Научно-исследовательская работа «Кто они – хори буряты?»
творческая работа учащихся
Хоринские буряты или иначе хори буряты, составляют одну из основных и наиболее многочисленных групп бурятского народа. Выяснение происхождения хоринцев имеет очень важное значение для изучения этногенеза бурятского народа в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npk.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
- Введение
- Основная часть:
- 2.1. Буряты;
- 2.2. Хори буряты;
- 2.3. Благодатная земля предков;
- 2.4. Легенда о происхождении хори бурятов.
- Заключение
- Использованная литература
Введение
ХОРИИН АРБАН НЭГЭН ЭСЭГЭ
Мэргэн Хоридой баабай, мүнхэ Хүн шубуун эжы,-
Арбан нэгэн хүбүүдэй арюун нангин гарбали:
Галзууд, Хуасай, Хүбдүүд, Гушад, Харгана, Шарайд,
Худай, Бодонгууд, Сагаан, Хальбан, Батанай гэгдээ.
Арбан нэгэн эсэгэ алтан угаа баталжа,
Үлгэн дэлхэйн энгэртэ үнэр баян үдэhэн:
Галзууд, Хуасай, Хүбдүүд, Гушад, Харгана, Шарайд,
Худай, Бодонгууд, Сагаан, Хальбан, Батанай гэгдээ.
Үлгэн дэлхэйн үргэндэ үдэн, таран үнэржөөд
Хори буряад алдартай холо ойгуур суурхалай:
Галзууд, Хуасай, Хүбдүүд, Гушад, Харгана, Шарайд,
Худай, Бодонгууд, Сагаан, Хальбан, Батанай гэгдээ.
Эрдэни Дугаров.
Казахский поэт сказал, что у любого человека обязательно должно быть кроме родителей четыре корня – родная земля, родной язык, родная культура и родная история. В этом определении очень четко и объемно выражена суть того, что составляет основу нашей жизни: уважение и почтение к своим корням, корням своего народа.
История большого или малого народа представляет уникальную ценность, достойную бережного хранения и глубокого изучения. Стремление к знаниям далёкого прошлого и дальнейших ступеней развития свойственно бурятскому народу.
Обычай сохранения памяти о своём историческом прошлом означает не только обращение в прошлое, но и устремление в будущее, т.к. это передаёт как эстафету нынешнему поколению наследие всех поколений, живших в прошлых исторических эпохах.
В настоящее время мы наблюдаем интерес к историческому прошлому своего народа, интерес к своим святыням. В этой работе на основе литературных источников, рассказов старожилов и знатоков истории Бурятии я попытался выяснить, когда появились и кто были предками хоринских бурят.
Хоринские буряты или иначе хори буряты, составляют одну из основных и наиболее многочисленных групп бурятского народа. Выяснение происхождения хоринцев имеет очень важное значение для изучения этногенеза бурятского народа в целом. В связи с этим значение изучения истории хори бурят, уходящей в седую древность, становится актуальной.
Учитывая это, я задался целью исследовать этнические «корни» хоринских родов.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- Выявить происхождение слова «хори»;
- Выявить местонахождение мифической прародины хори – бурят Наян – Наваа.
- Выявить оседание нынешних хори бурят на территории России.
- Проанализировать генеалогические мифы, легенды и предания про хоринских бурят, представителем которого я и являюсь;
Объектом исследования является происхождение и история хори-бурят.
Предмет исследования – изучение происхождения бурятского племени хори.
Методика исследования: изучение литературы, периодической печати, наблюдения, беседы, методы статистической обработки данных.
Новизна работы заключается в том, что в ней предпринята попытка выявить происхождение слова «хори»; местонахождение мифической прародины хори – бурят Наян – Наваа.
Проведение исследовательских работ в этой области представляет познавательный интерес для краеведов, и вообще для всех людей, любящих свою родину.
- Основная часть
- Буряты
Буряты – монголоязычный этнос, ныне в основном проживающий в трёх субъектах Российской Федерации: Республике Бурятия, Усть – Ордынском округе Иркутской области и Агинском округе Забайкальского края. Территория, занимаемая бурятами, посередине рассекается на две части самым большим пресноводным озером – морем планеты Байкал. Земли, простирающиеся к западу от озера, называются Предбайкальем, к востоку – Забайкальем. В целом вся территория по обе стороны Байкала в научной и иной литературе часто объдиняется одним общим именем Прибайкалье.
