В лес по грибы и ягоды Тест.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Познакомить со седобными и неседобными грибами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_les_po_griby_i_yagody.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

В лес по грибы и ягоды

Тест.

Цели: ознакомить учащихся со съедобными и несъедобными грибами; внушить, что нельзя пробовать на вкус все грибы, плоды, растения.

Оборудование: иллюстрации грибов.

Ход урока

I.        Актуализация знаний

Вот и лес. И тишина.

Тут, дружок, не надо спешки,

Торопливость не нужна...

 Видишь, рядом - сыроежки.

А чуть дальше, на полянке, -

И волнушки, и белянки.

А вот там, гляди, маслята

 Разбежались как цыплята,

Из-под веточек глядят...

Много тут грибов, ребята,

И для вас, и для зверят!

-О чем, как вы думаете, пойдет сегодня речь на нашем уроке?

(О грибах.)

-Какие грибы вы знаете? (Дети перечисляют известные им грибы.)

II.        Загадки о грибах

Белка к елке подбежала,

Лапкой веточку достала

И на веточный изгиб

 Положила белый... (гриб).

Кто стоит на белой ножке

В красной шапочке в горошек

Грибникам наперекор?

 Отгадайте! (Мухомор.)

На пеньке грибы растут,

 Да не вспомню, как зовут.

Помогите мне, ребята!

 Их название... (опята).

В толстой шапке он стоит,

Из-под елочки глядит.

Пусть и ростом невелик –

Лучший гриб здесь... (боровик).

Вырос раннею весной

 Этот первый гриб лесной.

Вон забрался под сучок

 Весь в извилинах... (сморчок).

Дети хворост собирали

И случайно увидали:

Под кустом, как две сестрички,

Выросли грибы... (лисички).

-Какой гриб в загадках лишний и почему? (Мухомор, потому что он несъедобный, а все остальные съедобные.)

-Молодцы! А какие еще несъедобные грибы вы знаете? (Дети называют.)

- Самый опасный и ядовитый гриб - бледная поганка. Вот некоторые данные об этом грибе: поганка сначала полу шаровидная, потом плоская, 7-10 сантиметров в диаметре, бледно-зеленая или беловатая, шелковистая, почти всегда без хлопьев. Пластинки до старости гриба белые. На белой ножке хорошо заметно кольцо. Внизу ножка клубневидная, окруженная воротничком. Мякоть белая, на вкус немного сладковатая. Встречается в лиственных лесах. Смертельно ядовита. Послушайте одну историю, которая произошла на самом деле.

III. Достоверный случай (рассказ школьника)

Как-то раз у нас на даче отдыхала семья наших знакомых. Они, как и все, хотели порыбачить, побродить по лесу, пособирать грибы и просто хорошо провести время. А так как никто из членов той семьи не имел понятия о грибах, то по ошибке любой мог положить в корзину ядовитый гриб. Так и произошло. К несчастью, этим грибом, как потом выяснилось, оказалась бледная поганка.

Вечером семья села за стол. Стояли на нем и жареные грибы. По скольку их было немного, деликатесное блюдо отдали младшему сыну Васе - он еще лесных грибов никогда не пробовал.

Сначала все у всех было хорошо - и настроение, и самочувствие. Но вскоре у Васи появилось сначала недомогание, а следом тошнота, и рвота. Поводов к этому, когда живешь в условия природы, всегда хва тает. Во всяком случае именно о грибах тогда не подумали. Но наутро лучше мальчику не становилось и пригласили медсестру. Осмотрев ребенка, она сказала, что это отравление, но предположили, что водой с озера, где мальчишки купались. Потом мальчику стало легче, тошнота прошла. Но температура по-прежнему держалась, и Вася уже не мог пошевелиться.

В таком состоянии он находился до тех пор, пока за ним, наконец, не прислали машину «скорой помощи». В больнице у мальчика взяли необходимые анализы и выяснили, что причиной болезни стала блед ная поганка. Может быть, малыш ее в корзину и положил. Однако, как бы то ни было, в больнице он пробыл еще несколько дней и, несмотря на усилия врачей, умер. У него отказали почки и печень. Обращение к врачам и меры по спасению оказались запоздалыми...

Врачи говорили, что если бы Васе с появлением недомогания, при знаков отравления дали раствор марганцовки, очистили желудок, то мальчика еще можно было бы спасти.

Но первой причиной той трагедии стал неосмотрительный сбор гри бов. Ни в коем случае нельзя собирать грибы, не разбираясь в них.

Памятка «Не знаешь - не бери!»

  1. Не собирай неизвестные тебе растения, грибы, ягоды - они могут быть ядовиты.
  2. Никогда не пробуй их на вкус.

IV.        Физкультминутка

Ежик шел, шел, шел (Ходьба на месте.)

И грибочек нашел.

(Наклон.)

Раз грибочек, два грибочек –

Положили в кузовочек

 (Дети приседают, «собирая грибы».)

V. Игра. Стихотворение-задача М. Шварца «Грибы»

Шла из леса тетя Зина,

 Сто грибов несла в корзине.

Подошел Лисичкин Колька:

-Тетя Зина, белых сколько?

-Сыроежек много было,

Я считала, но забыла.

Белых меньше в десять раз –

Это помню, как сейчас.

 Есть тут парочка маслят

И десяточек опят...

-Ну а белых, белых сколько?

-Вот не помню, да и только!

Кто подскажет тете Зине,

Сколько беленьких в корзине? (8 белых грибов.)

VI.        Практическая информация. Секрет полного лукошка

-А умеете ли вы собирать грибы?

-Я открою вам секрет полного лукошка, но обещайте, что и сами будете беречь нить-невидимку, и других ребят научите охранять грибные угодья. Что для этого нужно? Когда идете в лес по грибы, берите с собой ножик. Никогда не вырывайте гриб из земли. В кончике ножки никакого вкуса, только лиш ний сор в корзинке. А вырывая гриб с корнем, вы разрываете нить-невидимку, губите лесной урожай. Ученые говорят, что подземные нити грибницы гуще всего сплетаются возле са мого кончика ножки гриба. Но если вы срежете ножиком гриб на уровне земли, ни одна подземная нить не будет затронута, и на этом месте снова родятся грибы. И вся ваша забота - за помнить этот лесной тайничок, да наведываться сюда после теплого дождя.

Еще один секрет полного лукошка. У каждого вида грибов есть свои излюбленные породы деревьев. А когда знаешь, какой гриб с каким деревом дружит, увереннее идешь по лесу, быстрее находишь грибные места. Обо всем этом подробно расскажет книга «Полное лукошко» Н. Надеждиной. Желаю всем хорошего и приятного отдыха в лесу и полной корзинки грибов.

VII.        Слуховые ребусы

-        Ребята, подумайте и скажите, какие грибы зашифрованы в словах.

Рыба + ежик. (Рыжик.)

Масло + слоненок. (Масленок.)

Забор + морковь + домик. (Боровик.)

Очки + пять + акула. (Опята.)

Муха + сом + море. (Мухомор.)

Сыр + нож + сережки. (Сыроежки.)

VIII.        Грибные скороговорки

-Повторяйте за мной:

  1. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
  2. Рыжий рыжик рыж не зря: рыжик - вестник сентября.
  3. Нес Игнат пять опят. Обошел он пруд - зацепился за прут. Упали Игнат и пять опят.

IX. Итог

О чем узнали на уроке?

Какие правила запомнили?

Дополнительный материал

Игра «Узнай по описанию»

На доске - изображения грибов. Учитель читает описание гриба, дети угадывают, выходят к доске и показывают нужный гриб, прикре пляя под грибом название (табличку).

Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. Шляпка у настоящего гриба желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая. (Опенок.)

Этот гриб можно найти в березовой роще или в лесу на опушке под молодой березой. У него плотная тонкая ножка белого цвета с серым оттенком. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета. Кто его найдет, тот в свою корзину возьмет. (Подберезовик.)

У гриба должны быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И все-таки это гриб. Свое название он получил за то, что обычно появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. В созревшем виде на месте белого шарика - темно-коричневый сморщенный комочек. (Дождевик.)

Самый лучший гриб, в народе его называют «царем грибов», а иногда - «полковником». (Боровик, белый.)

Самый опасный гриб. Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой -красивый бахромчатый шарфик-бантик. (Бледная поганка.)

Его можно найти не только в осиннике, но и в березняке, и в хвой ном лесу. Шляпка у него красная, ножка серовато-белая. (По досиновик.)

На зеленой полянке симпатичная семейка грибов: красные, жел тые, серые шапочки, покрытые белыми крапинками. Но на них можно только полюбоваться. (Мухомор.)

