Разработка урока по кубановедению "Мой дом - моя Кубань"
план-конспект урока (1, 2, 3, 4 класс)
Урок кубановедения "Мой дом - моя Кубань" в форме устного журнала способствует расширению знаний учащихся о городе Курганинске, других городах края, знакомит детей с историей Кубани, её природными богатствами и достопримечательностями. Материал может быть использован и во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок кубановедения "Мой дом - моя Кубань" | 323 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
Методическая разработка урока по теме
«Мой дом – моя Кубань»
(урок в начальной школе)
Учитель начальных классов
Литвинцева Татьяна Александровна
Курганинск
2018 г.
Тема урока: "Мой дом – моя Кубань".
Цели урока:
- расширить знания учащихся о городе Курганинске;
- познакомить детей с историей Кубани, ее природными богатствами, достопримечательностями;
- развивать кругозор, речь, пополнять словарный запас детей новыми словами;
- воспитание любви к родному краю, гражданственности и патриотизма.
Оборудование:
- компьютер для показа презентации;
- физическая карта Краснодарского края;
- карточки с надписями ключевых слов;
- символика Кубани;
- видеофильм «История Кубани»;
- аудиозаписи кубанских песен;
- символическое изображение страниц устного журнала.
ХОД УРОКА
- Беседа о своём населённом пункте.
Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный –
Сторона родная,
Край наш тополиный!
Ты весной чудесен,
Летом щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен –
Край наш Краснодарский!
(Подкопаев Виктор Стефанович)
Все мы являемся жителями Краснодарского края. Много населённых пунктов в нашем крае. Это и города, и станицы, и хутора. А как называется тот населённый пункт, в котором мы живём?
Обратимся к карте, найдём город Курганинск.
- Работа с карточками.
Используя данные слова, составьте точный адрес нашего города:
хутор, станица, город, Краснодарский край, Россия.
(В результате обсуждения составляется цепочка: Россия – Краснодарский край – город Курганинск.)
Какие слова остались лишними? (Хутор, станица.)
Имеют ли они отношение к нашему городу? (Наш город когда-то был станицей.)
- Историческая справка учителя о городе Курганинске.
Славная история нашего города начиналась с казачьей станицы Курганной.
Заселение станицы началось кубанскими казаками с 1853 года. Семьи строили хаты, осваивали земли, расширяли хозяйство. «Станица Курганная устроена в 1853 году при реке Лабе просторными дворами и плетнёвою вокруг оградою и окопана рвом». В 1924 году она стала районным центром. 14 января 1961 года станица Курганная преобразована в город.
Ребята, я думаю, что каждый из вас любит наш город, свою улицу, свой дом. Слагаясь воедино, эти любимые места составляют Краснодарский край, который в свою очередь,- часть нашей великой страны. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля Кубани – это наша малая Родина.
- Целевая установка.
Сегодня мы поговорим о Родине, о родной стороне, в которой мы живем, о красоте
природы, о замечательных людях кубанской земли.
Нам предстоит «перелистать страницы» нашего устного журнала, который называется
«Мой дом – моя Кубань».
3. Работа по теме:
- 1-я страница «Точка на карте»
Учитель:
Древняя земля Кубани. Знала она оседлые и кочевые племена. Грабили.ее богатства феодалы Турции и крымские ханы. Чтобы укрепить южную границу, русское правительство переселило на Кубань Черноморское войско. Среди первопроходцев земли Кубанской был славный кошевой атаман Захарий Чепега. /портрет/ Он в первых же стычках с турками показал свой природный ум, находчивость и безграничную храбрость.
В 1757 году подался в Запорожскую Сечь Антон Головатый, войсковой судья / портрет/. Там быстро оценили его храбрость, грамотность, распорядительность, живой ум.
Казаки надежно охраняли границу государства Российского, полюбили они землю кубанскую, где бежит Кубань - река. Стала Кубань для них Родиной. /Звучит песня «Ты, Кубань, ты наша родина.»/
Обосновавшись на Кубани казаки строили крепости для защиты своих поселений. /Демонстрация отрывка из фильма «ИсторияКубани». ОбразованиеЕкатеринодара/
- 2 -я страница «Кубань — земля такая:
От хлеба золотая,
Степная сторона
К. Обойщиков
Учитель.
Необыкновенна судьба наших предков, известных и не очень. Жили. Родине служили, защищали от врагов, растили хлеб. Теперь, два столетия спустя, бескрайняя кубанская степь изменилась..
Теплый влажный воздух пахнет скошенной просушенной травой, а спелый шум хлебов на утреннем рассвете всего милее нам. /Вид пшеничного поля/
Ученик:
Вот она, кубанская земля,
На нее не в силах наглядеться.
Тут стоят пшеничные поля,
Чистые, как совесть земледельца.