Буряты подразделяются на ряд субэтносов — булагаты, эхириты, хоринцы, хонгодоры, сартулы, цонголы и др.
Если рассматривать ближайшие к Байкалу районы, то в Прибайкалье (территория Иркутской области) проживали в основном булагаты, эхириты и хонгодоры, в Забайкалье - хори и селенгинские буряты.
- Хори буряты
«Нельзя превращаться в людей, не помнящих родства» - гласит народная мудрость. Наши земляки с детских лет запоминали имена своих предков, прекрасно знали свое родословное древо. Моя генеалогия, генеалогия хоринского бурята, начинается от Хоридой – Мэргэна. Я по отцовской линии являюсь представителем 11 колена рода Шарайд.
ХОРИИН АРБАН НЭГЭН ЭСЭГЭ – Шарайд – Хурса Хутхатай – Зандяа – Занай – Балдан – Жамсаран – Цыбен – Дашидондог – Дашицырен – Бэлигтэ – Гэлэг.
Разбирая генеалогические мифы и предания я увидел, что легендарный прародитель хоринцев Хоридой – Мэргэн в подавляющем большинстве версий, в особенности в более древних, всегда изображается охотником. Это можно рассматривать как отражение охотничье – звероловческого быта в далёком прошлом предков хоринцев. С этим вполне согласуется почитание хоринцами лебедя, как своего тотема – прародителя.
Имя самого племени – хори – весьма вероятно, также есть название какой – то водоплавающей птицы, но не числительное «20» (хори).
По словам известного бурятского писателя Х.Н.Намсараева, хоринские буряты один из видов диких уток или гусей, точно он не помнил, какой, называли хора или хура.
Интересно, что в чувашском языке хор – значит – «гусь», в то время как во всех других тюркских языках «гусь» - qaz.
Хоринские буряты или иначе хори буряты, составляют одну из основных и наиболее многочисленных групп бурятского народа. Хоринцы, как все бурятские роды, занимавшиеся кочевым скотоводством и охотой, вели подвижный образ жизни, находились в постоянном движении. Следует подчеркнуть их душевную чистоту, бережное отношение к природе, их многочисленные дружные семьи, их тучные стада и обширные пастбища.
Ныне хори - буряты в основном проживают в степях Хоринска, Кижинги, Еравны, Заиграева, Бичуры и Мухоршибири республики Бурятия, также населяют степи Аги Забайкальского края.
2.3. Благодатная земля предков
У разных народов созданы легенды и предания о благодатной земле предков. У хоринцев такой благословенной прародиной, описанной в легендах и воспетой в песнях является загадочная страна Наян – Наваа. Наян – Наваа считают мифической прародиной хори – бурят. Наян – Наваа священна памятью предков.
Наян – Наваа, Наян – Наваа –
Есть на земле простор такой.
Наян – Наваа – растёт трава,
Наян – Наваа – снега и зной.
Овеянная в песне хоринцев Наян Наваа..., что она означет?
Понятно только одно слово - Наян (восемьдесят) или это может созвучие к этому числительному?
Магическое для слуха бурят название «Наян Нава» или «Наин Нава», всегда вызывало интерес у людей, особенно у хори-бурят.
У хори-бурят существует очень старинная и широко известная песня «Ная Нава» или «Наи Нава», где есть слова:
Аян (хан) заяа заянай
Наи Нава минии лэ (миниеэ лэ гу)
Байдан, Байдан байдалай
Бада Его минии лэ (миниеэ лэ гу)
(возможны другие вариации, но суть песни они не меняют).
На вопрос - что означает содержание этой песни? - наши предки давали однозначное разъяснение о том, что в очень древние времена, наш народ проживал в очень далеком и прекрасном южном крае, которое называлось Ная Нава (Наи Нава), а песня родилась после того, как люди покинули родные места. Смысловой перевод этой, на первый взгляд, простой, но с философской сутью, наподобие японских четверостиший Хокку, песни можно, по-моему, сделать примерно так:
Походная жизнь от судьбы
Наи Нава ты моя (моя ли?)
Байдан, байдан от жизненной ситуации
Бада Его ты моя (моя ли?)
Исполнителей разных вариаций этой песни может быть множество, вариации по сути и содержанию практически не различаются, все они воспевают Наян Нава как свою родину.
В Курумканской долине эта песня исполняется со словами – «Наелон Наволон миниеэлэн» и дается разъяснение, что эта песня о древней земле бурят, расположенной очень далеко, дальше Монголии, где мягкий климат, не требуется теплой одежды, люди часто питаются фруктами и другой рас-тительной пищей. (Записано со слов Евреевой Марии Цыбиковны, 1931 г.р., уроженки с. Угнасай Курумканского района Республики Бурятия, представительницы рода Галзут, в 2001 году).
А в далекой Баргузинской долине эта песня исполняется со словами – «Наяноолан Набоолан минёолон» . (Записано со слов Гылыкдашиевой М.М. – воспитателя нашего класса, уроженки с. Барагхан Баргузинского района Республики Бурятия).
Знаменитая песня с древних времен стала своего рода гимном хоринского народа, атрибутом национального самосознания.
В репертуарах знаменитых певцов, народного артиста Монголии Пурэвдоржа и народного артиста СССР К. Базарсадаева, есть песня «Мартагшагүйб» («Не забываю») со словами:
Багахандаа хаража ябаhан
Урданай үбгэдые мартагшагүйб,
Багахандаа дуулажа ябаhан
Наян(хан) Нава дуугаа мартагшагүйб.
В дословном переводе:
Всегда помню (не забываю) прежних стариков,
Которых знал в детстве.
Всегда помню (не забываю) песню Наян Нава,
Которую я пел в детстве.
А в репертуаре народной артистки КНР Анандын Нумаа есть песня «Ная Нава» со словами:
Заянхан Нава меняалэ гу?
Заяанаймнай нютаг гу?
Наян Нава меняалэ гу?
Зааханамнай нютаг гу?
Байдан, байдан байдулай
Бада Его минулай
Багын минии нютаг гу?
В 1990-х годах был популярен вариант знаменитой песни, переработанный и исполняемый известными бурятскими эстрадными исполнителями Эрженой и Саяном Жамбаловыми. В настоящее время пользуется известностью народный вариант песни, исполняемый молодой певицей Бадмахандой Аюшеевой.
Вообще, надо признать, что это уникальное явление - в течение многих столетий практически в каждой семье многочисленного и крупного хоринского племени знали и пели песню «Наян Нава» и рассказывали предания связанные с далекой родиной. Ведь ничего аналогичного этому нет ни у одной из других бурятских племен (цонголов, сартулов, хонгодоров, эхиритов, булагатов, ашебагатов и т. д.). Насколько известно, нет подобного и у других монгольских народов, кроме калмыков.
В народной памяти слова Ная Нава (Наян Нава) ассоциируются с названиями местностей. В связи с этим встает вопрос, а где расположен этот прекрасный и загадочный край, на многие века оставшийся в преданиях и песнях хоринского народа?
Эту тему изучали многие авторы из Монголии и КНР - Н. Ням-Осор, Б. Шагдаржав, профессор филолог из Внутренней Монголии Б. Дабаадагва. Их выводы разнятся - от утверждения, что под Наян Нава подразумевается родина Чингисхана в верховьях реки Онон (Б. Шагдаржав), - до таких умозаключений, что этот край, якобы, находится севернее китайского озера Кукунор (в холодной пустыне? – авт.) и что слово «Бада (Его)» произошло от названия реки Бастонг (Бадунг), а слово «Заян» от названия горы «Зари», слово «Ная(н)» от названия реки Найжи, а слово «Нава» от слова «Нуб» (Б.Даваадагва).
Многие любители старины высказывают догадку: местность Наян – Наваа находилась в отрогах Больших Гималаев, в районах горы Тэнгэри или Сумбура, на территории нынешнего Тибета.
Норжима Цыбикова, известный продюсер, автор фильма «Петр I и Бурятия, или Кто они — хори?», утверждает, что Наян - Наваа находится предположительно в Месопотамии. Версия о месопотамской истории хори имеет давнее хождение. В фильме приводится топонимика современного Ирака с такими знакомыми названиями, как, например, Кяхта. Однако месопотамский след отвергаются многими известными бурятскими историками.
