Рабочая программа по факультативному курсу краеведения "Мы дети природы" для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по факультативному курсу краеведения "Мы дети природы" для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_deti_prirody.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Пионерский
Рассмотренно на заседании «Согласовано» Утверждено
кафедры начального зам. директора приказом №_______
образования _______________Зверева Е.А.
протокол №_________ «____»_____________2015г.
«____»________________ 2015г. «____»________2015г.
_____________ Терехина Н.А.
Рабочая программа
по факультативному курсу краеведения для 2 класса
Рабочая программа курса краеведения «Мы – дети природы» разработана на основе авторской программы Т.К. Орловой (Ханты-Мансийск ГУИПП «Полиграфист», 2003г.).
Составитель:
Терехина Наталия Александровна,
учитель начальных классов
2015 год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа в различных комбинациях по выбору образовательного учреждения и учащихся. Рабочая программа курса краеведения «Мы – дети природы» разработана на основе авторской программы Т.К. Орловой (Ханты-Мансийск ГУИПП «Полиграфист», 2003).
Главная цель курса краеведения «Мы – дети природы» - формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.
Задачи курса:
- Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
- Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно- эстетический и познавательный опыт ребёнка.
- Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Реализуется экологический принцип,художественно-эстетический принцип, принцип исторического подхода и принцип практической направленности.
Рабочая программа курса краеведения «Мы – дети природы» разработана на основе авторской программы Т.К. Орловой (Ханты-Мансийск ГУИПП «Полиграфист», 2003).
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Название «краеведение»свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.
Изучение курса «Мы – дети природы» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии ХМАО – Югры в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом , культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких курсов, как «Литература родного края», «География ХМАО», «История ХМАО с древности до наших дней».
- ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курс краеведения «Мы – дети природы» во 2 классе отводится 1 час в неделю согласно вариативной части учебного плана МБОУ СОШ п.Пионерский. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс краеведения «Мы – дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности и патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс 2 класса включает темы: «Мир природы», «Традиции и быт народов Севера», «Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера».
Тема 1. Мир природы.
Сезонные изменения в природе: особенности зимы, весны, лета и осени в югорском крае.
Народный календарь. Названия месяцев, связанных со сменой времен года и занятиями коренных народов Югры.
Природные сообщества края: лес (ельник, бор, редколесье), болото, луг, их растительный и животный мир. Разнообразие условий жизни, приспособленность живых организмов к различным условиям среды.
Влияние деятельности человека на растения и животных этих сообществ. Необходимость бережного отношения к ним и рационального их использования.
Красная книга родного края.
Тема 2. Традиции и быт народов Севера.
Типы поселений: традиционные и сезонные. Охотничья избушка (зимнее поселение). Шалаш, навес с берестяным покрытием и покрытием из травы, сена (летнее рыболовецкое поселение).
Виды жилищ: стационарные и переносные.
Древнее жилище обских угров – землянки и их укрепление.
Срубные дома, их размещение.
Чум – жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума.
Очаг и его размещение в жилищах.
Хозяйственные постройки – лобазы, навесы, их функции.
Домашняя утварь – искусное мастерство северян.
Береста – основной материал для изготовления посуды, ее заготовка.
Берестяные короба, коробки из пихтовой коры, туеса. Плетеные коробки из корней кедра – корневатики, их название.
Югорская семья. Взаимоотношения членов семьи. Дети – помощники родителей.
Игры и игрушки детей Югры.
Тема 3. Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера.
Сказки, легенды, мифы Югры. Сказки о животных. Волшебные сказки. Бытовые сказки (образы детей в югорских сказках).
Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки.
Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций и обычаев народа, любви к своей малой Родине и ее народу.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Мир природы. | 14 |
2 | Традиции и быт народов Севера. | 15 |
3 | Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера. | 5 |
Итого: | 34 |
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
- «Учебное пособие по курсу краеведения «Мы – дети природы» для учащихся 1-4 классов»;
- хрестоматия по краеведению «Мы – дети природы» для учителей начальных классов.
