Технологическая карта урока кубановедения "Жилище казака" Батищева Н.А
план-конспект урока (2 класс)
Технологическая карта урока кубановедения на тему "Жилище казака"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Батищева Нина Александровна
МАОУ СОШ №17 имени Эдуарда Есаяна
класс- 2В
Технологическая карта
Предмет: кубановедение
Тема урока: «Жилище казака»
Класс: 2
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: комбинированный
Используемые технологии: технология развития критического мышления ( на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации на тему: «Жилище казака»), технология «Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), здоровьесберегающая технология
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)
Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск информации).
Методы работы : проблемно – сообщающий ( с опорой на наглядность в виде таблиц, схем) , метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.
Цель урока: знакомство с внутренним убранством хаты.
Задачи занятия:
1. Закрепить понятия «саманный», «турлучный».
2. Развивать словарный запас учащихся, интерес к прошлому родного края.
3. Прививать любовь к родному краю, через познание его истории.
4. Развивать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Дидактические средства: проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, «Казачий словарик»
Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока | Цель этапа | Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации | Деятельность обучающихся: самостоятельная работа учащихся | Какие УУД формируются на каждом этапе |
1. Организационный этап. | Психологическая установка на урок | Здравствуйте, ребята. Самое удивительное явление в мире- это человеческая доброта. Подарите свои улыбки друг другу. Передайте свое хорошее настроение. Подарите улыбки гостям. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу. | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок |
Актуализация опорных знаний и умений | Повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач. | На прошлом уроке кубановедения вы познакомились со способами построения казачьей хаты. Давайте вспомним, какой материал казаки использовали для строительства своих хат. Слова сложные, необычные. И нам предстоит узнать еще много новых слов. Их трудно запомнить, поэтому мы с вами заведем «Казачий словарик». Возьмите на парте файл. Достаньте из него наш словарик. Прочитайте первую строчку в словарике (Кирпич из глины с примесью соломы.) О каком строительном материале идёт речь? -(саман) Запишите, диктуя по слогам. Прочитайте вторую строчку (Частокол, плетень обмазанный глиной.) О чём говорится здесь? Это … Запишите: турлук. Отложите словари в сторону. -Сейчас, давайте, вспомним, в какой последовательности строилась хата (Слайд 1) -На слайде изображены этапы строительства. Расположите картинки в нужном порядке. Из файла достаньте жёлтую карточку. А сейчас посмотрите внимательно на экран и напишите номера картинок в нужном порядке в строчку. - Молодцы! - А теперь я предлагаю вам выступить в роли учителя и проверить работу своего соседа по парте. Для этого обменяйтесь, пожалуйста, карточками с выполненным заданием и сравните с образцом на слайде. (Слайд 2) Если все цифры совпали, то поставьте «+», если допущены ошибки «-». | Работа со словариком. Вносят понятия в дополнение к значению. Работа в парах (взаимопроверка) | Личностные: Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности |
Сообщение темы и цели урока | Определить вместе с учениками тему и цель; каждого ученика на решение учебной задачи урока. | (Слайд 3) Мы с вами знаем, как строились хаты, как они выглядели. Давайте, ребята, подойдём к двери хаты и войдем во внутрь. Как вы думаете, что мы там увидим? - Как вы можете доказать, что сказали правильно? - Мы поговорим о внутреннем убранстве хаты, о жилище казака. -Значит, тема нашего урока…. -Жилище казака. -Какую учебную цель мы поставим? - Узнать, что находится внутри. -Молодцы! | Внутреннее убранство жилища казака Чтобы узнать, как оно выглядит изнутри | Личностные: Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности |
Изучение нового материала | Формирование новых способов решения поставленных учебных задач. | -Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. -Хата казака делилась на две половины: «малую хату» и «великую хату». (Слайд 4) И сейчас мы продолжаем работу с нашим словариком. Давайте прочитаем вместе строчку № 3. Вы можете по словарю следить за текстом. Итак, в первой комнате - «малой хате» или «кухне» - находились деревянные лавки и небольшой стол. -Какое новое понятие вы узнали? -Запишите в словарик Малая хата. -Для чего нужна лавка? Давайте, ребята, посмотрим в словарь (строчка № 4) и объясним значение этого слова. Давайте запишем слово лавка. -А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»? Узнать об этом вы сможете, отгадав загадку: Если работает она, Не будет голодная семья. Можно на неё прилечь, А зовётся она …(печь). В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь также находилась в «малой хате». (Слайд 5) -Казаки пользовались глиняной посудой, которая имела название: кувшин, макитра, кринка. -С какой глиняной посудой мы познакомились? -Запишите в словарик кувшин, макитра, кринка. Ложки были деревянные. Одну такую ложку я вам принесла показать. -Мы с вами хорошо поработали, теперь нужно и отдохнуть. Мы проведём