Методическая разработка урока "Традиционное жилище народов Кубани" 3 класс
план-конспект урока (3 класс) на тему

Димкова Наталья Анатольевна

Представлена методическая разработка урока по кубановедению "Традиционное жилище народов Кубани" для учащихся 3 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Традиционное жилище народов Кубани»

Цели:

- познакомить детей с названием жилища казаков

- познакомить с внутренним убранством казачьей хаты;

- воспитывать интерес к прошлому нашего народа и уважение к традициям кубанского казачества;

Оборудование:

- иллюстрации с изображением жилищ, карточки с названием различных видов жилищ.

Ход  урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.

- Что является жильём, для чего оно необходимо? Наличие жилища – необходимое условие человеческой жизни. По-разному строили и строят своё жильё. В настоящее время привычно и повсеместно используется слово ДОМ. А как называлось основное жилище казаков на Кубани?  (круглая хата, т.е. многокомнатная)

  1. Объяснение темы «Дом, в котором жили наши предки»

-Издавна повелось в станице – каждый молодой хозяин строил собственную хату. Турлучные и саманные жилища возводили обычно сообща, всем «обществом»: силами родственников, соседей, друзей.

Хорошего мастера – клальщика самана в то время трудно было найти: он был нарасхват! Поэтому с ним заранее, ещё допло года до стройки, договаривались об оплате, о сроках начала и конца работы.

Когда стены уже были возведены – неделю – другую давали им для «осадки». После этого приглашали плотника с помощниками, тот вставлял в коробки окна, подгонял их, навешивал двери, ставил стропила наверху. Затем к работе приступал крыльщик, который крыл хату соломой или камышом.

Дальше хату мазали (штукатурили), белили. И вот наступал черёд входин (новоселья)- торжественных, с обязательным приглашение священника, кучей гостей и родственников.

Начинались песни за столом, пляски в перерывах, тосты за хозяина и хозяйку, и звучало неизменное: «Пусть на века стоит хата!»

 И что удивительно: простояли! Летом в них всегда было прохладно, а зимой – тепло. Некоторые из них сохранились до наших дней!

 Наряду со словом хата, в этом же значении употребляется слово  КУРЕНЬ.

 Курень – традиционное название жилого дома на Дону, Кубани и у запорожских казаков. Имел 2-4 окна на уличном фасаде со ставнями. Внутри горницы справа и слева от входа находились печь, по диагонали от неё передний угол со столом, в углу против входа – образа. Над входом от печи до противоположной стены на расстоянии около 0,7 м от потолка тянулись полати. Зимой на них спали, летом хранили тяжёлую одежду. Вдоль стен стояли широкие лавки. Обязательными предметами обстановки дома являлись сундуки и коробья, в которых хранили одежду. Для убранства помещений использовались различные коврики и занавески. Интерьер дома  зажиточных казаков отличался подчёркнутой декоративностью. Стены украшались оружием, конской сбруей, семейными фотографиями.   (демонстрация кубанской хаты)

  1. Обобщение.

- Рассмотрите картину, на которой художник допустил ошибки Помогите хозяевам разобраться, какие предметы здесь лишние?  (ответы детей)

 - С годами казаки стали жить богаче, саманные  хаты строили всё реже. На смену пришли им деревянные и кирпичные дома, где земляные полы заменили деревянными, крашеными. Однако старую постройку, если стены были крепкими, не рушили, а перекрывали новым камышом, и тогда она становилась подсобным помещением: кухней, кладовой.

  1. Итог урока.

 - Как же строили хаты? Ответ мы можем найти прослушав отрывок из стихотворения кубанского поэта И.П. Карпенко «Бабы Моти сказ про реку Челбас»:

  Ученик 1:             

Строить дом в степи-

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси, то саман меси,  

То формуй, да расставь его к ночи.

Ученик 2:                 

 Леса не вокруг, всё поля да луг.

 В дело шла солома и глина,

 И сухой камыш для шатровых крыш,

 И для мазки навоз лошадиный.                

Ученик 3:                    В доброй хате той всей семьёй покой.

                                      Круглый год благодать в ней витает.

                                       В стужу здесь тепло.

                                       В ясный день светло, а уж летом прохлада какая!

Учитель:   - из чего строят современные дома? (ответы детей)

  1. Дом. задание.

Сделать макет или нарисовать рисунок жилища разных времён и народов. Рассказать о нём по плану:

а)  когда существовало жилище?

б)  кто в нём жил?

в)  из какого материала было построено?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"

Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...

Методическая разработка урока ИЗО для 1 класса "Ожившая клякса"

Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы по модифицированной программе.Автор разработки: Микоян Анастасия СергеевнаМесто работы: НОУ СОШ...

Методическая разработка родительского собрания в 1 классе на тему: «1 класс- это сложно?»

Конспект и презентация родительского собрания в 1 классе на тему: «1 класс- это сложно?»...

Методическая разработка: «Динамический час в младших классах групп продлённого дня». Разработка : Сурковой Е.В. воспитателя группы продлённого дн

Динамическая пауза - это актуальный отдых у детей.Двигательная активность - биологическая активность организмаю\....