Рабочая программа по родному (татарскому) языку
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа для 1-4 класса по татарскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_novaya_tat.yaz_.docx | 66.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОБУЧЕНИЕМ
НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (1-4 КЛАССЫ)
Целью программы является развитие устной и письменной речи учащихся, совершенствование речевой деятельности по всем ее видам, формирование и развитие лингвистической компетенции.
Задачи изучения учебного предмета следующие:
- обеспечение мотивации обучения родному языку;
- формирование первоначальной лингвистической компетенции по всем уровням татарского языка;
- воспитание положительного ценностного отношения и уважения к родному языку;
- формирование гражданских и патриотических чувств;
- овладение умениями связной устной и письменной речи;
- развитие культуроведческой компетенции учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Планируемые предметные результаты освоения с учетом общих требований Стандарта и специфики учебного предмета «Родной (татарский) язык» должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования:
- овладение первоначальными знаниями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства народов Российской Федерации;
- осознание языка как значимой части национальной культуры, как средства общения между разными народами;
- воспитание позитивного отношения к овладению литературными нормами устной и письменной речи;
- овладение орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами татарского языка, первоначальными сведениями о татарском речевом этикете, умение выборочного использования языкового материала, необходимого для коммуникации в объеме изученного программного материала;
- использование полученных знаний по татарскому языку в познавательной и коммуникативной деятельности при различных жизненных ситуациях (в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях).
В результате усвоения татарского языка учащиеся осознают язык как средство коммуникации, как национально-культурный феномен. К концу 4-го класса они воспринимают владение нормами устной и письменной речи по родному языку как показатель развития общей культуры человека.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного контроля, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Материал учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (1-4 классы) структурирован в соответствии с видами речевой деятельности и следующими разделами языкознания: фонетика и орфография, лексикология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.
Аудирование.
Понимание содержания прослушанного текста, ответы на вопросы по его содержанию, проведение беседы с целью определения основной мысли текста.
Говорение.
Использование изученных языковых единиц с учетом речевой ситуации. Составление диалогической и монологической речи с соблюдением орфоэпических и интонационных норм родного языка. Использование образцов татарского речевого этикета по различным темам в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях.
Чтение.
Понимание содержания прочитанного текста с соблюдением орфоэпических норм, определением логического ударения. Определение темы и основной мысли текста.
Письмо.
Формирование навыков письма букв, звукосочетаний, слогов, слов и предложений. Письмо под диктовку и переписывание текста на изученное правило. Составление небольшого письменного текста на основе просмотренной картины (рисунка) или видеозаписи, с привлечением увиденного (услышанного) материала.
Фонетика.
Звуки речи. Выделение отдельных гласных и согласных из прослушанного слова. Определение количества и последовательности букв и звуков. Сравнение слов, отделяющихся друг от друга одним или несколькими буквами (звуками).
Определение гласных и согласных, твердых и мягких, ударных и безударных, звонких и глухих согласных.
Слог. Деление слова на слоги. Определение ударного слога.
Графика.
Понятие о буквах и звуках. Гласные и согласные звуки. Мягкие и твердые гласные и их буквенные обозначения. Сравнение мягкого и твердого произношения слов. Значение гласных в твердом и мягком произношении слов. Буквы е, ë, ю, я. Твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки.
Чтение.
Формирование послоговое, беглое чтение с соблюдением произносительных норм. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с соблюдением нужной интонации и паузы в соответствии с проставленными знаками препинания. Осознанное и выразительное чтение небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Письмо.
Выполнение гигиенических норм при письме. Овладение быстрыми и ритмичными движениями руки и пальцев при письме. Правописание строчных и заглавных букв. Письмо под диктовку слов и предложений, у которых не расходятся произношение и правописание. Осознание необходимости соблюдения при письме таких графических средств, как интервал между словами, проставление знака переноса между ними.
Слово и предложение.