У этих грибов шляпки ничем не примечательны, а в сырую по году блестят, будто смазаны маслом. (Маслята.)

Эти грибы узнаешь по цвету и еще по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, который пах нет смолой. (Рыжики.)

Тест «Грибы»

Учитель задает вопрос, дети отвечают «да» (+) или «нет» (-) в уст ной или письменной форме.

1.Грибы - это растения.        -

2.Ложные опята, бледная поганка - несъедобные грибы. +

3.Рыжик, лисичка - съедобные грибы.        +

4.Может ли гриб вырасти на дереве?        ,.     +

5.Животные едят несъедобные грибы?        +

6.Может ли гриб дерево съесть?        +

7.Самый ядовитый гриб - мухомор.

8.Съедобен ли дождевик?        +

9. За грибами следует отправляться днём -

Стихи о грибах

Мухомор

Шапочка атласная,

Красная-красная.

Белые горошины

Поверху брошены.

А на ножке - белый бант.

 Это что еще за франт?

Как на праздник вырядился,

На поляну выкатился.

– Знаем,знаем!

 Ты хорош да пригож,

Да в лукошко негож!

Боровичок

Белый гриб-боровичок

Притаился - и молчок!

В темноте угрюмой

Потихоньку думал:

«Вот попробуй-ка найди,

Походи да погляди.

 Не найдешь, не найдешь,

Так ни с чем и уйдешь!»

Опята

Вот пень, вот опята:

Мама, папа и ребята.

И в траве один опенок. –

Эй, заблудится ребенок!

Шампиньон

У дорожки, на опушке,

Между двух больших ракит

 Чья-то белая макушка

День-деньской

В траве торчит.

Но прошел грибник с лукошком,

 Да и снял макушку он –

Оказалось, у дорожки

Рос красавец-шампиньон.

Сыроежки

Розовые, красные, золотые –

Разные!

Сыроежки-модницы

Солнышка сторонятся –

Ой, вредны для шляпок

 Солнца огоньки!

Под еловой лапой

Спрятались грибки.

Маслята

Девять маленьких маслят

В ряд у сосенки стоят.

Девять желтеньких маслят

Дружно шляпками блестят.

И на шляпках у маслят

Девять солнышек горят!

Грузди

У опушки на поляне

Вырос гриб в большой панаме.

На виду у всех стоит

И как будто говорит:

 «Ничего я не боюсь,

Я - отважный, смелый груздь!»

Рассказы и сказки о грибах

Мухомор и Опенок

 Выглянул из-за густого куста Мухомор и крикнул:

-Эй, Опенок, никак не пойму, почему вас собирают люди, ведь вы некрасивые, бледные, как поганки. То ли дело я!

-Ну и что? Пусть бледные, зато вкусные! А ты хорош на вид, да ядовит!

Белый гриб

-Дедушка! - обратилась Синица к старому Грибу, который рос недалеко от березы. -Шляпка у вас коричневая, а называют почему-то вас Белым...

-Шляпки у нас могут быть разные, - улыбнулся Гриб на толстой, похожей на бочонок ножке. - Черно-коричневые, красно-коричневые. А у моего внучка, вон у того, - серо-коричневая.

- Мякоть у этого Гриба всегда остается белой, - вмешалась в раз говор прилетевшая Сорока. - Поэтому Белым его и назвали.

-Си-си-си, - пропищала желтогрудая. - Но его можно спутать с Подберезовиком и с Подосиновиком.

-Как бы не так, - расправила свои черные крылья Сорока. - У тех грибов ножки длинные и не такие толстые, как у Белого Гриба.

-Правильно говоришь, белобокая, - Гриб приподнял шляпку, -а еще моя ножка вся в мелкой сеточке. Ни у кого такого рисунка нет!

-Какой у вас приятный запах, - Синица вздохнула и даже закрыла глаза от удовольствия.

-Поэтому-то грибники и стараются меня найти. Каждому хочется вкусного гриба отведать.

Бледная поганка

-        Сорвите нас, мы очень вкусные! - кричали два Гриба всем, кто проходил мимо.

Один был с серовато-зеленой, а другой с беловато-желтой шляпкой.

-Мы настоящие Шампиньоны!

-Ай-ай-ай! Какие же вы обманщики! - пристыдила их Белка. - Вы самые настоящие Бледные Поганки.

-Как ты об этом узнала? - удивились Поганки.