2. Компьютер.
3. Мультимедийное оборудование.
8. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате изучения курса краеведения «Мы – дети природы» во 2 классе дети научатся:
характеризовать признаки осени, зимы, весны, лета в своем крае;
различать природные сообщества края: лес, болото, луг;
определять некоторые особенности состояния растений в разные сезоны года;
определять охраняемые растения и животных Югры (1 – 2);
правилам поведения в природе.
Дети получат возможность научиться:
вести самостоятельные наблюдения в природе;
обнаруживать и объяснять связи в природных сообществах;
проводить классификацию природных объектов по различным признакам, делать выводы и обобщения;
называть жилища и предметы быта (домашняя утварь) народов Югры.
9. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Мир природы. 14ч | ||||
1 | Экскурсия. Сезонные изменения в природе. | 1 | ||
2 | Народный календарь. | 1 | ||
3 | Названия месяцев. Практическая работа: сбор плодов и семян растений. | 1 | ||
4 | Природные сообщества края. | 1 | ||
5 | Лес. Практическая работа: распознавание растений по листьям. | 1 | ||
6 | Растительный и животный мир леса. | 1 | ||
7 | Болото. | 1 | ||
8 | Растительный и животный мир болота. | 1 | ||
9 | Луг. | 1 | ||
10 | Растительный и животный мир луга. | 1 | ||
11 | Влияние деятельности человека на растения и животных. | 1 | ||
12 | Бережное отношения и рациональное использования природных богатств Югры. | 1 | ||
13 | Красная книга родного края. | 1 | ||
14 | Практическая работа: изготовление поделок из природного материала. | 1 | ||
Традиции и быт народов Севера.15ч | ||||
15 | Типы поселений: традиционные и сезонные. | 1 | ||
16 | Виды жилищ: стационарные и переносные. | 1 | ||
17 | Экскурсия «Традиционные виды жилищ народов Севера». | 1 | ||
18 | Древнее жилище обских угров – землянки и их укрепление. | 1 | ||
19 | Срубные дома, их размещение. | 1 | ||
20 | Чум – жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума. | 1 | ||
21 | Практическая работа: моделирование видов жилища народов Севера. | 1 | ||
22 | Очаг и его размещение в жилищах. | 1 | ||
23 | Хозяйственные постройки – лобазы, навесы, их функции. | 1 | ||
24 | Домашняя утварь – искусное мастерство северян. | 1 | ||
25 | Береста – основной материал для изготовления посуды, ее заготовка. | 1 | ||
26 | Берестяные короба, коробки из пихтовой коры, туеса. | 1 | ||
27 | Плетеные коробки из корней кедра – корневатики, их название. | 1 | ||
28 | Экскурсия «Предметы быта народов Севера». | 1 | ||
29 | Югорская семья. Взаимоотношения членов семьи. Дети – помощники родителей. | 1 | ||
Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера. 5ч | ||||
30 | Сказки, легенды, мифы Югры.Сказки о животных. | 1 | ||
31 | Волшебные сказки. | 1 | ||
32 | Бытовые сказки (образы детей в югорских сказках). | 1 | ||
33 | Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки. | 1 | ||
34 | Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, любви к своей малой Родине. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса для детей "Приключение Мышки в Paint городе"
Дети получают основные навыки для работы с графическими редакторами....
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...
рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.
Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...
Рабочая программа по факультативному курсу "Дорогою добра" 2 класс
Данный материал разработан на основе авторской программы по основам детской журналистики"Служу Отечеству пером". Программа соответствунт всем требованиям стандартов второго поколения....
Рабочая программа факультативного курса "Разговор о правильном питании". 1 - 2 класс.
Программа учебного курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе ФГОС, письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной...
Рабочая программа факультативного курса "Писатели Алтая" 3 класс
Материал для учителя начальных классов....
Рабочая программа по факультативному курсу "Мы-дети природы" для обучающихся 4 класса.
Рабочая программа по факультативному курсу "Мы-дети природы" для обучающихся 4 класса....