Лексическое значение слова. Выделение слова из предложения. Наблюдение над порядком расположения слов в предложении. Изменение порядка слов в предложении.
Орфография. Ознакомление с правилами орфографии:
• раздельное написание слов;
• написание букв о и ө в первом слоге татарских слов;
• заглавная буква в начале предложения, знаки препинания – точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;
• деление слов на слоги, перенос слов по слогам.
Развитие речи. Понимание содержания прочитанного или прослушанного текста. Составление небольших текстов с использованием сюжетных картин, на основе личных наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия.
Определение гласных и согласных звуков. Выделение ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных. Характеристика звуков: гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой. Деление на слоги. Произношение звуков и звукосочетаний с соблюдением орфоэпических норм современного литературного языка. Элементы фонетического анализа.
Графика.
Звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Употребление разделительных знаков (ъ и ь). Соотношение звуков и букв в словах с е, ë, ю, я. Интервал между словами, знак переноса. Знание татарского алфавита. Использование алфавита при работе со справочной литературой.
Лексика.
Слово как единство произносимого и значимого. Определение семантики слова по толковому словарю. Наблюдения над однозначными и многозначными словами, над употреблением речи синонимов и антонимов.
Состав слова.
Понятие об однокоренных словах, их отличия от синонимов и омонимов. Определение корня слова и аффикса. Понятие о словообразовательных аффиксах. Выполнение упражнений с элементами словообразовательного анализа.
Морфология.
Понятие о частях речи. Имя существительное, его значение и употребление в речи. Вопросы имен существителных. Определение имен существительных, отвечающих на вопросы кем? нәрсә? Собственные и нарицательные имена. Формы единственного и множественного числа. Названия и вопросы падежей. Склонение имен существительных. Имена с аффиксами притяжательности. Выполнение упражнений на морфологический анализ существительных.
Имя прилагательное: его значение и употребление в речи. Вопросы прилагательных, выражение различных признаков предметов. Степени сравнений имен прилагательных. Выполнение упражнений на морфологический анализ имен прилагательных.
Местоимения. Понятие о местоимениях. Личные местоимения: значение, употребление в речи, формы единственного и множественного числа, склонение личных местоимений.
Глагол. Значение глагола и употребление в речи. Определение глаголов, отвечающих на вопросы нишли? (что делает?), нишләде? (что делал?), нишләр? (что будет делать?). Спряжение глаголов. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Утвердительная и отрицательная формы глаголов. Выполнение упражнений на морфологический анализ глаголов.
Наречие. Его значение, вопросы, употребление в речи.
Послелоги, их значение в речи.
Частицы да, дә, та, тә, гына, генә, кына, кенә, ук, үк, ич, бит. Правописание частиц.
Синтаксис.
Выделение слов, слосочетаний и предложений. Разные по цели высказывания предложения, знаки препинаний при них. Чтение различных коммуникативных предложений с соответствующей интонацией.
Понятие о главных членах предложения. Определение связи слов в словосочетаниях и предложениях с помощью наводящих вопросов.
Определение предложений с однородными членами с союзами һәм, ә, ләкин. Составление собственных предложений с союзами и без них с интонацией перечисления.
Определение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, уместное использование правил правописания:
- правописание букв о, ө, э;
- правописание букв, обозначающих согласные звуки;
- перенос слов;
- заглавные буквы в начале предложения и в именах собственных;
- разделительные знаки (ъ, ь);
- твердые согласные [гъ], [къ];
- обозначение в письме звука гамза - һәмзә [ ’ ];
- знаки препинания в конце предложения;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи.
Выражение своего мнения с учетом ситуации, цели и адресата общения. Аргументированное выражение своего мнения. Овладение основными элементами проведения беседы: вводное слово, поддержание темы и ее продолжение, привлечение внимания собеседника и т.д. Усвоение норм татарского речевого этикета в процессе повседневной учебной деятельности и во внеклассных мероприятиях: приветствие, прощание, извинение, благодарение, обращение с просьбой и др. Особенности татарского речевого этикета при общении с собеседником, уровень владения которого не всегда соотвествует требованиям программы. Составление собственных речевых (монологических) высказываний описательного или оценочного характера.