-На ножках-то у каждого из вас бугорок, а на нем белая пленка, будто воротничок. У одного он из крупных чешуек, а у другого слов но из бородавочек, - зацокал зверек. - Такие же приметы и у вашего дружка, Мухомора. Ну-ка ответьте, какой цвет пластинок под вашими шляпками?

-У меня они белые.

-А у меня, а у меня... кремовые,

-Чтобы вы знали, у Шампиньонов пластинки грязно-розовые, тем но-коричневые или даже черно-бурые.

Грибы виновато опустили шляпки.

-Опять нас никто не хочет собирать, - всхлипнул один.

-И почему мы родились ядовитыми? - добавил другой. - А так хочется попасть в корзинку к другим грибам.

Волнушка

-        Мама, отгадай, у какого гриба на шляпке волны? - спросил Ли сенок.

Лисица улыбнулась:

-        Ну конечно же, у Розовой Волнушки. Поэтому ее так и назвали. У этого Гриба на шляпке красные кольца, будто волны, - ответила она.

-Такие волны бывают, если бросить камень в воду, - вспомнил малыш.

-Видишь, какой ты у меня уже большой. И это знаешь.

-Я, мамочка, почти все грибы знаю. А про Волнушку мне тетушка Сорока рассказала. Теперь я ни с каким другим грибом ее не спутаю.

Сыроежка

-        Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? - спро сил Мухомор.

-Я, Сыроежка Пищевая, - ответил Гриб в красно-фиолетовой шляп ке с бурым оттенком. - Пришла сюда из сырых лесов, в которых растут лиственные и хвойные деревья, с обочин дорог и тропинок.

-И я, Сыроежка Синевато-Зеленая.

-И я, Желтая Сыроежка, - улыбнулся Гриб, который любит сырые березняки.

-Да я, Сыроежка Буреющая, - показалась темно-красная шляпка.

-Возьмите меня в свой теремок, я буду мух морить, - попросил Гриб с красной шляпкой, на которой виднелись белые точки.

-Не можем мы тебя взять, - возразили сестрицы. - Мы грибы съедобные, а ты - ядовитый. Иди лучше к Бледной Поганке, может, она тебя к себе и пустит.

Чага

-На Березе что-то выросло, странное и непонятное, - пропищала Синица.

-Это Гриб, - зашелестев листьями, ответила Береза. - Он растет на многих деревьях. Этот, что на мне, назвали Березовым Грибом.

-А я слышала, что его называют Чагой, - затараторила длиннохво стая Сорока, оказавшаяся, как всегда, поблизости.

-Чага и Березовый Гриб - одно и то же. Кому как нравится, тот Гак и называет, - объяснила Береза.

-Теперь я буду знать, что это странное и непонятное на Березе -гриб Чага, - повертела головой желтогрудая и перелетела на соседнее дерево.

Осторожно - бледная поганка

Бледная поганка уже давно снискала себе дурную славу своей ядовитостью. Каждый год из-за нее страдают во всем мире сотни людей, многие из них погибают. Высокая смертность объясняется не только сильным действием яда,-входящего в состав этих грибов, но и его не обычными свойствами. Основную роль в механизме отравления блед ной поганкой играет аманитотоксин («аманита» - латинское название семейства бледной поганки). Ничтожной дозы - 25-30 миллиграммов ною яда, содержащегося в одном грибе бледной поганки, - вполне достаточно, чтобы вызвать смертельное отравление. Кроме того, аманитотоксин совершенно не растворяется в воде, сохраняет свою ядови тость даже после 20-минутного кипячения. Попав в организм, яд дает знать о себе не сразу, а несколько часов спустя.

...В один из летних дней пятилетняя девочка, отправившись на прогулку в лес со своей 12-летней сестрой, нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее начались тошнота, рвота. Девочку срочно поместили в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. После этого пациентка почувствовала себя настолько хорошо, что родители вопреки советам врача поспешили забрать ее из клиники. А спустя несколько часов произошло резкое ухудшение состояния ребенка, вскоре девочка... умерла. Как было установлено, причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.

Чтобы избежать тяжелых отравлений бледной поганкой, нужно знать ее отличительные признаки. Некоторые всерьез думают, что ядо витые грибы как-то сигнализируют о своей ядовитости неприятным запахом или вкусом, тем, что их не трогают черви и улитки. Увы, подоб ные взгляды - опасное заблуждение. Отравившиеся бледной поганкой нередко с большой похвалой отзывались о ее вкусе, а запах этого гриба напоминает запах шампиньона.