Словом, легенда эта весьма популярна в народе, однако она остаётся лишь на уровне легенд, не подкрепленная научными данными.
Легенда о происхождении хори бурят
До сих пор ещё среди бурят встречаются, хотя с каждым годом всё реже и реже, сказители – хранители седой старины, и просто старики, воспитанные в старых традициях, которые хранят в своей памяти множество сказок, былин, улигеров и исторических преданий о давно минувших временах и событиях. Среди прочих рассказов о старине, часто встречаются предания или мифы о происхождении той или иной кости, рода, племени, или, наконец, всего бурятского народа.
Вокруг имени Хоридоя создался целый цикл легенд, корни которых уходят в глубокую древность. В течение многих столетий своего существования миф об эпониме Хоридое видоизменялся, обрастал новыми мотивами, испытывал влияние исторических судеб всего бурятского народа.
В статье Г.Н.Румянцева «К вопросу о происхождении хори – бурят» вкратце пересказаны почти все версии этой легенды, записанные в разных местах этнографической Бурятии. Поэтому я ограничиваюсь переложением двух вариантов основного содержания легенд о происхождении племени хори.
По хоринским легендам, прародитель бурят Барга-батор имел троих сыновей - Илюдэр-тургэна(Олёдоя), Буряа и Хоридоя.
От Илюдэра пошли племена олют-торгутов (ойратов,калмыков),от Буряа - племена Предбайкалья. Хоридой же стал первым нойоном хори-туматов.
У него были три жены - Баргуджин-гоа, дочь Баргудай - мэргэна, Шаралдай и Нагаадай. От Баргуджин-гоа у него была одна дочь - Алан-гоа, родившаяся в Ариг Усе, праматерь Борджигинов - рода Чингисхана, Шаралдай и Нагаадай родили одна пять, другая шесть сыновей.
По их именам и называются 11 основных хоринских родов. Вот эти 11 родов - Галзут, Шарайт, Хуасай, Хубдут, Худай (дети Шаралдай); Харгана, Гучит, Бодонгут, Сагаан, Хальбин, Батанай (дети Нагаадай).
Другая история хори – бурят, записанная бурятским этнографом М.Н. Хангаловым, похожа на удивительную сказку. В этой легенде сообщается, что живший на западной стороне Байкала прародитель хоринцев Хоридой-мэргэн как-то охотился у озера Садамтын-Саган-нур. Внезапно он увидел трех спустившихся на берег лебедей, которые, сбросив лебяжьи одежды и превратившись в прекрасных девиц, стали купаться в озере. Подкравшись, Хоридой похитил одну лебяжью одежду. Когда девы вышли из воды, две из них надели свои одежды, превратились снова в птиц и улетели на небо; та же, одеждой которой завладел Хоридой, осталась на берегу и стала его женой. Ее звали Хобоши-хатун. В связи с тем, что у них не было детей, Хобоши уговорила мужа переехать за море, что и было сделано. Они оставили Лену и переселились на восточную сторону Байкала, где у них родились одиннадцать сыновей: Галзут, Шарайд, Хуасай, Хубдуд, Худай, Харгана, Гучит, Бодонгут, Сагаан, Хальбин, Батанай.
Однажды Хобоши попросила Хоридой – Мэргэна показать ей её прежнюю одежду. Уверенный, что после стольких лет она не оставит его, Хоридой достал одежду, а сам продолжал хлопотать у очага. Надев свой лебяжий наряд Хобоши, превратившись в лебедя, вылетела в верхнее дымовое отверстие юрты. Хоридой успел лишь схватить её за ноги. Она вырвалась, улетела, а на её ногах осталась чёрная отметина. На прощанье мать – лебедица пожелала своим одиннадцати сыновьям стать отцами. От них пошли одиннадцать родов. По их именам и называются одиннадцать основных хоринских родов.
И поэтому то, потомки одиннадцати сыновей Хоридой – Мэргэна считали себя людьми, имеющими небесное происхождение (Хун шубуунай гарбалтай).
Истоки этой родословной восходят к раннему периоду первобытно – общинного строя – матриархату. Но как бы то ни было, их потомки встречали прилёт лебедей подношением молочной пищи Вечному Синему небу.
