Рабочая программа по родному языку
рабочая программа (4 класс) на тему

Хазиева Светлана Анасовна

Рабочая программа по родному языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rodnomu_tatarskomu_yazyku.docx82.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая  программа  по родному (татарскому) языку предназначена для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ. Программа разработана на основе нормативно-правовых актов и методических рекомендаций для ФГОС НОО:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Конституция Российской Федерации;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1576);

Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»;

Сан-Пин2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер19993 (с изменениями и дополнениями);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах;

Конституция Республики Башкортостан;

Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании Республике Башкортостан».

Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730.

Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года.

Примерная Основная образовательная программа НОО;

Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) по ФГОС НОО муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа  д. Верхнекарышево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан;

Устав МОБУ СОШ д.Верхнекарышево.

          Цели и задачи обучения родному (татарскому) языку формулируются (согласно ФГОС НОО) исходя из ожидаемых результатов на трех уровнях- личностном, метапредметном и предметном.

Вклад предмета «Родной (татарский)  язык  в достижение личностных результатов в процессе обучения в начальной школе  по “Әлифба”,  “Татар теле”, выражается в следующем:

-формирование представлений о родном (татарском)  языке   как средстве познания окружающего мира;

-формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, партнерам по общению, к членам семьи, учителю;

-воспитание российской гражданской идентичности;

-развитие самостоятельности, соблюдение социальных норм речи, что проявляется в моделируемых ситуациях в учебниках;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Обучение родному (татарскому) языку  способствует достижению метапредметных умений, составляющих основу умения учиться:

- принимать задачи учебной и коммуникативной деятельности, в том числе творческого характера, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения на татарском языке;

-планировать, выполнять и оценивать свои учебные/ коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- владеть базовыми грамматическими понятиями, отражающими существенные связи и отношения (время, число, лицо, принадлежность и др.);

-владеть умениями смыслового чтения текстов разных стилей и жанров в соответствии с целями и коммуникативными задачами (с пониманием основного содержания, с полным пониманием);

-слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-договариваться о распределении ролей в процессе совместной деятельности, например проектной;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-комплексно использовать разные компоненты учебного предмета «Родной (татарский) язык».

Предметные результаты освоения младшими школьниками состоят в формировании коммуникативной компетенции на татарском  языке в четырех видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме), предусматривающей также развитие языковых навыков на заданном уровне и социокультурной компетенции.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет родной (татарский) язык строится на основе дифференцированного обучения и учёта индивидуальных возможностей каждого ученика. Программа  позволяет комплексно решать вопросы эмоционального, творческого характера.

«Родной (татарский) язык  начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению.

Систематический курс представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать родную (татарскую) речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства татарского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных  универсальных действий.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

      Программой также предусмотрено  формирование общеучебного навыка чтения и умение работать с текстом на родном татарском языке, который пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение на родном татарском языке, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

Описание места учебного предмета в учебном плане

 Родной язык, в соответствии с  требованиями ФГОС НОО и основной образовательной программы МОБУ СОШ д. Верхнекарышево, является обязательным учебным предметом  образовательного процесса и входит в учебный план школы.

Планируемые  результаты  освоения  учебного  предмета

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения татарского языка как языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре татарского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание курса родного (татарского) языка и литературного чтения  обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Планируемые предметные результаты на конец обучения грамоте.

Ученик научится:

    В области речи, речевой деятельности:

– читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами, понимать читаемое (приблизительный темп

чтения вслух – 25 слов в минуту);

– по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;

– спрашивать о значении незнакомых слов;

— соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными формулами (в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности);

– понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;

– под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников, в том числе

деловые на основе моделей букваря.

    В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

– слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

– разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;

– различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й’];

– выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;

– выделять слоги, различать ударные и безударные;

– различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я

обозначают два звука или один.

    В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):

– соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

– правильно, аккуратно, разборчиво и по возможности красиво писать буквы и оформлять их соединение; сравнивать

с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;

– обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»;

– применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного написания слов– различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано» (орфографическое);

– под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное.

      Ученик получит возможность научиться:

   В области речи, речевой деятельности:

– читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в темпе, близком к темпу устной речи;

– понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;

– самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;

– при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в частности окраску голоса (интонацию), мимику;

– под руководством учителя выбирать заголовок текста с учётом его темы или главной мысли (без терминов), восстанавливать нарушенную последовательность предложений;

– участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдая при этом основные правила речевого поведения: слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;

– строить небольшие монологические высказывания на основе картинок букваря, собственных впечатлений.

