география 6 класс
рабочая программа
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya.docx | 36.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
педагога первой квалификационной категории
Козорезовой Ольги Николаевны
по географии
6 класс
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «география» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 6 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ГОС к освоению обучающимися АООП ООО. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.
Основной формой реализации программы является урок.
Учебный предмет «география» включен в обязательную предметную область «Естествознание».
Программа составлена на основе программы учебного курса «география» АООП ООО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена для обучающихся с нарушением интеллекта 6 года обучения в МБОУ СОШ г. Мамоново.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета « География» (6 класс) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
- Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования, разработанная на основе ГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
- Адаптированная Основная учебный год;
- Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоново на 2019-2020 учебный год;
- Цель: совершенствование процесса социализации Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2019 -2020
детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.
Задачи:
- формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;
- формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;
- воспитывать стремление применять лингвистические знания в повседневной жизни.
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации ;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
5.Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по биологии решаются коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия
- коррекция и развитие тактильного восприятия
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки)
- умение выражать свои чувства
Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для детей с ОВЗ.
- Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. | - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. - Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. - Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. И объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи |
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям. | Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. |
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному. | - Представления об устройстве домашней жизни. - Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-либо областях домашней жизни. |
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми. | -Представления об устройстве школьной жизни. - Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях. - Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий. - Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении. |
Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными. | Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении |
III. Овладение навыками коммуникации
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях | - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. - Умение получать информацию от собеседника и уточнять её. - Освоение культурных норм выражения своих чувств. |
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. |
- Дифференциация и осмысление картины мира
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей. - Формирование адекватного представления об опасности и безопасности. | - Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. - Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. - Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. |
- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка. - Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. | - Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. - Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.). - Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.) |
- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению. - Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. | - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. - Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. - Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. |
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.). | - Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. - Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. - Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
- Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми. | Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п. |
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. | - Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. - Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. |
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. | - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. - Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. - Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. |
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга освоенных социальных контактов. |
Стандарт устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с ОВЗ
Общее количество обучающихся в классе 8 человек. Данная программа предусматривает обучение детей с нарушением интеллекта. Форма получения образования обучающимися – очная. Класс коррекционный, преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию.
Содержание учебной программы
Введение (4 ч)
1. География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
2-3. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.
4. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Ориентирование на местности (5 ч.)
5. Горизонт. Линия горизонта.6. Стороны горизонта.7. Компас и правила пользования им.8. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.9. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.
План и карта (9 ч.)
10. Рисунок и план предмета.11. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.12. План класса.13. План школьного участка.14. Условные знаки плана местности.15. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.16. Условные цвета физической карты.17. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).18. Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Формы поверхности Земли (4 ч.)
19. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.20. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.21. Овраги, их образование.22. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Вода на Земле (10 ч.)
23. Вода на Земле.24. Родник, его образование.25. Колодец. Водопровод.26. Река, ее части. Горные и равнинные реки.27. Как люди используют реки.28. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.29. Болота, их осушение.30. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.31. Острова и полуострова.32. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Земной шар (16 ч.)
33. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.34. Планеты.35. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.36. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.37. Физическая карта полушарий.38. Распределение воды и суши на Земле.39. Океаны на глобусе и карте полушарий.40. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.41. Первые кругосветные путешествия.42. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).43. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.44. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.45. Природа тропического пояса.46. Природа умеренных и полярных поясов.
Карта России (20 ч.)
47. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. 48. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. 49. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. 50. Моря Тихого и Атлантического океанов. 51. Острова и полуострова России. 52. Работа с контурными картами. 53. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. 54. Работа с контурными картами. 55. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. 56. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). 57. Работа с контурными картами. 58. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. 59. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. 60. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. 61. Реки Лена, Амур. 62. Озера Ладожское, Онежское, Байкал. 63. Работа с контурными картами. 64.Наш край на карте России. 65. Повторение начального курса физической географии. 66. Контрольная работа.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Введение | 4 ч | |
1 | География- наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. | 1 |
2 | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года. | 1 |
3 | Явления природы. | 1 |
4 | Географические сведения о своей местности и труде людей. | 1 |
Ориентирование на местности | 5 ч | |
5 | Горизонт. Линия горизонта. | 1 |
6 | Горизонт. Линия горизонта. | 1 |
7 | Компас и правила пользования им. | 1 |
8 | Ориентирование по местным признакам. | 1 |
9 | Экскурсия по теме «Ориентирование на местности» | 1 |
План и карта | 9 ч | |
10 | Рисунок и план предмета | 1 |
11 | Масштаб. Измерение расстояний по масштабу. | 1 |
12 | План класса. | 1 |
13 | План школьного участка. | 1 |
14 | Условные знаки плана местности. | 1 |
15 | План и географическая карта. | 1 |
16 | Условные цвета физической карты. | 1 |
17 | Условные знаки физической карты. | 1 |
18 | Физическая карта России. Значение в жизни и деятельности людей. | 1 |
Форма поверхности Земли | 4 ч | |
19 | Экскурсия для ознакомления с формами поверхности рельефа своей местности. | 1 |
20 | Рельеф местности, его основные формы. Равнины и холмы. | 1 |
21 | Овраги, их образование. | 1 |
22 | Горы. Понятие о землетрясении извержении вулкана. | 1 |
Вода на Земле | 10 ч | |
23 | Вода в природе. | 1 |
24 | Родник, его образование. | 1 |
25 | Колодец. Водопровод. | 1 |
26 | Река, её части. Горные и равнинные реки. | 1 |
27 | Как люди используют реки. | |
28 | Озёра, водохранилища, пруды. | 1 |
29 | Болота, их осушение. | 1 |
30 | Океаны и моря. Явления природы. | 1 |
31 | Острова и полуострова. | 1 |
32 | Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения. | 1 |
Земной шар | 16 ч | |
33 | Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. | 1 |
34 | Планеты. | 1 |
35 | Земля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. | 1 |
36 | Глобус—модель Земного шара. | 1 |
37 | Физическая карта полушарий. | 1 |
38 | Распределение воды и суши на Земле. | 1 |
39 | Океаны на глобусе и карте полушарий. | 1 |
40-41 | Материки на глобусе и карте полушарий. | 1 |
42 | Первые кругосветные путешествия. | 1 |
43 | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. | 1 |
44 | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. | 1 |
45 | Пояса освещённости: жаркий, умеренный, холодный. Изображение на глобусе и карте полушарий. | 1 |
46 | Природа тропического пояса | 1 |
47 | Природа умеренных и полярных поясов. | 1 |
48 | Обобщающий урок по теме «Земной шар» | 1 |
Карта России | 20 ч | |
49 | Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица --- Москва. | 1 |
50 | Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. | 1 |
51 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. | 1 |
52 | Моря Тихого и Атлантического океанов. | 1 |
53 | Острова и полуострова России. | 1 |
54 | Работа с контурными картами. | 1 |
55 | Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | 1 |
56 | Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. | 1 |
57 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. | 1 |
58 | Работа с контурными картами. | 1 |
59 | Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГРЭС. | 1 |
60 | Реки: Дон, Днепр, Урал. | 1 |
61 | Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой. | 1 |
62 | Реки: Лена и Амур. | 1 |
63 | Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал. | 1 |
64 | Работа с контурными картами | 1 |
65-66 | Наш край на карте России. | 2 |
67 | Контрольная работа за год. | 1 |
68 | Повторение начального курса физической географии | 1 |
Всего: | 68 ч. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ответы на билеты по географии для учащихся 9 класса
Данный материал содержит ответы на билеты по географии для учащихся 9 класса, сдающих экзамен в традиционной форме....
Урок окружающего мира в 1 классе "Азбука географии"
« Работа с глобусом и картой на уроках окружающего мира » Одним из видов работ по предмету «Окружающий мир», является работа с глобусом и географической картой. Задача учителя – научить детей работат...
Рабочая программа по географии (8 коррекционный класс VIII вид))
Рабочая программа по географии для 8 коррекционного класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
УМК "Школа России" , окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков, тема: "Мир глазами географа".
Тест для проверки знаний детей по теме: "Мир глазами географа", к учебнику А.А. Плешакова 4 класс....
Мир глазами географа. - окружающий мир 4 класс
Тема: Мир глазами географа.Цели: - Ознакомить с наукой, изучающей Землю, - географией;- Сформировать представление о глобусе и географической карте;- Закрепить умение работать с картой и глобусо...
Урок окружающего мира на тему "Азбука географии" 1 класс
Урок проведен по системе Л. В. Занкова в 2012 - 2013 уч. году с описанием формируемых УУД...
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс...