Программа факультативного курса для детей "Приключение Мышки в Paint городе"
элективный курс по информатике по теме
Дети получают основные навыки для работы с графическими редакторами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priklyucheniya_myshki_v_paint-gorode.doc | 784 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В современном обществе компьютеры применяются практически во всех сферах деятельности человека: от простейших расчетов стоимости покупки на кассовых аппаратах в магазине до сложнейших расчетов траекторий полетов ракет, управления космическими кораблями. Сегодня человек с помощью компьютеров создает мультипликационные фильмы, издает книги, регулирует движение самолетов и поездов, делает сложнейшие операции на сердце, может по останкам черепа воссоздать образ древнего человека или животного.
Компьютер прочно вошел в нашу повседневную жизнь.
Однако с использованием компьютера возникает ряд проблем. Одной из наиболее значимой для учащихся школы – это использование компьютера лишь как источника развлечения. Все чаще родители жалуются на то, что не могут «оторвать» своих чад от компьютерных игр. Вероятно дело в том, что учащиеся просто не знают, как использовать компьютер во благо для своего развития. Именно поэтому предложенная программа курса компьютерной графики направлена на расширение представлений учащихся о возможностях использования компьютера для своего творческого самовыражения.
Программа курса компьютерной графики «Приключения Мышки в Paint-городе» основана на традиционных культурологических ценностях с использованием новейших технологий. Методика курса позволит ребенку не только освоить навыки работы в графическом редакторе, но и получить полноценные искусствоведческие знания, научиться художественным приемам рисования, постичь радость творчества, развить коммуникативные навыки, приложить полученные ЗУН в решении личных и социальных проблем.
Цель курса – предоставить ребенку средство для творческого самовыражения.
Задачи курса:
1. Учебные:
- познакомить учащихся с возможностями графического редактора Windows Paint;
- научить учащихся художественным приемам рисования в редакторе Windows Paint;
- расширить искусствоведческие знания учащихся.
2. Развивающие:
- развитие ключевых компетентностей (информационной, коммуникационной, компетентности разрешения проблем);
- развитие воображения, памяти, внимания учащихся;
- развитие эстетического мировоззрения учащихся.
3. Воспитательные:
- воспитание культуры работы на компьютере;
- воспитание духовно-нравственного отношения к жизни;
- воспитание культуры общения с окружающими людьми;
- формирование навыков ЗОЖ.
Отличительной особенностью программы является то, что учащиеся в процессе обучения не только учатся рисовать в графическом редакторе, но и получают представление о том, как в жизни им может пригодиться данное умение. Форма занятий предполагает включение ребенка в различные виды деятельности (творческую, проблемно-поисковую, групповую и др.). Курс
Курс включает в себя три логически сменяющих друг друга блока:
- «Мышка-ученица» – для учащихся 2 класса.
- «Мышка-художница» – для учащихся 3 класса.
- «Мышка-дизайнер» – для учащихся 4 класса.
Количество учеников в группе зависит от возможности одновременного использования компьютеров (1 компьютер на одного человека).
Цель блока «Мышка-ученица» - научить учащихся самостоятельно работать в графическом редакторе Windows Paint. Блок рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Структура занятий блока «Мышка-ученица» предполагает следующие этапы:
1. Введение в тему урока через проблемную ситуацию, которая произошла с героиней курса Мышкой (2-3 минуты).
2. Обсуждение проблемы в группах (5-7 минут).
Для данного этапа необходим «лист обдумывания», карандаши, фломастеры.
3. Обмен информацией между группами (5 минут).
Каждая группа представляет свой вариант (варианты) решения проблемы.
4. Самостоятельный выбор индивидуального способа решения проблемы (4-6 минут).
Получив необходимую информацию по способам решения проблемы, ребенок самостоятельно принимает решение о дальнейших своих действиях, соотнося их со своими возможностями. Для этого этапа необходим «Блокнот для набросков» (блокнотом может служить обыкновенная тетрадь). В этом же блокноте ребенок может помечать важную, на его взгляд, информацию.
