Программа внеурочной деятельности (кружок) «Край мой Смоленский»
рабочая программа (3, 4 класс)
Курс «Край мой Смоленский» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.
Основные цели курса
- Формирование у учащихся целостной картины окружающего мира.
- Привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 51.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
города Сафоново Смоленской области
Рассмотрено На заседании МО Протокол №____ От «___» ________ 20___г. Руководитель МО ________/________________ ФИО | Cогласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №8» ________/________________ ФИО «_____»_________20___г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №8» ________/________________ ФИО «_____»_________20___г. |
Программа внеурочной деятельности (кружок)
«Край мой Смоленский»
3-4 класс
Учитель: Вакулко Татьяна Владимировна
2019 – 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» / C. А. Болотова – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век», 2006.
Актуальность программы заключается в отражении в ее содержании комплексно-системного подхода к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Основные цели курса
- Формирование у учащихся целостной картины окружающего мира.
- Привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса
- Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города (села), области в истории России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края.
- Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения ориентироваться в своем родном городе (селе), умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины на II ступени образования.
- Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село); желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.
При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребенка.
В целом курс «Край мой Смоленский» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.
Рабочая программа рассчитана на 2 учебных года по 34 часа в год (по 1 часу в неделю).
Результаты освоения курса
Личностные
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;
получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные
- научится планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- научится выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- научится проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- научится самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- научится использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
- научится, используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- научится на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- научится узнавать символику Смоленской области, города;
- научится описывать достопримечательности Смоленщины;
- научится использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- научится осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
- научится работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой регион и его главный город;
- научится устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- научится устанавливать аналогии.
получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные
- научится понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- научится ориентироваться на позицию партнера в общении;
- научится учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
К концу 3 класса учащиеся должны знать (по природно-географическому краеведению):
- географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
- особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;
- названия некоторых рек, озер и водохранилищ Смоленской области
- названия некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;
- меры по охране природы в Смоленской области;
- нахождение некоторых особо охраняемых природных территорий Смоленской области;
- правила поведения в природе.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь (по природно-географическому краеведению):
- определять, находить и показывать на географических картах или картах-схемах изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
- различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;
- различать охраняемые растения и животных Смоленского края;
- выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходимость их соблюдения;
- подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природно-краеведческого содержания на основе материалов учебного пособия по краеведению, а также дополнительных источников;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изг. отдельные модели природно-географических объектов
К концу 4 класса учащиеся должны знать (по культурно-историческому краеведению):
- как называли предков смолян, основные их занятия;
- торговые связи смолян в древности;
- названия древних городов Смоленщины;
- современную символику Смоленщины (герб, флаг);
- причины возведения в Смоленске крепостной стены;
- названия некоторых башен Смоленской крепости;
- героические страницы смоленской земли: битва с монголо-татарами, война с Польшей 1609- 1611 гг., Отечественная война 1812 года, война с Германией 1941-1945 гг.
- памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
- награды Смоленска и области;
- имена некоторых земляков, прославивших родной край;
- виды жилищ, утварь и предметы быта наших предков;
- элементы костюма смолян в древности;
- названия некоторых блюд, которые любили наши предки;
- названия некоторых календарных, религиозных, семейных праздников;
- День города Смоленска;
- некоторые игры и хороводы прошлых лет;
- историю возникновения письменности у наших предков;
- виды православных храмов и их внутреннее устройство;
- название самой почитаемой на Смоленщине иконы;
- названия некоторых объектов культуры Смоленской области, созданных для детей;
- элементарные правила поведения и охраны памятников и памятных мест истории и культуры
К концу 4 класса учащиеся должны уметь (по культурно-историческому краеведению):
- определять, находить и показывать на исторических картах, планах города, картах-схемах исторические и культурные объекты;
- подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;
- проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
- оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели культурно-исторических объектов;
- сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение в развитии государства Российского;
- соблюдать правила поведения за обеденным столом;
- играть в подвижные игры, пришедшие к нам из прошлого;
- выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников.
Содержание
Блок I. Мир природы
Вводное занятие
Введение в блок «Мир природы». Рассматривание книги «Мир природы», знакомство с ней.
Природные особенности.
Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края: равнина, холм, овраг.
Климат нашего края.
Почвы Смоленщины: суглинистые, песчаные, супесчаные, торфяно-болотистые. заболоченные, подзолистые, дерново-подзолистые. Их состав. Охрана почв.
