Урок "Поклонись ягоде"
методическая разработка (4 класс)

На уроке в 4 классе учащиеся изучают ягоды Архангельской области, их многообразие, состав и полезные свойства; минеральные вещества и витамины. На уроке использована групповая работа. В паре дети изучают материал о ягоде и знакомят других с её пользой для организма человека. В группе изучают витамины, содержащиеся в ягодах и рассказывают о них. Учитель знакомит с понятием "минералы в ягодах".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_poklonis_yagode.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Стенина Валентина Васильевна,

учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Вилегодская средняя

общеобразовательная школа»

Тема «Поклонись ягоде»

Цель: Изучение ягод нашего края; их многообразия; состава и полезных свойств

 Задачи:

Развивающие: 

- создать условия для развития познавательного интереса к витаминам и минеральным веществам, содержащимся в ягодах;

- способствовать формированию умения самостоятельно работать с текстом, отбирать нужную информацию;

- способствовать развитию умений анализировать, выделять главное;

Образовательные:

- способствовать расширению знаний о ягодах;

- познакомить с названиями минералов

- Воспитательные:

- способствовать воспитанию чувства культуры здорового образа жизни, в частности культуры питания;

- способствовать развитию любви к родному краю.

 Планируемые результаты:

- Личностные универсальные учебные действия:

- положительное отношение и интерес к изучению природы родного края

- осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями

- чувства ответственности за выполнение своей части работы в группе

Метапредметные результаты:

регулятивные универсальные учебные действия:

- определять и формулировать тему и цель познавательной деятельности

-планировать свою деятельность в соответствии с целью урока

 осуществлять пошаговый и итоговый контроль

познавательные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

- осуществлять поиск информации в Интернете (при выполнении домашнего задания);

коммуникативные универсальные учебные действия:

- соблюдать правила поведения в группе;

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем в процессе коллективной деятельности;

- строить монологическое высказывание;

- слушать и понимать речь других.

Предметные результаты:

- приводить примеры ягод родного края

- понимать содержание текста о ягодах

Тип урока: Изучение нового учебного материала

Форма проведения: Урок-исследование 

Методы:

репродуктивные: 1) воспроизведение знакомого материала

                               2) выполнение тестовых заданий

                               3) словесный

                               4) наглядный

   продуктивные: 1) проблемный

                              2) поисковый (исследовательский)

Приёмы:

- создание благоприятной атмосферы

- учебное сотрудничество

- организация проблемно-поисковой деятельности

- организация самостоятельной деятельности

- самооценка

-выделение главного в тексте

Средства обучения:

- использование компьютерных технологий и Интернет-ресурсов

- тексты для групповой работы,

- тесты для самостоятельной работы,

- картинки ягод, разрезанные на части,

- короны с витаминами.

Этапы урока

Деятельность учащихся и учителя

Мотивация

на учебную деятельность.

Орг. момент.

Учитель включает учащихся в деловой ритм.

Учащиеся настраиваются на работу.

Друзья, я очень рада

Приветствовать всех вас.

И для меня награда – сиянье ваших глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Успех придёт к вам, без сомненья,

Вперёд, за дело, любознательный народ!

Актуализация

знаний.

Определение

 темы урока.

Учитель выявляет уровень знаний.

Учащиеся включаются в мыслительную деятельность, выполняют задания.

-Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, отгадаем загадку.

Пчёлкам – на работу,

Хозяйке – на заботу,

Больным –  на леченье,

Всем – на угощенье.

- Правильно, почему вы решили, что загадка про ягоды. Докажите (ответы детей)

- Я думаю, что вы знаете много разных названий ягод. Давайте проверим и проведём игру «Узнай ягоду». Я буду показывать вам картинки на слайдах, а вы попробуйте узнать, что это за ягода и сказать, где она растёт (показ слайдов-картинок: брусника, черника, клюква, голубика, земляника, смородина (слайд№1).

- А кто может продолжить список ягод? (дети продолжают по «цепочке»).

- Молодцы!

 -Чтобы более точно определить тему урока, послушайте стихотворение про ягоды. Инсценирует его подготовленный ученик.

- Побегу сегодня в лес, в сопки по дорожке.

Наберу я ягод разных полное лукошко.  