5. Самостоятельная работа за компьютером (20 минут).
6. «Экскурсия в мастерскую художника» (3-5 минут).
Закончив работу, учащиеся рассматривают и анализируют работы друг друга. Авторы отвечают на вопросы зрителей, а зрители оценивают работу автора (критерии оценивания работ заложены в самой теме (проблеме) урока). На этом же этапе организуется рефлексия.
При взаимном анализе работ важно учить акцентировать внимание детей на положительных моментах («мне очень понравилось…», «а я не догадался так сделать…»), а на недочеты указывать в форме пожеланий, рекомендаций («я бы сделал иначе…», «я бы рекомендовал тебе воспользовался распылителем, тогда листочки бы ожили…»).
Цель блока «Мышка-художница» - познакомить учащихся с основными искусствоведческими понятиями, необходимыми для создания творческих работ в редакторе Windows Paint, и продолжить совершенствовать навык работы в графическом редакторе. Блок рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Структура занятий блока «Мышка-художница» предполагает следующие этапы:
- Введение в тему урока через проблемную ситуацию (2-3 минуты).
- Решение компетентностно-ориентированных задач (20-30 минут).
На данном этапе занятия, в ходе выполнения компетентностно-ориентированных заданий, полученных от учителя, учащиеся самостоятельно усваивают искусствоведческие понятия.
Важно, чтобы необходимые источники информации для решения проблемы были бы каждый раз различны (книга, сеть Интернет, учитель, другой ученик и т.д.).
3. Анализ решения компетентностно-ориентированных задач (5минут).
Учащиеся выясняют, что помогло им в решении КОЗов, что нового они узнали.
4. Разработка в группах критериев оценивания компьютерной работы учащихся по теме занятия (5-10 минут).
В критериях должны найти свое отражение искусствоведческие понятия, усвоенные детьми на предыдущем этапе.
Для данного этапа необходим «лист обдумывания», карандаши, фломастеры. После обсуждения в группах составляются общие критерии оценивания работы, которые записываются на лист бумаги и вывешиваются в классе.
5. Самостоятельная работа учащихся в «Блокнотах для набросков» (5-10 минут).
6. Самостоятельная работа за компьютером (20 минут).
7. «Экскурсия в мастерскую художника» (3-5 минут).
На изучение одной темы блока «Мышка-художница» отводится 2 часа (по 40 минут), поэтому структура занятий предполагает дробление, ориентированное на темп работы группы и нормы СанПИНа (работа учащихся начальных классов за компьютерами не должна превышать 20 минут). Например, этапы 1-4 организуются на одном занятии, а этапы 5-7 переносятся на следующее.
Цель блока «Мышка-дизайнер» - познакомить учащихся с возможностями использования редактора Windows Paint в профессиональной деятельности художника-дизайнера. Блок рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Занятия блока «Мышка-дизайнер» - это мини-проекты продолжительностью 2-4 занятия. Т.к. в этом блоке продолжаем работать и над формированием умения взаимодействовать в группах и над развитием индивидуального творческого потенциала, то работа по теме проекта предполагает сочетание групповой и индивидуальной деятельности.
В педагогической литературе предлагаются различные описания этапов выполнения проекта, например, можно воспользоваться следующим:
- Подготовительный. Определение проблемы, темы и целей проекта.
- Планирование деятельности.
- Исследование.
- Выводы.
- Создание продукта.
- Презентация продукта.
- Оценка и самооценка результатов и процесса деятельности.
Работая над темой проекта, учащиеся выступают в роли дизайнеров. Они создают продукты, которые призваны не только украсить нашу жизнь, но и акцентировать внимание общества на каких-либо проблемах человечества. Важно, чтобы учащиеся имели возможность увидеть применение своего продукта на практике. Например, если учащиеся создавали тематические заставки для рабочего стола компьютера, то учитель должен обеспечить их установку на компьютеры компьютерного класса. Если учащиеся работали над дизайном открытки, то открытка должна быть кому-то подарена, опубликована на сайте школы к соответствующему празднику и т.п. Дизайн упаковки можно предложить к использованию местным предприятиям, разослать по электронной почте потенциально заинтересованным организациям России.
Ожидаемые результаты внедрения программы:
- использование учащимися графического редактора Windows Paint для творческого самовыражения;
- положительная динамика развития памяти, внимания, воображения;
- положительная динамика развития ключевых компетентностей учащихся;
- расширение словарного запаса учащихся искусствоведческими понятиями.
Подтверждением результативности внедрения курса является положительная динамика показателей входного и итогового контроля.
Ожидаемый результат | Тестовый материал | |
Входной контроль | Итоговый контроль | |
Использование учащимися графического редактора Windows Paint для творческого самовыражения | - | - активное участие и победы в конкурсах графического рисунка; - привлечение возможностей графического редактора при реализации предметных и социальных проектов |
Положительная динамика развития: - памяти, | Тест для исследования наглядно-образной памяти (Т.Н.Волкова)[1] | Тест для исследования наглядно-образной памяти (Т.Н.Волкова) |
Высчитывается динамика результатов входного и итогового контроля. | ||
- внимания, | Проба на внимание (поиск различий в изображениях)[2] | Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)[3] |
- воображения | Игровое упражнение «Волшебная фигура». | Игровое упражнение «Волшебная фигура». |
Ребенку дается геометрическая плоскостная фигура, например, круг. Задание: дорисовать фигуру до какого-либо изображения. Например, из круга может получиться солнышко, часы, шарик, сушка и т.д. Подсчитывается количество изображений при входном и итоговом контроле. | ||
Положительная динамика развития ключевых компетентностей учащихся: - коммуникационная компетентность; | 1. «Братья и сестры» (Пиаже, 1997).[4] 2. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)[5] 3. «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).[6] | 1.«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967)[7]. Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., [1992])[8] 2. Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)[9] 3. Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование, 2007)[10]. |
- компетентность разрешения проблем | - | Компетентностно-ориентированное задание для диагностики развития компетентности разрешения проблем[11] |
- информационная компетентность; | - | Компетентностно-ориентированное задание для диагностики развития информационной компетентности[12] |
Расширение словарного запаса учащихся искусствоведческими понятиями | - | Тест по изобразительному искусству |
Формы подведения итогов реализации программы: выставка детских рисунков, анализ участия учащихся в конкурсах и проектах различных уровней.
Учебно-тематический план:
Блок «Мышка-ученица»
№ | Тема | Кол-во часов на тему | Содержание |
1-2 | Путешествие начинается. | 2 | Знакомство с правилами работы на компьютере, правилами поведения в компьютерном классе. Компьютерная графика и ее виды. Знакомство с героиней курса и Paint-городом. Панель инструментов. Графические примитивы. Инструмент эллипс. Что можно изобразить, используя инструмент эллипс. Рисуем предметы круглой формы. |
3 | Встреча с Гусеничкой. | 1 | Закрепление умения использовать инструмент эллипс. Инструмент заливка. Палитра. Инструмент выделение. Копирование объекта. Используя новые инструменты, рисуем портрет нового друга Мышки – Гусенички. |
4 | Цветик-семицветик. | 1 | Инструмент линия. Инструмент кривая. Цвет. Цвета спектра. Основные цвета компьютера. Рисуем цветик-семицветик для Гусенички. |
5 | Что случилось с Гусеничкой? | 1 | Закрепление умения использовать изученные инструменты. Что такое эмоции. Как человек выражает эмоции. Как меняется мимика лица человека при выражении разных эмоций. Рисуем эмоции для Гусенички. |