Текст.
Понятие о тексте. Семантическое единство предложений в тексте. Озаглавливание текста. Последовательность составляющих текста. Абзац. Составление плана по содержанию текста. Составление текста по предложенному плану. Особенности описательного, повествовательного текста.
Особенности составления письменных текстов с учетом пунктуальности, правдивости, выразительности описываемых событий (фактов).
Ознакомление с различными видами изложений и сочинений (без заучивания правил): изложение на основе полного или частичного использования предложенного текста, изложение с элементами сочинения, повествовательно-описательное сочинение и др.
1 класс
Предварительный устный курс
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв.
Букварный период
Составление слогов, слов, словосочетаний. Формирование навыков составления предложений. Деление на слоги.
Ознакомление с согласными звуками [б], [п], [д], [т], [ж],[ш], [з], [с], [и], [й], [л], [м], [н], [р], [у], [ф], [ц], [щ].
Специфика произношения звуков [а], [о], [э], [w], [гъ], [къ], [х], [ч], [ы] и обозначение их на письме.
Чтение слов, словосочетаний и предложений со звуками [ә], [ө], [ү], [җ], [ң], [һ].
Татарский язык
Речь.
Устная и письменная речь. Этика общения.
Слово ислог.
Деление слова на слоги. Произношение и правописание слогов и слов.
Звуки и буквы.
Алфавит. Слова с заглавной буквой.
Гласные звуки, их классификация. Перенос слов. Ударение.
Согласные звуки, их класификация.
Слова, выражающие предмет, его действие и признак.
От слова к предложению.
Понятие о знаках препинаний в конце предложений. Понятие о главных членах предложения. Составление предложений, связь между словами.
Развитие связной речи.
2 класс
Звуки и буквы
Гласные звуки. Сингармонизм. Правописание букв, обозначающих гласные звуки.
Гласные [а], [э], [о], [ө], [ы] в татарском и русском языках. Буквы я, ю, е и првописание слов с ними.
Согласные звонкие и глухие. Произношение согласных [w], [гъ], [къ], [х], [ч]; [җ], [ң], [һ].
Правописание и произношение слов с буквами ц, щ, ъ, ь.
Словарные и объяснительные диктанты.
Слово.
Слог. Понятие о словесном ударении.
Корень слова.
Морфология.
Имя существительное.
Правописание собственных имен. Формы единственного и множественного числа. Правописание аффиксов множественного числа, соспоставление их с русским языком.
Глагол.
Понятие о временах глагола. Сопоставление с русским языком.
Имя прилагательное.
Употребление прилагательных в речи. Особенности прилагательных в татарском и русском языках.
Синтаксис.
Составление словосочетаний и предложений. Порядок слов (главных членов) в предложении, соспоставление с русским языком.
Обобщенное повторение за год.
Развитие связной речи.
3 класс
Слово
Слово единство произносимого и семантического. Прямое и переносное значение слова. Синонимы, омонимы и антонимы.
Ознакомление со словарями, формирование умение работать с ними. Словрные диктанты.
Состав слова и словообразование.
Корень и аффикс. Производные слова. Однокоренные слова. Особенности присоединения аффиксов в татарском и русском языках. Сложные и парные слова.
Морфология.
Нарицательные и собственные имена сущствительные. Склонение имен. Особенности склонения имен существительных на носовые согласные.
Прилагательные.
Синонимы и антонимы. Употребление прилагательных в предложении. Особенности синтаксической связи между прилагательным и существительным в татарском языке.
Имя числительное, его значение, вопросы. Особенности синтаксической связи между числительным и существительным в татарском языке
Местоимение.
Склонение личных местоимений. Понятие о вопросительных местоимениях.
Глагол.