В чаще белого озера жили лебеди.
От них, говорят, произошли люди.
И каждую весну выходили люди на берег
И белым молоком встречали прилёт
Добрых, крылатых предков.
Говорят, это было давно.
Так давно, что оно превратилось в сказку.
Б. Дугаров
И лебедица (Хун шубуун) оберегала своих потомков на всех этапах сложной исторической судьбы:
И лебедь – праматерь
В годину напастей
Потомков своих осеняла крылом.
Для нас эти предания звучат как сказка и мы должны быть благодарны своему племени, ревностно сохранившему эти легенды и передавшему их из поколения в поколение. Поклоняясь нашим предкам, нашим священным местам, мы оберегаем себя и своих потомков.
Заключение
В заключение своего доклада хочу отметить, что этническая история бурятских племён и родов как основа формирования бурятского народа представляет собой уникальную ценность, которая нуждается во всестороннем изучении и бережном хранении.
Знание истории своего народа - это та основа, на которой может происходить развития духовной культуры своего общества. Каждый народ должен помнить свою историю, не забывать этнического прошлого.
Генетическая память сохраняет информацию о своих корнях в течение многих веков и поколений. Это означает, что этническая история не может уйти из памяти людей, пока существует представители данного этноса.
Обращение к прошлому своего народа, знание традиций и ритуалов, живой памяти старшего поколения – это прикосновение к неиссякаемому роднику, питающему корни могучего дерева. И нам, современному поколению, нужно бережно хранить и изучать это бесценное богатство.
Неотъемлемой чертой своего народа Пушкин назвал «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Незнание же своей родословной, своей истории всегда осуждалось по – своему у каждого народа: «Иван, не помнящий родства», - говорят русские. Чингиз Айтматов в романе «Буранный полустанок» привёл легенду о Манкурте, забывшем своё прошлое и поэтому убившем свою мать. Буряты говорят: «Угаа уhанда бү хая, гарбалаа газарта бү була». ( Род свой в воду не роняй, корни свои в землю не зарывай)
Своё сообщение хотелось бы закончить словами Расула Гамзатова: «Не стреляйте в прошлое, а то будущее выстрелит в вас из пушки».
Литература
1. Румянцева Г.Н. Происхождение Хоринских бурят. - Переизд. - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002.-261с.
2. Дугаров Э.Ч. Полет лебедей. – Хоринск, 2004.-34с.
3. Жимбиев Ц.А. Родословная Хоринских бурят :Эссе. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство ,2001.-84с.: ил.
4. Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию (300лет Указу Петра1). ч1. - Улан-Удэ: ОАО “Республиканская типография”, 2001.- 101с.
5. Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию (300лет Указу Петра 1). ч2. - Улан-Удэ: ОАО “Республиканская типография”, 2001.- 104с.
6. Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию (300 лет Указу Петра 1). ч3. - Улан-Удэ: ОАО “Республиканская типография”, 2001. -104с.
7. О небесном и земном происхождении хори -бурят. О культуре ранне скотоводческих племен [текст] //Республика Бурятия. Хоринский район. -2007.-С.10.
8. Слово о земле Хоринской: к75-летию Хоринского района. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета ,1998.-320 с .:ил.
9. Чимитдоржиев ШБ. Кто мы-бурят-монголы? - Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии,1991. -60с.
10. Чимитдоржиев Ш Б.Хождение Хори-бурят к белому царю.-Хоринск ,1993.-31с.
11. Эрдэниин Эрэгзэн Сэсэгтэ. Хорин 11 эсэгын уг гарбал// Удин. новь.-2004- 23 янв.- С .10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...
Научно-исследовательская проектная работа «Мой домашний питомец»
Издавна кошки являются любимыми домашними питомцами.Их независимость и красота всегда привлекали людей.Каждая кошка имеет свой характер и натуру.Как пра...
Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»
Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Научно-исследовательская (проектная) работа "Фетровая книжка для развития детей"
Как только появилось человечество, назрела необходимость увлечь мамам своих детей, чтобы заняться своими делами. Иногда у мам это действительно получалось, но некоторые из приёмов потерпели неуд...
Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "Коронавирус:реалии"
Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "КОРОНАВИРУС: РЕАЛИИ"...
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ (на ...