6 | Знакомство Мышки с Божьей-коровкой. | 1 | Инструмент ластик. Команда отменить. Команда очистить. Цветовой контраст. Как природа использует цветовой контраст. Где человек использует цветовой контраст. Рисуем Божью-коровку. |
7 | Дом для друзей. | 1 | Инструмент карандаш. Инструмент кисть. Что можно нарисовать с помощью произвольных линий. Какие бывают линии. Линии в окружающих объектах. Рисуем дом для друзей Мышки (ветка любого дерева). |
8 | Кто живет в пруду? | 1 | Закрепление умения использовать изученные инструменты. Кто живет в пруду. Форма объектов. Рисуем рыбок. |
9-10 | Куда пропала Гусеничка? | 2 | Симметрия. Симметричные фигуры. Симметричные объекты в окружающем мире. Витраж. Команда отразить/повернуть. Копирование с помощью клавиши Ctrl. Рисуем бабочек в стиле «витраж». |
11 | Сказка о прямоугольнике и квадрате. | 1 | Инструмент прямоугольник. Инструмент многоугольник. Признаки прямоугольника и квадрата. Прямоугольники и квадраты в окружающих объектах. Рисуем объекты прямоугольной формы. |
12 | Где живет орнамент? | 1 | Закрепление умения использовать изученные инструменты. Орнамент. Виды орнамента. Структура орнамента. Орнамент в окружающих предметах. Рисуем геометрический орнамент. |
13 | Фартук для Мышки. | 1 | Инструмент масштаб. Стилизация природных форм. Рисуем растительный орнамент. |
14-15 | Как солнце, земля и вода оказались в одной тарелке. | 2 | Закрепление умения использовать изученные инструменты. Символ. Символика в орнаменте разных народов. Рисуем и украшаем посуду узорами-символами. |
16-17 | Что рассказал орнамент. | 2 | Закрепление умения использовать изученные инструменты. Символика в орнаменте русского народного костюма. Рисуем и украшаем предметы одежды. |
18 | Как ожили деревья. | 1 | Инструмент распылитель. Создание в палитре новых оттенков. Силуэт. Крона дерева. Особенности силуэта различных видов деревьев. Время года. Изменения в облике дерева. Изображаем деревья в разное время года. |
19 | Мышкин дом | 1 | Закрепление умения использовать изученные инструменты. Профессия архитектора. Особенности домов разных народов и стран. Части здания. Рисуем дом для Мышки. |
20 | Что строили Чебурашка и Крокодил Гена? | 1 | Закрепление умения использовать изученные инструменты. Группы зданий по назначению. Виртуальная экскурсия по городам мира. Рисуем здания различного предназначения (жилой дом, театр, цирк, библиотека, музей и т.д.) |
21-22 | Новый город – только вместе. | 2 | Закрепление умения использовать изученные инструменты. Вставка изображений из других файлов. Как появились города. Название городов. План. План города. Работая вместе - создаем город (отдельная постройка города – работа одного ученика). Дать название своему городу. Обосновать название города. Презентовать свой город. |
23 | Что было в письме Бабочки? | 1 | Инструмент надпись. Закрепление умения использовать изученные инструменты. Как появилась письменность. Буква – символ. Особенности изображения буквенных символов различных народов. Придумываем буквенные символы для Бабочки. Каждая группа создает и презентует свой вариант Алфавита Бабочки. |
24-25 | Странное слово «глаголица». | 2 | Закрепление умения использовать изученные инструменты. Старославянские алфавиты. Глаголица. Рисуем буквы глаголицы. Изучаем правила слога глаголицы. Складываем слова (групповая работа). |
26-27 | Поиграем в шифровальщиков | 2 | Закрепление умения использовать изученные инструменты. Кирилл и Мефодий. Кириллица. Рисуем буквы кириллического алфавита Изучаем правила слога кириллицы. Складываем слова (групповая работа). |
28-29 | Можно ли нарядить букву? | 2 | Закрепление умения использовать изученные инструменты. Орнаментальная вязь в старославянских алфавитах. Рисуем и украшаем буквы современного русского алфавита. |
30-31 | (Не) «скучная» книга. | 2 | Закрепление умения использовать изученные инструменты. Иллюстрация. Художник-иллюстратор. Рисуем иллюстрации к сказке, рассказанной Божьей-коровкой. (Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море. http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/article/449/) Создаем комикс (групповая работа). |
32-33 | Наши любимые книги | 2 | Закрепление умения использовать изученные инструменты. Рисуем иллюстрации к любимым произведениям. Создаем игру «Угадай сказку». |
34 | Мышка-выпускница | 1 | Выставка детских рисунков. |
Приложение 1
Тест для исследования наглядно-образной памяти
Цель: определение уровня развития наглядно-образной памяти.