Основатель научного почвоведения В.В. Докучаев.
Полезные ископаемые.
Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края: песок, глина, известняк, доломиты, мел, торф, бурый уголь, сапропель, минеральные воды и др. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.
Водоемы.
Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.
Реки Смоленской области. Река Днепр, ее притоки: река Десна и река Сож. Река Каспля – приток Западной Двины. Река Вазуза приток Волги.
Озера Смоленской области: Акатовское, Баклановское, Сашно и др.
Искусственные водоемы: пруды и водохранилища (Вазузское, Яузское, Деснинское).
Растения.
Разнообразие растительного мира нашего края. Растения хвойных и лиственных лесов. Растения заливных, низинных и суходольных лугов. Растительность верховых и низинных болот. Охрана лесов, лугов, болот.
Грибы.
Грибы нашего края. Особенности строения и использования.
Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Смоленский лен.
Лен – культурное растение. Его виды: лен-долгунец, лен масличный. Выращивание льна на Смоленщине.
Продукция смоленского льнокомбината.
Музей «Смоленский лен».
Животные нашего края.
Разнообразие животного мира нашей области: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности внешнего вида, строения и жизни (на примере отдельных представителей).
Приспособленность животных к условиям жизни.
Редкие животные нашего края, меры по их охране.
Охрана природы.
Представление об экологических проблемах нашего края.
Охрана природы в нашем крае. Красная книга природы. Красная книга Смоленской области.
Категории охраняемых объектов природы: исчезающие, сокращающиеся, редкие, неопределенные и восстановленные виды.
Законы об охране природы. Особо охраняемые природные территории: природные заповедники, природные заказники, памятники природы, национальные парки и др. Правила поведения в природе.
Проверьте себя.
Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.
Обобщение изученного материала.
Способность ориентироваться в понятиях и терминах: краеведение, природоведение, география, климатология, почвоведение, геология, гидрогеология, гидрология, лимнология, ботаника, микология, биология, зоология, ихтиология, орнитология, энтомология, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери), экология.
Практическая работа: нахождение объектов на географических картах или картах-схемах; наблюдение за изменениями природы в своей местности; рассматривание образцов полезных ископаемых; рассматривание образцов растений нашего края; рассматривание (или сбор) съедобных грибов; составление правил сбора грибов; наблюдение за животными родного края; деятельность по охране природы; изготовление кормушек для птиц.
Экскурсии: на местный водоем, в лес (парк), в музей «Смоленский лен».
Блок II. Мир истории
Вводное занятие
Введение в блок «Мир истории». Рассматривание книги «Мир истории» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся по истории родного края.
Наши предки
Кривичи - предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение.
Смоленск - древний город кривичей.
«Из варяг в греки»
Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.
Города Смоленщины
Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города Смоленщины: Смоленск (IX в.), Рославль (XII в.), Дорогобуж (XII в.), Ельня (XII в.), Вязьма (XIII в.), Рудня (XIV в.), Велиж (XV в.), Поречье (Демидов) - XV в.
История древнего города Вержавска.
Герб и флаг области
Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области. Геральдист Г.В. Ражнев.
