Программа внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края" 1-4 класс
рабочая программа (4 класс)

Изучение культуры, природы и истории родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_smolenskogo_kraya.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Принято»

на  заседании педагогического совета

Протокол № __1____

от «__30_»__08___2022г.

«Утверждаю»

Директор школы

____________________

Мачульский С.И.

Приказ №______

от «___» _______2022г.

Сметанинская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

духовно- нравственного направления

«Азбука Смоленского края»

для обучающихся 3-4 класса

срок реализации 2 года

Автор: Гурская О.В.

2022-2023 учебный год

 «Азбука Смоленского края»

Результаты изучения курса

Личностные действия:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах
  • прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
    приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

получит возможность для формирования:

  •  основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
    эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
    Регулятивные действия: 
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Смоленской области, города;
  • описывать достопримечательности Смоленщины;
    использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
    находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
    строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;  
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

 научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Содержание курса

Вводное занятие (1 час).

   Знакомство детей с задачами регионального курса, с комплектом учебников «Азбука Смоленского края», иллюстрациями данного учебного пособия, его структурой.

Блок I. Мир природы (22 часа).

   Вводное занятие (1 час).

   Введение в блок «Мир природы». Рассматривание книги «Мир природы», знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся о природно-географических особенностях родного края.

   Природные особенности.

   Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края: равнина, холм, овраг.

   Климат нашего края.

   Почвы Смоленщины: суглинистые, песчаные, супесчаные, торфяно-болотистые. заболоченные, подзолистые, дерново-подзолистые. Их состав.       Охрана почв.

   Основатель научного почвоведения В.В. Докучаев.

   Полезные ископаемые.

   Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края: песок, глина, известняк, доломиты, мел, торф, бурый уголь, сапропель, минеральные воды и др. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.

   Водоемы.

   Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте.  Использование и охрана водоемов.

   Реки Смоленской области. Река Днепр, ее притоки: река Десна и река Сож. Река Каспля - приток Западной Двины. Река Вазуза    приток Волги.

   Озера Смоленской области: Акатовское, Баклановское, Сашно и др.

Искусственные водоемы: пруды и водохранилища (Вазузское, Яузское, Деснинское).

   Растения.

   Разнообразие растительного мира нашего края. Растения хвойных и лиственных лесов. Растения гштивных, низинных и суходольных лугов. Растительность верховых и низинных болот. Охрана лесов, лугов, болот.

   Грибы.

   Грибы нашего края. Особенности строения и использования.

Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

   Смоленский лен.

   Лен - культурное растение. Его виды: лен-долгунец, лен масличный. Выращивание льна на Смоленщине.

Продукция смоленского льнокомбината.

Музей «Смоленский лен».

   Животные.

   Разнообразие животного мира нашей области: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности внешнего вида, строения и жизни (на примере отдельных представителей).

Приспособленность животных к условиям жизни.

Редкие животные нашего края, меры по их охране.

   Охрана природы.

   Представление об экологических проблемах нашего края.

Охрана природы в нашем крае. Красная книга природы. Красная книга Смоленской области.

   Категории охраняемых объектов природы: исчезающие, сокращающиеся, редкие, неопределенные и восстановленные виды.

   Законы об охране природы. Особо охраняемые природные территории: природные заповедники, природные заказники, памятники природы, национальные парки и др. Правила поведения в природе.

   Проверьте себя.

   Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.

Обобщение изученного материала.

   Способность ориентироваться в понятиях и терминах: краеведение, природоведение, география, климатология, почвоведение, геология, гидрогеология, гидрология, лимнология, ботаника, микология, биология, зоология, ихтиология, орнитология, энтомология, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери), экология.

   Практическая работа: нахождение объектов на географических картах или картах-схемах; наблюдение за изменениями природы в своей местности; рассматривание образцов полезных ископаемых; рассматривание образцов растений нашего края; рассматривание (или сбор) съедобных грибов; составление правил сбора грибов; наблюдение за животными родного края; деятельность по охране природы; изготовление кормушек для птиц.