Возраст: начальная школа (6.5 -11 лет)
Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа с ребенком
Задание состоит в следующем: в течение 30 секунд необ ходимо внимательно рассмотреть все фигуры квадрата А (рис. 1) и постараться запомнить их расположение. После этого квадрат с фигурками надо закрыть листком бумаги и в пустом бланке №1 попытаться нарисовать их по памяти в соответствующих клеточках.
Затем необходимо сделать 1-2 минутный перерыв и проделать то же задание с фигурками квадрата Б (рис. 2). Затем снова маленький отдых и переход к третьему квадрату В (рис.3) и так далее.
А | Б |
В | Г |
Критерии оценивания:
В каждом заполненном квадрате подсчитывается число нарисованных знаков, включая ошибочные.
Первый шаг. Результат подсчета записывается рядом с каждым квадратом в следующем виде: число нарисован ных фигур (вместе с ошибочными) и количество ошибок. Например, квадрат № 1(А)—6/1 (6 воссозданных фигур, 1 из которых — ошибочная), квадрат № 2(Б)—7/2 (7 нарисован ных фигур, 2 их которых — неправильные) и т. д.
Второй шаг. Отдельно подсчитывается сумма всех на рисованных ребенком фигур и общее количество допущенных при этом ошибок (в итоге получается два числа).
Третий шаг. Оценка результата в баллах при помощи таблицы.
В вертикальном столбце находится число зарисованных фигур, в горизонтальной строке — количество допущенных за весь тест ошибок. На пересечении условных линий — то количество баллов, которое набрал ребенок за тест.
Количество ошибок | |||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||
Количество зарисованных знаков | 28 | 9 | 9 | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
27 | 9 | 9 | 8 | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | |
26 | 9 | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | |
25 | 9 | 8 | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | |
24 | 8 | 8 | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | |
23 | 8 | 7 | 7 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
22 | 8 | 7 | 6 | 6 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
21 | 8 | 7 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
20 | 7 | 6 | 6 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
19 | 7 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | |
18 | 7 | 6 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | |
17 | 6 | 6 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | |
16 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | |
15 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
14 | 6 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
13 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
12 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
11 | 5 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
10 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
9 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
8 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8 - 9 баллов — высокий уровень развития наглядно-образной памяти
6 - 7 баллов — уровень развития наглядно-образной памяти выше среднего
5 баллов — средний уровень развития наглядно-образной памяти
Менее 4 баллов — низкий уровень развития наглядно-образной памяти
Приложение 2
Проба на внимание (поиск различий в изображениях)
Цель: выявление умения находить различия в объектах.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий.
Возраст: предшкольная ступень (6.5 – 7 лет).
Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа с ребенком.
Предъявляются две сходные картинки, имеющие 5 различий. Ребенка просят найти и показать (назвать) различия между картинками.
Критерии оценивания:
Подсчитывается общее суммарное количество ошибок в заданиях. Ошибки – не замеченные в предъявляемом материале различия.