Смоленская крепостная стена. Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь. |
Военное прошлое. Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства. Битва с монголо-татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском. Война с Польшей 1609 — 1611 гг. Героическая оборона Смоленска 1609 - 1611 гг. Главное значение Смоленского сражения. Отечественная война 1812 года. Сражение за Смоленск, его значение. Партизанское движение на территории Смоленщины. Война с Германией 1941 - 1945 гг. Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Рождение Красной Гвардии под Ельней. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. День освобождения города (села) от немецко-фашистских захватчиков. |
Награды Смоленщины. Последствия войны и оккупации. Трудовые подвиги смолян. Восстановление Смоленщины. Награды города и области. Смоленск - город-герой (1985 г.). |
Места боевой славы. Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине. |
Наши земляки. Люди, прославившие наш край: первый космонавт Юрий Гагарин; создатель русской классической музыки композитор Михаил Глинка; поэты: Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков; гениальный флотоводец Павел Нахимов: первооткрыватель Центральной Азии-Михаил Пржевальский и другие. |
Проверьте себя. Контрольное занятие. Контрольный срез знаний. Обобщение изученного материала. Способность ориентироваться в понятиях и терминах: предки (кривичи), потомки, история, археология, герб, флаг, геральдика, вексиллология, фалеристика. Практическая работа: нахождение объектов на исторических картах или картах-схемах; рассматривание гербов городов Смоленской области; рассматривание башен крепостной стены; сопоставление фактов военного прошлого родного города (села); рассматривание образцов (значков) орденов Ленина, Отечественной войны I степени, медали «Золотая звезда»; чтение произведений поэтов и писателей, родившихся на Смоленщине. Экскурсии в исторический музей, по родному городу (селу); по Смоленской крепостной стене; в музей «Смоленщина в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». |
Блок III. Мир культуры |
Вводный урок Введение в блок «Мир культуры». Рассматривание книги «Мир культуры» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся о культуре родного края. |
Жилища и предметы быта. Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь. |
Как одевались в старину. Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, насовка, передник, штаны, пояс и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда. |
Что ели наши предки. Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом. |
Праздники. Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные и другие. Современные праздники. Порядок и время их проведения. |
Игры и хороводы. Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы. |
Письменность. История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» - древнейший памятник русской письменности |
Храмы и монастыри. Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области |
Культура Смоленщины сегодня. Современная культурная жизнь нашего края. Театры, студии, планетарий, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы для детей Смоленщины. |
Проверьте себя. Обобщение изученного материала Способность ориентироваться в понятиях и терминах: утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись, «гороушна», храм, монастырь, икона, экскурсия, экскурсовод, экскурсант, экспозиция, экспонат, народоведение, кулинария, этнография, этимология, педагогика, социология. Практическая работа: рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города (села); разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; посещение областной филармонии, рассматривание картин С.И. Иванова «Семья» и М. Нестерова «Святая Русь». Экскурсии: в районный краеведческий музей, в местный храм. Заключительное занятие (1 час). Обобщение знаний, умений, навыков учащихся по всему курсу «Азбука Смоленского края». |
Методы, формы и приёмы работы
- беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранов, героями, сбор материала для краеведческого уголка.
- занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города, уроки - путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и другие.
- сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значений событий и др.; конкурсы рисунков, конкурс технического мастерства, сочинения.
По итогам изучения тем каждого раздела программы ребята оформляют творческие отчеты, проводят конкурс рисунков и другие работы.
Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, обучающиеся усваивают основы природно-географического, культурно-исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.
Предполагается проведение семейных вечеров с участием детей, родителей, бабушек, дедушек, учителей на темы «Богатство родной природы», «Праздники в нашей семье» и др.
Учебно-методическое обеспечение:
- Азбука Смоленского края: Учеб. пособие по краеведению. Мир природы/ C.А. Болотова - Смоленск: Русич, 2008.
- Азбука Смоленского края: Учеб. пособие по краеведению. Мир истории/ C.А. Болотова, О.В. Сибиченков. - Смоленск: Русич, 2008.
- Азбука Смоленского края: Учеб. пособие по краеведению. Мир культуры/ C.А. Болотова, О.В. Сибиченков. - Смоленск: Русич, 2008.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
3 класс | ||
1 четверть (9 ч) | ||
Мир природы | ||
Вводный урок по разделу «Мир природы» | 06.09 | |
Природные особенности: географическое положение, площадь, рельеф и климат Смоленской области. Практическая работа «Нахождение объектов на географических картах или картах -схемах» | 13.09 | |
Почвы Смоленской области. Практическая работа «Наблюдение за изменениями природы в своей местности» | 20.09 | |
Проект «Берегите почву» | 27.09 | |
Полезные ископаемые. Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых» | 04.10 | |
Водоёмы Смоленщины | 11.10 | |
Урок - экскурсия к местному водоёму | 18.10 | |
Растения леса нашего края | 25.10 | |
Закрепление пройденного материала | 01.11 | |
2 четверть (7 ч) | ||
Растения луга нашего края | 15.11 | |
Растения болота нашего края. Практическая работа «Рассматривание образцов растений нашего края» | 22.11 | |
Грибы. Практическая работа «Рассматривание съедобных грибов. Составление правил сбора грибов» | 29.11 | |
Экскурсия в музей «Смоленский лен» | 06.12 | |
Животные Смоленской области: насекомые, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. Практическая работа «Наблюдение за животными родного края» | 13.12 | |
Птицы Смоленской области | 20.12 | |
Проект. Изготовление кормушек для птиц. | 27.12 | |
3 четверть (10 ч) | ||
Млекопитающие нашего края | 17.01 | |
Охрана природы | 24.01 | |
Проект. Изготовление книжки - малышки «Природа края в опасности» | 31.01 | |
Проверь себя | 07.02 | |
Экскурсия в лес | 14.02 | |
Мир истории | ||
Вводный урок | 21.02 | |
Наши предки. Практическая работа «Нахождение объектов на исторической карте» | 28.02 | |
Из варяг в греки. Практическая работа «Нахождение пути на исторической карте» | 06.03 | |
Урок творчества. Практическая работа «Изготовление модели ладьи» | 13.03 | |
Города Смоленщины. Практическая работа «Нахождение древних городов на карте» | 20.03 | |
4 четверть (8 ч) | ||
Герб и флаг нашей области. Практическая работа «Рассматривание гербов городов Смоленской области» | 03.04 | |
Урок творчества. Практическая работа «Составление герба нашей местности» | 10.04 | |
Смоленская крепостная стена. Практическая работа «Рассматривание башен крепостной стены» | 17.04 | |
Урок творчества. Практическая работа «Изготовление макета стены» | 24.04 | |
Наши земляки. Первый космонавт Ю. А. Гагарин | 08.05 | |
Наши земляки. Создатель русской классической музыки композитор М. И. Глинка | 15.05 | |
Наши земляки. Поэт - песенник М. И. Исаковский | 22.05 | |
Экскурсия в исторический музей. | 29.05 | |
№ | Тема | Дата |
4 класс | ||
1 четверть (9 ч) | ||
Мир истории | ||
Введение | ||
Наши земляки. Гениальный флотоводец П. С. Нахимов | ||
Наши земляки. Поэт Н. И. Рыленков | ||
Наши земляки. Первооткрыватель Центральной Азии Н. М. Пржевальский | ||
Наши земляки. Поэт А. Т. Твардовский | ||
Практическая работа «Чтение произведений поэтов и писателей, родившихся на Смоленщине» | ||
Война с монголо - татарами | ||
Война с Польшей | ||
Закрепление пройденного материала | ||
2 четверть (7 ч) | ||
Отечественная война 1812 года | ||
Война с Германией 1941 - 1945 годов | ||
Урок - экскурсия в музей Смоленщины ВОВ 1941 - 1945 годов | ||
Награды Смоленщины. Практическая работа «Рассматривание образцов (значков) орденов и медалей» | ||
Урок - экскурсия по местам Боевой Славы | ||
Проверь себя | ||
Обобщающий урок по разделу « Мир истории» | ||
3 четверть (10 ч) | ||
Мир культуры | ||
Вводный урок | ||
Жилища и предметы быта. Практическая работа «Рассматривание предметов быта наших предков» | ||
Урок творчества. Практическая работа «Изготовление макета избы» | ||
Как одевались в старину | ||
Урок творчества. Практическая работа «Рассматривание одежды, обуви, головных уборов, украшений наших предков» Составление коллекции одежды «Мода прошлых лет» | ||
Что ели наши предки. Практические работы «Сопоставление прежних и современных правил поведения за столом» | ||
Урок - праздник «Русская кухня» | ||
Праздники | ||
Игры и хороводы. Практическая работа «Разучивание игр и хороводов» | ||
Урок - праздник с играми и хороводами | ||
4 четверть (8 ч) | ||
Письменность | ||
Проект «Изготовление рукописной книги» | ||
Экскурсия в краеведческий музей города. | ||
Храмы и монастыри Смоленщины. Экскурсия в местный храм. Практическая работа «Рассматривание внутреннего устройства храма» | ||
Урок творчества. Практическая работа «Изготовление модели церкви или колокольни» | ||
Культура Смоленщины сегодня. Экскурсия по городу. Практическая работа « Составление правил поведения у памятников истории и культуры» | ||
Проверь себя | ||
Обобщение по разделу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению кружок "Край родной, познакомимся с тобой".
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа предназначена для обучающихся 3 класса и рас...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края 3-4 классы"
Пояснительная записка, поурочное планирование "Азбука Смоленского края 3-4 классы"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края" 3-4 классы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Программа внеурочной деятельности «Край мой Смоленский» 4 класс
Основные цели курсаФормирование у учащихся целостной картины окружающего мира.Привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и прир...
Программа внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края" 1-4 класс
Изучение культуры, природы и истории родного края...
Программа внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края" 1-4 класс
Изучение культуры, природы и истории родного края...