Орнаментальная композиция
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Урок по теме «Орнаментальная композиция» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника М.И. Попова «Уроки предков» уч. для 3 кл., СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. Данный урок включен в раздел учебника «Одежда наших предков».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Класс 3 Уроки предков Тема «Орнаментальная композиция» Тех | 47.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя Поротова Галина Семёновна
Класс 3
УМК Школа России
Предмет Уроки предков
Тема «Орнаментальная композиция»
Технология: педагогическая мастерская
Тип урока «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний»
Место и роль урока в изучаемой теме Урок №4
Урок по теме «Орнаментальная композиция» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника М.И. Попова «Уроки предков» уч. для 3 кл., СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. Данный урок включен в раздел учебника «Одежда наших предков».
Цели: формирование духовной культуры личности; приобщение к общечеловеческим ценностям; овладение национальным культурным наследием.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Освоить понятие «орнамент», узнать о его месте в окружающей жизни; Ознакомиться с видами орнаментов народов Таймыра. Освоить понятие «композиция». Закрепить знания о технике «аппликация». Уметь создавать орнаментальную композицию. | Учиться самостоятельно принимать и сохранять цель основного вида деятельность. Учиться планировать практическую деятельность на уроке, определять границы знания-незнания; прогнозировать и оценивать свои действия, пользоваться правилами работы в группе. | С помощью учителя и самостоятельно анализировать предлагаемый материал, отличать новое от уже известного. Делать выводы в результате совместной работы, обобщать информацию, использовать её в своей деятельности. «Читать» информацию, представленную в виде схемы (орнаменты). | Слушать и слышать учителя, друг друга, учитывать позицию собеседника, инициативное сотрудничество; формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; доказывать своё мнение. | Уважительно и бережно относиться к народным традициям; испытывать чувство гордости за самобытность художественной культуры родного края. |
Ход урока
№ | Название этапа мастерской | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Мотивирование учебной деятельности учащихся. | Организация детей. Проверка готовности к уроку. | Словесное приветствие (фронтально) | - Здравствуйте, ребята! Настройтесь на доброжелательный лад. Подарите друг другу свою улыбку. Улыбка – это волшебство Человек совсем другим становится Если вдруг открыто и светло На лице его улыбка остановится. -Проверим готовность к уроку. | Настраиваются на работу. Активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи; Проверяют готовность к уроку. Организовывают рабочее место. Готовятся слушать и слышать речь других людей, самоорганизуются. | Готовность учащихся к деятельности Мотивация | |
Самоконструкция (Индивидуальная гипотеза) Индукция (проблемная ситуация). | Включение эмоциональной сферы учащихся | Фронталь-ная, индивидуальная | - Посмотрите на экран, как вы думаете? Что это? (слайд №1) | Выдвигают идеи, версии, опираясь на свой опыт. Самостоятельно строят предположения и аргументируют их. | Пробуждение потребности в знании | Озвучить предположения об увиденном на экране. | |
2 | Актуализация знаний и наблюдений. | Подготовка мышления для последующей деятельности | Фронтальная | - А это самое настоящее письмо, только оно пиктографическое, т.е. рисуночное. Написала его Хазанович Амалия Михайловна (1912 - 1986), исследователь Севера. В 1936-37 гг. кочевала по таймырской тундре с долганами, затем с нганасанами, заведовала «Красным чумом», лечила и обучала грамоте аборигенов Севера. Длинный путь истощил оленей, и Амалия не знала, как написать Асянду Васептэ, поэтому она нарисовала. (слайд №2) Такой грамоте Амалию научили долганы во время работы на Исаевском станке. Необыкновенное письмо отправилось на стойбище к Васептэ, который через два часа приехал и привез столько оленей, сколько было указано в записке. (слайд №3) | Слушают историю, просматривают презентацию слайдов. Определяют границы знания-незнания. | Стремление к познанию, уважительное и бережное отношение к народным традициям. | Анализировать, интерпретировать информацию. |
3 | Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала) | Формирование представления о новом понятии | Фронтальная, индивидуальная, | Наши предки хоть и были неграмотными, но они умели «читать» по рисунку, по узору, по орнаменту. В своих орнаментах северяне не только рассказывают о жизни в тундре, но еще верят, что орнамент охраняет от злых духов и придает тому, кто его носит силу и здоровье. Например, долганы верили, что если нанести на шапку охотника узоры тыңырак – ноготь, кулгаак – ухо, и карак–глаз, то охотник будет сильнее зверя, слух его будет острым, а взгляд зорким. (слайд №4) - Например, по этим ремешкам нганасаны определяли, женат ли этот человек, замужем ли та женщина, каково их материальное и семейное положение, сколько и них детей и даже возраст (слайды №5-6). | Слушают рассказ учителя. Просматривают презентацию слайдов. Вырабатывают научное понятие, опираясь на свой опыт. Определяют границы знания-незнания. Формулируют свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос. | Осознание значения творческого наследия народных ремесел. Обобщение полученной информации. Ознакомление с видами орнаментов народов Таймыра. . | Осмыслить информацию. Угадать названия орнаментов народностей, проживающих на Таймыре. |