К. Обойщиков
Учитель:
Этой земле посвятили свою жизнь простые пахари и многие выдающиеся земледельцы: П.П.Лукьяненко, В.С.Пустовойт /фото/. Более 100 с/х культур выращивается на кубанской земле.
- 3 -я страница «Кубань — край двух морей».
Ученик: Отчий край!
Вишневые рассветы, Двух морей и неба синева.
К. Обойщиков
Учитель:
Кубань - край двух морей - Черного и Азовского. Если кубанцы хотят удивить дорогого гостя, то обязательно везут его на Азовское море /слайды презентации/. Здесь может состояться славная рыбалка. Фауна этого моря насчитывает более 100 видов рыб. Самые ценные - белуга, осетр, севрюга.
Кубань имеет выход в моря и мировой океан через порты Новороссийск, Туапсе, Сочи, Ейск, Темрюк, Порт Кавказ /показ на карте/.
Важнейшие грузопотоки - нефть, нефтепродукты, лес, цемент и др. Словом, на Кубани есть все для развития и процветания.
- 4-я страница «Кубань ~ здравница России»
Учитель:
Как вы думаете, почему Кубань так называют? (Климат, природа, вода помогают людям укрепить свое здоровье).
Миллионы людей мечтают об отдыхе именно на побережьях южных морей /запись шума морского прибоя/.
Этот город, словно луч, славится водою,
Едем мы в ...{Горячий ключ), всех берем с собою. /фото/
Здесь пляж песчаный, мелководье, а ребятишки тут и там.
Вот катер и народ у трапа. А городок этот - ... (Анапа) /фото/
Город этот всем известен, за границей даже.
Ведь цемент его всегда ценится в продаже.
Он кончается на -ийск. Это наш... (Новороссийск) /фото/
В красивой бухте расположен. К Новороссийску путь проложен.
Хоть он собою невелик, но всем известен... (Геленджик) /фото/
Здесь пароходы у причала. Торговый город знают все.
В нем вы, друзья, не раз бывали. А город этот...(Туапсе) /фото/
В нем редчайшие растенья, пальмы, между прочим,
Вы узнали наш курорт? Ну конечно,...(Сочи) /фото/
Как вы знаете, в г. Сочи проходила олимпиада 20014 года. Это очень почетно.
А из курортных городов нашего края надо назвать еще Апшеронск, Хадыженск, Лабинск.
- 5 -я страница «И нету красивее края России».
Ученик: На лугах цветы дышат красотой.
Тропка польная по степи ведет, Даль раздольная с ума сведет!
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Учитель:
Нельзя не сказать о разнообразии растительного и животного мира нашего края. /Дети разгадывают кроссворд/.
- Итог урока.
Учитель.
Какие страницы у нашего устного журнала « Мой дом– моя Кубань» мы перелистали?
О чем они рассказали?
Учитель:
«Кубань - это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады — разве это не сказка...», - говорил М.И.Клепиков.
Что вы можете сделать для своего края , чтобы он был ещё краше и величественнее?
Рассуждения детей.
Учитель.
Вам предстоит преумножать богатство края, трудиться на полях и заводах, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле. Сохранять щедрые нивы и луга, горы и моря, звонкие казачьи песни, память о защитниках и радетелях Кубани. Я надеюсь, что вы с гордостью будете говорить о том месте, где живете и когда - нибудь все увидят ваше имя среди тех, кем гордится Кубанская земля!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарная разработка Всекубанского классного часа «Олимпийский старт Кубани» для учащихся 2 класса Тема: «Олимпийские и паралимпийские ценности»
Сценарная разработка Всекубанского классного часа«Олимпийский старт Кубани» для учащихся 2 классаТема: «Олимпийские и паралимпийские ценности»Тип: Игра-путешествие.Цель:-...
Методическая разработка урока "Кубань-моя малая родина"
Представленная методическая разработка по кубановедению для учащихся 3 класса...
Методическая разработка урока по кубановедению "Промыслы и ремёсла на Кубани"
Представленная методическая разработка по кубановедению по теме "Промыслы и ремёсла на Кубани" для учащихся 2-ых классов...
Методическая разработка урока "Традиционное жилище народов Кубани" 3 класс
Представлена методическая разработка урока по кубановедению "Традиционное жилище народов Кубани" для учащихся 3 класса...
Методическая разработка урока "Кубань - житница России"
Представлена методическая разработка урока для учащихся 2 -ых классов по теме "Кубань - житница России" + презентация....
Разработка урока кубановедения 4 класс, по теме:"Обычаи и праздники народов живущих на Кубани".
Данный урок знакомит учащихся с обычаями и праздниками народов живущих на Кубани. Прививает любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа; воспитывает патриотические чувства, у...
Разработка урока "Олимпийская Слава Кубани"
Документ содержит разработку урока...