    В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

– выделять из потока устной речи отдельные предложения, различать интонацию, с которой каждое произносится, определять нужный знак препинания для её обозначения;

– различать парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных – определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным).

    В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):

– при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;

– в целом оценивать качество своего письма;

– различать буквы твёрдых или мягких согласных и буквы, указывающие на их твёрдость или мягкость;

– применять освоенные правила переноса слов;

– самостоятельно действовать при списывании и письме под диктовку по освоенной технологии, проверять написанное.

Планируемые предметные результаты освоения программы по родному (татарскому) языку и литературному чтению

 1-го класса

Ученик научится:

В области речи, речевой деятельности:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдать основные правила общения на уроке;

– пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);

– выявлять среди слов те, значения которых неизвестны, не совсем понятны; выяснять с помощью учителя, в том числе

по толковому словарю, их значения;

– под руководством учителя читать и понимать информацию, представленную в учебнике;

– осознавать наличие в речи разных задач общения: по деловому сообщать и словами рисовать, передавая свои мысли, чувства, впечатления;

– создавать (устно) предложения и небольшие монологические высказывания на основе различных источников;

– конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления, телеграммы.

В области освоения языка (грамматики, фонетики,  графики):

– различать слово и предложение;

– выделять предложения, слова из потока речи (при восприятии на слух и зрительно);

– различать слова по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы                                                                    к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие? и др.;

– различать звуки и буквы;

– выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый (гласный/согласный, гласный ударный/ безудар-

ный); строить модель слогового и звукового состава слова из 5–6 звуков;

– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;

– правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’] (без случаев с разделительными знаками),

объяснять выбор способа обозначения.

В области письма (орфографии и пунктуации, каллиграфии):

– правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным

или восклицательным знаком в ясных случаях);

– обозначать пробелами границы слов;

– писать большую букву в собственных именах;

– соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);

– списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);

– под руководством учителя осуществлять проверку написанного;

– правильно писать следующие слова с непроверяемыми орфограммами:

– использовать приобретённые каллиграфические умения.

Ученик получит возможность научиться:

В области языка, речи, речевой деятельности:

– соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;

– замечать в речи слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;

– в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещённые в словарь учебника «Как правильно

говорить?»;

– использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;

– фиксировать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции («звуковых значков»);

– читать записи, сделанные «значками звуков», и осознанно «переводить» их в буквенные;

– различать деловые сообщения и словесные картинки; формулировать, о чём и что в них говорится;

– создавать устные воспоминания на заданную тему о событиях своей жизни и выразительно их рассказывать;

– использовать записки в общении со сверстниками, с близкими, писать им короткие поздравления.

В области письма (графики, орфографии, каллиграфии):

– обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й’], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и собственных записях;

– соблюдать требования к каллиграфической стороне письма, различать удачные и неудачные начертания буквы их соединение, заботиться о каллиграфической стороне своего письма.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета«Родной( татарский) язык и литературное чтение» на конец 1-го класса

Личностные результаты: общее представление о родном языке как языке своей страны; положительное отношение к

учению, наличие элементов познавательного интереса.

Регулятивные УУД:

– понимать и принимать учебную задачу;

– использовать выделенные учителем ориентиры действия;

– осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной, в том числе схематичной; использовать внешнюю речь для регуляции своих действий;

– выполнять действия проверки.

Познавательные:

– слушать учителя и понимать прочитанное, находить в речи учителя, в сообщении учебника нужные сведения;

– выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;

– понимать информацию учебника, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму;

– в ходе коллективной работы наблюдать за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, сравнения, классификации, группировки с учётом указанных критериев, делать умозаключения, выводы, использовать освоенные условные знаки.

Коммуникативные:

– участвовать в коллективной беседе, высказывать свои мысли, говорить о своих впечатлениях, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.

Во 2 классе

Содержание курса родного  языка   обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

Учащийся научится:

испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

относиться с уважением к представителям других народов;

уважительно относиться к иному мнению;

понимать практическую значимость получаемых знаний по татарскому языку;

соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

конструктивно разрешать проблемные ситуации;

оценивать свои успехи в освоении языка.

        Учащийся получит возможность:

сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;

эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;

сформировать  и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;

осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

 Метапредметные результаты

Учащийся научится:

ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;

понимать цели и задачи учебной деятельности;

находить ответы на  проблемные вопросы;  

самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);

пользоваться справочной литературой (словарями);

развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;

развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

          Учащийся получит возможность научиться:

делать самостоятельные выводы;

находить выход из проблемных ситуаций;

определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;

выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;

            Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Учащийся научится:

понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;

относиться к татарскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами; различать диалогическую и монологическую речь;

составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

 пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

писать изложения по составленному плану;

составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

        Учащийся получит возможность научиться:

совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;

говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

делать полный и краткий пересказ текста;

устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

   совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

Учащийся научится:

проводить звукобуквенный анализ слов;

определять ударение в словах;

делить слова на слоги и на части для переноса;

находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;

использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;

писать под диктовку тексты (28—35 слов), включающие слова с изученными орфограммами.

 Учащийся получит возможность научиться:

верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;

формировать представление о единообразии написания слова;

Лексика

Учащийся научится:

различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;

сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);

распознавать в тексте синонимы и антонимы;

находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;

сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;

объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

          Учащийся получит возможность научиться:

понимать различие основной функции имён и личных местоимений;

объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;

различать мотивированные и немотивированные названия.

Состав слова

Учащийся научится:

разбирать слова по составу, выделяя в них корень, суффикс, окончание;

выделять в слове основу и окончание;

составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

различать однокоренные слова и разные формы одного слова.

Учащийся получит возможность научиться:

Морфология

Учащийся научится:

определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.

Имя существительное

Учащийся научится:

различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

определять число имён существительных;

определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;

изменять имена существительные по падежам.

         Учащийся получит возможность научиться:

разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, число, падеж).

Местоимение

Учащийся научится:

сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;

употреблять личные местоимения в речи.

         Учащийся получит возможность научиться:

устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.

Глагол

Учащийся научится:

распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

определять времена глаголов;

образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;

определять число глаголов;

Учащийся получит возможность научиться:

обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

Имя прилагательное

Учащийся научится:

находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

определять связь имени прилагательного с именем существительным;

         Учащийся получит возможность научиться:

объяснять роль имён прилагательных в речи;

использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.

Синтаксис

Словосочетание

Учащийся научится:

объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;

составлять словосочетания по заданным моделям;

находить словосочетания в предложении.

Предложение

Учащийся научится:

определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;

находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;

находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);

устанавливать связь между членами предложения по вопросам;

находить в предложении однородные члены.

          Учащийся получит возможность научиться:

верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

Текст

Учащийся научится:

отличать текст от простого набора предложений;

устанавливать связь между предложениями в тексте;

определять тему и основную мысль текста;

 озаглавливать текст;

выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;

составлять план текста;

распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

Учащийся получит возможность научиться:

различать художественные и научные тексты;

составлять тексты разных типов.

Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.

Основными видами контроля предметных результатов  в школе являются:

-предварительный (входной) контроль, позволяющий определить исходный уровень  обученности и развития учащихся;

-текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;

-промежуточный контроль, определяющий уровень усвоения программного материала учащихся  за  определённый период.

-итоговый контроль, определяющий итоговый уровень образовательных достижений учащихся по предметам.

Формы и методы:

-диктант с грамматическим заданием;

-сочинения;

-изложение с элементами сочинения.

В 3 классе

Содержание курса родного языка   обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

Учащийся научится:

испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

относиться с уважением к представителям других народов;

уважительно относиться к иному мнению;

понимать практическую значимость получаемых знаний по татарскому языку;

соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

конструктивно разрешать проблемные ситуации;

оценивать свои успехи в освоении языка.

        Учащийся получит возможность:

сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;

эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;

сформировать  и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;

осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

 сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные результаты

Учащийся научится:

ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;

понимать цели и задачи учебной деятельности;

находить ответы на  проблемные вопросы;  

самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);

пользоваться справочной литературой (словарями);

развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;

развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

          Учащийся получит возможность научиться:

делать самостоятельные выводы;

находить выход из проблемных ситуаций;

определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;

выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;

            Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Учащийся научится:

понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;

относиться к татарскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;

различать диалогическую и монологическую речь;

составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

 пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

писать изложения по составленному плану;

составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

        Учащийся получит возможность научиться:

совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;

говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

делать полный и краткий пересказ текста;

устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

Учащийся научится:

проводить звукобуквенный анализ слов;

определять ударение в словах;

делить слова на слоги и на части для переноса;

находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;

использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;

писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.

 Учащийся получит возможность научиться:

верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;

формировать представление о единообразии написания слова;

Лексика

Учащийся научится:

различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;

сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);

распознавать в тексте синонимы и антонимы;

находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;

сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;

объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

          Учащийся получит возможность научиться:

понимать различие основной функции имён и личных местоимений;

объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;

различать мотивированные и немотивированные названия.

Состав слова

Учащийся научится:

разбирать слова по составу, выделяя в них корень, суффикс, окончание;

выделять в слове основу и окончание;

составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

различать однокоренные слова и разные формы одного слова.

Учащийся получит возможность научиться:

Морфология

Учащийся научится:

определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.

Имя существительное

Учащийся научится:

различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

определять число имён существительных;

определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;

изменять имена существительные по падежам.

         Учащийся получит возможность научиться:

разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, число, падеж).

Местоимение

Учащийся научится:

сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;

употреблять личные местоимения в речи.

         Учащийся получит возможность научиться:

устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.

Глагол

          Учащийся научится:

распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

определять времена глаголов;

образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;

определять число глаголов;

Учащийся получит возможность научиться:

обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

Имя прилагательное

Учащийся научится:

находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

определять связь имени прилагательного с именем существительным;

         Учащийся получит возможность научиться:

объяснять роль имён прилагательных в речи;

использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.

Синтаксис

Словосочетание

Учащийся научится:

объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;

составлять словосочетания по заданным моделям;

находить словосочетания в предложении.

Предложение

Учащийся научится:

определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;

находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;

находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);

устанавливать связь между членами предложения по вопросам;

находить в предложении однородные члены.

          Учащийся получит возможность научиться:

верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

Текст

Учащийся научится:

отличать текст от простого набора предложений;

устанавливать связь между предложениями в тексте;

определять тему и основную мысль текста;

 озаглавливать текст;

выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;

составлять план текста;

распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

          Учащийся получит возможность научиться:

различать художественные и научные тексты;

составлять тексты разных типов.

Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.

Основными видами контроля предметных результатов  в школе являются:

-предварительный (входной) контроль, позволяющий определить исходный уровень  обученности и развития учащихся;

-текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;

-промежуточный контроль, определяющий уровень усвоения программного материала учащихся  за  определённый период.

-итоговый контроль, определяющий итоговый уровень образовательных достижений учащихся по предметам.

Формы и методы:

-диктант с грамматическим заданием;

-тестирование;

-изложение с элементами сочинения.

В 4 классе

Содержание курса родного языка  обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

Учащийся научится:

испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

относиться с уважением к представителям других народов;

уважительно относиться к иному мнению;

понимать практическую значимость получаемых знаний по татарскому языку;

соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

конструктивно разрешать проблемные ситуации;

оценивать свои успехи в освоении языка.

        Учащийся получит возможность:

сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;

эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;

сформировать  и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;

осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

 сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные результаты

Учащийся научится:

ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;

понимать цели и задачи учебной деятельности;

находить ответы на  проблемные вопросы;  

самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);

пользоваться справочной литературой (словарями);

развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;

развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

          Учащийся получит возможность научиться:

делать самостоятельные выводы;

находить выход из проблемных ситуаций;

определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;

выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;

            Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Учащийся научится:

понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;

относиться к татарскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;

различать диалогическую и монологическую речь;

составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

 пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

писать изложения по составленному плану;

составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

        Учащийся получит возможность научиться:

совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;

говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

делать полный и краткий пересказ текста;

устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

Учащийся научится:

проводить звукобуквенный анализ слов;

определять ударение в словах;

делить слова на слоги и на части для переноса;

находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;

использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;

писать под диктовку тексты (45—50 слов), включающие слова с изученными орфограммами.

 Учащийся получит возможность научиться:

верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;

формировать представление о единообразии написания слова;

Лексика

Учащийся научится:

различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;

сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);

распознавать в тексте синонимы и антонимы;

находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;

сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;

объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

          Учащийся получит возможность научиться:

понимать различие основной функции имён и личных местоимений;

объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;

различать мотивированные и немотивированные названия.

Состав слова

Учащийся научится:

разбирать слова по составу, выделяя в них корень, суффикс, окончание;

выделять в слове основу и окончание;

составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

различать однокоренные слова и разные формы одного слова.

Учащийся получит возможность научиться:

Морфология

Учащийся научится:

определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.

Имя существительное

Учащийся научится:

различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

определять число имён существительных;

определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;

изменять имена существительные по падежам.

         Учащийся получит возможность научиться:

разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, число, падеж).

Местоимение

Учащийся научится:

сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;

употреблять личные местоимения в речи.

         Учащийся получит возможность научиться:

устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.

Глагол

          Учащийся научится:

распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

определять времена глаголов;

образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;

определять число глаголов;

Учащийся получит возможность научиться:

обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

Имя прилагательное

Учащийся научится:

находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

определять связь имени прилагательного с именем существительным;

         Учащийся получит возможность научиться:

объяснять роль имён прилагательных в речи;

использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.

Синтаксис

Словосочетание

Учащийся научится:

объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;

составлять словосочетания по заданным моделям;

находить словосочетания в предложении.

Предложение

Учащийся научится:

определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;

находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;

находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);

устанавливать связь между членами предложения по вопросам;

находить в предложении однородные члены.

          Учащийся получит возможность научиться:

верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

Текст

Учащийся научится:

отличать текст от простого набора предложений;

устанавливать связь между предложениями в тексте;

определять тему и основную мысль текста;

 озаглавливать текст;

выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;

составлять план текста;

распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

          Учащийся получит возможность научиться:

различать художественные и научные тексты;

составлять тексты разных типов.

Содержание учебного предмета

Материал учебного предмета «Родной  язык» с обучением на татарском языке (1-4 классы) структурирован в соответствии с видами речевой деятельности и  следующими разделами языкознания: фонетика и орфография, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.

1 КЛАСС

Добукварный период

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий.  Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.  Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.  Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.  

Букварный период

Правильное  начертание письменных прописных (заглавных) и строчных букв и их соединений. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение  приемов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Общее представление о предложении. Смысловая и интонационная законченность предложения. Смысловая связь слов в предложении (по вопросам). Роль предложения в речевом общении.  Постепенный переход на скорописное письмо. Знакомство с правилами правописания и их применение: 1) раздельное написание слов; 2) прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; 3) перенос слов по слогам; 4) знаки препинания в конце предложения.

Послебукварный период

Алфавит,  правильное название букв алфавита.  Списывание текста. Оформление  предложений в тексте.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение татарского языка и литературного чтения. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения грамоте.

Татарский язык

Звуки и буквы

       Звуки речи. Гласные звуки и их буквенные обозначения. Твёрдые и мягкие гласные звуки, парность-непарность гласных звуков. Различение гласных и согласных звуков,   звонких и глухих согласных. Парные и непарные согласные звуки (буквы).  Деление слов на слоги и определение их количества. Перенос слов по слогам.  Классификация слов по количеству слогов.  Нахождение и  исправление  ошибок,  допущенные при делении слов на слоги.

Синтаксис

Выделение слов и  предложений. Разные по цели высказывания предложения,  знаки препинаний при них. Употребление прописной буквы в начале предложения. Понятие о главных членах предложения. (без введения терминологии).

Морфология

        Группировка слов по частям речи.  Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки. Служебные  слова.  (без введения терминологии).  Имена собственные, употребление заглавной буквы  в именах собственных.

Орфография

Ознакомление с правилами орфографии: написание буквы э (е)  в словах; написание букв о и  ө в первом слоге татарских слов. Буквы е,  ю, я. Твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки. Твердые согласные [гъ], [къ] их буквенные обозначения ; Сонорные согласные  [м], [н] [ң];  Согласные  [в], [w] и их буквенные обозначения.

Развитие речи

Письмо под диктовку и переписывание текста на изученное правило. Составление предложений из предложенных слов. Составление небольшого письменного текста на основе просмотренной картины (рисунка) или видеозаписи, с привлечением увиденного (услышанного) материала.

Письмо по памяти загадок, пословиц, стихотворений.

2 КЛАСС

Фонетика и орфоэпия

Звуки и буквы. Гласные и согласные. Твердые и мягкие гласные. Сингармонизм.  Буквы, обозначающие на письме согласные звуки. Различение звуков и букв. Гласные звуки.

Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую.

Согласные глухие и звонкие, парные и непарные. Буквы, обозначающие на письме согласные звуки. Специфичные звуки татарского языка [w], [гъ], [къ], [х], [ч]; [җ], [ң], [һ].

Правописание слов с буквами [я], [ю], [е]. Озвончение глухих. Соседство двух одинаковых согласных.

Правописание и произношение слов с [ъ], [ь].

Графика

Татарский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями.

Слово

        Корень слова. Однокоренные слова.  Аффиксы. Особенности образования слов.  

Слова, выражающие предмет. Нарицательные и собственные имена сущствительные. Написания с прописной буквы имен, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц.  

Слова, выражающие действие. Значение и употребление в речи.

Слова, обозначающие признаки предметов. Употребление прилагательных в предложении. Особенности синтаксической связи между прилагательным и существительным в татарском языке.

Предложение

Слово, словосочетание и предложение. Составление словосочетаний и предложений. Распространенные и нераспространенные предложения. Главные члены предложения. Порядок слов в предложении. Виды предложений по цели высказывания. Особенности произношения.

Развитие связной речи

Последовательность предложений в тексте. Определение темы и основной мысли текста. Разделение текста на части и наименование.

Составление рассказа по картине и опорным словам. Воспроизведение (пересказ) текста в соответствии с предложенным заданием.

Учить стихотворения, пословицы и загадки  наизусть. Употребление слов вежливости в речи.

3 КЛАСС

Лексика. Слово

Слово и его лексическое  значение. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова, употребление в собственной речи.  Заимствованные слова в татарском языке. Синонимы и антонимы, омонимы: использование в речи. Словарное богатство татарского языка. Словари татарского языка: толковый словарь татарского языка, словари синонимов, антонимов, омонимов и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.

Состав слова и словообразование

Понятие об однокоренных словах, их отличия от синонимов и омонимов. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.

Выделение и определение значимых частей слова: корня слова и аффикса. Понятие о словообразовательных и словоизменяющих аффиксах. Разбор слова по составу. Выполнение упражнений с элементами словообразовательного анализа.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.

Морфология

Понятие о частях речи.

Имя существительное. Значение и употребление. Формы единственного и множественного числа. Правописание аффиксов множественного числа. Названия и вопросы падежей. Склонение имен существительных. Выполнение упражнений на морфологический анализ существительных.

Глагол. Значение глагола и употребление в речи. Положительная (утвердительная) и отрицательная формы глаголов. Спряжение глаголов. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени изъявительного наклонения. Правописание аффиксов будущего времени изъявительного наклонения: -ар, -әр, -ыр, -ер, -р, -ачак, -әчәк, -ячак, -ячәк(практическое овладение).  

Морфологический анализ глаголов.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Степени сравнений имен прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная, уменьшительная. Правописание аффиксов сравнительной степени: - рак, -рәк и частиц в превосходной степени.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные

местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения

1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение

личных местоимений

Частицы. Приемы и способы различия частиц да, дә, та, тә от аффиксов местно-временного падежа –да, -дә, -та, -тә. Правописание частиц.

Послелоги, их значение в речи. Употребление послелогов с именами существительными и местоимениями в разных падежах.

Синтаксис

Предложение. Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные). Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений (практическое усвоение).

Понятие о главных и второстепенных членах предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.Понятие о нераспространенных и распространенных предложениях.

 Словосочетание. Сходство и различие предложения, словосочетания, слова. Различение главного и зависимого слова в словосочетании.

Развитие речи

Текст. Определять тему, основную мысль текста, делить его на абзацы. Особенности описательного, повествовательного текста.

Знакомство с речевым этикетом.  

4 КЛАСС

Слово и его значение (лексика)

Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов.  Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Сведения о заимствованиях в татарском  языке. Представление о фразеологизмах. Татарско- русский, русско- татарский , орфографический словари. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.

Слово и его строение (состав слова)

Углубление представлений о морфемном составе слова.  Определение корня слова и аффикса. Понятие о словообразовательных аффиксах. Выполнение упражнений с элементами словообразовательного анализа.

Сложные слова (кушма сүзләр), парные слова (парлы сүзләр),тезмә сүзләр.

Значения и роль окончаний в словах.

Слово как часть речи (морфология)

Имя существительное

Имя существительное, его значение и употребление в речи. Вопросы имен существителных. Определение имен существительных, отвечающих на вопросы кем? нәрсә? Собственные и нарицательные имена. Формы единственного и множественного числа. Названия и вопросы падежей. Склонение имен существительных. Имена с аффиксами притяжательности (-ым/-ем/-м/-ың/-ең/-ң/-ы/-ыбыз/-ыгыз/-егез/-лары/-еләре/ләре).Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Морфологический разбор имён существительных.

Глагол

Значение глагола и употребление в речи. Определение глаголов, отвечающих на вопросы нишли? (что делает?), нишләде? (что делал?что сделал?), нишләр? (что будет делать?). Глаголы повелительного и изъявительного наклонения .Спряжение глаголов. Спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Изменение глаголов по временам. Спряжение глаголов повелительного  наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени. Утвердительная и отрицательная формы глаголов. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу. Роль глаголов в предложениях.   Выполнение упражнений на морфологический   анализ глаголов.

Имя прилагательное

Имя прилагательное:  его значение и употребление в речи. Вопросы прилагательных, выражение различных признаков предметов. Степени сравнений имен прилагательных. Роль имён прилагательных в предложениях. Имя прилагательное  в роли сказуемого, в роли второстепенных членов предложения. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Значение и употребление в речи. Выполнение упражнений на морфологический анализ имен прилагательных.

Местоимение

 Понятие о местоимениях. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них.  Личные местоимения: значение и употребление в речи, формы единственного и множественного числа, склонение личных местоимений.

Вопросительные местоимения. Различение падежных форм личных и вопросительных местоимений. Роль местоимений в предложениях. Значение и употребление в речи.  

Имя числительное

Имя числительное, его значение, вопросы.  Количественные и порядковые числительные. Синтаксические функции числительных.

Особенности синтаксической связи между числительным и существительным в татарском языке. Значение и употребление в речи. Морфологический разбор имен числительных.

Наречие

Наречие,  его значение, вопросы . Грамматические признаки наречия. Роль наречий в предложении и тексте.

Служебные части речи

Частицы да, дә, та, тә, гына, генә, кына, кенә, ук, үк, ич, бит., ич,ла-лә, ләбаса-лабаса.Правописание частиц.  

Союзы кадәр,хәтле,чаклы,шикелле,өчен,таба,белән,аша. Союзные слова ас,өс,эч,тыш,арт,ал,ян,урта,кырый,буй,төп,ара,тирә.Их правописание.

Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражение различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы). Наблюдение над ролью предлогов и союзов в составе словосочетаний, союзов в составе сложных предложений.

Синтаксис

Словосочетание и предложение в татарском языке, порядок слов в них. Значения словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано. Главные члены предложения. Выражение подлежащего существительными и личными местоимениями. Выражение сказуемого глаголами изъявительного наклонения и прилагательными. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Выражение определения прилагательными. Предложения  с однородными членами без союзов   и с союзами    һәм, ә, ләкин, әмма. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.  Предложения, осложнённые обращениями, интонация  и знаки препинания при них. Понятие о простых и сложных предложениях. Различение простых и сложных предложений.

Текст. Развитие речи

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.  Заглавие текста. План текста. Составление планов к данным  текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.  Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.   Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения ( приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

 

Оценка диктанта.

   Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

   Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны быть доступными по содержанию и не иметь в своем составе неизвестных учащимся слов, грамматических форм и синтаксических конструкций. Если в тексте диктанта встречаются незнакомые слова или слова с неизученными орфограммами, то их необходимо объяснить и записать на доске.

    При подсчете количества слов в диктанте принимаются во внимание все слова, включая заголовки. Служебные слова (предлоги и союзы) также считаются за отдельные слова.

Количество слов в диктанте в течение учебного года должно увеличиваться постепенно: в начале учебного года такое же количество слов, как в диктантах предыдущего класса, затем  в каждой четверти текст постепенно увеличивается и в III четверти число слов в диктанте должно достигать указанной для каждого класса нормы.

   Проверочный диктант по определенной теме должен включать основные орфограммы или пунктограммы не только этой темы, но и других программных разделов, изученных ранее. Итоговые контрольные диктанты должны выявлять подготовленность учащихся по всем изученным ранее темам.

Объем текстов для диктантов:

2 класс

3 класс

4 класс

28—35  слов

 35—45  слов,

45—55  слов

    При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

При оценке диктантов (а также изложений и сочинений) исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в переносе слов;

5) на единичные пропуски точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения начинается с заглавной буквы;

6) в передаче авторской пунктуации.

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные

написания, искажающие звуковой облик слова.

    Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются на одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

    Диктант оценивается одной отметкой. Нормы оценки диктантов следующие:

     Отметка «5» ставится за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

    Отметка «4» выставляется при наличии и работе трех орфографических и трех пунктуационных ошибок, или двух орфографических и четырех пунктуационных, или пяти пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

    Отметка «3» выставляется при наличии пяти орфографических и пяти пунктуационных ошибок, или четырех орфографических и пяти пунктуационных ошибок, или девяти пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. 
  В 2 классе допускается 
выставление отметки «3» за диктант при шести орфографических и пяти пунктуационных ошибках.
   Отметка «2»
 ставится при наличии восьми орфографических и восьми пунктуационных ошибок, или семи орфографических и девяти пунктуационных, или шести орфографических и десяти пунктуационных, или девяти орфографических и семи пунктуационных.
   При некоторой вариативности количества ошибок следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Такой предел для оценки «
З»— пять орфографических ошибок .«2» — девять орфографических ошибок.

Оценка сочинений и изложений

    Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

     Тексты для изложений должны отвечать требованиям нравственно-эстетического воспитания учащихся и со держанию учебной программы данного класса.

     С помощью изложений проверяют умения раскрыть тему данного текста, передать его основную мысль, использовать языковые средства в соответствии с темой и задачей высказывания, а также грамматические знания, орфографические, пунктуационные умения и навыки.

    Текст изложения должен быть доступен учащимся. Новые слова и выражения следует объяснить и в целях усвоения правописания выписать их на классной доске. 
  Примерный объем текстов для изложения:

2 класс

3 класс

4 класс

45-50 слов

50-60  слов

60-70  слов

    К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, от их общего развития.

