тов Чакшт – вакант кулдур - калдор
Келень ливчакавтома (языковая зарядка) - Тон кие? - Кода тонь леметь ? - Кодамо классо тон тонавтнят ? - Зяро тонь иеть ? - Кодамо течи чись ? - Косо тон эрят ?
1 2 3 4 5 6 7 10 9 8 Н У Ц Ь К А К У Д О А З О Р С А В А А К С Я Л Ы Р Ь К А Й С Э Й К А К Ш Т Е Т Я П О К Ш Т Я Ц Ё Р Ы Е Н
«Монь кудораськем » («Моя семья») Уроконть темазо :
Знакомство с новыми словами Чтение и письмо слов на эрзянском языке Перевод предложений с эрзянского на русский и с русского на эрзянский Ответы на вопросы План урока:
Налксетяно
Валкс Кудораське - семья Важоди – работает Эйдень кужо – детский сад Тонавтни – учится Ули - есть Арась - нет
Знакомство с новыми словами Чтение и письмо слов на эрзянском языке Перевод предложений с эрзянского на русский и с русского на эрзянский Ответы на вопросы План урока:
Итог урока - Я сегодня узнал(а)... - Я сегодня запомнил(а)... - На уроке мне понравилось… - Урок заставил меня задуматься о … - Я оцениваю свою работу на уроке на…
Неемазонок Урокось прядовсь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Родословие моей семьи", по предмету "Православная культура"
Этот урок позволяет дать учащимся представление о семье в её христианском понимании, у детей просыпается интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, воспитывается чувство г...
Разработка урока по теме "Семья" (УМК М.З. Биболетова Enjoy English-2
Предлагаемый методический материал может быть использован преподавателями иностранного языка при организации завершающего этапа обучения учащихся по теме «Семья»....
Урок "Человек. Общество. Семья"
Урок "Человек. Общество. Семья" дает учащимся представления о людях населяющих нашу планету, воспитывает бережное отношение к людям разных национальностей, учит быть терпимыми по отношению к дру...
Урок окружающего мира .Семья. Родственники. для 2 класса
Урок окружающего мира "Семья. Родственники" для 2 класса составлен на основе учебника Окружающий мир О.Т.Поглазова...
Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества
Усвоение понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием...
Урок окружающего мира. Тема урока: «Наша дружная семья».
Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье....
Конспект урока окружающий мир .Тема урока: «Наша дружная семья»
Тема урока: «Наша дружная семья»...