«Устное народное творчество кубанских казаков» (Внеклассное мероприятие)
план-конспект занятия (4 класс)
Цели и задачи:
-познакомить учащихся с народным творчеством кубанских казаков;
-формировать целостное восприятие детского фольклора;
-развивать эмоциональную сферу детей;
-воспитывать уважительное отношение к народному творчеству, любовь к родному краю.
Оборудование:
выставка книг на тему «Песни Кубани»,
рисунки учащихся на тему «Родной край»,
записи песен в исполнении Кубанского казачьего хора,
уголок, инсценированный под казачью улицу,
костюмы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Устное народное творчество кубанских казаков»
(Внеклассное мероприятие)
Подготовила учитель
начальных классов
МБОУ СОШ №4
Рудакова Алла Николаевна
2019 год
Цели и задачи:
-познакомить учащихся с народным творчеством кубанских казаков;
-формировать целостное восприятие детского фольклора;
-развивать эмоциональную сферу детей;
-воспитывать уважительное отношение к народному творчеству, любовь к родному краю.
Оборудование:
выставка книг на тему «Песни Кубани»,
рисунки учащихся на тему «Родной край»,
записи песен в исполнении Кубанского казачьего хора,
уголок, инсценированный под казачью улицу,
костюмы детей.
Ход мероприятия.
Ведущий.
Когда солнышко катилось к закату, приходили за околицу красны девицы да добры молодцы. Позади трудовой день: и сено косили, и в лес ходили, рыбы успели наловить.
Делу время – потехе час.
Собираются за околицей, чтобы песни любимые попеть, хороводы поводить, добрым словом перемолвиться. А околица – это конец деревни.
Ученик:
Собрались все подруженьки вместе,
Заиграла двухрядка – гармонь.
И поплыли душевные песни,
Зажигая на сердце огонь.
Хороши вечера на Кубани,
Ароматом станицы полны,
Приходи дорогой, на свиданье,
Полюбуемся счастьем весны.
Ведущий.
Возвращается вечером в станицу стадо. Пастухи играют – загоняйте, хозяюшки, домой скотину. Не было лучше кормилицы, чем корова.
Ученик.
Раным - рано по утру
Пастушок «ту-ру-ру-ру»
А коровки в лад ему
Затянули « му-му-му»!
Ты, буренушка, ступай,
В чисто поле, погуляй.
А вернешься вечерком
Нас напоишь молочком.
Ведущий.
Коровушка-буренушка – так ласково называют в народе корову. И песню о ней сложили.
(Исполнение песни учащимися)
Уж как я мою коровушку люблю,
Уж как я ли свежей травки ей нарву.
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, буренушка моя.
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была буренушка моя,
Чтобы сливочек буренушка дала.
Ведущий.
Пели песни грустные, печальные, вливающие в сердца раздумья и переживания. До боли сладостные, красивые и духовные песни, конечно же, относились прежде всего к несчастливой любви, горькой доли сиротинки – наймички, к тяжелой доле вражеской неволи. Пели песни о цветках, барвиночках, о красоте человеческой, о верности и дружбе. Песню любили, лелеяли – и потому-то вечерами, сидя за рукоделием, мужчины и женщины, парни и девушки так отдавались песне.
Ученик.
А уж припевки – частушки – это безбрежное море. Частушка – припевка добавляла радости и радушия, заставляя забыть невзгоды, веселила души, делала людей душевно богаче.
(Исполнение частушек детьми)
Мы – Кубанские девчата,
У меня коса большая,
На Кубани мы живем. Ленточка коротенька.
Мы кубанские припевки.
Про меня не думай, парень,
По-кубански пропоем.
Я еще молоденька.
Говорят, что я певунья
На Кубани хлеба много -
Это правда, не таю.
Сеют рис и сеют рожь.
Много песен я пропела.
На Кубани девчат много
Еще больше пропою.
Выбирай, какую хошь.
За Кубанью за рекой
Пашут наши трактора,
Я плясал на три ноги,
Мы кончаем петь припевки-
Потерял я сапоги.
Нам домой идти пора Оглянулся назад –
Сапоги мои лежат.
Мы частушки вам пропели,
Я надену платье бело,
И старались от души. Буду в нем красавица.
Хороши наши частушки Ну, кому какое дело?
Чем же мы не хороши? Гармонист мне нравится
Ученик.
Припасли мы для вас забавушки
На всякий вкус –
Кому сказку, кому правду,
Кому песенку.
Сценка разыгрывается учениками:
- Сынок, сходи за водой.
- Да живот болит.
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать зовет, надо идти!
Ведущий.
А как соберутся девицы да молодцы, тут и игре место найдется. Игры были почти всегда коллективными, по-спортивному азартными и требовали весьма высокого уровня физического развития, ловкости и быстрой реакции, смышлености.
Подростки – мальчишки увлекались игрой «Колодези». На прочной дощечке, уложенной в глубокую яму, клали мяч. По нему били битой – и мяч взлетал высоко вверх. Его ловили игроки, стоящие в «поле», приобретая право на очередной удар.
Играли в «Чехарду», «Третий лишний», пятнашки, «Колечко-колечко, выйди на крылечко»
Сейчас и мы поиграем.
