Рабочая программа по предмету "Окружающий мир Башкортостана"
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир Башкортостана" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру Башкортостана составлена на основе:
- приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с измен. – приказ МОиН РФ от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009 г. №373»);
- примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федерально-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 г. №1/15);
- Устава МОАУ СОШ № 6 городского округа город Нефтекамск РБ;
- основной образовательной программы (начальное общее образование) МОАУ СОШ №6 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан;
5) учебного плана МОАУ СОШ № 6 городского округа г. Нефтекамск РБ на 2018-2017 учебный год.
Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру, формирование целостной картины мира.
Задачи курса:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие мышления, воображения и творческих способностей;
- социализация ребенка;
- формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, ее систематизация и др.);
- формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях)
- ознакомление с достопримечательностями природы Башкортостана, расширение кругозора учащихся, воспитание любви и бережного отношения к природе.
- формирование основ экологическую культуру, развивать разумное поведение в окружающей среде.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Окружающий мир Башкортостана»
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
• положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир Башкортостана»;
• внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;
• понимание необходимости правильно вести себя в природе;
• гордость за свою республику;
• способность оценивать своё поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.
Могут быть сформированы:
• положительное отношение к учёбе, как интеллектуальному труду;
• ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
• понимание ценности семейных отношений;
• способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
• понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
• давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
• приводить примеры приборов и инструментов;
• пользоваться термометром для измерения температурывоздуха, воды и тела человека;
• называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
• называть заповедники, заказники, парки; горы, пещеры;
• приводить примеры:
- редкие растения и животные Республики Башкортостан, которые занесены в Красную книгу;
- основные водоёмы республики, родного края:
- названия рек и озёр;
- природные зоны республики, родного края;
- семь чудес Башкортостана;
- столицу республику, районы;
- 3-4 города Республики Башкортостан,
- полезных ископаемых, добываемых на территории своего края;
- профессий, связанных с охраной природы.
- хвойные и лиственные деревья, кустарники и травы, дикорастущие и культурные растения;
- из истории своего города(села)
• уметь работать с картой Республики Башкортостан: показывать географические объекты, распознавать условные обозначения полезных ископаемых, масштаб;
•уметь ориентироваться в нахождении Башкортостана на глобусе, физической карте страны;
• различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
• сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
• рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
• понимать, что человек — часть общества и часть природы;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
• понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;
• намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя;
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;
• проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
• оценивать правильность выполнения заданий;
• осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чём проявилась сложность выполнения.
Обучающиеся могут научиться:
• развивать и тренировать свою наблюдательность;
• ставить цели проведения наблюдений и опытов;
• осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
• планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
• понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
• понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
• пользоваться справочником, помещённым в учебнике;
• понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Обучающиеся могут научиться:
• пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
• осуществлять описание объектов природы;
• сравнивать и группировать объекты природы по заданным признакам;
• устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
• обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
• понимать и передавать содержание прочитанных текстов;
• слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,
• ставить вопросы друг другу,
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Обучающиеся могут научиться:
• высказывать своё мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;
• соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);
• сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Обучающиеся могут научиться:
• высказывать своё мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;
• соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);
• сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Тематическое планирование
№ | Разделы | Кол.часов |
1. | Мой Башкортостан. | 5 |
2. | Поверхность и подземные богатства нашего края. | 6 |
3. | Водоёмы республики. | 5 |
4. | Природные зоны республики. | 2 |
5. | Животные и растения нашего края. | 11 |
6. | По ступеням прошлого. | 6 |
7. | Всего. | 35 |
Содержание учебной программы (35 часов).
1. Раздел. Мой Башкортостан. ( 5 часов)
Административное деление республики. Рассказ о событиях начала XX века на территории Башкортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана.
Рассказ о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о горняцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Сведения об истории основания этих городов, главных отраслях промышленности в каждом из них.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Осенний календарь природы. Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
2. Раздел. Поверхность и подземные богатства нашего края. (5 часов)
Полезные ископаемые: нефть, золото, яшма, железная руда. Их значение в жизни человека. Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Уральские горы: Иремель, Янгантау, Ирендек, Ямантау, Машак, Зигальга.