   Экскурсии (по возможности): на местный водоем, в лес (парк), в музеи «Смоленский лен», «Природа Смоленщины», в национальный парк «Смоленское Поозерье».

Блок II. Мир истории (26 часов).

   Вводное занятие (1 час).

   Введение в блок «Мир истории». Рассматривание книги «Мир истории» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся по истории родного края.

   Наши предки.

   Кривичи - предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение.

Смоленск - древний город кривичей.

   «Из варяг в греки».

   Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.

   Города Смоленщины.

   Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города Смоленщины: Смоленск (IX в.), Рославль (XII в.), Дорогобуж (XII в.), Ельня (XII в.), Вязьма (XIII в.), Рудня (XIV в.), Велиж (XV в.), Поречье (Демидов) - XV в.

История древнего города Вержавска.

   Герб и флаг области.

   Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области. Геральдист Г.В. Ражнев.

   Смоленская крепостная стена.

   Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.

   Военное прошлое.

   Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.

Битва с монголо-татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском.

   Война с Польшей 1609 — 1611 гг. Героическая оборона Смоленска 1609 - 1611 гг. Главное значение Смоленского сражения.

Отечественная война 1812 года. Сражение за Смоленск, его значение. Партизанское движение на территории Смоленщины.

   Война с Германией 1941 - 1945 гг. Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Рождение Красной Гвардии под Ельней. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. День освобождения города (села) от немецко-фашистских захватчиков.

   Награды Смоленщины.

   Последствия войны и оккупации. Трудовые подвиги смолян. Восстановление Смоленщины. Награды города и области. Смоленск - город-герой (1985 г.).

   Места боевой славы.

   Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине.

   Наши земляки.

   Люди, прославившие наш край: первый космонавт Юрий Гагарин; создатель русской классической музыки композитор Михаил Глинка; поэты: Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков; гениальный флотоводец Павел Нахимов: первооткрыватель Центральной Азии-Михаил Пржевальский и другие.

   Проверьте себя.

   Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.

Обобщение изученного материала.

   Способность ориентироваится в понятиях и терминах: предки (кривичи), потомки, история, археология, герб, флаг, геральдика, вексиллология, фалеристика.

   Практическая работа: нахождение объектов на исторических картах или картах-схемах; рассматривание гербов городов Смоленской области; рассматривание башен крепостной стены; сопоставление фактов военного прошлого родного города (села); рассматривание образцов (значков) орденов Ленина, Отечественной войны I степени, медали «Золотая звезда»; чтение произведений поэтов и писателей, родившихся на Смоленщине.

   Экскурсии (по возможности) в исторический музей, по родному городу (селу), по Смоленской крепостной стене, в музей «Смоленск - щит России»; в музей «Смоленщина в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», по местам боевой славы, в места рождения наших земляков, прославивших Смоленскую область.

Блок III. Мир культуры (18 часов).

   Вводное занятие (1 час).

   Введение в блок «Мир культуры». Рассматривание книги «Мир культуры» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся о культуре родного края.

   Жилища и предметы быта.

   Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ.

   Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.

   Как одевались в старину.

   Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, насов-ка, передник, штаны, пояс и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

   Что ели наши предки.

   Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

   Праздники.

   Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные и другие. Современные праздники. Порядок и время их проведения.

   Игры и хороводы.

   Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.

   Письменность.

   История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.

   «Гороушна» - древнейший памятник русской письменности.

   Храмы и монастыри.

   Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

   Культура Смоленщины сегодня.

   Современная культурная жизнь нашего края. Театры, студии, планетарий, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы для детей Смоленщины.

   Проверьте себя.

   Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.

Обобщение изученного материала.

   Способность ориентироваться в понятиях и терминах: утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись, «гороушна», храм, монастырь, икона, экскурсия, экскурсовод, экскурсант, экспозиция, экспонат, народоведение, кулинария, этнография, этимология, педагогика, социология.

   Практическая работа: рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города (села); разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; посещение областной филармонии, рассматривание картин СИ. Иванова «Семья» и М. Нестерова «Святая Русь».

   Экскурсии (по возможности): в районный краеведческий музей, в местный храм, в музей «Русская кузница», в музей «Теремок», в художественную галерею, в Центр по охране и использованию памятников истории и культуры.