Голубику и чернику, и морошку, и бруснику,

Всё в корзинку соберу, край свой северный люблю!

- Какое незнакомое слово вы услышали? (с лексическим значением слова сопка знакомит выступающий ученик, учитель показывает на карте Мурманскую область и фото на слайде) (слайд №2)

Дети отгадывают, что тема урока «Северные ягоды»

- Правильно, мы будем говорить о северных ягодах.

- А как по-другому можно сформулировать тему  урока? Правильно, «Ягоды, которые растут на севере или в нашей местности».

- Что мы вспомнили о ягодах в начале урока? (как выглядят и где растут)

- А, может быть, вы ещё что-то о них знаете? (рассказывают)

- Да, много мы знаем о ягодах, но, наверное, ещё не всё, так как целый урок посвящаем этой теме.

- Кто был внимателен? Как называется тема нашего урока? (ученик повторяет название темы). Но  я обозначила её   немного по-другому «Поклонись ягоде» (тема на слайде№3)

Целеполагание, постановка  учебной задачи

Учитель создаёт проблемную ситуацию.

Учащиеся ставят цель, уточняют.

- Давайте вместе поразмышляем, за что можно поклониться ягоде? (дети выдвигают разные версии)

-На какие вопросы вы хотели бы получить ответы при изучении данной темы? (прошу повторить тему ещё раз)

- За что можно поклониться ягоде?

- Чем полезны ягоды?

В каком виде их употребляют?

- Какие витамины есть в ягодах?

- Я согласна с вашими вопросами. Мы обязательно в течение урока на них ответим.

Планирование учебных

действий.

Учитель организует учащихся на исследование.

Учащиеся составляют план достижения цели, поиска ответов.

- А как мы узнаем об этом?  Где можно найти ответы на вопросы, которыми мы заинтересовались?

(предполагаемые ответы детей: можно воспользоваться материалом из Интернета, энциклопедией, прочитать рассказы в хрестоматии «Морянка», в словаре-справочнике Архангельской области)

- Я с вами согласна, материал для изучения мы найдём. Я вам его приготовила.  А что дальше?

- Будем его читать и выбирать те предложения, которые помогут ответить на поставленные вопросы.

- А так как вы будете анализировать текст в паре, о том, что узнаете, расскажете одноклассникам.

Изучение нового материала.

Учитель организует работу в парах.

Учащиеся работают в парах. 

-Сейчас вы будете исследователями.

- Игра «Собираем пазлы».  

1задание. В конвертах вам выдана разрезанная на части картинка с ягодой. Вы должны её собрать, приклеить на картон, узнать, что это за ягода, и вырезать. При выступлении нам её покажете.

2 задание. Я выдаю вам текст о ягоде, которую вы собрали. Ваша задача: прочитать его, выбрать из текста только те предложения, в которых говорится о её пользе и о месте произрастания и рассказать (Приложение 1)

Каждая группа рассказывает о полезных свойствах ягоды.

Один член группы держит в руках собранную картинку ягоды, а второй рассказывает.

После выступления дети прикрепляют картинки с ягодами на доску (фото ягод в приложении № 2)

Физкультминутка (Приложение№ 3)

- Давайте вспомним начало урока. На какие вопросы мы хотели получить ответы? (дети повторяют вопросы слайд№4)

- На какие вопросы мы уже ответили? (о пользе ягод, где растут)

- Сейчас проверим, как  вы это запомнили. Проведём самостоятельную работу.

Первичное закрепление

материала

Самоконтроль

Корректировка

Самооценка.

Учитель настраивает на выполнение теста, наблюдает за работой.

Учащиеся выполняют тест (Приложение№ 4)

Учитель озвучивает правильные ответы, корректирует.

Учащиеся  занимаются самопроверкой, совместно с учителем корректируют, исправляют, оценивают свою работу

 - Продолжаем работу.  О пользе ягод мы узнали.

- О чём нам надо ещё узнать?

- Какие витамины   есть в ягодах?

- В каком виде их употребляют?

  Сейчас мы разделимся на 2 группы. Я выдаю каждой группе текст. Вы должны познакомиться с заданием и содержанием текста  (Приложение 5)

- Как вы поняли задание? (дети объясняют, с какой целью они будут выполнять данное задание)

- Правильно. 1 группа познакомит нас с информацией о том, для чего нужны витамины нашему организму.