Спряжение глаголов изъявительного наклонения. Сопоставление с временными и личными формами глаголов татарского и русского языков.
Синтаксис.
Составление словосочетаний и предложений с использованием изученных частей речи.
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, повелительные, восклицательные. Определение главных членов предложения.
Понятие об определении. Особенности синтаксической связи между определением и определяемым словом в татарском языке.
Порядок слов (подлежащего и сказуемого, определения и определяемого слова) в татарском языке.
Обобщенное повторение за год.
Развитие связной речи.
4 класс
Морфология.
Имя существительное.Склонение существительных на звонкие, глухие и носовые согласные.
Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных.
Имя числительное.Количественные и порядковые числительные. Особенности употртебления существительных при числительных в татарском языке.
Местоимение.Указательные местоимения.
Глагол. Прошедшее и будущее время, спряжение глаголов изъявительного наконения.
Синтаксис.
Словосочетание и предложение в татарском и русском языках, порядок слов в них.
Главные члены предложения. Выражения подлежащего существительными и личными местоимениями.
Выражение сказуемого глаголами изъявительного наклонения и прилагательными.
Второстепенные члены предложения. Выражение определения прилагательными и порядковыми числительными.
Понятие о дополнениях.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Обобщенное повторение за год.
Развитие связной речи.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные темы программы | Всего часов | Основные виды учебной деятельности |
1 класс | ||
Предварительный устный курс | 6 | Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. |
Букварный период. | 14 | Анализ буквенного состава слов. Сравнение заглавных и строчных букв. Сравнение написанных букв с предложенным учителем образцом. Закрашивание тех частей рисунка, в которых имеется изучаемая буква. Списывание с печатного и письменного текста слова и небольших предложений. Списывание слов, предложений в соответствии с изучаемой темой. |
Татарский язык. Речь. | 2 | Понимание случаев использования устной и письменной речи; обсуждение возможностей аудио-, видеотехники записывание и воспроизведение речи; наблюдение за словарными словами; запоминание правильного произношения слов. |
Слово и слог. | 1 | Перенос слов по слогам. Классификация слов по количеству слогов. Деление слов на слоги и определение их количества. Нахождение и исправление ошибок, допущенные при делении слов на слоги. |
Звуки и буквы. | 2 | Классификация звуков татарского языка. |
От слова к предложению. | 5 | Сравнение предложения, словосочетания, слова; описывание их сходства и различия. Анализ предложения с нарушенным порядком слов; нахождение в предложениях смысловые пропуски и ошибки в графическом оформлении предложений; наблюдение за распространением предложений. |
2 класс | ||
Звуки и буквы. | 14 | Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Обоснование написания слов. Нахождение в слове согласных. Правильное произношение согласных. Оценка соответствия написания слов орфоэпическим нормам. Нахождение допущенных в тексте ошибок. Комментарии правописания и произношения предложенных учителем слов. Различие звуков и букв, определение места, где могут пригодиться знания об алфавите, называя правильно буквы и располагая их в алфавитном порядке. Оценка своих достижений при выполнении заданий. |
Слово. | 8 | Характеристика особенностей ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации. Анализ уместности использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога. Оценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе. Анализ норм речевого этикета, оценка собственной речевой культуры. Выражение собственного мнения, аргументируя его с учетом ситуации общения. Отличие текста от других записей по его признакам, определение темы и главной мысли текста. |