Умственное действие контроля, направленное на выявление различий в двух подобных изображениях имеет следующий операциональный состав:
- ознакомление с общей структурой анализа объекта;
- определение направления движения по объекту;
- вычленение «единиц» анализа по направлению от самых крупных до «неделимых»;
- поочередное сравнение «единиц» объекта на подобных изображениях в обратном порядке – от «неделимых» до самых крупных.
Уровни сформированности контроля (внимания):
1 – ребенок не принимает задание, 2 – ребенок находит 1 – 3 различия; 3 – ребенок находит все различия.
Приложение 3
Проба на внимание
(П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля;
Возраст: ступень начального образования (10.5 – 11 лет).
Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос.
Внимание как идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля (П.Я.Гальперин). В исследованиях П.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницкой было показано, что сензитивным периодом для формирования внимания является 3 класс, поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, а ошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера.
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), ис правь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, осо бенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).
Для нахождения и исправления ошибок не требует ся знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст 1
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь лю дям. Скоро удалось мне на машине.
Текст 2
На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Критерии оценивания:
Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на каче ство пропущенных ошибок: пропуск слов в предложе нии, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.
Уровни сформированности внимания:
- 0—2 — высший уровень внимания,
- 3—4 — средний уровень внимания,
- более 5 — низкий уровень внимания.
Приложение 4
«Братья и сестры» (Пиаже, 1997).
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Инструкция:
1. «В семье моих знакомых два брата — Саша и Володя. Сколько братьев у Саши? А у Володи?»
2. «У девочки Наташи есть две сестры — Оля и Маша. Сколько сестер у Оли? А у Маши?»
3. «Сколько сестер в этой семье?»
Критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
- координация разных точек зрения.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.
Средний уровень: правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.
Высокий уровень: правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.
Приложение 5
«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967).
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): групповая работа с детьми
Метод оценивания: анализ детских рисунков
Описание задания: детям раздаются бланки с текстом задания и рисунками.
Материал: бланк задания и четыре разноцветных карандаша (можно фломастера): красный, желтый, зеленый и розовый.
Инструкция (текст задания на бланке):
На занятии в кружке рисования за квадратным столом сидят четверо школьников – Настя, Люба, Денис и Егор. Они рисуют разноцветные яблоки, лежащие в вазе в центре стола (рис. 1.: ваза с красным, желтым, зеленым и розовым яблоком). Раскрась и подпиши рисунок каждого из четырех художников (рис. 2: четыре рамки с одинаковыми изображениями вазы с не закрашенными яблоками).
Настя
Р
З
Ж
Люба Денис
К
Егор
Рис. 1.
Рис. 2.
Критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,
- соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок не учитывает различие точек зрения наблюдателей: рисунки одинаковые или яблоки закрашены в случайном порядке и не соответствуют позиции художника.
Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает наличие разных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере на двух из четырех рисунков расположение яблок соответствует точке зрения художника.
Высокий уровень: ребенок четко ориентируется на особенности пространственной позиции наблюдателей: на всех четырех рисунках расположение яблок соответствует позиции художников.
Приложение 6
Методика «Кто прав?»
(модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., [1992])
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.
Материал: три карточки с текстом заданий.
Инструкция: «Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».
Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»
Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?»
Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»
Критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,
- учет разных мнений и умение обосновать собственное,
- учет разных потребностей и интересов.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответственно, исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение.
Приложение 7
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман,)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования,
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Приложение 8
Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата
Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».
Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;
- умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
3) высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.
Приложение 9
«Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).
Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.
Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис. 3), экран (ширма).
Рис. 3
Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;
- умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
- способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;
2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;
3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.
Приложение 10
Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007).
Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка с изображением пути к дому (рис. 4), другому — карточка с ориентирами-точками (рис. 5). Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6).