Чем же отличается она от шампиньона? Бледная поганка на нижней части ножки всегда имеет клубневидное вздутие, покрытое пленчатым чехлом. В верхней части ножки есть пленчатое кольцо белого, зеленова того или бледно-желтоватого цвета. Пластинки на нижней поверхности шляпки частые, белые, не меняющие своей окраски. У шампиньона же эти пластинки имеют различный цвет - от бледно-розового до темно-бу рого, отсутствуют кольца, клубневидные утолщения на ножке и пленки. И сыроежку отличают те же признаки: отсутствие клубневидного взду тия с пленчатым чехлом и кольца на ножке, характерных для бледной поганки. Доскональное знание «портрета» бледной поганки да и других ядовитых грибов не позволит спутать их со съедобными грибами.

Это интересно

  1. Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов.
  2. Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик - по 4-5 см в сутки.
  3. Каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, ли стьев, веток, шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.
  4. Лисички и луговые опята - единственные грибы, которые почти никогда не бывают червивыми.

Живой букварь

Нас в любое время года

 Учит мудрая Природа:

Птицы учат пению,

 Паучок - терпению.

Пчелы в поле

И в саду

Обучают нас труду.

И к тому же.

В их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

 Учит солнце доброте.

И при всей

Огромности

 Обучает скромности.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья

Всех пород –

Весь большой Лесной народ –

Учит крепкой дружбе.

Беседа по стихотворению

1. Вопросы:

-Как нам помогает природа?

-Чему учат птицы? А паучок? А пчелы?

Вопросы на понимание:

-Человек является частью природы?

-Он подчиняется ее законам? Каким?

2. Задание «Доскажи словечко» (найди в тексте стихотворения нужные слова):

-Отражение в воде учит нас.. (правдивости).

-Учит снег нас... (чистоте).

-Учит солнце... (доброте).

-И при всей своей огромности обучает... (скромности).

-Весь большой лесной народ учит крепкой... (дружбе).

Беседа о месте человека в природе

Человек в природе занимает особое место: о нем говорят, что он -«венец природы». Что это значит? Человек - ее единственное создание, наделенное разумом. Благодаря своим познавательным возможностям он постиг многие законы природы, преобразуя и подчиняя ее своей воле. Так, он рубит лес, чтобы получить дрова, материал для строек, и изготовления мебели. Человек перегораживает реки и получает электричество, добывает железную руду, необходимую для получения стали, и производит машины и др.

Используя природу для своих нужд, люди поняли, что ее законы надо уважать. Отходы предприятий могут уничтожить речную флору и фауну, воду в реке, озере сделать непригодной не только для питья, но и для купания. На месте вырубленных лесов, если их не восполнять, исчезнут многие растения и животные. В природе все взаимосвязано.

Приведу пример: в одной стране - Китае - расплодилось столько воробьев, что они. стали наносить большой ущерб урожаю. Люди ре шили избавиться от прожорливой птицы. Это им удалось. Но нагрянула новая беда: урожай стал погибать от вредителей-насекомых, которых раньше уничтожали воробьи. В конечном счете страдают люди - им становится нечего есть.

Чтобы сохранить природу, надо хорошо знать ее законы и уметь их использовать на благо человека, ведь природа - источник жизни. Существуют организации, борющиеся за сохранение природы

Природа не только одаривает человека всем необходимым для жиз ни, она радует его своей красотой, которую воспевали в своих творениях многие великие поэты, живописцы, музыканты. Красота природы - жи вительная сила для человека. Общение с нею обогащает его чувства, разум, укрепляет волю. Способность понимать и воспринимать красоту можно развить.

(Учитель предлагает ученикам послушать, как красоту природы воспевают в своих стихах русские поэты, используя для этого произ ведения И. Никитина, А. Пушкина и др.)

Любовь к родной природе - это выражение любви к своей Родине. Человек, способный увидеть и оценить ее красоту, наделен тонкой ду шой, высоконравственен.

(Учитель с учениками обсуждает вопрос: «Что мы с вами можем сделать, любя и оберегая природу?» (Беречь зеленые насаждения; са жать цветы, кустарники, деревца.)