Равнинная территория республики: Стерлитамакские шиханы, Уфимское плато, Белебеевская возвышенность, Общий сырт.
Пещеры: Шульганташ, Салавата Юлаева, Сумган, Аскинский, Лаклинская, Олебинская, Мурадымовское ущелье.
Природные памятники: родник Кургазак, заповедники, национальные парки, семь чудес Башкортостана.
3. Раздел. Водоёмы республики. (5 часов) Реки:Агидель, Нугуш, Дёма, Уфимка, Зилим, Танып, Буй, Сим, Уршак и др. Озера: Асылыкуль, Кандракуль, Светлое, Талкас, Шамсетдин, Ургун и др. Водные богатства, их разнообразие использование человеком. Охрана водоёмов.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Зимний келендарь природы. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Рассказ учителя об особенностях уральской зимы, ее отличительных признаках от зимней природы других уголков страны - средней полосы, Сибири, тундры, Средней Азии и др.
4. Раздел. Природные зоны республики. (2 часа) Основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Леса: берёзовые, дубовые, сосновые, липовые, широколиственно-темно-хвойные. Правила ориентации в лесу. Лес в жизни природы и человека.
Растения, животные и насекомые степей.
5. Раздел. Животные и растения нашего края.( 11 часов)
Растения: деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые травы, цветы, ягоды. Ядовитые и съедобные грибы нашего края. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении. грибами и ягодами.
Животные: хищники и травоядные, звери. Хищные, оседлые и перелетные птицы. Птицы нашего края. Вред и польза насекомых. Первая помощь при укусах. Роль растений и животных в природе и в жизни людей. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений.
Сезонные изменения в природе: весенние явления. Весенний календарь природы. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
6. Раздел. По ступеням прошлого. ( 6 часов) Рассказ о происхождении названия "башкорт". Башкирские племена, роды, родовые подразделения. народные праздники, обычаи связанные с природой. Занятия башкир связанные с природой.
Сезонные изменения в природе: летние явления. Летний календарь природы. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Нормы оценок по окружающему миру. | |
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
|
Учебно-методическая литература.
1. Бойчук В. А. Примерная программа по предмету "Окружающий мир" для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан (региональный компанент). 1-4 классы.-Уфа: Китап, 2013.-24 с.
2. Гайсина Р. С. Природа родного Башкортостана (региональный компонент предмета "Окружающий мир"):Учебное пособие для младших школьников. Уфа: Китап, 2009.-176 с.
3. Кучеров Е. В. Природа Башкортостана (времена года). Книга для чтения в 3-4 классах общеобразовательной школы. - Уфа:Китап, 1994. - 128 с.
4.Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология растений Башкортостана.- Уфа: Китап, 2011. - 248 с.
5. Хисматов М. Ф., Гнатшин В. Н. Атлас Башкортостана. Министерство народного образования, Роскартография, 2001.
Интернет ресурсы.
сезоны-года.рф› Башкортостан.html- Сезоны года.
priroda-rb.info - Природа Башкортостана.
pptcloud.ru›geography/zhivotnye…bashkortostana-Презентация на тему "Животные лесов Башкортостана".
uralturizm.ru›…bashkortostan/zhivotnyj-mir… Животный мир Башкортостана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 4 класс
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873532-1483965032.jpg)
Рабочая программа по Культуре Башкортостана
Рабочая программа по Культуре Башкортостана для 3-4 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/14/picture-1020418-1521039659.jpg)
Рабочая программа. Окружающий мир Башкортостана. 2класс
Рабочая программа по региональному компоненту "Окружающий мир Башҡортостана"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/14/picture-1020418-1521039659.jpg)
Рабочая программа. Окружающий мир Башкортостана. 4 класс
Рабочая программа по региональному компоненту "Окружающий мир Башҡортостана"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/03/picture-665422-1641201318.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов Башкортостана"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Игры народов Башкортостана» содержит пояснительную записку, Планируемые результаты, содержани...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457467-1402883853.jpg)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...