Морфология. Имя существительное. | 4 | Группировка слов по частям речи. Нахождение основания для классификации имен существительных, имен прилагательных, глаголов Знание употребления существительных в речи. Умение опознавать имена собственные и нарицательные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что? Изменение существительных по числам. |
Глагол. | 4 | Употребление глаголов в речи. Умение опознавать глаголы, отвечающие на вопросы «что делает? что делают?» и «что делал? что делали?» |
Имя прилагательное. | 2 | Определение значения и умение употреблять имена прилагательные в речи. Различать имена прилагательные, отвечающие на вопросы «какой?» и «который»? |
Синтаксис. | 5 | Отличие группы слов, не составляющих предложение. Определение границ предложения в деформированном тексте, выбор знака препинания для обозначения конца предложения. Обоснование выбора знака препинания в конце предложения. Нахождение главных членов предложения. |
3 класс | ||
Слово. | 9 | Различение слова и предложения. Овладение с понятиями «прямое и переносное значение слова»; «синонимы, антонимы, омонимы». Ознакомление со словарями. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. |
Состав слова и словообразование. | 5 | Овладение понятием «однокоренные слова». Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Выделение в словах с четким морфемным швом корня, суффикса. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. Разбор слова по составу. |
Морфология. Имя существительное. | 5 | Формы единственного и множественного числа имен существительных. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. |
Имя прилагательное. | 3 | Употребление прилагательных в речи. Формы степеней сравнения имен прилагательных. |
Местоимение. | 2 | Общее представление о местоимении. Изменение местоимений по падежам. Употребление личных местоимений в речи. |
Глагол. | 6 | Значение и употребление глаголов в речи. Изменение глаголов по временам. |
Частицы | 2 | |
Синтаксис. | 3 | Различение предложения, словосочетания, слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (определения). При помощи смысловых вопросов установление связи между словами в словосочетании и предложении. |
4 класс | ||
Морфология. Имя существительное. | 7 | Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Имена существительные с аффиксами принадлежности. Различение значения форм принадлежности существительных. Морфологический разбор имён существительных. |
Имя прилагательное. | 5 | Значение и употребление в речи. Формы степеней сравнения и синтаксические функции прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных. |
Местоимение. | 9 | Значение и употребление в речи. Личные и вопросительные местоимения. Различение падежных форм личных и вопросительных местоимений. |
Глагол. | 9 | Глаголы повелительного и изъявительного наклонения. Спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени. Морфологический разбор глаголов. |
Синтаксис. | 4 | Различение предложения, словосочетания, слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (определения). При помощи смысловых вопросов установление связи между словами в словосочетании и предложении. |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | По плану | Фактически | Примечание |
1 | 1 сентября — День Знаний. Повторение пройденного. Р.р. Составление рассказа по картине «Осень пришла». | 1 | 02.09 |
2 | Слоги, буквы и звуки | 1 | 09.09 | ||
3 | Алфавит | 1 | 16.09 | ||
4 | Гласные и согласные звуки | 1 | 23.09 | ||
5 | Слог. Перенос слов. | 1 | 30.09 | ||
6 | Буквы Е,э. Контрольное списывание «Осень» | 1 | 07.10 | ||
7 | Контрольный диктант «Слон» | 1 | 14.10 | ||
