Рабочая программа внеурочной деятельности "Барнауловедение" для 4 класса
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Барнауловедение» для 4 класса составлена на основе авторской программы «Барнауловедение в начальной школе»: программа и учебно-методические материалы/ отв. ред. Л. А. Кунгуров. Барнаул: ИздательствоАлт. ун-та, 2007. - 288 с., программ «История России»М.Т.Студеникина, «Введение в историю» А.Л.Кунгурова, О.Ф.Кунгуровой. В программу включены темы из авторских программ по Истории России и «Введение в историю», также варианта программы «Барнауловедение» гимназии №74.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
barnaulovedenie_4_kl.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Барнауловедение» для 4 класса составлена на основе авторской программы «Барнауловедение в начальной школе»: программа и учебно-методические материалы/ отв. ред. Л. А. Кунгуров. Барнаул: ИздательствоАлт. ун-та, 2007. - 288 с., программ «История России»М.Т.Студеникина, «Введение в историю» А.Л.Кунгурова, О.Ф.Кунгуровой. В программу включены темы из авторских программ по Истории России и «Введение в историю», также варианта программы «Барнауловедение» гимназии №74.
Программа рассчитана на 34ч +1ч (резерв) в год при 35учебных неделях.
Программа курса «Барнауловедение» предполагает воспитание любви к своей малой Родине, а это чувство базируется на знании истории, знаменательных событий, произошедших на родной земле, на осознании своей причастности к этим событиям через связь поколений. Гордость ребёнка за своих земляков: умелых ремесленников, бесстрашных воинов, первооткрывателей неисчислимых богатств алтайских недр, замечательных сказителей и художников – важна для его самоопределения в современном мире. Акцент перенесён на историю Барнаула, которая немыслима без связи с личной историей ребёнка, историей семьи, края, России.
Цель курса:
- создание условий для духовно-ценностной ориентации ученика в микромире;
- формирование интереса к изучению истории родного города;
- обеспечение условий для воспитания патриотизма, любви к своей малой родине.
Задача курса:
- формирование представления о специфике города и грамотного взаимодействия человека с ним;
- умение ориентироваться по карте города;
- знание исторических сведений о городе, районе…
Планируемые результаты к результатам освоения курса
Личностные результаты:
- развитие интерес к исторически знаниям, творчески работам на историческую тему.
- расширение представлений об истории семейных фамилий, имён, отчеств,
- родословной семьи и родословном древе.
Метапредметные результаты:
- расширение первоначальных понятий и обобщённых представлений: о школе,
- о районе, о городе, о символах государства и города, о семье;
- участвовать в диалоге.
- научиться работать в паре, группе.
Предметные результаты:
- научиться ориентироваться в здании школы, микрорайоне;
- называть членов семьи их имена, отчества, профессии, занятия;
- узнавать герб и флаг города, края, страны.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны знать:
на уровне первоначальных понятий и обобщённых представлений:
- о школе;
- о районе;
- о городе;
- о символах государства и города;
- о семье;
- о поколении, потомках, предках;
- о пяти районов города;
- о Ленточный боре, Красной книге Алтая, садах, парках и скверах;
- о достопримечательностях города и района;
- об истории родной страны.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в здании школы, микрорайоне;
- называть членов семьи их имена, отчества, профессии, занятия;
- узнавать герб и флаг города, края, страны.
Умения учащихся к концу 4 класса (предметные и общеучебные):
- соотносить дату и историческое событие (в каком году произошло событие?);
- соотносить год с веком (в каком веке произошло событие?);
- считать, сколько лет назад произошло событие;
- формулировать свою версию по поводу предложенного учителем исторического материала;
- логически строить высказывание, приводить доказательства;
- различать виды текста (художественный, научный, учебный), работать с вербальными и иконическими текстами;
- находить ошибки в своей и чужой работе, объяснять причины их возникновения, словесно оценивать качество своей и чужой работы;
- различать диалог и монолог; пересказывать текст (подробно, кратко, выборочно);
- выполнять работы творческого характера.
