география 7 класс
рабочая программа
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gegrafiya_7_kl.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
педагога первой квалификационной категории
Козорезовой Ольги Николаевны
по географии
7 класс
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «география» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 7 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ГОС к освоению обучающимися АООП ООО. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.
Основной формой реализации программы является урок.
Учебный предмет «география» включен в обязательную предметную область «Естествознание».
Программа составлена на основе программы учебного курса «География» АООП ООО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 7 года обучения в МБОУ СОШ г. Мамоново.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета « География» (7 класс) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
- Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования, разработанная на основе ГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
- Адаптированная Основная Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;
- Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;
- Годовой календарный план – график МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017
учебный год.
Цель: совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями развития путем решения практических задач.
Задачи:
- формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;
- формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;
- воспитывать стремление применять лингвистические знания в повседневной жизни.
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации ;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
5.Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по географии решаются коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия
- коррекция и развитие тактильного восприятия
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
- умение выражать свои чувства.
Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для детей с интеллектуальными нарушениями.
- Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. | - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. - Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. - Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. И объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи |
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям. | Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. |
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному. | - Представления об устройстве домашней жизни. - Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-либо областях домашней жизни. |
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми. | -Представления об устройстве школьной жизни. - Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях. - Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий. - Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении. |
Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными. | Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении |
III. Овладение навыками коммуникации
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях | - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. - Умение получать информацию от собеседника и уточнять её. - Освоение культурных норм выражения своих чувств. |
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. |
- Дифференциация и осмысление картины мира
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей. - Формирование адекватного представления об опасности и безопасности. | - Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. - Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. - Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. |
- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка. - Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. | - Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. - Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.). - Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.) |
- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению. - Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. | - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. - Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. - Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. |
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.). | - Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. - Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. - Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
- Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми. | Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п. |
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. | - Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. - Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. |
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. | - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. - Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. - Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. |
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга освоенных социальных контактов. |
ГОС устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с интеллектуальными нарушениями.
Общее количество обучающихся в классе 12 человек. Данная программа предусматривает обучение детей с интеллектуальными нарушениями. Форма получения образования обучающимися – очная. Класс коррекционный, преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию.
Содержание программы
Учащиеся знакомятся с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Значительное внимание уделено экологическим проблемам. Необходимо раскрыть причины обострения экологических ситуаций в районах южных морей, Волго-Каспийского бассейна, Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера. На изучение «Географии России» отведен 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
- Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика).
- Природные зоны России.
Требуют особого внимания вопросы геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Необходимо разъяснить направления экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.
При изучении курса необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.
При изучении природных зон России следует обратить внимание на географическое положение каждой природной зоны, ее рельеф, месторождения полезных ископаемых, экологические проблемы. Изучаются климат, водоемы, растительный и животный мир; города, занятия населения, заповедники и заказники каждой природной зоны.
Практические работы:
Работа с физической картой и картой природных зон России.
Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.
Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых.
Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих причинно-следственные зависимости.
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
Требование к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;
Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
Правила поведения в природе;
Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе.