Материал: набор из двух карточек с изображением пути к дому (рис. 5 и 6) и двух карточек с ориентирами-точками (рис. 4), карандаш или ручка, экран (ширма).
Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с изображением дороги к дому, а другой — карточку, на которой эту дорогу надо нарисовать. Один будет диктовать, как идет дорога, второй — следовать его инструкциям. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на карточку с дорогой нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте решим, кто будет диктовать, а кто – рисовать?»
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;
- умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
- способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;
2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;
3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.
Приложение 11
Компетентностно-ориентированное задание
для диагностики развития компетентности разрешения проблем
Проверяемая компетентность: разрешения проблем
Аспект: применение технологий
Уровень: II
Сложность: 3
Возраст: 10.5 -11 лет
Форма и ситуация оценивания: самостоятельная работа учащегося
Текст задания:
Вас попросили составить отчет о любимых играх ваших друзей. Вы узнали, что Лена, Петя и Катя любят играть в следующие игры:
- кубики «Юный архитектор»;
- настольную игру-бродилку «Винни-Пух»;
- в слова.
Лена и Петя сказали, что в их играх есть кубики. Лена сказала, что не любит строить.
Определи, кто в какие игры любит играть. Изучи памятку и реши задачу табличным способом.
Бланк ответа:
Лена любит играть в ________________________________________________
Петя любит играть в ________________________________________________
Катя любит играть в ________________________________________________
Источники информации:
Памятка «Решение задач табличным способом»
1.Внимательно прочитать задачу.
2.Выделить 2 класса объектов из условия задачи.
3.Построить таблицу с учетом количества элементов каждого класса.
4. Оставив левую верхнюю ячейку пустой, вписать элементы одного из классов в первую строку, а элементы другого класса в первый столбик.
5.Синим цветом вписать в ячейки информацию об элементах обоих классов из условия, используя знаки:
«+» - истинность высказывания
«- » - ложность высказывания
6.Поочередно сравнивая строки и столбцы, вписать красным цветом решение в пустые ячейки, используя знаки:
«+» - истинность высказывания
«- » - ложность высказывания
Инструмент проверки: За правильно выполненную первую часть задания – 1 балл.
Правильные варианты:
а)
Лена | Петя | Катя | |
Кубики «Юный архитектор» | – | + | – |
Настольная игра-бродилка «Вини-Пух» | + | – | – |
В слова | – | – | + |
б)
Кубики «Юный архитектор» | Настольная игра-бродилка «Вини-Пух» | В слова | |
Лена | – | + | – |
Петя | + | – | – |
Катя | – | – | + |
За выполнение второй части задания – по 1 баллу за каждую правильную пару.
Лена любит играть в настольную игру-бродилку «Вини-Пух»
Петя любит играть в __ кубики «Юный архитектор»
Катя любит играть в __слова__
Приложение 12
Проверяемая компетентность: информационная
Аспект: извлечение вторичной информации
Уровень: II
Сложность: 2
Возраст: 10.5 -11 лет
Форма и ситуация оценивания: самостоятельная работа учащегося
Текст задания:
«Поездка в театр»
Ваша семья собрались в выходные съездить в областной город в театр. Помоги папе подсчитать, сколько времени вы потратите на дорогу.
Подчеркни правильный ответ.
а) 4 часа, б) 4 часа 20 минут в) 5 часов, г) 4 часа 15 минут
Источники информации:
1) Схема пути
3
1
2
2) Таблица «Расстояние участков пути»
№ участка пути | Расстояние участка пути в метрах |
1 | 40 000 |
2 | 160 000 |
3 | 60 000 |
3) Информацию о знаках можно посмотреть в книге «Правила дорожного движения» классной библиотеки.
Инструмент проверки:
1 балл – за ответ под буквой а);
0 баллов – за ответы под остальными буквами.