   Заключительное занятие (1 час). Обобщение знаний, умений, навыков учащихся по всему курсу «Азбука Смоленского края».

   

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс - 34 часа

№ п/п

Название тем урока

Кол-во

уроков

Сроки

Мир культуры

1

Вводный урок

1

2

Жилища и предметы быта

1

3

Урок творчества. Изготовление макета избы

1

4

Как одевались в старину

1

5

Урок творчества. Составление коллекции одежды «Мода прошлых лет»

1

6

Что ели наши предки

1

7

Урок – праздник «Русская кухня»

1

8

Праздники

1

9

Игры и хороводы

1

10

Урок – праздник с играми и хороводами

1

11-12

Письменность

2

13

Урок творчества. Изготовление рукописной книги

1

14-15

Храмы и монастыри Смоленщины

2

16

Урок творчества. Изготовление модели церкви или колокольни

1

17

Урок экскурсия «Культура Смоленщины сегодня»

1

18

Проверьте себя

1

19

Обобщение по разделу

1

Мир природы

14

20-21

Природные особенности Смоленской области

2

22

Почвы Смоленской области

1

23

Урок творчества. Выпуск стенгазеты «Берегите почву!»

1

24

Полезные ископаемые

1

25

Водоёмы Смоленщины

1

26

Урок- экскурсия к местному водоёму

1

27

Закрепление пройденного материала

1

28

Растения леса нашего края

1

29

Растения луга нашего края

1

30

Растения болота нашего края

1

31

Грибы

1

32

Проект «Съедобные и несъедобные грибы»

1

33

Проверь себя

1

34

Промежуточная аттестация

1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс - 34 часа

№ п/п

Название тем урока

Кол-во

уроков

Сроки

Мир природы

8

1

Вводный урок

1

2-3

Животные Смоленской области

2

4

Птицы Смоленской области

1

5

Урок творчества. Изготовление кормушек для птиц

1

6

Млекопитающие нашего края

1

7

Охрана природы

1

8

Проверь себя

1

9

Обобщение по разделу

1

Мир истории

26

10

Наши предки

1

11

«Из варяг в греки»

1

12

Урок творчества. Изготовление модели ладьи

1

13-14

Города Смоленщины

2

15

Герб и флаг нашей области

1

16

Урок творчества. Составление герба своей местности

1

17

Смоленская крепостная стена

1

18

Урок творчества. Изготовление макета крепостной стены

1

19

Война с монголо-татарами под Смоленском

1

20

Война с Польшей 1609-1611гг.

1

21

Отечественная война 1812 года

1

22

Война с Германией 1941-1945 гг.

1

23

Урок – экскурсия в школьный музей.

1

24

Награды Смоленщины

1

25

Урок – экскурсия по местам боевой славы

1

26-29

Наши земляки

1

30

Проект «Наши земляки»

1

31

Обобщение по разделу

1

32

Промежуточная аттестация

1

33

Обобщение по курсу «Азбука смоленского края»

1

34

Видео экскурсия «Моя Смоленщина»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Смоленск в веках", посвящённое празднованию 1150 - летия города Смоленска.

Мероприятие по назначению - культурно - воспитательное, по содержанию - историческое. Данное мероприятие, используя средства ИКТ, связывает прошлое и настоящее родного края,знакомит учащихся с несколь...

Классный час "Урок мужества "Город- герой Смоленск" 2-4 класс

Военное прошлое нашего любимого города....

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Календарно- тематическое планирование "Азбука Смоленского края" 3 класс

Календарно- тематическое планирование "Азбука Смоленского края" 3 класс.МБОУ Стодолищенская СШ Лубова Г.А....

Приказ Департамента Смоленской области "Об утверждении состава ГЭК Смоленской области"

Приказ Департамента Смоленской области "Об утверждении состава ГЭК Смоленской области по проведению ГИА в 2018/2019 учебном году...

Программа внеурочной деятельности «Край мой Смоленский» 4 класс

Основные цели курсаФормирование у учащихся цело­стной картины окружающего мира.Привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и прир...