Учащиеся должны уметь:
Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
Делать несложные макеты изучаемых природных зон;
Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно
Календарно- тематический план 7 класс
№\П | Тема урока | К-во часов |
Особенности природы и хозяйства России | ||
1 | Повторение карты России | 1 |
2 | Географическое положение России на карте мира. | 1 |
3 | Европейская и Азиатская части России. | 1 |
4 | Административное деление России | 1 |
5 | Полезные ископаемые, их основные месторождения. | 1 |
6 | Типы климата | 1 |
7 | Водные ресурсы России, их использование | 1 |
8 | Численность населения России. Народы России. | 1 |
9 | Промышленность-основа хозяйства, ее отрасли. | 1 |
10 | Сельское хозяйство, его отрасли | 1 |
11 | Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской частей России. | 1 |
12 | Обобщение по теме: «Особенности природы и хозяйства России» | 1 |
13 | Карта природных зон России | 1 |
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ | ||
1 | Положение на карте. Моря и острова | 1 |
2 | Климат. Особенности природы. | 1 |
3 | Растительный и животный мир | 1 |
4 | Население и его основное занятие. Северный морской путь. | 1 |
5 | Обобщение по теме: «Зона Арктических пустынь» | 1 |
ЗОНА ТУНДРЫ | ||
1 | Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые | 1 |
2 | Климат. Водоемы тундры. | 1 |
3 | Растительный мир тундры | 1 |
4 | Животный мир тундры | 1 |
5 | Хозяйство. Население и его основное занятие | 1 |
6 | Города тундры: Мурманск, Архангельск Нарьян-Мар Анадырь Норильск | 1 |
7 | Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры | 1 |
8 | Обобщение по теме: «Зона тундры» | 1 |
ЛЕСНАЯ ЗОНА | ||
1 | Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. | 1 |
2 | Климат. Особенности природы | 1 |
3 | Реки, озера, каналы,. Экологические проблемы водных ресурсов | 1 |
4 | Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. | 1 |
5 | Смешанные леса и лиственные леса | 1 |
6 | Обобщение по теме: Климат . Растительный мир | 1 |
7 | Животный мир лесной зоны | 1 |
8 | Пушные звери | 1 |
9 | Значение леса | 1 |
10 | Промышленность и с/х Центральной России. | 1 |
11 | Города Центральной России. | 1 |
12 | Особенности развития хозяйства Северо-западной части России | 1 |
13 | Города : Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград . | 1 |
14 | Западная Сибирь | 1 |
15 | Восточная Сибирь | 1 |
16 | Дальний Восток | 1 |
17 | Заповедники. Заказники лесной зоны. Охрана леса. | 1 |
18 | Обобщение по теме: «Лесная зона» | 1 |
1 | Положение на карте. Рельеф и ПИ.Реки | 1 |
2 | Климат. Проблема водоснабжения. | 1 |
3 | Растительный мир степей. | 1 |
4 | Животный мир степей. | 1 |
5 | Хозяйство. Население и его основные занятия | 1 |
6 | Города лесостепной и степной зоны | 1 |
7 | Города степной зоны | 1 |
8 | Охрана природы зоны степей | 1 |
9 | Обобщение по теме: «Степь» | 1 |
ЗОНА ПУСТЫНЬ И ПОЛУПУСТЫНЬ | ||
1 | Положение на карте. Рельеф, полезные ископаемые. | 1 |
2 | Климат .Реки. Охрана природы. | 1 |
3 | Растительный мир и его охрана. | 1 |
4 | Животный мир. Охрана природы | 1 |
5 | Хозяйство. Основные занятия населения | 1 |
6 | Города зоны полупустынь и пустынь | 1 |
ЗОНА СУБТРОПИКОВ | ||
1 | Положение на карте. Рельеф. Климат. | 1 |
2 | Курортное хозяйство Население. Города курорты. | 1 |
ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В ГОРАХ | ||
1 | Положение на карте. Поверхность. Климат. | 1 |
2 | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа | 1 |
3 | Города и экологические проблемы Урал | 1 |
4 | Алтайские горы. Население, хозяйство | 1 |
5 | Восточная Сибирь. Хозяйство В,С. Население, города | 1 |
6 | Обобщающий урок по теме: «Высотная поясность» | 1 |
7 | Годовая контрольная работа | 1 |
Всего 68 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ответы на билеты по географии для учащихся 9 класса
Данный материал содержит ответы на билеты по географии для учащихся 9 класса, сдающих экзамен в традиционной форме....
Урок окружающего мира в 1 классе "Азбука географии"
« Работа с глобусом и картой на уроках окружающего мира » Одним из видов работ по предмету «Окружающий мир», является работа с глобусом и географической картой. Задача учителя – научить детей работат...
Рабочая программа по географии (8 коррекционный класс VIII вид))
Рабочая программа по географии для 8 коррекционного класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
УМК "Школа России" , окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков, тема: "Мир глазами географа".
Тест для проверки знаний детей по теме: "Мир глазами географа", к учебнику А.А. Плешакова 4 класс....
Мир глазами географа. - окружающий мир 4 класс
Тема: Мир глазами географа.Цели: - Ознакомить с наукой, изучающей Землю, - географией;- Сформировать представление о глобусе и географической карте;- Закрепить умение работать с картой и глобусо...
Урок окружающего мира на тему "Азбука географии" 1 класс
Урок проведен по системе Л. В. Занкова в 2012 - 2013 уч. году с описанием формируемых УУД...
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс...