рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchaem_rodnoy_kray.docx | 47.67 КБ |
klyuch_i_zarya.docx | 44 КБ |
muzey_v_tvoyom_klasse_2_klass.docx | 38.19 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании ШМО Зам. директора по УВР директор МБОУ СОШ №19
_____С.П. Кулебякина _________В.М. Чеканова ___________А.М. Лобанов
«___» _____ 2013 г. «__»_______ 2013 г. Приказ от « __» __ 2013 №___
Протокол № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кулебякина Светлана Павловна
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
по кружку «Изучаем родной край»
2-а класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ___________ от
«____» __________ 2013г.
2013-2014 учебный год
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………….
2. Содержание тем учебного курса…………………………………………………………….
3.Учебно- тематический план…………………………………………………………………..
4.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе……
5. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков
обучающихся по данной программе. …………………………………………………………
6.Перечень учебно- методического обеспечения……………………………………………...
7.Список литературы…………………………………………………………………………..
8.Приложение (календарно – тематическое планирование) ……………………………
Пояснительная записка
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.
Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.
Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.
Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.
В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.
Программа «Изучаем родной край», составлена как дополнение к предмету “Окружающий мир” и рассчитана на 33 занятия в год (1 час в неделю). Она изучается параллельно курсу “Окружающий мир” и разработана с учетом программ и учебников по данному предмету (автор Н.Ф.Виноградова).
Цель:
1.Изучение природных и социальных объектов родного
края посредством самостоятельных наблюдений и экспериментов
2.Формирование целостного представления о природном и социальном окружении.
Задачи обучения:
- Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.
- Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.
Содержание тем учебного курса
Тема 1: «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период»
Аудиторные вводное занятия перед экскурсией (2 ч)
Чтение (пересказ) учащимися статей из Хрестоматии первого класса «Как растения к зиме готовятся», «Есть ли на ветках ранки от опавших растений», «Идет ли листопад в безветренную погоду», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «У каких деревьев осенью не только листопад?» (с.12-15) и Хрестоматии второго класса «Как узнать хвойные деревья», «Сибирская сосна» (с.43-45)
Определение названия деревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам.
Игра «Угадай название дерева» (Учащиемя делятся на две группы и каждая группа получает карточки с иллюстрацией деревьев (иллюстрация березы, дуба, липы, еели, кедра и т.д.). За каждый правильный ответ группа получает 1 балл).
Опытное исследование опавших листьев с помощью лупы (конец черешка опавших лиственных листьев (пробковой слой) гладкий, округлый; хвоинки покрыты тонким «восковым» налётом).
Пересказ статьи «Есть ли на ветках ранки от опавших растений» с использованием, иллюстрации образования в листе особой пробковой перегородки (Хрестоматия, 1 кл., с.13).
Опытное исследование опавших веточек осины (вяза, тополя) с помощью лупы (конец опавших веточек ровный и гладкий, как и у опавших листьев), пересказ статьи хрестоматии «У каких деревьев осенью не только листопад?»
Зарисовка иллюстрации из Хрестоматии – «Образования в листе пробковой перегородки», зарисовка листа, веточек и плодов деревьев с натуры (по выбору ученика).
Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) – экскурсия в осенний лес (парк, ботанический сад, пришкольный участок)
Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе».
Деятельность детей в процессе экскурсии: определение названия лиственных и хвойных деревьев по листьям, веточкам, плодам,
шишкам. Зарисовки (фотографирование) лиственных деревьев с частично опавшими листьями и веточками и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками.
Деятельность родителей: подготовка фотодокументов для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (фотографирование детей во время их работы на экскурсии (дети зарисовывают или фотографируют деревья, собирают листья, рассматривают листья с помощью лупы и т.д.) и природных объектов.
Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам экскурсии: рисунки, фотографии осенних деревьев (лиственных и хвойных), фотографии деятельности детей.
Аудиторные занятия (2 ч): отчеты по материалам наблюдений экскурсии, отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие. Оформление первой главы методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» («Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период»).
Примечание 2.
Для вводного занятия по теме №2 собираются веточки деревьев с зимними почками (например, веточки тополя, ольхи, калины и т.д.), плоды (рябины, липы, дуба и т.д.) и шишки (ели, сосны); подготавливается материал для опытного исследования почек (за 10-15 дней до занятия в воду ставятся веточки тополя (ольхи, калины) с почками).
Место экскурсии в зимний период должно быть тем же, что и в осенний период. Очень важно, чтобы дети увидели внешние отличительные признаки зимнего леса от осеннего.
Тема 2. «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период»
Аудиторные вводные занятия перед экскурсией (2 ч)
Чтение (пересказ) учащимися статей из Хрестоматии 1-го класса «Как зимой узнать деревья», «Почему у дуба ветви корявые» (с.42-43) и тестов из учебника 1 го класса «Как зимуют травы, кустарники и деревья» (с.42-43), «Учимся различать деревья и кустарники зимой» (с.44-45). Особое внимание учащихся обращается на иллюстрации деревьев, которые сопровождают текст.
Опытное исследование веточки тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы.
Зарисовка: 1) иллюстрации «Разрез почки» (Тетрадь 1 кл.с.31);
2) семян лиственных деревьев или шишек хвойных деревьев (по выбору обучающихся)
Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Внеаудитороное занятия с привлечением родителей (4 ч) – экскурсия в зимний лес (парк, ботанический сад, пришкольный участок)
Определение названия деревьев по коре, контурам, опавшим плодам или шишкам. Сбор опавших плодов и шишек. Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками и снегом.Фотографирование детей во время их работы на экскурсии (родители).
Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам осенней и зимней экскурсии в лес (презентации, рисунки по памяти, фотографии)
Заключительное аудиторное занятие (2 ч): отчеты по материалам наблюдений осенней и зимней экскурсии на тему «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы»; отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты»
Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 2 «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы»)
Тема 3: Свойства воздуха
Аудиторные занятия – проведение опытов (2 ч). Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовки этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата ).
Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха, с целью фиксации этапов проведения каждого из них (посредством описания, зарисовки фотографирования).
Примечание 3. Можно поставить опыты по выявлению того, что:
(а) воздух окружает тебя со всех сторон; б) воздух хуже проводит звук, чем дерево; в) воздух прозрачен.
Внеаудиторные занятии (2 ч). Подготовка презентаций: фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.
Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 3 «Свойства воздуха»)
Тема 4. Свойства воды
Аудиторные занятия – проведение опытов (2 ч). Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовки этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата ).
Постановка опытов, выявляющих свойства воды, с целью фиксации этапов проведения каждого из них (посредством описания, зарисовки фотографирования).
Примечание 4. Можно поставить опыты по выявлению того, что: (а) вода принимает форму сосуда; (б) вода испаряется и т.д. Однако, можно предложить учащимся поставить и более сложные опыты, например: «Вода плохо проводит тепло» (Хрестоматия, 3 класс, с. 43-44), «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая», «Пленка – невидимка» (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей», - М., Мозаика-Синтез, 2002, с.45-47)
Внеаудиторные занятии . Подготовка презентаций: фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.
Заключительные аудиторные занятия (2 ч): отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Оформление страниц пособия«Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 4 «Свойства воды»)
Тема 5. «Условия, необходимые для развития растений»
Аудиторные занятия (6 ч): групповая работа: чтение текста из учебника 2-го класса
(с.61-63) – «Условия, необходимые для развития растений»; пересказ этапов постановки экспериментов с семенами фасоли или гороха с целью выявления условий, необходимых для прорастания семян (свет, тепло, вода); отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования условий, необходимых для прорастания семян.
Распределение обязанностей между членами клуба (проведение эксперимента, описание, зарисовка, фотографирование).Посадка семян растений. Создание разных условий для их прорастания.Фиксация этапов проведения экспериментов (описание, рисунки, фотографии).
Аудиторные занятия (2 ч): отчеты по материалам экспериментальных исследований; отбор лучших материалов в методическое пособие «Опыты, наблюдения,эксперименты». Оформление страниц пособия«Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 5 «Условия, необходимые для развития растений»)
Учебно- тематический план
№ п/п | Тема аудиторного и внеаудиторного занятия | Форма организации деятельности /форма занятия | Уч. пособие/ (класс) У – учебник Т – тетрадь ч – часть Х – хрестом. с – страница | Кол-во часов |
1 |
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период
|
Коллективная и индивидуальная / вводное аудиторное занятие перед экскурсией в осенний лес (пришкольный участок, парк, сад)
Внеаудиторное занятие –экскурсия в осенний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок) в один из осенних дней Заключительное аудиторное занятие по теме |
Х (1), с.12-15 Х (2), с.43-45
|
2
4
2 |
2 | Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период
| Коллективная и индивидуальная / вводное аудиторное занятие перед экскурсией в зимний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок)
Внеаудиторное занятие /экскурсия в зимний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок) на место осенней экскурсии Заключительное аудиторное занятие по теме «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний и зимний период» | У(1), с.44-45 Х (1), с.42-45 Т (1), с. 31 |
2
4
2 |
3
| Свойства воздуха
| Коллективная деятельность/аудиторные занятия (эксперимент)
Заключительные аудиторные занятия по теме «Свойства воздуха» | У (2), ч.1, с. 45 -49 Т(2 кл.), ч.1, с.17, Х(2), с.30 | 2
2 |
4 | Свойства воды | Коллективная, групповая /аудиторные занятия (эксперимент)
Заключительное аудиторное занятие по теме «Свойства воздуха» | У(2), ч.1, с. 52- 60 Т (2), ч.1, с. 21-23 Х (2) –31 | 2
2 |
5
| Условия, необходимые для развития растений
| Индивидуальная и коллективная / вводное аудиторное занятие. Аудиторные занятия – экспериментальное выявление условий, необходимых для прорастания семян гороха (фасоли); заключительные Аудиторные занятия – презентации, отчет по результатам описания этапов проведения экспери- ментальных исследо- ваний; отбор презен- таций (отчетов) для пособия «Опыты и наблюдения». Оформление результатов. | У (2), ч.1, с. 61-65, 71 Т(2), ч.1, с. 24-27
| 2
4
2 |
Перечень учебно- методического обеспечения
- О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.АТрафимов. Учебник, 2 класс, «Окружающий мир
- Тетрадь для самостоятельных работ, 2 класс «Окружающий мир»;
Хрестоматия, 2 класс
Список литературы
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М.:Просвещение, 2010.
2.Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г. Чуракова . М., Академкнига/Учебник, 2010 (рекомендованы Министерством образования и науки РФ)
3.Федеральный государственный стандарт начального общего
образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010.
4.Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная
начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). -М.: Академкнига/Учебник, 2006.
5.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Учебник и хрестоматия. 2 класс.
6.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Тетрадь для самостоятельной работы. 2 класс.
7.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Методическое пособие
Наглядные пособия
1) натуральные живые пособия — комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых;влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) географические и исторические карты;
4) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства,
повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
5) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;
6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;
7) экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы,
компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;
8) набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по кружку «Изучаем родной край»
Класс: 2 А
Учитель: Кулебякина Светлана Павловна
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 1 часа.
Плановых контрольных уроков: - , зачетов: - , тестов:.;
Использование ИКТ – 14 Проектов- 2
Рабочая программа по кружку «Изучаем родной край» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, пимерной программы и УМК «Перспективная начальная школа»внеурочной деятельности.
Учебно – методический комплект:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник, 2012.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник, 2012.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 2 класс. – М: Академкнига/ Учебник, 2012.
Дополнительная литература:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник, 2012.
- Авторская программа по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред.А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.
- Пректирование основной общеобразовательной программы общеобразовательного учреждения / под общей редакцией прф. Чураковой Р.Г. _ М.: Академкнига/ Учебник, 2011.
- Примерные программы по учебным предметам . Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Все го ча сов | Коррек тировка | Уроки с ИКТ | Вид конт роля | Универсальные учебные действия |
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период . | 4 ч | Познавательные: - группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; - проводить поиск полезной информации в энциклопедиях и в других изданиях; -сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками); определение деревьев по их листьям. Коммуникативные: -соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; - принимать участие в коллективных работах, работах парами. Регулятивные: - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки. Личностные: -формирование базовых эстетических и экологических ценностей, в которых формируется представление о том, что красота – это то, что вокруг, необходимо лишь научиться её обнаруживать. | |||||
1 | Классификация листьев деревьев. | 1 ч | |||||
2 | Экскурсия в парк. Изучение лиственных и хвойных деревьев. | 1 ч | |||||
3 | Определение названия деревьев по их листьям. | 1 ч | Презентация «Лиственные и хвойные деревья» - 7 мин | ||||
4 | Зарисовка листьев и раскрашивание по природным образцам. | 1 ч | |||||
Кустарники региона. | 5 ч | Презентация «Знакомство с кустарниками» - 8 мин | |||||
5 | Что такое кустарники. Названия кустарников. | 1 ч | |||||
6 | Травянистые растения и их названия. | 1 ч | |||||
7 | Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». | 1 ч | |||||
8 | Определение названия кустарника по листьям. | 1 ч | |||||
9 | Зарисовка листьев и раскрашивание по природным образцам. | 1 ч | |||||
Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне, правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в лесу. | 3 ч | Познавательные: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную при беседе; - работа с образцами предупредительных знаков. Коммуникативные: - допускать существование различных точек зрения. | |||||
10 | Беседа. Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне, правила передвижения, правила гигиены. | 1 ч | Презентация «Правила поведения в лесу». – 8 мин | ||||
11 | Ознакомление с образцами предупредительных знаков «Не ходите по зелёному газону». | 1 ч | Презентация «Предупреди тельные знаки». -8 мин | ||||
12 | Конкурс рисунков «Правила поведения в природе». | 1 ч | |||||
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период .. | 8 ч | Познавательные: - определять тему и цель занятия; - умение проводить наблюдение в природе; ставить опыты; - различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге. Коммуникативные: - договариваться с партнерами и приходить к общему решению. Регулятивные: - оформление страницы «Определителя растений родного края в зимний период»; - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - определять и формулировать цель выполнения заданий под руководством учителя. - подготовка отчётного материала « Что изменилось в жизни растений в зимний период»; - подготовка презентаций «Свойства воздуха». Личностные: - формирование базовых эстетических и экологических ценностей, в которых формируется представление о том, что красота – это то, что вокруг, необходимо лишь научиться её обнаруживать. Познавательные: - умение проводить наблюдение в природе; ставить опыты; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную при беседе; - подготовка отчетов «Тайны воды»; - написание письма в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир». Коммуникативные: - умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы. Регулятивные: -проговаривать последовательность своих действий при работе; - уметь принимать условия клуба младшего школьника и безошибочно выполнять задания. | |||||
Экскурсия в парк. Изучение Экскурсия в парк. Изучение лиственных и хвойных деревьев в зимний период. | 1 ч | ||||||
13 | |||||||
14 | Чтение из хрестоматии «Как зимой узнать деревья», «Почему у дуба ветви корявые». | 1 ч | |||||
15 | Исследование веточки тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы. | 1 ч | |||||
16 | Чтение из хрестоматии «Как зимуют травы, кустарники и деревья зимой». | 1 ч | |||||
17 | Учимся различать деревья, кустарники и травы зимой. | 1 ч | Презентация «Плодовые растения зимой».- 8мин | ||||
18 | Исследование «Разрез почки». Работа с лупой. | 1 ч | |||||
19 | Зарисовка иллюстрации «Разрез почки». | 1 ч | |||||
20 | Шишки хвойных деревьев зимой. | 1 ч | |||||
Свойства воздуха. | 5 ч | ||||||
21 | Распределение обязанностей между членами клуба. | 1 ч | Презентация ««Свойства воздуха».- 10 мин | ||||
22 | Экспериментаторы. Проведение опытов «Воздух окружает тебя вокруг себя. Воздух прозрачен». | 1 ч | |||||
23 | Экспериментаторы. Проведение опытов «Свойства воздуха». | 1 ч | |||||
24 | Художники. Зарисовка каждого опыта и его результата. | 1 ч | |||||
25 | Чтение из хрестоматии «Зачем Земле воздушное покрывало», «Как обнаружить воздух». | 1 ч | |||||
Свойства воды. | 4 ч | ||||||
26 | Экспериментаторы. Проведение опытов «Вода испаряется. Вода принимает форму сосуда». | 1 ч | |||||
27 | Экспериментаторы. Проведение опытов «Свойства воды». | 1 ч | Презентация ««Свойства воды». – 10 мин | ||||