физкульминутку. Давайте встанем и выйдем из-за парт. А сейчас мы отдохнём. Строить с вами дом начнём. Надо глину замесить, Наверх солому постелить. Стены надо побелить, И гостей в дом пригласить. Ах, какой я молодец. Будет мною горд отец! (Слайд 6) В «великой хате» - второй половине – принимали гостей. Здесь стояла мебель для посуды, одежды, кованные и деревянные сундуки. Мебель изготавливал казак своими руками. Она была простой и прочной. -Для чего в доме нужен был сундук? (Для хранения вещей или продуктов). (Слайд 7) -Сундук назывался раньше Скрыня. Запишем это название. (Слайды 8, 9) Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, зеркала, иконы, на полу, на лавках самотканые коврики (половицы), окна украшали вышитыми занавесками. (Слайд 10) -Зеркала, иконы святых, висевшие на стенах хаты, украшали белыми полотенцами с яркими вышитыми узорами. Такое полотенце называлось рушником. -Какое новое слово вы узнали? -Запишем в Казачий словарик. -У каждого рушника было свое значение. Давайте попробуем по их названию определить, для чего они были нужны. -Возьмите карточки розового цвета и соедините стрелочками название рушника с его предназначением. Рушник «Утирач» … (им вытирали лицо) «Зеркальные» …(ими украшали зеркала) «Церковные» …(ими украшали иконы). Вышивали рушники чаще всего гладью и «крестиком». Ребята, а какие рушники отличаются красотой и яркостью красок? (Рушники для украшения икон). Правильно! (Слайд 11) С особой любовью и старанием работали казачки над рушниками для «красного угла». -Прочитайте, пожалуйста, информацию про Красный угол на карточках белого цвета. Он был центральным местом в доме. Своё название «красный» он получил от слова красивый, нарядный. Ещё его называли «Божница». В самом освящённом углу комнаты помещали иконы. Под иконами ставили свечи, книжки с молитвами. Казаки были верующими людьми и жили по закону Божьему, просили помощи у бога в любых делах. - Что вы узнали? -Давайте запишем в словарик Красный угол. Многие предметы быта казаков хранятся в музее. Я хочу вам их показать.
Предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё. | Дети записывают в словарики: Малая хата Читают в словаре значение Лавка-длинная, чаще без стоек, скамья, обычно укреплённая вдоль стены. На ней можно было сидеть и спать. Печь Кувшин, макитра, кринка Великая хата Скрыня
Рушник Утирач Зеркальное Церковное Красный угол (Божница) Поиск информации на карточке. Поиск информации на карточке. | Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. Личностные: умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
Закрепление изученного материала | Подтверждение выдвинутых гипотез; убеждение в правильности вариантов решения поставленных учебных задач. | А сейчас давайте обустроим Великую хату и Малую хату. Для этого нам надо разделиться на группы. Давайте вспомним правила работы в группах На конверте каждого наклеен квадрат разных цветов. Вам нужно собраться в группы соответственно цвету квадрата. Вы должны наклеить картинку с изображением предмета казачьего быта. В течение всего урока мы работали со словариком. И сейчас вы можете воспользоваться полученными знаниями. Сигналом к началу и завершению работы будет звонок колокольчика. -Договоритесь, кто будет отвечать. -После звонка колокольчика каждый представитель выходит к доске и объясняет, почему его группа выбрала эти предметы. - Занимаем свои места, раздаю оборудование. -Молодцы! | Ученики вспоминают правила работы в группах. Дети формируются в группы. Дети выбирают картинки: Красный угол, сундук, рушники, половики Проверка работ в группах | Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов Личностные: формирование самооценки и взаимооценки определение границ собственного знания или «незнания» Предметные : использование теоретических знаний на практике Коммуникативные: инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация |
Итог урока | Сообщение результатов решения учебной задачи. | А сейчас закроем глазки и послушаем, что увидел много лет назад русский поэт М.Ю. Лермонтов: «Я вошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель». Откроем глаза. Какую же мебель увидел поэт? А можем ли мы, оказавшись сегодня в казачьей хате, рассказать, что увидели? Ответ ученика. Выставление оценок. | Дети отвечают на вопрос | Личностные: формирование самооценки и взаимооценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности |
Рефлексия | Самооценка учеником своих учебных достижений. | Ребята, мы воссоздали картину из прошлого. Страничка из «казачьего словарика» помогла познакомиться с новыми понятиями. Давайте поделимся своими впечатлениями о том, что узнали на уроке. Возьмите листочки голубого цвета. Начало письма уже есть. Привет! Сегодня я был в казачьей хате. Представляешь, я узнал _________________. Продолжите. -Давайте выслушаем Украсим двор. Подсолнухами (Если вам все понравилось и вам было интересно и понятно) или маки (что то не понял.) | Ученики пишут письмо, опираясь на знания, зафиксированные в Казачьем словаре. | Личностные: формирование самооценки и взаимооценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности |
Домашнее задание | Дома выучите понятия, записанные в Казачьем словарике. Спасибо за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/24/picture-650450-1437742582.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655288-1439918239.jpg)
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...