8 | Буквы О - о | 1 | 21.10 | ||
9 | Буква Й | 1 | 11.11 | ||
10 | Буквы Е,ю,я | 1 | 18.11 | ||
11 | Буквы В,г,к | 1 | 25.11 | ||
12 | Буквы М,н,н | 1 | 02.12 | ||
13 | Буквы Х,h. Безвучные буквы (буквы ь,ъ) | 1 | 09.12 | ||
14 | Удвоенные согласные. Контрольное списывание «Алсу» | 1 | 16.12 | ||
15 | Контрольный диктант «Зимний лес» | 1 | 23.12 | ||
16 | Части речи. Имя существительное. | 1 | 13.01 | ||
17 | Слова, которые пишутся с заглавной буквы. | 1 | 20.01 | ||
18 | Имена существительные в единственном и множественном числе | 1 | 27.01 | ||
19 | Изменение имен существительных по падежам | 1 | 03.02 | ||
20 | Имя прилагательное | 1 | 10.02 | ||
21 | Группировка имен прилагательных | 1 | 17.02 | ||
22 | Глагол | 1 | 24.02 | ||
23 | Изменение глаголов по временам. Контрольное списывание «Чтение книг» | 1 | 02.03 | ||
24 | Контрольный диктант «Кумыз» | 1 | 16.03 | ||
25 | Изменение глаголов по числам | 1 | 06.04 | ||
26-27 | Личные местоимения. Роль личных местоимений в предложении | 2 | 13.04 20.04 | ||
28 | Слова. Синонимы, антонимы, омонимы | 1 | 27.04 | ||
29 | Корень и окончание. Виды окончаний. Однокоренные слова. | 1 | 04.05 | ||
30 | Предложение. Связь слов в предложении | 1 | 11.05 |
31 | Главные члены предложения | 1 | 18.05 | ||
32 | Итоговой контрольный диктант «Лось» | 1 | 25.05 |
Критерии оценивания
Контрольный диктант
объем соответствует количеству слов по чтению;
-негрубые ошибки: исключения из правил, повторение одной и той же буквы, перенос слов, единичный пропуск буквы на конце слова, 2 негрубые ошибки + 1 ошибка;
-однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку;
-при трех поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант:
«5» - не ставится при 3-х исправлениях, но при 1-й негрубой ошибке можно ставить;
«4» - 2-орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных;
«3» - 3-4 орфографических и 4 пунктуационных, а также при5 орфографических ошибках допускается «3»;
«2» - более 5-8 ошибок.
Оценки за грамматические задания:
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ заданий верно;
«3» - не менее ½ заданий верно;
«2» - не выполнено больше половины.
Контрольное списывание
Оценки за контрольное списывание:
«5» - нет ошибок;
«4» - 1-2 ошибки или 1 исправление (1 класс);
1 ошибка или 1 исправление (2-4 класс);
«3» - 3 ошибки и 1 исправление (1класс);
2 ошибки и 1исправление (2-4 класс);
«2» - 4 ошибки (1 класс);
3 ошибки (2-4 классы).
Аңлатма язуы.
2 класска татар теленнән КИМ
Икенче сыйныф өчен тәкъдим ителә торган әлеге контроль эшләр укучыларның программа кысаларында өйрәнелә торган темаларны үзләштерү дәрәҗәсен тикшерү максатыннан төзелде. Укучыларның татар теленнән белем һәм күнекмәләре тест, агымдагы һәм еллык язма эш нәтиҗәләренә карап бәяләнә.
2 нче сыйныфта контроль диктант текстларының сүзләр саны түбәндәгечә алына:
I яртыеллык- 27-30 сүз;
II яртыеллык -35-40 сүз
Диктант текстына 1-3 грамматик бирем дә тәкъдим ителә.
Диктантларны бәяләү
- Хатасыз яки 1 тупас булмаган хата җибәрелгән эшкә (орфографик, грамматик, пунктуацион хаталарның берсе генә булса) "5"ле билгесе куела.
- 2 хатага (бер орфографик, бер грамматик хата яки ике орфографик хата; ике пунктуацион хата; бер орфографик һәм бер пунктуацион хата булса) "4"ле билгесе куела.
- 5 хатага (ике орфографик һәм өч пунктуацион хата; ике орфографик, бер грамматик һәм ике пунктуацион хата булса һ.б.) "3"ле билгесе куела.
- 12 хатага кадәр "2"ле билгесе куела (алты орфографик, өч грамматик һәм өч пунктуацион хата; биш орфографик, ике грамматик һәм биш пунктуацион хата булса һ.б.)
- 12 хатадан да артып китсә, "1"ле билгесе куела.
Тестларны бәяләү
"5"ле - 95 - 100 % үтәлсә;
"4"ле - 80 - 94 % биремнәргә җавап бирелсә;
"3"ле - 51 - 79 % биремнәр үтәлсә;
"2"ле - 51% тан да кимрәк дөрес җавап булса.
Күчереп яздыруны бәяләү критерийлары
- Хаталары булмаган, төзәтүләрсез эшкә "5"ле билгесе куела
- 1-2 хата һәм 1 төзәтелгән хата булса, "4"ле билгесе куела
- 3 хата һәм 1 төзәтелгән хата булса, "3" ле билгесе куела
- 4 хата һәм 1 - 2 төзәтелгән хата булса, "2"ле билгесе куела
Контроль күчереп язу.
Туган ягымда коз.
Менэ алтын коз килде. Быел коз бик матур. Кон буе кояш карый. Агач яфраклары кызгылт – сары тоскэ керде. Кошлар жылы якларга китэргэ жыена. Божэклэр, жэнлеклэр кышка эзерлэнэ.
Контроль диктант.
Фил.
Филлэр Африкада яши. Ул бик зур колаклы. Колаклары аны эсседэн саклый. Озын борыны белэн авыр йок ташый. Ул кешелэргэ шулай ярдэм итэ. Жылы як хайванын без зоопаркта гына курэбез.
Контроль кучереп язу.
Алсу.
Минем Алсу исемле дустым бар. Ул ягымлы. Ярдэмчел кыз. Без бергэлэшеп китап укырга яратабыз. Буш вакытларда торле уеннар уйныйбыз. Мэктэптэ тырышып укыйбыз. Шундый дустым булуына мин бик шат.
Контроль диктант.
Кышкы урман.
Менэ кыш та килеп житте. Урман ак карга торенде. Чыршылар, наратлар да ак буреклэр дэ кигэн. Кыш коне урманнын узенэ берторле яме бар. Урман hавасы саф. Аннан hич кайтасы килми.
Бирем: Урман сузен килешлэр белэн торлэндер.
Контроль кучереп язу.
Китап уку.
Матур китап - гажэеп нэрсэлэр курсэтуче козге. Ул – аулакта сердэш, ялгызлыкта иптэш. Китап – хэсрэтлэрдэ шатлык китеруче, уткэн заманнын хэллэрен сойлэп торучы. Ул – тарихны сойлэуче, акыллы кешелэрнен акылларын безгэ тошендеруче. Китап уку кунелгэ шатлык китерэ.
Контроль диктант.
Кумыз.
Кымыз – бик шифалы эчемлек. Аны бия сотеннэн эшлилэр. Савучы бияне бик еш сава. Сотен агач гобедэ ачыта. Аны эйлэнгэн саен пешэ. Кымыз эчсэн, сусын басыла, коч арта.Упкэсе,йорэге чирле кешегэ ул бик файдалы.
Бирем: 1.Сыйфатларны табып.астына сыз.
2.Ике жомлэнен иясен hэм хэбэрен тап.
3.Жэй,бал сузлэренен моделен тозе.
Контроль диктант.
Поши.
Поши – зур хайван. Ул Башкортостан урманнарында яши. Алар агач кайрысы, улэн,гомбэ яраталар. Кышка ул оя ясый. Анда кипкэн улэннэр туши. Кышкы суыкларда ул шунда йоклый.
Бирем:
1.Тексттан вариантларда исем,фигыльлэрне табып билгелэ.
2.Улэн,суык сузлэренен моделен тозе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (татарскому) языку и литературе 1 - 4 классы
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №4муниципального района Мелеузовский районРеспублики БашкортостанРассмотреноНа заседани...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 класс
Рабочая программа составлена к учебникам "Татар теле" и "Элифба" Ф.А.Гафуровой, Л.Ш.Гайнетдиновой...
Рабочая программа по родному(татарскому)языку
Рабочая программа по родному(татарскому)языку для 1-4 классов...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 2 класса. Авторы учебника Р.З.Хайдарова, Н.Г.Галиева, Г.М. Ахметзянова...
Рабочая программа по родному (татарскому ) языку для 2 класса (1 час в неделю)
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 2 класса ,один час внеделю.По учебнику Хайдарова Р.З. "Кунелле татар теле"....
Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 – 4 класс
Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 – 4 класс...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 4 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программы МБОУ "Елховс...