Разрыв (поиск ответов) | Активизация мыслительной деятельности | Фронтальная | - А теперь попробуйте отгадать, как называются эти орнаменты (слайды №7-8) | Знакомятся с видами орнаментов народов Тай-мыра. Отгадывают загадки, определяют названия орнаментов. Учатся «читать» информацию, представленную в виде схемы (орнаменты). | Внутреннее осознание неполноты или несоответствия старого знания новому. Пробуждение потребности в знании. | Отгадать загадки, запомнить названия орнаментов народов Таймыра. | |
Социоконструкция (обсуждение в паре) | Формирование навыка взаимодействия | Парная | - Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? - Ребята, выберите, пожалуйста, полоску с понравившимся орнаментом. - Что такое «орнамент»? - Подумайте, какой может быть тема урока. - Выскажите своё предположение соседу по парте. | Выдвигают идеи, версии, высказывают и аргументируют своё мнение. Учитывают позицию собеседника. Орнамент – это повторение или чередование элементов в узоре. | Умение формулировать собственное мнение; строить понятные для партнёра высказывания и не бояться их озвучивать | Выбрать полоску с понравившимся орнаментом. Освоить понятие «орнамент», узнать об его месте в окружающей жизни. | |
4 | Постановка темы и целей урока. | Подведение к формулированию высказывания, что нового узнают на уроке, чему научатся | Фронтальная, групповая | - Как вы думаете, где можно использовать эти орнаменты? (слайд №10-11) - Как вы можете использовать эти полоски? - Чем будем заниматься сегодня? - Да, мы встретимся с уже хорошо известным вам видом работы с бумагой - аппликацией. - Что такое аппликация? - Сегодня мы будем выполнять декоративную аппликацию, а, именно строить композицию. - Что такое композиция? (слайд №12). - Как можно назвать композицию из орнаментов? | Участвуют в беседе, раскрывают понятия «аппликация», «композиция». Аппликация— создание художественных изображений, орнаментов наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу кусочков какого-либо материала. Композиция (от лат. compositio — составление, связывание), живописное графическое произведение. | Умение слушать и слышать речь других людей, высказывать своё предположение. Навыки взаимодействия. Умение определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке. Освоение понятие «композиция». | Сделать выводы в результате совместной работы. Раскрыть понятия «аппликация», «композиция». |
Формирование групп. Социоконструкция (обсуждение в группе) | Объединение в группу общему по признаку | Групповая | - По рисунку орнаментов объединитесь в группы. - Поделитесь в группе своими предположениями, попробуйте вместе определить тему урока. | Объединяются в группы. Обмениваются предположениями, определяют тему урока. | Формирование пяти групп. | Формулировать тему урока в группе. | |
Социализация | Афиширование | Групповая | - Поделитесь с классом своими предположениями. | Группы по очереди зачитывают свой вариант названия темы урока. Называют ключевое слово, раскрывают значение слова. Активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи; выполняют правила работы в группе. Формулируют свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; доказывают своё мнение. | Умение анализировать, сравнивать и классифицировать, выделять характерные признаки объектов. | Представить результаты работы в группе. | |
5 | Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач) | Организация применения новых знаний, обеспечение включения их в систему имеющихся знаний | Групповая | Правильно тема мастерской «орнаментальная композиция». - Мы попробуем в группах выполнить, построить орнаментальную композицию, используя орнаменты народов Таймыра. - Как работать в группе? - У вас на столах лежат инструкции. | Повторяют правила работы в группе. Обобщать полученную из разных источников информацию, использовать её в своей деятельности. Выдвигают идеи, версии, опираясь на свой опыт. Прогнозируют свою деятельность. | Умение принимать и сохранять цель основного вида деятельности на уроке. Умение извлекать информацию, высказывать своё предположение. | Повторить правила работы в группе: - распределить роли в группе; - внимательно выслушивать друг друга; - уважать мнение каждого; - говорить тихо, спокойно. Изучить инструкционную карту. |
Социокон-струкция (об-суждение в группе). | Организация групповой работы | Групповая | - У каждой группы свои орнаменты. - Подумайте и обсудите в группе, какому народу принадлежат эти орнаменты. - Если вы затрудняетесь, поищите необходимую информацию (на столе ресурсов, спросить у учителя, спросить у товарища …). - На столе ресурсов выберите конверты с орнаментами, которые нужны для вашей группы. | Каждая группа получает свой конверт. В конверты с надписями «Долганские орнаменты», «Нганасанские орнаменты», «Ненецкие орнаменты», «Эвенкийские орнаменты», «Энецкие орнаменты» вложены карточки, на которых изображены представители региона в национальных костюмах, фрагменты национальных орнаментов …. | Умение работать в группе (внимательно слушать предположения своих товарищей, высказывать собственное мнение и т.д.). | Проверить знания о видах орнаментов народов Таймыра | |
