Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.
статья на тему
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а средством для самореализации каждого человека. Общество вышло на качественно новый уровень своего развития, предъявляется новый социальный заказ на качественно новую личность, в рамках ФГОС второго поколения, а школа как исполнитель социального заказа ищет новые подходы к формированию компетентностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_markova_2.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а средством для самореализации каждого человека. Общество вышло на качественно новый уровень своего развития, предъявляется новый социальный заказ на качественно новую личность, в рамках ФГОС второго поколения, а школа как исполнитель социального заказа ищет новые подходы к формированию компетентностей обучающихся.
Сегодня в эпоху стремительного прогресса, век компьютеризации ребенок подчас не замечает окружающий его мир. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя. Использование краеведческого материала на уроках способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. В актуальности использования краеведческого материала в процессе преподавания сомневаться не приходится. Использование краеведческого аспекта помогает школьникам лучше понять особенности окружающей природы и уяснить, что свой край – это органическая и неотъемлемая часть всей России.
Школьное краеведение заключается во всестороннем изучении учащимися определённой территории – своего края. При этом выполняется задача накопление краеведческого материала. Огромную помощь в сборе материала для уроков оказывает проведение краеведческих экскурсий, туристических походов и проведение летних экологических экспедиций по краю. Это помогает собрать уникальный краеведческий материал, оживить содержание урока, сделать его более эффективным.
Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Эффективность данной работы находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности и от степени самостоятельности. Главное создать ситуацию для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями. Собственные исследования - это наиболее эффективный путь показания. Целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не избрали. Одно из плодотворных направлений модернизации географического и краеведческого образования – проектная деятельность школьников, которая развивает у детей самостоятельность, творческое отношение к делу, способствует формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, созданию условий для подготовки к продолжению образования.
Исследовательская работа выполняется под руководством учителя. Работа учителя - заключается в мотивизации проектной деятельности, в организации юного краеведа на определение замысла проекта, в стимулировании их поисковой деятельности, в консультациях по вопросам получения, обработки информации, выбора форм реализации проекта, его апробации и презентации.
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:
Первый этап - организационно-подготовительный. Работа над проектом начинается с выбора темы и определения задачи, которая должна быть решена учеником, конкретизации явлений и объектов, которые будут охвачены исследованием, т.е. должна быть сформулирована реальная проблема, подлежащая решению. Второй этап - познавательный. Изучение литературы, касающейся поставленной проблемы. Третий этап поисково-исследовательский. Полученная информация должна отвечать требованиям новизны, достоверности и объективности, доказательства, полноты. Четвёртый этап – отчётно - оформительский. Название проекта должно определять основной результат. При изложении содержания выполненного проекта необходимо чётко сформулировать проблему исследования, описать условия её постановки, указать цель, общий метод исследования. В выводах, необходимо отметить из каких вспомогательных результатов и предпосылок следует основной результат. Новизну полученного результата необходимо обосновать путём сравнения с другими, показав отличия. Пятый этап – информационно - презентативный. Проводится защита и обсуждение готовой работы в классе, школе.
Необходимо отметить эстетическую направленность краеведения и воспитание патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты родной природы.
Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность. Проектно - исследовательская деятельность среди учащихся – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях развития общества.
Реализация такого подхода в педагогической практике учителя необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС второго поколения.