Устное народное творчество. Кубанские сказки.
методическая разработка (2 класс) по теме
Интегрированный урок кубановедения и литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок кубановедения и литературного чтения | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок кубановедения и литературного чтения
во 2 классе
Тема урока: Устное народное творчество. Кубанские сказки
Цели урока:
1.познакомить учащихся с особенностями кубанской сказки.
2.Формирование умения использовать кубанский говор в театрализации.
3.Воспитывать любовь к культурному наследию Кубани.
Оборудование сцены: (хатка деда с бабой, хата зайца, луг), костюмы сказочных героев (коза, волк, заяц, лиса. Медведь, мышь)
Литература: «Кубанские народные сказки и легенды» , Краснодар.:КГН-ТУ «отдел фольклора и этнографии».-2001 г.
I.Организационный момент.
Учащиеся входят в класс под музыку кубанской народной песни. Н.Сообщение темы и цели урока.
/появляется учитель в кубанском народном костюме с книгой в руках «Кубанские народные сказки и легенды»/.
-Ребятушки, красотушки. Сейчас мы отправимся в волшебный мир кубанской сказки. Могучие горы, степные просторы, Приморского берега грань... Леса,и поляны, сады и лиманы - Все это - родная Кубань. (В.Подкопаев). -Богато и разнообразно устное творчество Кубани. Это пословицы и поговорки, песни и частушки, сказки и легенды. В этой волшебной книге собраны самые лучшие произведения нашего народа.
Многие сказочные сюжеты вам будут знакомы по другим сборникам русских, украинских, белорусских сказок. Это не удивительно, так как они все являются золотым фондом славянской культуры.
III.Театрализация русской народной сказки «Коза-дереза», (используется народный говор)
На сцене кубанская хата, лужок с козами.
Учитель: -Жили дед да баба, и была у них внучка. Вот послал дед внучку коз пасти. Пасла, пасла внучка и стала гнать их домой. А дед стал на воротах в красных чоботах и спрашивает:
Дед: -Козы мои любы,
Козы мои мылы,
Чес вы пылы,
Чи вы йилы?
Учитель: Отвечает одна Коза:
Коза: -Мы нэ пылы, мы нэ йилы Мы бежалы чэрэз лисочэк, Схватилы клыновый листочэк Мы бежалы чэрэз грэбэльку Ухватилы воды капэльку, А пастысь - нэ напас лысь!
Учитель : -Рассердился старик на внучку и посадил ее под корыто. На другой день послал коз пасти старуху. Пасла она их по горам, по зеленым лугам, накормила, напоила. Вечером пригоняет их домой. А дед стал на воротах и спрашивает:
Дед:
-Козы мои любы, Козы мои мылы, Чи вы пылы, Чи вы йилы?
Учитель: Отвечает одна и та же Коза:
Коза:-Мы нэ пылы, мы нэ йилы
Мы бежалы чэрэз лисочэк,
Схватилы кльшовый листочэк
Мы бежалы чэрэз грэбэльку
Ухватилы воды капэльку,
А пастысь - нэ напаслысь!
Учитель: Еще больше разозлился дед и посадил старуху под другое корыто.
На третий день пошел сам коз пасти. Накормил, напоил их. Погнал Вечером домой, а сам забежал вперед и спрашивает:
Дед: -Козы мои любы,
Козы мои мылы,
.Чивыпылы,
Чи вы йилы?
Учитель: А одна коза опять ему отвечает:
Коза: -Мы нэ пылы, мы нэ йилы
Мы бежалы чэрэз лисочэк,
Схватилы кльшовый листочэк
Мы бежалы чэрэз грэбэльку
Ухватилы воды капэльку,
А пастысь - нэ напаслысь!
Учитель: Выпустил дед внучку и старуху, да решил эту козу зарезать. Половину бока Ободрал и нож затупился.
Пошел он нож точить, а Коза оторвалась от привязи и убежала.
/Появляется другая хатка в лесу./
Бегага-бегала, прибежала в заячью избушку, закрылась и улеглась на печке. Приходит зайчик, дверь заперта. Он стучит:
Зайчик: Кто в хатке живет?
Коза: Я коза-дэрэза.
За тры копы куплына
На два боку луплына, .
Затопчу тебя ногамы,
Забодаю я рогамы !
Держу клынок на плэчи,
Хочу тэбэ засэчи!.