Учитель обращает внимание детей на то, что природа беззащитна. И об этом говорится в стихотворении А. Барто «Стихи без названия про Никитина Ваню». Но только ли об этом говорят стихи? Стихи А. Барто «Урок в саду», «Цветоводы работают» говорят совсем о другом отно шении к природе. Учитель беседует с детьми по содержанию стихо творений, стараясь получить ответы детей об их отношении к природе, и, обобщая их, делает окончательный вывод: «Велика ответственность человека перед природой!»)

Правильное отношение к природе

  1. Помните, что любить родную природу - значит беречь ее.
  2. Оберегайте деревья, кустарники и цветы, которые растут в ва шем дворе.
  3. Не обижайте птиц и маленьких зверюшек. Понаблюдайте за их поведением.

•        Помогайте птицам выживать зимой: сделайте кормушки и на сыпайте корм.

•        В лесу, на берегу реки, озера не оставляйте после себя мусор.

  1. Оберегайте лес от пожара: не разжигайте больших костров и все гда тушите их перед уходом.
  2. Участвуйте в посадках деревьев, берегите их.

Задание-анкета

1.        Вспомните и допишите основные правила «нельзя» в отношениях с природой;

  1. Нельзя траву, цветы... (рвать).
  2. Нельзя у кустов и деревьев... (отламывать ветки, отрывать почки и др.).
  3. Нельзя... (шуметь, жечь большие костры, слушать громкую музыку и др.) на природе.

2. Придумайте маленький рассказ, в котором вы вступаете в ряды защитников природы, очень хотите помочь лесу, речке, животным, птичке. Особое внимание следует обратить на реальные добрые дела: сделать кормушки для птиц, заготовить траву для лесных животных и т. д.

3. Закончите предложение:

Друг природы всегда__________________________________________________________        .

4. Сформулируйте и запишите основные правила поведения на природе юного туриста.

5. Нарисуйте те места, где вы любите отдыхать на природе (с ро ди гелями, друзьями, родными).

6. Вы очень любите собирать грибы. Как вы это делаете?

а)        аккуратно срезаю ножиком;

б)        выкручиваю ножку гриба из земли;

в)        выдергиваю, отрываю руками корешок и кладу в корзинку.
Грибы, которые не беру, я:

а) не трогаю;

б) сбиваю палкой;

в)  наступаю на них ногой.

7.        Вы были на пикнике, и у вас накопился мусор. Как вы с ним
обычно поступаете?

а). Оставляем там, где отдыхали.

б)        Собираем и увозим домой.

в)        Съедобные остатки закапываем, бутылки и пакеты от-
возим в мусоросборник.

г)        Мусор собираем в пакет, который выбрасываем подальше
в лесу.

Загадки

Что в решете не унесешь? (Воду.)

По какой дороге полгода ездят и полгода ходят? (По реке.)

Зимой - спит, а летом - шумит. (Река, ручей.)

День и ночь кричит, а голос не устает. (Водопад.)

 Кругом вода, а с питьем беда. (Море.)

 Дышит, растет, а ходить не может. (Растение.)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево.)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)

Зелена, а не луг,

Белена, а не снег,

Кудрява, а не человек. (Береза.)

Рассказы и стихи о лесе

Перед соловушкой стыдно

Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели обедать. Вынули из сумки хлеб с маслом, яйца. Только закончили обед - рядом запел соловей. Девочки не шевелились, слушали прекрасную песню.

Соловей кончил петь. Оля собрала остатки своей еды, бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки, хлебные крошки и положила в сумку.

Оля спросила Лиду, зачем она берет с собой мусор. Ведь они в лесу. Их никто не видит.

-Стыдно... перёд соловушкой, - ответила Лида.

Лес - это не просто деревья

Рано утром мы с мамой и папой снова отправились в лес.

-Где же лес? - спросил я папу. - Никакого леса там нет. Просто много-много деревьев... и все...

-Нет, не все, - говорит папа. - Лес - это не просто много деревьев, это целый мир. Но открывается царство леса только очень внимательно му человеку. Царство леса состоит как бы из нескольких этажей. В лесу есть и подземелье. Там, под землей, живут в норках и маленькие мыши, и большие барсуки. В первом наземном этаже - в траве и опавшей ли стве - живут разные насекомые. Второй этаж - кустарник - место, где обитают некоторые птицы: здесь они вьют свои гнезда. Другие птицы живут на самом верхнем этаже - на деревьях.

Зяблик

Хотел иметь я птичку

И денег накопил,

И вот на птичьем рынке

Я зяблика купил.