Социокон-струкция (обсуждение в группе). Творчество | Организация групповой работы | Групповая | Вводный инструктаж. -Обсудите, как можно выполнить композицию? -Какие материалы и инструменты нужны для выполнения работы? - На столе ресурсов можно получить необходимые материалы для работы. -Какие правила работы с клеем и ножницами знаете? -Какие правила рабочего человека знаете? | Обсуждают в группе. Отвечают на вопросы. Прогнозируют свою дея-тельность. Повторяют правила работы в группе, правила ТБ. | Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять средства её осуществления. Умение планировать деятельность. Умение работать в группе (внимательно слушать пред-положения своих товарищей, выска-зывать соб-ственное мнение и т.д.). | Повторить правила работы в группе, правила рабочего человека, правила ТБ. | |
6 | Физминутка | Организация минутки отдыха | Групповая | Встаньте так, чтобы получилось чередование: мальчик - девочка, мальчик – девочка. У нас получился своеобразный орнамент. | Выполняют физминутку под музыку «Танцуйте «Хейро». Управляют своим настроением, выражают эмоции. | Инициативное сотрудничество, умение работать в коллективе, положительное отношение к сохранению здоровья | Выполнить танцевальные движения под ритмичную музыку по образцу |
7 | Социоконструкция обсуждение в группе) | Прогноз и планирование своих действий | Групповая | - Не забывайте, что вы работаете в группах, поэтому распределите работу так, чтобы все члены вашей группы были задействованы. | Распределяют роли в группе. Планируют, внимательно изучают предложенный материал. | Инициативное сотрудничество, умение работать в коллективе, умение находить свои ошибки и работать над их исправлением | Придумать способ решения предложенной задачи |
Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя. Разрыв Творчество | Поиск способов, возникновение гипотезы решения задач и затруднений. | Групповая | - Я знаю, что вы можете активно работать, помогать друг другу, и уверена, что совместная работа даст нам возможность почувствовать себя Мастерами, способными своими руками создавать красоту вокруг себя. - Начинаем работать… | Придумывают свою орнаментальную композицию. Выполняют творческое задание: Проявляют старательность. Творчески интерпретируют и обобщают информацию. | Умение принимать и сохранять цель основного вида деятельности на уроке. Приобретение опыта создания орнаментальной композиции | Выполнить творческое задание:
| |
8 | Защита. Выступление групп. Социализация Афиширование | Оценивание уровня усвоения нового материала | Групповая | При помощи орнамента можно составить различные графические композиции. Национальным орнаментом можно украсить практически все, что подскажет вам ваша фантазия. Главное, что все изделия, созданные теплотой человеческих рук, получаются красивые, необычные и передают быт народа, и настроение автора. Приготовимся к защите ваших проектов. | Готовятся к защите продукта своей деятельности. Убирают рабочие места. Защищают свои проекты. | У каждой группы своя орнаментальная композиция. | Представить результаты групповой работы. |
9 | 8. Рефлексия | Организация рефлексии и самооценки собственной учебной деятельности | Групповая, индивидуальная | Какие цели, задачи стояли перед вами в начале урока? Прием незаконченные предложения (Слайд 13) - Какой вывод можно сделать? - Какая композиция отличается удачным сочетанием орнамента и фона? - Отметьте на доске понравившуюся композицию стикерами (отдайте голоса). - Где можно использовать орнаментальную композицию? | Отвечают на итоговые вопросы. Анализируют результаты своей деятельности, делают выводы. Адекватно оценивают свою работу. | Прогнозирование и оценивание своих действия, действий одноклассников, умение работать в коллективе. | Оценить свои достижения и результаты творческой работы других групп. |
10 | Итог урока | Подведение итогов | Фронтальная | Увидели ли мы результаты своей работы на уроке? - Что нового узнали? Когда было трудно? Какое задание выполняли с удовольствием? | Отвечают на поставленный вопрос. Оценивают свои действия, | Выделение главного в изучаемом материале. | Анализировать результаты своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция. Мозаичная композиция из цветной бумаги «Маяк».
УМК "Гармония"Урок технологии во 2 классе...
Урок-проект на тему: «Изготовление орнаментальной аппликации по готовым шаблонам» для 4 класса
Урок-проект: «Изготовление орнаментальной аппликации по готовым шаблонам» (4 класс)...
Конспект занятия по развитию речи. «Композиция текста. Основные элементы композиции».
Тема: Композиция текста. Основные элементы композиции.Цель: Формирование представления о композиции художественного произведения, об основных элементах композиции.Задачи: Формировать умение определять...
Конспект внеклассного мероприятия «Характерные особенности орнаментальных хороводов Архангельской области»
Северный регион традиционно является местом довольно развитой народной культуры, он славится резьбой по дереву, плетением из бересты, своеобразной росписью, вышиванием, деревянным зодчеством, холмогор...
Доклад "Изучение орнаментального искусства татарского народа на занятиях кружка в 1 классе"
В данном материале представлен опыт работы воспитателя группы продленного дня по ознакомлению детей с ОВЗ с орнаментальным искусством татарского народа на занятиях кружка....
Орнаментальная национальная одежда.
Дистанционное задание для самостоятельной работы объединения "Мой родной край" 10.03.2020...
Выполнение цветовых, графических и объёмных композиций без конкретного изображения. Композиция на тему: «Хоровод», «Барыня».
Урок изобразительного искусства в начальной школе...