Отчёт «По экологическому образованию дошкольников.» г.Троицк Челябинская обл. МБДОУ «Детский сад №32» Воспитатель: высшей категории Мухаметзянова С. В.
материал на тему
Экологическое воспитание дошкольников 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_ekologii.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт «По экологическому образованию дошкольников.» г.Троицк Челябинская обл. МБДОУ «Детский сад №32» Воспитатель: высшей категории Мухаметзянова С. В.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела. От сегодняшних детей зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Цель: - становление начал экологической культуры у детей,
- развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих;
-формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Задачи:
1.Формировать у дошкольников экологическую культуру посредством их приобщения к ценностным основам отношения к природе.
2. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
3. Формировать у детей навыки заботливого отношения к объектам живой и неживой природы.
4.Способствовать повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия МДОУ и семьи по экологическому воспитанию
5.Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Пути реализации:
• Создание условий, развивающей среды.
• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Воспитательно-образовательный процесс с детьми, строится на основе Программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Мною использованы разные формы работы по самообразованию:
- Составление анкеты для проведения анкетирования родителей.
-Подбор материала для консультаций, листовок, памяток.
-Подбор литературы для чтения детям.
-Подбор ,изучение дидактических и подвижных игр по экологии.
-Создание словаря терминов по экологии для дошкольников.
-Изучение и использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
Большую помощь в работе по экологии оказывают книги:
Натальи Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» . Нравятся детям рассказы, стихи, сказки Г.Тукая, М. Джалиля, в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним.
Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи., Аксёнова З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников» ТЦ «Сфера» 2011г ,Кокуева Л.В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе» «АРКТИ» 2005г,.Молодова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников» «Асар» 2001г.,. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» «Просвещение» 2006г. Николаева С.Н. «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников» «Мозаика – Синтез» 2010г.
При работе с детьми были использованы разные формы работы :
-Беседы за круглым столом о всевозможных загрязнениях природы.
-Чтение литературы.
-Просмотр слайдов природы страны и знакомые места нашего города.
-Рассматривание и беседа по картинам природы.
-Изготовление природоохранных знаков.
-Разучивание стихотворений о охране природы.
-Прослушивание аудиозаписей со звуками природы.
-Знакомство и разучивание дидактических игр на экологическую тему. «Следы», «Лесник»и много других.
Разучивание подвижные игры «Ручейки-озеро» «Птички», «Пастух и овцы», «Цыплята и ястреб», «Хитрая лиса», «Караси и щука». Эти игры оказывали благоприятное влияние на их всестороннее развитие.. В сюжетно-ролевых играх дети любят путешествовать - были организованы такие игры, как «Экскурсия в зоопарк», «Путешествие к морю»,.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отведено наблюдению. Наблюдение – это результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Дети видят природу в естественных условиях, простейших, наглядно-представленных взаимосвязях. Системное использование наблюдений в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности. Познакомила детей с народными приметами: «Поздний листопад – к сухой долгой зиме», «Зима морозная – лето жаркое», «Февраль богат снегом, апрель – водой». Познакомила с календарем русской природы: «Декабрь - стужайло», «Февраль - бокогрей», «Март - протальник», «Апрель – снегогон», «Май – травень» и т.д. Учила делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, наблюдать за растениями и животными
Работа с родителями
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только совместными усилиями с родителями можно решить главную задачу – воспитание человека экологически грамотного.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
В работе с родителями я использовала разные формы работы по экологическому воспитанию детей:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, листовки.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности .
- Выпуск памяток, листовок, папок- передвижек.
-Доклад на родительском собрании.
Анализируя свою работу я выяснила, что все мероприятия проводимые с детьми и родителями помогли мне и сыграли большую роль в экологическом воспитании детей.
В результате проделанной работы:
Дети научились понимать, что природа – это наш общий дом, закрепили знания о животных: зверях, рыбах, птицах; научились классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки; устанавливать причинно-следственные связи. Во время наших мероприятий у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы; сформированы начала экологической культуры детей; дети получают практические знания по охране природы; развиваются речевые навыки детей; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Планируемая работа с детьми и родителями: проводить с детьми разные дискуссии на экологическую тему; акции «Чистый город» (привлекая родителей); проводить разные, опыты эксперименты; продолжать знакомить детей с экологическими терминами; знакомство детей с научной литературой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт «Самообразование по экологическому образованию дошкольников.»
Повышение пофессиональной компитенции в вопросах экологического воспитания детей....
Рекомендации для педагогов по коррекции познавательных функций. МБДОУ «Детский сад№32» г.Троицк Челябинской обл. Воспитатель высшей категории Мухаметзянова С.В.
Рекомендации для воспитателй по коррекции познавательных функций....
План самообразования на период 2015– 2018 год Воспитателя высшей категории логопедической группы Мухаметзяновой С.В. Тема: «Развитие интеллекта дошкольников с ОВЗ в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами».
План самообразования воспитателя при работе с детьми с ОВЗ....
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня воспитателя МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №28 «Буратино» г. Альметьевска» Михайловой Валентины Николаевны В межаттестационный период На 2014 – 2018 г.г.
Система общественного образования на протяжении многих лет занимала позицию приоритетности общественного воспитания над семейным. Вопросами обучения, воспитания и развития детей занимались образовател...
Цифровая лаборатория окружающей среды как средство повышения качества экологического образования дошкольников и младших школьников
Исследуется эффективность использования цифровых ресурсов в экологическом образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста на примере применения в исследовании окружающей среды ...
Коррекционно-развивающее занятие в МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» Города Троицка Челябинской области для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития по теме: " Я и мои эмоции"
научить детей различать эмоции, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя....
Коррекционно-развивающее занятие МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» города Троицка Челябинской области для обучающихся 4 класса с расстройством аутистического спектра (РАС) по теме: «Предложение и словосочетание»
Создание условий для закрепления у младших школьников понятие предложение и словосочетание; выполнять упражнения для отработки умений и навыков находить и составлять предложения и словосочетание...