Игра «Бой мешками на бревне»
(двое учащихся, стоя на бревне сбивают друг друга мешками, кто не устоит и упадет с бревна – проиграл, тот, кто остался – победитель. Игра требует не только физической силы, но и ловкости.)
Ведущий.
А теперь самое время загадки загадывать.
Я травы поем -
Две галочки
Зубы выточу,
Сидят на одной палочке (Ведро)
А песку хвачу-
Опять наточу (Коса) Залезла Варвара выше амбара
Не ест, не пьет,
Все в небо глядит(Труба на крыше)
И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей! (Хлеб) Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают.
Я все терплю,
Кланяется, кланяется, И всем добром плачу (Земля)
Придет домой – растянется(Топор)
Не князь по природе,
Течет – течет- не вытечет,
А ходит в короне (Петух)
Бежит – бежит – не выбежит. (Ручей)
Ученик.
Во время праздников дети пели колядки:
Коляд, коляд, коляндница
Дай мне, тетка, пятачок,
Добра с маком поляница
Я зайду в кабачок.
А без мака не така,
А не дашь пятака -
Дайте, тетка, пятака,
Возьму быка за рога,
Не дась пятака -
Отведу его в кабак
Возьму вола за рога,
И продам за пятак.
Поведу в кабак
Коляда, коляда
И продам за пятак!
Подавайте пирога!
Коляд, коляд, колядынь
Я у батьки одын .
Ученик.
Вот и солнышко село за дальний лес. Пора по домам. За околицей совсем тихо стало. До завтрашнего вечера расходятся, красны девицы да добры молодцы.
А мы продолжим.
Викторина пословиц. (Закончи пословицу)
Атаманом громада.........(крепка)
Терпи казак,-........(атаманом будешь.)
Без атамана казак..........(сирота)
Казаков мало.........(не бывает)
Не всем казакам в атаманах.....(быть)
На казаке и рогожа......(пригожа)
Добрый казак баче, где ....(атаман скаче)
Тот не казак, кто......(боится собак)
Ушел с поста-.......(пропустил врага)
Добрый казак не брезгает,-.....(что попало, то и трескает.)
Игра (по двум словам отгадай всю пословицу)
Коса-камень (Нашла коса на камень)
Лес-дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)
Шило-мешок (Шила в мешке не утаишь)
Дело-мастер (Дело мастера боится)
Язык-дело (Не спеши языком, торопись делом)
Труд-лень (Труд человека кормит, а лень-портит)
Хлеб-вода (Хлеб да вода-казацкая еда)
Холод-молод (Что там холод, коли казак молод)
Викторина “Подбери общерусский вариант”
Яки кориння, такэ и насиння. (Какие сани, такие и сами)
Яка мамка, така и лялька (Яблоко от яблони не далеко падает)
Бойся осэни, за нэю-зима. (Бойся осени, за нею зима)
Нэ всэ золото, шо блэстить. (Не все золото, что блестит)
Там хорошо, дэ нас нэма. (Хорошо там,где нас нет)
Слухав бы Бог пастуха, (На бога надейся, а сам не плошай)
так всэ стадо бы пэрэдохло.
Ведущий.
В наше время много создано песен. Писали их знаменитые земляки- В.Захарченко и Г.Пономаренко. Песня – бесценное богатство народа. По ее историческим и походным образцам можно представить историю страны, народов. По лирическим песням, а также по песням шуточного и плясового характера можно познать быт людей, их обычаи.
Звучит песня «Здравствуй, наша Кубань»
Здравствуй наша Кубань,
Тополиный край!
Наш Черноморский,
Наш Приазовский,
Наш Краснодарский край!
Здравствуй, наша Кубань,
Тополиный край!
С солнышком встанем,
Степи распашем,
Вырастим урожай.
Здравствуй наша Кубань,
Тополиный край!
Хлебом да солью,
Светлой любовью,
В гости друзей встречай!
Итог мероприятия:
- Что вам запомнилось?
- Правду ли говорят, что в песне душа народа?
- А какими вы представляете себе казаков?
- Какие качества характера воспитывались у казаков в игре?
- Как вы думаете, нужно ли сохранять традиции и культуру своего народа?
-Почему?
Используемая литература:
Паскевич Н.Я. «Любимый уголок земли», «Детские казачьи игры и забавы»,
И.Петрусенко «Кубань в песне»,
И.М.Бойко «Кубанские частушки и припевки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Устное народное творчество.
Данное мероприятие позволяет уточнить знания учащихся о жанрах устного народного творчества, способствует проявлению творческих способностей учащихся. Развивает речь, мышление, память, воспи...
Устное народное творчество кубанских казаков
Разработка мероприятия "Устное народное творчество кубанских казаков"...
"Устное народное творчество". Внеклассное мероприятие
На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию...
Устное народное творчество. Кубанские сказки.
Интегрированный урок кубановедения и литературного чтения....
Устное Народное творчество.2 класс.Внеклассное мероприятие.
Презентация к внеклассному занятию " Устное народное творчество" 2 класс....
- Мне нравится (2)