28 | Художники. Зарисовка каждого опыта и его результата. | 1 ч | |||||
29 | Подготовка презентаций, фотографий, рисунков «Тайны воды». | 1 ч | |||||
Условия необходимые для развития растений. | 5 ч | ||||||
30 | Чтение из хрестоматии «Условия необходимые для развития растений». | ||||||
31 | Эксперимент с семенами фасоли и гороха с целью выявления условий. | 1 ч | |||||
32 | Художники. Фиксирование этапов эксперимента. | 1 ч | |||||
33 | Подготовка презентаций, фотографий и рисунков «Условия необходимые для развития растений». | 1 ч | |||||
34 | Написание письма в научный клуб «Мы и окружающий мир». . | 1 ч | |||||
Всего: | 34 ч |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании ШМО Зам. директора по УВР директор МБОУ СОШ №19
_____С.П.Кулебякина _________В.М. Чеканова ___________А.М. Лобанов
«___» _____2013г. «__»_______ 2013 г. Приказ от « __» __2013г.№__
Протокол № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кулебякиной Светланы Павловны
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
по кружку «Ключ и Заря»
2-а класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № __________
от«____» __________ 2013 г.
2013-2014 учебный год
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………….
2. Содержание тем учебного курса…………………………………………………………
3.Учебно- тематический план………………………………………………………………..
4.Требования к уровню подготовки учащихся,обучающихся по данной программе………
5.Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний……………………………………………………………
6.Перечень учебно- методического обеспечения…………………………………………….
7. Список литературы……………………………………………………………………………
8.Календарно – тематическое планирование…………………………………………………..
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» под редакцией С.Н. Ямшининой – Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности, 1-4 классы: в 2 частях/ составитель Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2: 344 с. и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя).
Данная программа представляет собой вариант организации деятельности младших школьников в школьном научном сообществе (научном клубе) «Ключ и Заря». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными линиями программы по русскому языку: фонетика, орфография, морфемика, словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, развитие речи и основными содержательными линиями программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, элементы творческой деятельности, круг детского чтения.
Форма организации: школьное научное сообщество.
Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Цель деятельности группового занятия научного клуба младшего школьника «Ключ и Заря»:
- формирование универсальных учебных действий методом диалогового общения с «умным взрослым» посредством электронной или почтовой переписки;
- научить речи;
- развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях;
- решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данное научное сообщество, как инновационный, практико-ориентированный предмет, помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества»
2. Содержание тем учебного курса
Являясь предметом гуманитарного цикла, групповое занятие научного клуба «Ключ и Заря» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Преподавание группового занятия научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» как предмета филологического цикла может осуществляться за счёт часов, отведённых на изучение предметов этого цикла (так предусматривается в базисном учебном плане, предлагаемом Образовательной системой «Перспективная начальная школа»). Объём учебного времени, отводимого на изучение с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 136 часов. Групповое занятие научного клуба «Ключ и заря» даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
- на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
- на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;
- на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, групповое занятие научного клуба младших школьников «Ключ и Заря», как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты данного занятия достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты.
3.Учебно- тематический план
2 класс (68 часа). Общение
№ п/п | Перечень разделов | Содержание разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Речевая деятельность. | Научный клуб младших школьников «Ключ и Заря» Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.). Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три). Речевая деятельность. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. | 8 | 1 | 7 |
2. | Слушание и говорение. | Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. | 5 | 1 | 4 |
3. | Чтение. | Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом). | 6 | 6 | |
4. | Речь и текст. | Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д. Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная). Речевые жанры. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах. Типы текстов. Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка. Невыдуманный рассказ (о себе). Вторичные тексты. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. | 9 | 9 | |
5. | Речевой этикет. | Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи. Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ. | 6 | 1 | 5 |
Всего: | 34 | 3 | 31 |
4.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Личностными результатами группового занятия научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
- анализировать тактичность речевого поведения в семье;
- объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами является формирование следующих учебных действий:
- формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
- пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
- отличать подробный пересказ от краткого;
- знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
- пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
- реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
- при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
- делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
- характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
- определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
- планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
- осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
- уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
- оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
- анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
- продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
- определять тему, основную мысль несложного текста;
- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
- подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
- анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
- разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
- давать оценку невежливому речевому поведению.
Перечень учебно- методического обеспечения
- Реализация образовательного стандарта второго поколения. Перспективная начальная школа. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности 1-4 классы, в двух частях. Учебники.
- Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.
- Альбомы демонстративного и раздаточного материала
- Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету.
- видеоплеер, флеш накопители, диски, аудио кассеты, магнитофон
- ноутбук, компьютер
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по кружку «Ключ и заря»
Класс: 2 А
Учитель: Кулебякина С.П
Количество часов:
Всего 33 часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков: - , зачетов: - , тестов: - ч.;
Использование ИКТ – 4
Рабочая программа по кружку «Ключ и заря» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, примерной программы и УМК «Перспективная начальная школа» внеурочной деятельности.
Учебно – методический комплект:
1. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник: В 3 ч.— М.: Академкнига/Учебник, 2012.
2. Т.А . Байкова. Тетрадь для самостоятельных работ 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Дополнительная литература:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред.А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.
- Проектирование основной общеобразовательной программы общеобразовательного учреждения / под общей редакцией прф. Чураковой Р.Г. _ М.: Академкнига/ Учебник, 2011.
- Примерные программы по учебным предметам . Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
- Программы по учебным предметам : 1-4 кл. : 1 ч./ Сост. . Р.Г. Чуракова.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся группового занятия
научного клуба «Ключ и заря».
№ п/п | Дата | Тема занятия | Уч. пособие | Основные виды учебной деятельности |
1,2 | 03.09 05.09 | Задание клуба « Ключ и заря». Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны | Уч.2кл., рус.яз. часть 1, с.98-99 | Заседание научного клуба. Открытие первого заседания научного клуба во 2 классе. Выбор председателя. Подведение итогов за 1 класс, количество учащихся поступивших в клуб. Выполнение работы. Конкурс лучших работ. |
3,4 | 10.09 12.09 | Как написать письмо, или что такое адресат и адресант? | Уч.2кл. рус.яз. часть 2 с.25 | Практическая работа. Учащиеся знакомятся с основными требования написания письма. Учатся подписывать конверт, отличать понятия «адресат» и «адресант». |
5,6 | 17.09 20.09 | Как написать письмо, или что такое адресат и адресант? | Уч.2кл. рус.яз. часть 2 с.25 | Экскурсия. Как путешествует письмо? Для чего необходимо правильно подписывать индекс? Если письмо потерялось. Профессия почтальон. |
7,8 | 24.09 27.09 | Конкурс необычных историй. | Уч.2кл. рус.яз. часть 2 с.27 | Творческий конкурс. Составление плана. Творческая работа «Необычная история». |
9,10 | 01.10 04.10 | Работа с картиной. | Уч. 2кл. лит.чт. Ч.1 и 2 раздел «Муз. Дом» | Творческая работа. Составление рассказа, написание сочинения по картине |
11,12 | 08.10 11.10 | Работа с картиной. | Уч. 2кл. лит.чт. Ч.1 и 2 раздел «Муз. Дом» | Творческая работа. Составление рассказа, написание сочинения по картине |
13,14 | 15.10 18.10 | Устное изложение текста. | Чтение текста, составление плана текста, пересказ. | |
15,16 | 22.10 25.10 | Устное изложение текста. | Чтение текста, составление плана текста, пересказ. | |
17,18 | 29.10 01.11 | Что такое текст. Особенности связанного текста. | Групповая работа. Чтение текста. Разбор текста по частям. | |
19,20 | 12.11 15.11 | Что такое текст. Название текста и основная мысль. | Работа с разными текстами. Название текста – заголовок, деление текста на части. | |
21,22 | 19.11 22.11 | Что такое текст. Название текста и основная мысль. | Работа с разными текстами. Название текста – заголовок, деление текста на части. | |
23,24 | 03.12 06.12 | Развитие речи с элементами культуры речи. | Уч. 2кл., Ч.1 лит.чт. с.144 | Конкурсная работа. На основе материалов учебника по литературному чтению, ответы на вопросы «Учёного кота». Лучшие работы отправляются в клуб «Ключ и Заря». |
25,26 | 10.12 13.12 | Развитие речи с элементами культуры речи. | Уч. 2кл., Ч.1 лит.чт. с.144 | Конкурсная работа. На основе материалов учебника по литературному чтению, ответы на вопросы «Учёного кота». Лучшие работы отправляются в клуб «Ключ и Заря». |
27,28 | 17.12 20.12 | Что такое текст. Название текста и основная мысль. | Разные лит.ист, У2кл. | Работа с разными текстами. Название текста – заголовок, деление текста на части. |
29,30 | 24.12 27.12 | Структура текста. | Уч.2кл. лит.чт.Ч1 и 2 | Чтение и разбор разных видов текстов. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка. |
31,32 | 14.01 17.01 | Тема и основная мысль текста, понимание содержательности названия текста | Работа с текстами. Чтение, разбор текста, выделение частей текста. Заголовок. Части текста. | |
33,34 | 21.01 24.01 | Путешествие по детским журналам. | Уч. 2кл. Ч.2 с.103 | Творческая работа. Какие бывают журналы. Презентация «Мой любимый журнал» |
35,36 | 28.01 31.01 | Путешествие по детским журналам. | Уч. 2кл. Лит.чт.Ч.2 с.103 | Творческая работа. Какие бывают журналы. Презентация «Мой любимый журнал» |
37,38 | 04.02 07.02 | Написание записки товарищу. | Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.49 | Творческая работа. Конкурс на лучшую работу. |
39,40 | 11.02 14.02 | Как написать поздравление? | Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.49 | Творческая работа. Конкурс на лучшую работу. |
41,42 | 18.02 21.02 | Как написать поздравление? | Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.49 | Творческая работа. Конкурс на лучшую работу. Лучшую работу можно отправить в клуб «Ключ и Заря». |
43,44 | 25.02 28.02 | Как написать поздравление? | Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.73 | Проектная работа. Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта. |
45,46 | 04.03 07.03 | Как написать поздравление? | Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.73 | Проектная работа. Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта. |
47.48 | 11.03 14.03 | Как написать поздравление? | Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.73 | Проектная работа. Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта. |
49,50 | 18.03 21.03 | Работа с картиной. Конкурс сочинений. | Уч.2кл. лит.чт. Ч.1 и 2 | Творческая работа. Можно использовать живописных произведений в разделе «Музейный дом». Экскурсии в музей своего города. Подведение итогов работ. |
51,52 | 01.04 04.04 | Работа с картиной. Конкурс сочинений. | Уч.2кл. лит.чт. Ч.1 и 2 | Творческая работа. Можно использовать живописных произведений в разделе «Музейный дом». Экскурсии в музей своего города. Подведение итогов работ. |
53,54 | 08.04 11.04 | Работа с картиной. Конкурс сочинений. | Уч.2кл. лит.чт. Ч.1 и 2 | Творческая работа. Можно использовать живописных произведений в разделе «Музейный дом». Экскурсии в музей своего города. Подведение итогов работ. |
55,56 | 15.04 18.04 | Работа с картиной. Конкурс сочинений. | Уч.2кл. лит.чт. Ч.1 и 2 | Творческая работа. Можно использовать живописных произведений в разделе «Музейный дом». Экскурсии в музей своего города. Подведение итогов работ. |
57,58 | 22.04 25.04 | Работа с картиной. Конкурс сочинений. | Уч.2кл. лит.чт. Ч.1 и 2 | Творческая работа. Можно использовать живописных произведений в разделе «Музейный дом». Экскурсии в музей своего города. Подведение итогов работ. Лучшую работу можно отправить в клуб «Ключ и Заря». |
59,60 | 29.04 02.05 | Необычные слова. Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке). | Уч.2кл. рус.яз. Ч.3с.158-159 | Творческая работа. Словообразование слов. Образование сложных слов. Соединительная гласная. Творческий конкурс «Необычные слова». |
61,62 | 06.05 09.05. | Необычные слова. Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина | Уч.2кл. рус.яз. Ч.3с.158-159 | Творческая работа. Словообразование слов. Образование сложных слов. Соединительная гласная. Творческий конкурс «Необычные слова». Лучшую работу можно отправить в клуб «Ключ и Заря». |
63,64 | 13.05 16.05 | Азбука вежливости. Адекватные ситуации речи (в беседе с взрослыми). | Творческая работа. Составление беседы со взрослым. | |
65,66 | 20.05 23.05 | Задание для членов клуба « Ключ и заря». | Уч.2кл. лит.чт. Ч.2 с.175 | Конкурсная работа. Вопросы от «Учёного кота». Выявление победителей конкурса. Лучшие ответы отправляются в клуб «Ключ и Заря». |
67,68 | 27.05 30.05 | Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы. | Конференция. Подведение итогов работы научного клуба. |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании ШМО Зам. директора по УВР директор МБОУ СОШ №19
_____С.П. Кулебякина _________В.М. Чеканова ___________А.М. Лобанов
«___» _____2013г. «__»_______ 2013 г. Приказ от « __» __ 2013 №___
Протокол № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кулебякина Светлана Павловна
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
по кружку «Музей в твоём классе»
2-а класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ___________ от
«____» __________ 2013г.
2013-2014 учебный год
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………….
2. Содержание тем учебного курса…………………………………………………………
3.Учебно- тематический план………………………………………………………………..
4.Требования к уровню подготовки учащихся,обучающихся по данной программе………
5.Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний……………………………………………………………
6.Перечень учебно- методического обеспечения…………………………………………….
7. Список литературы……………………………………………………………………………
8.Календарно – тематическое планирование…………………………………………………..
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку «Музей в твоем классе» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, примерной программы и УМК «Перспективная начальная школа» внеурочной деятельности. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Направление: художественно- эстетическое.
Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно- ценностное общение.
В ходе освоения курса «Музей в твоём классе» осуществляется формирование таких интеллектуальных умений обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины; в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи.
Цели изучения курса
- познакомить обучающихся с разными видами жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами;
- дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность
- к импрессионистической пленэрности;
- сформировать первичные представления о целостности художественного мира того иного
художника, с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного
анализа двух картин одного и того же автора.
Общая характеристика кружка
Обучающиеся кружка « Музей в твоем классе» осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно- следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Большое значение для достижения целей имеет использование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. Используются: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно- значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.
Порядок следования репродукций в пособии подчиняется логике музейной педагогике: от более простого к более сложному через накопление опыта зрительного восприятия к возможности использовать этот опыт в дальнейшем.
Выделение фрагментов и деталей: 1-2 классы внимательно рассматривают картину
и находят места выделенных фрагментов с помощью инструментов, удерживая внимание на конкретной задаче.
