Разработка урока по кубановедению "Мой дом - моя Кубань"
план-конспект урока (1, 2, 3, 4 класс)

Литвинцева Татьяна Александровна

Урок кубановедения "Мой дом - моя Кубань" в форме устного журнала способствует расширению знаний учащихся о городе Курганинске, других городах края, знакомит детей с историей Кубани, её природными богатствами и достопримечательностями. Материал может быть использован и во внеклассной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 3  

                         

Методическая разработка урока по теме

«Мой дом – моя Кубань»

(урок в начальной школе)

                                                                    Учитель   начальных  классов

Литвинцева Татьяна Александровна

Курганинск

2018 г.


 Тема урока: "Мой дом – моя Кубань".

 Цели урока: 

  • расширить знания учащихся о городе Курганинске;
  • познакомить детей с историей Кубани, ее природными богатствами, достопримечательностями;
  • развивать кругозор, речь, пополнять словарный запас детей новыми словами;
  • воспитание любви к родному краю, гражданственности и патриотизма.

Оборудование: 

  • компьютер для показа презентации;
  • физическая  карта Краснодарского края;
  • карточки с надписями ключевых слов;
  • символика Кубани;
  • видеофильм «История Кубани»;
  • аудиозаписи кубанских песен;
  • символическое изображение страниц устного журнала.

ХОД  УРОКА

  1. Беседа о своём населённом пункте.

 Даль степей сквозная,

                Гор размах орлиный –

                Сторона родная,

                Край наш тополиный!

                Ты весной чудесен,

                Летом щедр, как в сказке,

                Край хлебов и песен –

                Край наш Краснодарский!

                                        (Подкопаев Виктор Стефанович)

        Все мы являемся жителями Краснодарского края. Много населённых пунктов в нашем крае. Это и города, и станицы, и хутора. А  как называется тот населённый пункт, в котором мы живём?

        Обратимся к карте, найдём город Курганинск.

  • Работа с карточками.

        Используя данные слова, составьте точный адрес нашего города:

хутор, станица, город, Краснодарский край, Россия.

        (В  результате обсуждения составляется цепочка: Россия – Краснодарский край – город Курганинск.)

        Какие слова остались лишними? (Хутор, станица.)

        Имеют ли они отношение к нашему городу? (Наш город когда-то был станицей.)

  • Историческая справка учителя о городе Курганинске.

Славная история нашего города начиналась с казачьей станицы Курганной.

      Заселение станицы началось кубанскими казаками с 1853 года. Семьи строили хаты, осваивали земли, расширяли хозяйство.  «Станица Курганная устроена в 1853 году при реке Лабе просторными дворами и плетнёвою вокруг оградою и окопана рвом». В 1924 году она стала районным центром. 14 января 1961 года станица Курганная преобразована в город.

     

      Ребята, я думаю, что каждый из вас любит наш город, свою улицу, свой дом. Слагаясь воедино, эти любимые места составляют Краснодарский край, который в свою очередь,- часть нашей великой страны. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля Кубани – это наша малая Родина.

  1. Целевая установка.

   Сегодня мы поговорим о Родине, о родной стороне, в которой мы живем, о красоте

природы, о замечательных людях кубанской земли.

     Нам предстоит «перелистать страницы» нашего устного журнала, который называется

«Мой дом – моя Кубань».

     3. Работа по теме:

  • 1-я страница «Точка на карте»

Учитель: 

Древняя земля Кубани. Знала она оседлые и кочевые племена. Грабили.ее богатства феодалы Турции и крымские ханы. Чтобы укрепить южную границу, русское правительство переселило на Кубань Черноморское войско. Среди первопроходцев земли Кубанской был славный кошевой атаман Захарий Чепега. /портрет/ Он в первых же стычках с турками показал свой природный ум, находчивость и безграничную храбрость.

 В 1757 году подался в Запорожскую Сечь Антон Головатый, войсковой судья / портрет/. Там быстро оценили его храбрость, грамотность, распорядительность, живой ум.

Казаки надежно охраняли границу государства Российского, полюбили они землю кубанскую, где бежит Кубань - река. Стала Кубань для них Родиной. /Звучит песня «Ты, Кубань, ты наша родина.»/

Обосновавшись на Кубани казаки строили крепости для защиты своих поселений. /Демонстрация отрывка из фильма «ИсторияКубани». ОбразованиеЕкатеринодара/

  • 2 -я страница «Кубань — земля такая:

   От хлеба золотая,

   Степная сторона

                              К. Обойщиков

Учитель.

Необыкновенна судьба наших предков, известных и не очень. Жили. Родине служили, защищали от врагов, растили хлеб. Теперь, два столетия спустя, бескрайняя кубанская степь изменилась..

Теплый влажный воздух пахнет скошенной просушенной травой, а спелый шум хлебов на утреннем рассвете всего милее нам. /Вид пшеничного поля/

Ученик:

Вот она, кубанская земля,

На нее не в силах наглядеться.

Тут стоят пшеничные поля,

Чистые, как совесть земледельца.

К. Обойщиков

Учитель:

 Этой земле посвятили свою жизнь простые пахари и многие выдающиеся земледельцы: П.П.Лукьяненко, В.С.Пустовойт /фото/. Более 100 с/х культур выращивается на кубанской земле.

  • 3 -я страница «Кубань — край двух морей».


Ученик: Отчий край!

Вишневые рассветы, Двух морей и неба синева.

К. Обойщиков

Учитель: 

Кубань - край двух морей - Черного и Азовского. Если кубанцы хотят удивить дорогого гостя, то обязательно везут его на Азовское море /слайды презентации/. Здесь может состояться славная рыбалка. Фауна этого моря насчитывает более 100 видов рыб. Самые ценные - белуга, осетр, севрюга.

Кубань имеет выход в моря и мировой океан через порты Новороссийск, Туапсе, Сочи, Ейск, Темрюк, Порт Кавказ /показ на карте/.

Важнейшие грузопотоки - нефть, нефтепродукты, лес, цемент и др. Словом, на Кубани есть все для развития и процветания.

  • 4-я страница «Кубань ~ здравница России»

Учитель:

Как вы думаете, почему Кубань так называют? (Климат, природа, вода помогают людям укрепить свое здоровье).

Миллионы людей мечтают об отдыхе именно на побережьях южных морей /запись шума морского прибоя/.

Этот город, словно луч, славится водою,

Едем мы в ...{Горячий ключ), всех берем с собою.        /фото/

Здесь пляж песчаный, мелководье, а ребятишки тут и там.

Вот катер и народ у трапа. А городок этот - ... (Анапа)        /фото/

Город этот всем известен, за границей даже.

Ведь цемент его всегда ценится в продаже.

                      Он кончается на -ийск. Это наш... (Новороссийск)        /фото/

В красивой бухте расположен. К Новороссийску путь проложен.
Хоть он собою невелик, но всем известен...
(Геленджик)        /фото/

Здесь пароходы у причала. Торговый город знают все.

В нем вы, друзья, не раз бывали. А город этот...(Туапсе)        /фото/

В нем редчайшие растенья, пальмы, между прочим,

Вы узнали наш курорт? Ну конечно,...(Сочи)        /фото/

Как вы знаете, в г. Сочи  проходила олимпиада 20014 года. Это очень почетно.

А из курортных городов нашего края надо назвать еще Апшеронск, Хадыженск, Лабинск.

  • 5 -я страница «И нету красивее края России».


Ученик: На лугах цветы дышат красотой.

Тропка польная по степи ведет, Даль раздольная с ума сведет!

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Учитель:

Нельзя не сказать о разнообразии растительного и животного мира нашего края. /Дети разгадывают кроссворд/.

  1. Итог урока.

Учитель.    

Какие страницы  у нашего устного журнала « Мой дом– моя Кубань» мы перелистали?

О чем они рассказали?  

Учитель:

«Кубань - это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады — разве это не сказка...», - говорил М.И.Клепиков.

   Что вы можете сделать для своего края , чтобы он был ещё краше и  величественнее?

 Рассуждения детей.

Учитель.

Вам предстоит  преумножать богатство края, трудиться на полях и заводах, совершать  научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле. Сохранять  щедрые нивы и луга, горы и моря, звонкие казачьи песни, память о защитниках и радетелях Кубани. Я  надеюсь, что вы с гордостью будете говорить о том месте, где живете и  когда - нибудь все увидят ваше имя   среди тех, кем гордится Кубанская земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарная разработка Всекубанского классного часа «Олимпийский старт Кубани» для учащихся 2 класса Тема: «Олимпийские и паралимпийские ценности»

Сценарная разработка  Всекубанского классного  часа«Олимпийский старт Кубани» для учащихся 2  классаТема: «Олимпийские и паралимпийские ценности»Тип: Игра-путешествие.Цель:-...

Методическая разработка урока "Кубань-моя малая родина"

Представленная методическая разработка по кубановедению для учащихся 3 класса...

Методическая разработка урока по кубановедению "Промыслы и ремёсла на Кубани"

Представленная методическая разработка по кубановедению по теме "Промыслы и ремёсла на Кубани" для учащихся 2-ых классов...

Методическая разработка урока "Традиционное жилище народов Кубани" 3 класс

Представлена методическая разработка урока по кубановедению "Традиционное жилище народов Кубани" для учащихся 3 класса...

Методическая разработка урока "Кубань - житница России"

Представлена методическая разработка урока для учащихся 2 -ых классов по теме "Кубань - житница России" + презентация....

Разработка урока кубановедения 4 класс, по теме:"Обычаи и праздники народов живущих на Кубани".

Данный урок знакомит учащихся с обычаями и праздниками народов живущих на Кубани. Прививает любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа; воспитывает патриотические чувства, у...

Разработка урока "Олимпийская Слава Кубани"

Документ содержит разработку урока...