Приложение 13
Тест по изобразительному искусству
Цель: проверка уровня усвоения искусствоведческих понятий
Возраст: 10.5 -11 лет
Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа учащегося
1. Подчеркните продолжение основного правила перспективы:
Удаленные от нас предметы на рисунке надо изображать ….
а) большими по величине, чем ближние
б) меньшими по величине, чем ближние
в) одинаковыми по величине с ближними предметами
г) все равно как
2. Подчеркните правильное продолжение высказывания:
Линия горизонта находится…
а) на уровне глаз
б) выше уровня глаз
в) ниже уровня глаз
г) правильного ответа нет
3. Подчеркни, как называется точка схода:
При изображении прямоугольного предмета во фронтальном положении все уходящие вглубь линии направляют в одну точку схода, расположенную в центре рисунка и называемую…
а) горизонтальной или вертикальной;
б) главной или центральной;
в) общей
г) правильного ответа нет
4. Подчеркните правильное продолжение высказывания:
Объект сложной формы – это объект, который в своей основе представляет сумму …
а) круглых фигур;
б) плоских фигур;
в) граненых фигур;
г) геометрических тел.
5. Подчеркните «лишнее» слово:
а) портрет;
б) натюрморт;
в) анималистический жанр;
г) фотография.
6. Впишите букву правильного ответа:
Если свет падает на объект слева, то тень будет ______ от предмета.
а) слева;
б) сверху;
в) справа;
г) снизу.
Ключ:
За каждый правильно указанный вариант ответа начисляется 2 балла.
Задание 1 – б;
Задание 2 – а;
Задание 3 – б;
Задание 4 – г;
Задание 5 – г;
Задание 6 – в.
Интерпретация результатов:
4 и менее баллов – низкий уровень
6 баллов – средний уровень
10-8 баллов – уровень выше среднего
12 баллов – высокий уровень
Приложение 14
Сайты – организаторы конкурсов компьютерного рисунка для детей
Сайт, где можно разместить рисунки
2. http://www.interneshka.net/
Детский конкурс рисунков по безопасному использованию сети Интернет
Открытый международный конкурс Планета земля
5. . http://www.sertification.ru/
Литература
- Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. – М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2005. – 240с.
- Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М.Неменского / сост. А.Г.Александрова, Н.В.Капустина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 61с.
- Каменева Е.О.Твоя палитра. – М.: Детская литература, 1967. – 112с.
- Подосенина Т.А. Искусство компьютерной графики для школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.- 348с.
- Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. . http://www.standart.edu.ru/
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368с.
- Учимся рисовать на компьютере./ М.К. Антошин. – М.:Айрис-пресс, 2007. – 160с.
- Чернецкий Я.Я., Духанин К.П. и др. Рисование: пособие для учащихся 5 класса. -Москва-Ленинград: Просвещение, 1965. – 180с.
[1] См.Приложение 1
[2] См.Приложение 2
[3] См.Приложение 3
[4] См. Приложение 4
[5] См.Приложение 7
[6] См.Приложение 9
[7] См.Приложение 5
[8] См.Приложение 6
[9] См.Приложение 8
[10] См.Приложение 10
[11] См.Приложение 11
[12] См.Приложение 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"
Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...
«Живое слово». Программа факультативного курса.
Введение. Пояснительная записка. Программа факультативного курса «Живое слово» по литературному чтению для 4 класса. Тематическое планирование. Методические разработки занятий....
Программа факультативного курса « Основы проектной деятельности».
В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, та...
Программа факультативного курса «Мои права».
Изучение Конвенции «О правах человека» в начальной школе носит только ознакомительный характер и является пропедевтикой обучения школьников демократическим ценностям и правам человек...
Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»
Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край» Пояснительная записка Программа факультатива «Мой родной кр...
Программа факультативного курса "Уроки докторов здоровья"
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и ум...
Рабочая учебная программа факультативного курса " Основы культуры мышления"
Главное в программе - ориентация на познавательную и творческо-поисковую деятельность учащихся 2-4 классов...