Содержание тем учебного курса(35ч
№ | Название раздела | Кол-во часов | Изучаемые вопросы |
1 | Первые поселения на территории Барнаула. История страны. | 5ч | Включает в себя изучение понятий «удобное географическое положение», «стратегическое значение местности» и их взаимосвязь. Помещики и крестьяне Казаки. Донской казак Степан Разин Немецкая слобода Царевич Пётр. Пётр 1 и иностранцы. Новые порядки Петра 1 (петровские преобразования) Заселение Алтая русскими людьми: что привело сюда русских поселенцев? |
2 | Барнаул-горный город. Возникновение (1730-1747). История страны. | 9ч | На основе понятий, изученных в предыдущей теме, дети формулируют версии о выборе места для строительства медеплавильного завода и соотносят их с историческими фактами. Добывают сведения о русских заводчиках Демидовых, о строительстве медеплавильного завода, сооружении плотины на р. Барнаулке, узнают, для чего необходима плотина, находят на карте Барнаула место, где она была расположена, сведения о том, как барнаульский завод и заводской посёлок стали городами. Начало Северной войны. Победа под Полтавой Основание С.-Петербурга. Уголок Петербурга в Барнауле Дальнейшие преобразования Петра Первого Первая морская победа Россия после Петра 1 Императрица Елизавета Петровна Екатерина Великая. Золотой век дворянства. Серебряный венец Алтая. |
3 | Расцвет горного города Барнаула (1747-1861).История страны. | 9ч | Включает в себя изучение внешнего облика города, развития культуры и образования в 18019 веках. Дети узнают о том, какая часть Барнаула сохранилась с 18 –первой половины 19 веков. Жизнь крестьян. Пугачёвщина Военная мощь России. Полководец Суворов Русский театр Кулибин Строительство дворцов Император Павел Наполеон Отечественная война 1812 года. Патриоты 1812 года Крымская война и оборона Севастополя Реформы царя-освободителя |
4 | Барнаул купеческий (1861-1917).История страны. | 6 ч | Четвероклассники узнают о первых частных промышленных предприятиях Барнаула, о росте города в 1861-1917 годах, добывают сведения о науке, культуре и образовании купеческого Барнаула. Гончары Царь-миротворец Николай 2 Искусство 19 века (Суриков, Репин) Февральская и Октябрьская революции 1917 года Гражданская война. Гражданская война на Алтае |
5 | Барнаул советский (1917-1991) | 4 ч | Включает в себя сведения о советском периоде в истории города. Основные моменты: гражданская война, рост Барнаула в 1917-1941 годах, Великая отечественная война, Барнаул в 1945-1991 годах. Послероволюционные преобразования. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Города-герои Герои Великой отечественной войны. Их именами названы улицы. История моей семьи в истории страны (участники ВОВ) Восстановление хозяйства после войны. Развитие образования и науки |
6 | Барнаул в 21 веке | 1 ч | Дети узнают о современном Барнауле, его облике, науке, культуре и образовании. Добывают сведения об известных людях города. |
7 | Обобщение | 1 ч | Что такое история и почему её надо изучать. Обобщение изученного материала по темам изученным в течение года. |
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела и урока | Количество часов |
1. | Помещики и крестьяне | 1 ч |
2. | Казаки. Донской казак Степан Разин | 1ч |
3. | Немецкая слобода | 1ч |
4. | Царевич Пётр. Пётр 1 и иностранцы. Новые порядки Петра 1 (петровские преобразования) | 1ч |
5. | Заселение Алтая русскими людьми: что привело сюда русских поселенцев? | 1 ч |
6. | Начало Северной войны. Победа под Полтавой | 1ч |
7. | Основание С.-Петербурга. Уголок Петербурга в Барнауле | 1ч |
8. | Дальнейшие преобразования Петра Первого | 1ч |
9. | Первая морская победа | 1ч |
10. | Россия после Петра 1 | 1ч |
11. | Императрица Елизавета Петровна | 1ч |
12. | Екатерина Великая. Золотой век дворянства. | 1ч |
13. | Серебряный венец Алтая | 1ч |
14. | Жизнь крестьян. Пугачёвщина | 1ч |
15. | Военная мощь России. Полководец Суворов | 1ч |
16. | Русский театр | 1ч |
17. | Кулибин | 1ч |
18. | Строительство дворцов | 1ч |
19. | Император Павел | 1ч |
20. | Наполеон | 1ч |
21. | Отечественная война 1812 года. Патриоты 1812 года | 1ч |
22. | Крымская война и оборона Севастополя | 1ч |
23. | Реформы царя-освободителя | 1ч |
24. | Гончары | 1ч |
25. | Царь-миротворец | 1ч |
26. | Николай 2 | 1ч |
27. | Искусство 19 века (Суриков, Репин) | 1ч |
28. | Февральская и Октябрьская революции 1917 года | 1ч |
29. | Гражданская война. Гражданская война на Алтае | 1ч |
30. | Послероволюционные преобразования. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» | 1ч |
31. | Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Города-герои | 1ч |
32. | Герои Великой отечественной войны. Их именами названы улицы. История моей семьи в истории страны (участники ВОВ) | 1ч |
33. | Восстановление хозяйства после войны. Развитие образования и науки | 1ч |
34. | Символы России. Обобщающий урок «Что такое история и почему её надо изучать» | 1ч |
35. | Экскурсия по городу. Достопримечательности города Барнаула. | 1ч (резерв) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...