    С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

    Кроме того, при оценке письменных работ следует обращать внимание на логическую последовательность как при передаче содержания готового текста (изложение), так и при построении самостоятельного высказывания (сочинение), на умение членить текст на абзацы, связывать предложения между собой, использовать разнообразные выразительные средства языка. Изложения и сочинения оцениваются двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки — по татарскому языку, за исключением тех случаев, когда сочинение проводят с целью проверки знаний по литературе. В этом случае первая оценка, за содержание и речь, считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оцениваются по следующим критериям:

-  соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

-  правильность фактического материала;

-  последовательность и логичность изложения.

   При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых ошибок и речевых недочетов в содержании. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе:

2 класс

Отметка

Основные критерии

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание   работы   полностью   соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание   изложено   последователь но (по плану или без него).

4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом изученного материала).

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускаются 1 недочет в содержании и 1—2 речевые ошибки.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматичес кая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (с незначительными отклонениями от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические ошибки.

3. Имеются   незначительные    нарушения в последовательности изложения мыслей.

4. Лексический  и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.

5. Стиль   работы   отличается   единством и достаточной выразительностью.

6. Допускаются не более 2 недочетов в содержании и 3—4 речевые ошибки.

Допускается: 3 орфографические, 3 пунктуационные и  3 грамматические ошибки.

«3»

1. Допущены существенные отклонения от темы.

2. Имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения в последовательности  изложения мыслей.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

6. Допускаются не более 4 речевых недочетов в содержании и 5—6 речевых ошибок.

Допускается: 5 орфографических, 5 пунктуационных и 5 грамматических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность в изложении, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими  однотипными   предложениями, нарушена связь между ними, часты случаи  неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. В работе допущены 6 недочетов в содержании и до 7 речевых ошибок.

Допускается: 7—8

орфографических, 8 пунктуационных и 8 грамматических ошибок.

3 класс

Отметка

Основные критерии

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание   работы   полностью   соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание   изложено   последователь но (по плану или без него).

4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом изученного материала).

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускаются 1 недочет в содержании и 1—2 речевые ошибки.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматичес кая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (с незначительными отклонениями от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические ошибки.

3. Имеются   незначительные    нарушения в последовательности изложения мыслей.

4. Лексический  и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.

5. Стиль   работы   отличается   единством и достаточной выразительностью.

6. Допускаются не более 2 недочетов в со держании и 3—4 речевые ошибки.

Допускается: 3 орфографические, 3 пунктуационные и  3 грамматические ошибки.

«3»

1. Допущены существенные отклонения от темы.

2. Имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения в последовательности  изложения мыслей.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

6. Допускаются не более 4 речевых недочетов в содержании и 5—6 речевых ошибок.

Допускается: 5 орфографических, 5 пунктуационных и 5 грамматических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность в изложении, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими  однотипными   предложениями, нарушена связь между ними, часты случаи  неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. В работе допущены 6 недочетов в содержании и до 7 речевых ошибок.

Допускается: 7—8

орфографических, 8 пунктуационных и 8 грамматических ошибок.

Примечания:

1. При оценке сочинения  необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Первая оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях

4 класс

Отметка

Основные критерии

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание   работы   полностью   соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание   изложено   последователь но (по плану или без него).

4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом изученного материала).

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускаются 1 недочет в содержании и 1—2 речевые ошибки.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматичес кая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (с незначительными отклонениями от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические ошибки.

3. Имеются   незначительные    нарушения в последовательности изложения мыслей.

4. Лексический  и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.

5. Стиль   работы   отличается   единством и достаточной выразительностью.

6. Допускаются не более 2 недочетов в со держании и 3—4 речевые ошибки.

Допускается: 3 орфографические, 3 пунктуационные и  3 грамматические ошибки.

«3»

1. Допущены существенные отклонения от темы.

2. Имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения в последовательности  изложения мыслей.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

6. Допускаются не более 4 речевых недочетов в содержании и 5—6 речевых ошибок.

Допускается: 5 орфографических, 5 пунктуационных и 5 грамматических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность в изложении, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими  однотипными   предложениями, нарушена связь между ними, часты случаи  неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. В работе допущены 6 недочетов в содержании и до 7 речевых ошибок.

Допускается: 7—8

орфографических, 8 пунктуационных и 8 грамматических ошибок.

Примечания:

1. При оценке сочинения  необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Первая оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку

Развернутая рабочая программа по родному языку. А.К.Ойдан-оол, А.М.Белек-Баир.4 класс...

Рабочая программа по родному языку для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса по программе"Планета Знаний"...

Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс

Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс...

Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс

Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...

Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...