Сидел мой зяблик в клетке

 И зернышки клевал И, как в лесу на ветке,

Все пел и распевал.

Ребята заходили

На зяблика смотреть,

И каждому хотелось

Такого же иметь.

Я с зябликом возился,

Хоть много было дел.

А через две недели

Певец мне надоел.

Однажды я за город

Уехал на три дня,

И он на это время

Остался без меня.

Когда же из деревни

Вернулся я домой,

 Лежал в пустой кормушке

Голодный зяблик мой.

Я спас его от смерти –

Я выходил его

И выпустил на волю

Живое существо.

Хотят ко дню рожденья

Мне подарить щенка,

 Но я сказал: «Не надо!

Я не готов пока!»

Весенняя прогулка

Сидели на опушке,

 На солнечной полянке,

Две девочки-подружки,

Две юных горожанки.

 Звенели птичьи трели,

И девочки смотрели,

Как все вокруг блестело,

 Сверкало, шелестело,

Как плещутся верхушки

Зеленою волною...

Сказали две подружки: —

- Как хорошо весною!

Какой тут воздух чистый!

Какой дубок ветвистый!

Ушли две ученицы,

Две юных горожанки...

Поют, как прежде, птицы

На солнечной полянке,

 Несется птичий гомон,

Но весь дубок обломан,

 А травка под ольхою

Покрыта шелухою.

Чего здесь только нету!

От семечек пакеты,

 Трамвайные билеты,

 Бумажки от ирисок... (Продолжить можно список)

Все словно потускнело!

 Ушли две горожанки –

Теперь им нету дела

До солнечной полянки.

Шумит дубок ветвистый

Оставшейся листвою,

Качает головою:

«Какие эгоисты! Какие эгоисты!»

Беда (Рассказ лесника)

Перед первомайским праздником возвращался я из города, как вдруг заметил над лесом высокий столб дыма. Горела вырубка.

По краю пожарища бегали люди. Ветками и лопатами сбивали пламя. Это лесники не пускали пожар в высокий лес. Я побежал за помощью.

Я съездил за водой, и мы долго ходили с ведрами, заливали тлеющие пни. Уже поздно вечером в поселке мы узнали, что вырубку подожгли наши поселковые ребята. Они играли - жгли траву вдоль дороги. Ветром огонь перебросило на вырубку. Школьники испугались и убежали.

На следующий день я снова пришел на вырубку. Я прошел пожа рищем и в одной из борозд наткнулся на тетеревиное гнездо. Там было четыре яйца. Я услыхал тихий плач. Это был ежик. Пожар застал его врасплох. Колючки на правом боку были опалены и спеклись жесткой коркой.

Ежик лежал, привалившись боком к снежной кромке. От глаз его, вниз, по щекам протянулись две влажные темные полоски. Ежик плакал.

Я снял кепку, нарвал в него сырого мха и положил несчастного в сырую постель.

После того как колхозный ветеринар промыл и смазал пахучей ма зью обожженный бок, ежу полегчало. Он перестал стонать и только изредка громко вздыхал.

Дома я устроил ему моховое гнездышко. Жена принесла в блюдце mi шока, и мы пытались накормить его через пипетку. Есть ежик не стал. ()м лежал, прикрыв глаза, и нос у него был горячий и сухой.

К вечеру пошел дождь, и мы вынесли больного на веранду. Под Шелест капель ежик заснул. Я сидел около него, слушал дождь, смотрел, как он дышит, и был уверен, что дело пойдет на поправку. Утром зверёк лежал в той же позе, и нос его был совсем холодным. Мне он показался даже ледяным.

Я завернул ежа в платок и пошел в школу. Я рассказал школьникам о пожаре, о том, сколько труда было потрачено лесниками, чтобы вы растить сосенки. Еще я рассказал им про тетеревиное гнездо и показал мертвого ежа.

Ребята молчали. Да и что было говорить. Они, конечно же, по нимали, какую страшную беду накликали на лес. Они стояли вокруг меня и усердно пытались разглядеть носки своих ботинок. Казалось, впервые увидели...

Горелую вырубку я засаживал уже сам. И школьники мне помогали.

Информация для учителя. Клещевой энцефалит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".

Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....

Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....

Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"

Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы" УМК "Начальная школа 21 века"

Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В нём используются проблемные вопросы, ситуации, побуждающий диалог. Проблемно-диалогическое обучение является средством для фор...