Дополнительная образовательная программа кружка "Мир из бумаги"
рабочая программа (3 класс) на тему
Дополнителтная образовательная программа кружка "Мир из бумаги"
Срок реализации 2 года
Возрастная категория обучающихся: с 8 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Мир из бумаги" | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕЛИЗАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Принята на педсовете Утверждена
Протокол №___ от _____ Приказом директора
МБОУ Елизаровская СОШ
№ ________
________________20__ г.
____________/ Курнавина И. А./
Дополнительная образовательная программа кружка
«Мир из бумаги»
Срок реализации - 2 года
Возрастная категория обучающихся: с 8 лет
Составитель:
Власова Э.В.
Старшая вожатая
с. Елизарово
2013 год
Пояснительная записка
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.М. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Также рассмотрены дополнительные образовательные программы аналогичного характера: Б.М. Hеменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Н.М. Конышева «Художественный труд», Т. Геронимус «Школа мастеров». Эти программы, отражают лишь одно или два направления в творчестве из бумаги. Предлагаемая же программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (торцевание, оригами, модульное оригами, конструирование, мозаика, аппликация).
На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
«Мир из бумаги» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы с 8 лет.
В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их.
Младший школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до коллективных работ. Занятия модульным оригами – это освоение практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель данной программы — создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ, а также разнообразные методы обучения:
- в основе, которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
- в основе, которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Мир из бумаги», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Средства обучения:
- методические пособия и книги по оригами;
- готовые изделия в техниках: оригами, квилинг, аппликации, кусудама, торцевание;
- инструменты, материалы и принадлежности
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;
- применение индивидуальных, групповых форм обучения;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Предполагаемые результаты работы
К концу обучения учащиеся должны:
· Уметь организовывать свое рабочее место.
· Овладеть практическими навыками и приемами художественной обработки бумаги.
· Знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
· Уметь следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
· Создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
· Работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности
· Знать историю возникновения техники оригами.
· Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.
· Уметь четко работать с инструментами.
· Уметь читать схемы выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики.
· Овладеть навыками культуры труда.
· Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
· Уметь проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ.
· Знать и уметь выполнять композиции в технике аппликации.
· Уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.
Методические рекомендации
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно-образной игры.
Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе. Хорошо, если дети под руководством педагога посетят бумажную фабрику или типографию.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематическое планирование 1 года обучения составлено на основе
программы «Мир из бумаги» Б.М. Неменского. Издательская фирма «Сентябрь», г. Москва, 2011 год. Энциклопедия административной работы в школе.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Количество часов: 37.
В неделю: 1 ч
Номер раздела, темы | Название разделов и тем | Количество часов | Дата | |
По плану | Факт. | |||
I | Введение: правила техники безопасности Вводное занятие | 1 | ||
II | Оригами | 12 | ||
1. | История развития техники модульного оригами | 1 | ||
2. | Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. | 1 | ||
3. | Волшебные свойства бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник» | 1 | ||
4. | Композиция «Цветущий кактус» | 2 | ||
5. | Композиция «Букет цветов» | 2 | ||
6. | Композиция «Лиса» | 2 | ||
7. | Композиция «Котенок» | 2 | ||
8. | Выставка творческих работ | 1 | ||
III | Аппликация | 12 | ||
1. | История возникновения техники аппликация | 1 | ||
2. | Работа по трафарету, способы скрепления деталей | 1 | ||
3. | Аппликация «Аквариум» | 2 | ||
4. | Аппликация «Космос» | 2 | ||
5. | Аппликация «Цветы» | 2 | ||
6. | Полу объемная аппликация. Виды. Приемы крепления деталей | 1 | ||
7. | Аппликация «Маки» | 2 | ||
8. | Выставка творческих работ | 1 | ||
IV | Бумагопластика | 12 | ||
1. | Изготовление изделий на основе шара. Виды кусудам | 2 | ||
2. | Приемы складывания кусудам | 1 | ||
3. | Цветочная кусудама | 2 | ||
4. | Изготовление кусудамы «Азалия» | 2 | ||
5. | Изготовление кусудамы «Роза Кавасаки» | 2 | ||
6. | Изготовление кусудамы «Карамболь» | 2 | ||
7. | Выставка творческих работ | 1 | ||
Итого: 37 часов |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематическое планирование 2 года обучения составлено на основе
программы «Мир из бумаги» Б.М. Неменского. Издательская фирма «Сентябрь», г. Москва, 2011 год. Энциклопедия административной работы в школе.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Количество часов: 35.
В неделю: 1 ч
Номер раздела, темы | Название разделов и тем | Количество часов | Дата | ||
По плану | Факт. | ||||
I | Введение: правила техники безопасности Вводное занятие | 1 | |||
II | Квилинг | 18 | |||
1. | История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты. | 1 | |||
2. | Правила работы с бумагой в технике квилинга | 2 | |||
3. | Композиция «Цветы и бабочки» | 3 | |||
4. | Композиция «Снежинки» | 3 | |||
5. | Композиция «Подсолнухи» | 3 | |||
6. | Объемная композиция «Поросенок» | 3 | |||
7. | Оформление рамки для фото | 2 | |||
8. | Выставка творческих работ | 1 | |||
III | Объемное торцевание бумагой | 16 | |||
1. | Материалы и инструменты Приемы работы | 1 | |||
2. | Композиция «Розы» | 3 | |||
3. | Композиция «Корзина с тюльпанами» | 3 | |||
4. | Композиция «Лилии» | 3 | |||
5. | Композиция «Пионы» | 2 | |||
6. | Оформление рамки для фотографии с помощью торцевания | 3 | |||
7. | Выставка творческих работ | 1 | |||
Итого: 35 часов |
Содержание программы
1 год обучения
Введение (1 час) История бумаги. Виды бумаги. Знакомство с инструментами и материалами.
Беседа по технике безопасности (1час).
Инструктаж по охране труда. Правила пользования инструментами и приспособлениями. Правила поведения на занятии.
Оригами (12 часов) Термины, принятые в оригами. Приемы складывания. Условные обозначения, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Понятие «базовой формы». Изучение видов базовых форм, складывание изделий на их основе. Виды складок. Работа с инструкционными картами, демонстрирующий процесс складывания.
Аппликация (12 часов) История возникновения техники аппликации. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету.
Бумагопластика (12 часов) Изготовление изделий на основе шара. Виды кусудам. История появления кусудам и их значение в японской культуре. Приемы складывания кусудам. Цветочная кусудама.
2 год обучения
Введение (1 час) История бумаги. Виды бумаги. Знакомство с инструментами и материалами.
Беседа по технике безопасности (1час).
Инструктаж по охране труда. Правила пользования инструментами и приспособлениями. Правила поведения на занятии.
Квилинг (18 часов) История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты. Правила работы с бумагой в технике квилинга.
Объемное торцевание бумагой (16 часов) История возникновения техники. Приемы работы. Материалы и инструменты
Список литературы:
1. Горяева Н.А., Островская О.В.
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Москва «Просвещение» 2000г.
2. Никологорская О.А. «Волшебные краски»,
Москва «АСТ – ПРЕСС» 1997г.
3. Соколова Н.М. «Основы композиции 5-8 класс» ,
Обнинск «ТИТУЛ» 1996г.
4. Соколова Н.М. «Краткий словарь художественных
терминов», Обнинск «ТИТУЛ» 1996г.
5. Черныш И.В. «Поделки из природных материалов»,
Москва «АСТ – ПРЕСС» 1999г.
6. Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В. Величкина Г.А.
«Изобразительное искусство» Москва «Просвещение» 2003г.
7. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”
8. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.
9. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.
10.Уолтер Хелен «Узоры из бумажных лент»
Издательство «Ниола-Пресс» 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год
АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...
Дополнительные общеразвивающие программы: "Чудеса из бумаги", "Куклы по календарю".
Дополнительные общеразвивающие программы "Чудеса из бумаги", "Куклы по календарю". Адресована педагогам доп.образования, учителям начальной школы, технологии. Содержит пояснительну...
Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – эстетическому развитию «Волшебная бумага»
Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – этетическому развитию«Волшебная бумага»...
Краткосрочная дополнительная образовательная программа кружка: Волшебная бумага
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и пони...