Для обучающихся всех возрастных групп на полях репродукций помещается дополнительный изобразительный материал. Это фрагменты других картин того автора, чья картина помещена на основной репродукции, или фрагменты картин других художников. При рассматривании исторических сюжетов на полях репродукции помещаются фотографии предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко- культурный контекст.
Дифференцированность вопросов и заданий подразумевает, что учебное пособие рассчитано на детей разного возраста, разных типов восприятия и разного уровня подготовле
Содержание тем учебного курса
На реализацию программы « Музей в твоем классе»
предусмотрено часов ( 1 час в неделю): 2 класс: 33 часа
Знакомство ребят с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами.
Картина И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт.
Расширение лексического запаса, знакомство с миром цветов. Определение целого и части. Мастерство автора.
Г. Серебрякова «За завтраком( За обедом)».
Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с конкретными детьми: имя, возраст, сравнение детей друг с другом. Внешний облик каждого ребёнка и описание характера.
Картина В. Поленов «Московский дворик».
Обследование двора и описание. Установление причинно- следственных связей по картине В. Поленова «Московский дворик». Работа с лупами.
И. Левитан «Свежий ветер. Волга».
Рассматривание речных судов (речные или морские)
Работа по названию картины.
Подготовка экскурсоводов по репродукциям картин: В. Поленов«Московский дворик»,И. Левитан «Свежий ветер. Волга».
Картина Б. Кустодиев «Морозный день».
Мир природы и человека. Приметы, подтверждающие, что день морозный. Работа с лупами.
Разгар гулянья. Картина Б. Кустодиев «Масленица». Посещение выставочного зала. Картины о зиме.
П. Федотов «Сватовство майора».
Работа над лексикой, позволяющей понять сцену, изображенную на картине. Определение
тканей на картине и характер людей.
Брюллова «Последний день Помпеи». Работа с большой рамкой. Работа в парах. Ваши впечатления.
Картина И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе».
Рассматривание сцены из старинной жизни. Описание куполов храмов. Работа с большой рамкой. Рассматривание товаров в Торговых рядах.
Картина И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия».
Дома, особенности старинных построек. Определение по картине времени года. Выделение фрагментов картины по заданным названиям.
В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная».
Двойное название картины. Детали картины, указывающие на интересы персонажей.
Картинная галерея. М. В. Нестеров «Три старца».
К. А. Коровина «За чайным столом».
Рассматривание предметов на репродукции картины. К. А.Коровина «За чайным столом».
К. А. Коровин «Алупка» в лупу.
Рассматривание картины. Работа с большой рамкой.
И. Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова». Беседа о личности П. М. Третьякова. Первое впечатление, которое производит портрет. Внешний облик и
характер. Подготовка экскурсовода.
Работа с пейзажами.
В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемы виды местностей, архитектурных построек, городов (городской архитектурный пейзаж - ведута), морских видов (марина) и т. п. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание.
Работа с картинами: ( И. Левитан «Свежий ветер», Б. Кустодиев «Морозный день»…..)
Работа с натюрмортами
Жанр в изобразительном искусстве (главным образом в живописи и графике), посвященный изображению крупным планом неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи и т.п. Натюрморт может иметь как самостоятельно значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины или портрета. В отдельных случаях натюрморт приобретает настолько важное значение, что становитссвоеобразным композиционным центром картины. В зависимости от задач, которые решает художник, меняется роль и место натюрморта в композиции. Воздействие натюрморта на зрителя происходит по линии ассоциативных представлений и мыслей, возникающих при рассмотрении изобразительных предметов.
Работа с картинами: ( И. Хруцкий «Цветы и фрукты», К. А. Коровин «За чайным столом»….)
Работа с портретами.
Портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики. Важнейший критерий портретности - сходство изображения с моделью (оригиналом). Оно достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности, диалектического единства индивидуальных и типичных черт, отражающих определенную эпоху, социальную среду, национальность. В то же время отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, находящие воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета, придают портретному образу субъективно-авторскую окраску.
Работа с картинами: (Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», М.В. Нестеров «Три старца»…)
Работа с бытовыми и историческими картинами.
Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого, имеющих историческое значение. Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображение недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), батальным жанром. Эволюция исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю .
Бытовой жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный изображению частной и общественной жизни человека. Бытовые ("жанровые") сцены, известные с глубокой древности.
Работа с картинами: (К. Брюллов «Последний день Помпеи», И. Горюшкин-
Сорокопудов « Базарный день в старом городе»…)
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание учебного курса | Кол- во часов |
Практически | ||
1. | Картина И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт. | 3 ч |
2. | Г. Серебрякова «За завтраком( За обедом)». | 2 ч |
3. | Картина В. Поленов «Московский дворик». | 2 ч |
4. | И. Левитан «Свежий ветер. Волга». | 3 ч |
5. | Картина Б. Кустодиев «Морозный день». | 3 ч |
6. | Разгар гулянья. Картина Б. Кустодиев «Масленица». | 1 ч |
7. | П. Федотов «Сватовство майора». | 2 ч |
8. | Брюллова «Последний день Помпеи». | 3 ч |
9. | Картина И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе». | 3 ч |
10. | Картина И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия». | 3 ч |
11. | В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная». | 2 ч |
12. | Картинная галерея. М. В. Нестеров «Три старца». | 1 ч |
13. | К. А. Коровина «За чайным столом». | 1 ч |
14. | К. А. Коровин «Алупка» в лупу. | 1 ч |
15. | И. Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова». | 3 ч |
Всего: | 33 ч |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
К концу обучения « Музей в твоем классе» ученики достигнут необходимого уровня своего развития.
Обучающиеся научатся:
- находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности,
характеризующие предмет изображения,
- выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность;
- устанавливать причинно- следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.
Перечень учебно- методического обеспечения:
1.Чуракова Н. А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе» (для 1- 6 классов) – М.
Академкнига Учебник, 2011 г
2. Примерные программы по учебным предметам . Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011 г (Внеурочная деятельность)
Список литературы:
1. Байрамова Л. Нестеров. Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве. – М.: Классика, 2001.
2. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. – СПб: Искусство – СПБ, 2005.
3. Докучаева В. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – М.: Изобразительное искусство, 1991.
4. Журавлева Е.В. Владимир Егорович Маковский. – М.: Искусство, 1972.
5. Забытые имена. Русская живопись 19-го века / Энциклопедия; авт.-сост. А.А. Ш естимиров. – М.: Белый город, 2004.
6. Круглов В.Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. – СПб: Золотой век. Художник России, 2004.
7. Кузнецов С.О. Живописец Иван Хруцкий. Проблемы изобразительного искусства 19-го столетия. – Ленинград, 1990.
8. Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. – М.: Искусство, 2002.
9. Ненарокомова И. Константин Коровин. – М.: Слово, 1997.
10. Павел и С ергей Третьяковы. Жизнь. Коллекция. Музей. К 150-летию Третьяковской галереи. – М.: Махаон, 2006.
11. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. – М.: Искусство, 1971.
12. Чуракова Н.А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание эстетического мировосприятия младших школьников / Проблемы и перспективы реализации личностно-ориентированной модели образования средствами УМК «Перспективная начальная школа» // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Омск, 8–10 апреля 2008. Байрамова Л. Нестеров. Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве.- М.: Классика, 2011 г
Список репродукций
- Хруцкий И.В. Цветы и фрукты.1855.
- Серебрякова З.Е. За обедом. 1914.
- Серебрякова З.Е. На кухне. Портрет Кати. 1924.
- Поленов В.Д. Московский дворик. 1878.
- Левитан И.И. Свежий ветер. Волга. 1895.
- Кустодиев Б.М. Морозный день. 1913.
- Кустодиев Б.М. Масленица. 1916.
- Федотов П.А. Сватовство майора. 1848.
- Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833.
- Горюшкин-Сорокопудов И.С. Базарный день в старом городе. 1910.
- Горюшкин-Сорокопудов И.С. Сцена из 17-го столетия. Московская слобода. 1934.
- Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери). 1893.
- Маковский В.Е. Две матери. Мать приемная и родная. 1905–1906.
- Нестеров М.В. Три старца. 1915.
- Коровин К.А. За чайным столом. 1888.
- Коровин К.А. Алупка. 1912.
- Репин И.Е. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по кружку «Музей в твоем классе»
Класс: 2 А
Учитель: Кулебякина С.П
Количество часов:
Всего 33 часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков: - , зачетов: - , тестов: - ч.;
Использование ИКТ – 4
Рабочая программа по кружку «Музей в твоем классе» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, примерной программы и УМК «Перспективная начальная школа» внеурочной деятельности.
Учебно – методический комплект:
1.Чуракова Н. А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе» (для 1- 6 классов) – М.
Академкнига Учебник, 2011 г
2. Примерные программы по учебным предметам . Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011 г (Внеурочная деятельность)
Дополнительная литература:
1. Байрамова Л. Нестеров. Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве.- М.: Классика, 2011 г
2. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи.- СПб: Искусство – СПБ, 2005г
№п/п | Дата | корректир | Тема занятия | Содержание материала |
1-2 | 02.09 09.09 | Введение.И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт | Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части | |
3-4 | 16.09 23.09 | Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)» | Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом | |
5-6 | 30.09 07.10 | Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати» | Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений | |
7-8 | 14.10 21.10 | В. Поленов «Московскийдворик» | Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей | |
9-10 | 28.10 11.11 | И. Левитан «Свежий ветер. Волга» | Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер? | |
11-12 | 18.11 25.11 | Б. Кустодиев «Морозныйдень» | Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/ мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон? | |
13-14 | 02.12 09.12 | Б. Кустодиев «Масленица» | Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры | |
15-16 | 16.12 23.12 | П. Федотов «Сватовствомайора» | Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств | |
17-18 | 13.01 20.01 | К. Брюллов «Последний день Помпеи» | Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы | |
19-20 | 27.01 03.02 | И. Горюшкин- Сорокопудов «Базарный день в старом городе» | Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых ря-дах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов | |
21-22 | 10.02 17.02 | И. Горюшкин- Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия» | Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения | |
23-24 | 24.02 03.03 | В. Маковский «Две сестры (Две дочери)» | Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни | |
25-26 | 10.03 17.03 | В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная» | Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины | |
27-28 | 07.04 14.04 | М.В. Нестеров «Три старца» | Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины | |
29-30 | 21.04 28.04 | К. А. Коровин «За чай-ным столом» | Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям | |
31-32 | 05.05 12.05 | К. А. Коровин «Алупка» | Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей | |
33-34 | 19.05 26.05 | И. Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова» | О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год - год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника) | |
35 | Итоговое занятие. Выставка лучших работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...