2 группа познакомит нас с информацией о том, какие витамины содержатся в наших северных ягодах.

 

Включение новых знаний в систему.

Учитель даёт задание группам для самостоятельной работы, оказывает необходимую помощь.

Учащиеся работают с текстом, распределяют роли в группе, рассказывают.

Презентация.

 Первая группа рассказывает о пользе каждого витамина. Первый член группы выходит в короне витамин А и рассказывает про его  пользу, остальные 3 члена группы выходят в коронах витаминов В, С, Е и рассказывают о своих витаминах.

. (Приложение 6)

Вторая группа рассказывает, какими витаминами богаты ягоды. Каждый член группы рассказывает про свою ягоду.

Закрепление изученного материала

Учитель проверяет, что запомнили о пользе и составе витаминов.

Ученики  вспоминают, анализируют и прикрепляют  ягодки-витаминки

- Для чего нужны нашему организму витамины?

- А какие витамины есть в ягодах? Кто запомнил?

 Ученики берут «витаминку» ( на столе лежат «витаминки» - кружки с надписями А, В. С, Е) и прикрепляют её к той ягоде, в которой она содержится. (Приложение 7)

Делаем вывод: Во всех ягодах есть  большое количество  витаминов, полезных для нашего здоровья, но они разные и в разных количествах.

Расширение знаний о составе ягод.

Учитель рассказывает о минералах.

Ученики  знакомятся с новой информацией.

(Приложение 8)

На слайде № 5 появляется слово минералы

- Сделаем вывод: Ягоды необходимы нашему организму, для того чтобы мы были здоровы. Во всех ягодах есть нужные для здоровья витамины и минералы. Они  образуются в ягодках.

Рефлексия

Подведение итога урока

Учитель проверяет, как поняли изученный материал.

Ученики оценивают свои знания.

Детям выданы закладки, на которые они приклеивают ягодки.

(Приложение 9)

- Приклейте на закладку ягодку, если узнали что-то новое на уроке.

- Какой была тема урока? Какой вывод сделали?

- Вспомним, на какие вопросы мы должны были ответить в процессе урока (вспоминают и проговаривают цели урока).

- Оцените свою работу в паре. Приклейте ягодку, если вы считаете, что хорошо поработали и в паре. Ещё одну, если хорошо поработали в группе. Приклейте четвёртую ягодку, если узнали что-то про минералы.

- У кого все 4 ягодки? Оцените свою работу.

 - За что мы должны поклониться ягоде?

- Про все ли северные ягоды мы сегодня вспомнили? (нет)

- Если не про все, то попробуйте дома найти материал про другие ягоды.

- На все ли вопросы ответили?

- Не узнали, в каком виде употребляют ягоды.

- Правильно, мы на этот вопрос не успели ответить,  поэтому дома поговорите с мамой на эту тему.

Домашнее задание.

1.Найти информацию про любую ягоду (кроме тех, о которых рассказали на уроке подробно) и рассказать по плану:

  1. Где растёт? (в лесу, на болоте, в огороде?)
  2. Как выглядит? (принести картинку или фото)
  3. Состав (витамины и минералы), в чём польза.

2. Узнать из дополнительной литературы: какая ягода является символом Архангельской области.

3. Узнать у родителей, в каком виде употребляются ягоды.  

(задания даю на выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедический утренник В лес по ягоду иду

« В лес по ягоду иду»логопедический утренник Цель: Воспитание бережного отношения к растениям леса, любви к родному краю.           Развитие...

В лес по грибы и ягоды Тест.

Познакомить со седобными и неседобными грибами...

В лес по ягоды пойдём. Конспект урока

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "В лес по ягоды пойдём"....

ЗНАТОКИ КОМИ КРАЯ. ЯГОДЫ

Готовый методический материал к урокам окружающего мира и краеведения....

Классный час "В лес по грибы и по ягоды" (съедобные и ядовитые грибы)

В игровой форме приводится мнго интерасных фактов о грибах. Почему некоторые грибы считаются ядовитыми, чем грозит человеку их употребление в пищу....

Северные ягоды.

Работа о пользе северных ягод....

КТД Овощи, фрукты, ягоды - витаминные продукты

Познавательный материал об овощах, фруктах и ягодах....