Методическая разработка урока "Традиционное жилище народов Кубани" 3 класс
план-конспект урока (3 класс) на тему
Представлена методическая разработка урока по кубановедению "Традиционное жилище народов Кубани" для учащихся 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка урока "Традиционное жилище народов Кубани" 3 класс 3 класс | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Традиционное жилище народов Кубани»
Цели:
- познакомить детей с названием жилища казаков
- познакомить с внутренним убранством казачьей хаты;
- воспитывать интерес к прошлому нашего народа и уважение к традициям кубанского казачества;
Оборудование:
- иллюстрации с изображением жилищ, карточки с названием различных видов жилищ.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Введение в тему.
- Что является жильём, для чего оно необходимо? Наличие жилища – необходимое условие человеческой жизни. По-разному строили и строят своё жильё. В настоящее время привычно и повсеместно используется слово ДОМ. А как называлось основное жилище казаков на Кубани? (круглая хата, т.е. многокомнатная)
- Объяснение темы «Дом, в котором жили наши предки»
-Издавна повелось в станице – каждый молодой хозяин строил собственную хату. Турлучные и саманные жилища возводили обычно сообща, всем «обществом»: силами родственников, соседей, друзей.
Хорошего мастера – клальщика самана в то время трудно было найти: он был нарасхват! Поэтому с ним заранее, ещё допло года до стройки, договаривались об оплате, о сроках начала и конца работы.
Когда стены уже были возведены – неделю – другую давали им для «осадки». После этого приглашали плотника с помощниками, тот вставлял в коробки окна, подгонял их, навешивал двери, ставил стропила наверху. Затем к работе приступал крыльщик, который крыл хату соломой или камышом.
Дальше хату мазали (штукатурили), белили. И вот наступал черёд входин (новоселья)- торжественных, с обязательным приглашение священника, кучей гостей и родственников.
Начинались песни за столом, пляски в перерывах, тосты за хозяина и хозяйку, и звучало неизменное: «Пусть на века стоит хата!»
И что удивительно: простояли! Летом в них всегда было прохладно, а зимой – тепло. Некоторые из них сохранились до наших дней!
Наряду со словом хата, в этом же значении употребляется слово КУРЕНЬ.
Курень – традиционное название жилого дома на Дону, Кубани и у запорожских казаков. Имел 2-4 окна на уличном фасаде со ставнями. Внутри горницы справа и слева от входа находились печь, по диагонали от неё передний угол со столом, в углу против входа – образа. Над входом от печи до противоположной стены на расстоянии около 0,7 м от потолка тянулись полати. Зимой на них спали, летом хранили тяжёлую одежду. Вдоль стен стояли широкие лавки. Обязательными предметами обстановки дома являлись сундуки и коробья, в которых хранили одежду. Для убранства помещений использовались различные коврики и занавески. Интерьер дома зажиточных казаков отличался подчёркнутой декоративностью. Стены украшались оружием, конской сбруей, семейными фотографиями. (демонстрация кубанской хаты)
- Обобщение.
- Рассмотрите картину, на которой художник допустил ошибки Помогите хозяевам разобраться, какие предметы здесь лишние? (ответы детей)
- С годами казаки стали жить богаче, саманные хаты строили всё реже. На смену пришли им деревянные и кирпичные дома, где земляные полы заменили деревянными, крашеными. Однако старую постройку, если стены были крепкими, не рушили, а перекрывали новым камышом, и тогда она становилась подсобным помещением: кухней, кладовой.
- Итог урока.
- Как же строили хаты? Ответ мы можем найти прослушав отрывок из стихотворения кубанского поэта И.П. Карпенко «Бабы Моти сказ про реку Челбас»:
Ученик 1:
Строить дом в степи-
Тяжкий крест нести.
От натуги кровавились очи:
То камыш коси, то саман меси,
То формуй, да расставь его к ночи.
Ученик 2:
Леса не вокруг, всё поля да луг.
В дело шла солома и глина,
И сухой камыш для шатровых крыш,
И для мазки навоз лошадиный.
Ученик 3: В доброй хате той всей семьёй покой.
Круглый год благодать в ней витает.
В стужу здесь тепло.
В ясный день светло, а уж летом прохлада какая!
Учитель: - из чего строят современные дома? (ответы детей)
- Дом. задание.
Сделать макет или нарисовать рисунок жилища разных времён и народов. Рассказать о нём по плану:
а) когда существовало жилище?
б) кто в нём жил?
в) из какого материала было построено?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"
Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...
Методическая разработка урока ИЗО для 1 класса "Ожившая клякса"
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы по модифицированной программе.Автор разработки: Микоян Анастасия СергеевнаМесто работы: НОУ СОШ...
Методическая разработка родительского собрания в 1 классе на тему: «1 класс- это сложно?»
Конспект и презентация родительского собрания в 1 классе на тему: «1 класс- это сложно?»...
Методическая разработка: «Динамический час в младших классах групп продлённого дня». Разработка : Сурковой Е.В. воспитателя группы продлённого дн
Динамическая пауза - это актуальный отдых у детей.Двигательная активность - биологическая активность организмаю\....