Учитель: Заяц сел у дороги на пенек и горько плачет. Идет мимо лиса. Лиса: Заинька, что ты так плачешь? -
Заяц: Как мне не плакать? Коза выгнала меня из хаты.
Лиса: Пойдем я ее выгоню.
Учитель Подошли они к избушке, лиса постучалась:
Лиса -Тук-тук, кто в хатке живет?
Коза Я коза-дэрэза.
За тры копы куплына
На два боку луплына, .
Затопчу тебя ногамы,
Забодаю я рогамы !
Держу клынок на плэчи,
Хочу тэбэ засэчи!.
Учитель Испугалась лиса, отступила, Сели они вдвоем на пенек, горюют. Вот идет мимо волк.
Чего вы плачете ? о
Коза-дереза меня из избушки выгнала, не пускает.
Пойдем, я ее выгоню.
(
Мы с лисой вдвоем, гнали, не выгнали, и ты не выгонишь ! Тук-тук, кто в заячьей избушке живет ? А коза ему с печи:
Я коза-дэрэза.
За тры копы куплына
На два боку луплына, .
Затопчу тебя ногамы,
Забодаю я рогамы !
Держу клынок на плэчи,
Хочу тэбэ засэчи!.
Испугался волк, ушел. Сидят они теперь втроем, горюют. Мимо медведь идет. Спрашивает.
Какая беда приключилась?
Поведал заяц о своем горе. Пытался и медведь выгнать лису, да не получилось. Сидят они вчетвером горюют. Бежит мимо мышка.
О чем горюете?
Рассказали звери о заячьей беде.
Не печальтесь, я выгоню козу. 9
Куда уж тебе. Лиса гнала - не выгнала, волк гнал - не выгнал, медведь и тот не смог!
Подошли все звери к двери. Мышка нашла дырочку, пролезла и к козе на Печку. Да давай ее щипать за подранный бок. Подскочила коза-дереза, с печи слетела - и в дверь. А здесь звери ее и задрали.
(Все герои кланяются)
я
Подбери к сказке нужную пословицу, объясни.
Клын клыном вышибають (Клин клином вышибают)
Каждая хата горэм напхата.
(Каждый дом горем полон) |
Один в поле не воин.
НЕ имей сто рублей, а имей сто друзей.
«Угадай сказку».
1. «Гусяточки, лебедяточки, Возьмите меня На крылаточки
До папеньки, до маменьки
До сестрицы моей Аленушки». Кубанская народная сказка «Ивашка» Русская народная сказка «Гуси-лебеда»
2.Я, коза-дереза. Сижу себе на печи, Держу кленок на плече, Туда мах, туда бах. Заяц на зубах. «Коза-дереза»
- Ивашечка,приплынь,припльшь до бережка,
Твоя мама пришла. °
Блинчиков принесла,
Штанцы, блинцы и рубашечку. 4
Кубанская народная сказка «Ивашка». 53Ц
- Козлятушки-ребятушки
Отворитеся-отопритеся I
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
6.Как выскочу, как выпрыгну,
Пойдут клочки по закоулочкам!
Русская народная сказка «Заячья избушка»
VI. Итог урока.
Учитель Ребята, вы посмотрели кубанскую народную сказку. Какие сказки других на родов сочетались в ней. (ответы учащихся).
- Чем богат сказочный мир Кубани? (ответы учащихся0
Вывод: Сказки нашего народа богаты сочетанием эпизодов и разнообразием героев, кубанским говором. Устное народное творчество Кубани вносит большой вклад в развитие культуры нашей необъятной России.
IV.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по чтению в 1 классе "Устное народное творчество. Работа над сказкой "Собака и петух"
Данная методическая разработка урока помогает учащимся 1 класса познакомится с разными жанрами устного народного творчества. Урок построен с использованием игровой технологии....
Устное народное творчество кубанских казаков
Разработка мероприятия "Устное народное творчество кубанских казаков"...
Литературное чтение "Устное народное творчество. Сказки"
Тема: Устное народное творчество. Сказки (обобщение по теме)Цель: 1.Систематизировать и обобщить знания, закрепить умения.2. Развивать личность ученика, обеспечить возможность его самораскрытия ...
«Устное народное творчество кубанских казаков» (Внеклассное мероприятие)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17114603","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]] Цели и задачи: -познакомить...
Своя игра "Устное народное творчество" по сказкам. Презентация.
Данная викторина создана по образцу игры "Своя игра". Может использоваться на уроках литературного чтения в качестве повторения материала по разделу. Соответствует учебнику литературного чте...