Доклад "Изучение орнаментального искусства татарского народа на занятиях кружка в 1 классе"
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Гимадиева Гульнара Замиловна

В данном материале представлен опыт работы воспитателя группы продленного дня по ознакомлению детей с ОВЗ с орнаментальным искусством татарского народа на занятиях кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_ornamentalnoe_iskusstvo.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

        

Изучение орнаментального искусства

татарского народа

на занятиях кружка в 1 классе

Подготовила

воспитатель

ГБОУ «Альметьевской

школы-интернат

для детей с ОВЗ»

Гимадиева Г.З.

Альметьевск, 2019 г.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. К.Д.Ушинский говорил, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов. Татарское прикладное искусство, традиции национального костюма представляют яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Поэтому главной задачей педагога показать и раскрыть подрастающему поколению всю красоту (специфику) культурного наследия, собранного на протяжении многих веков, и на основе этого научить творить. Общая цель моей кружковой работы с детьми первого класса направлено на развитие эстетического вкуса, на приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения орнаментального искусства татарского народа, на воспитание уважения к национальному искусству, любви к народу, создавшему самобытные художественные ценности, на развитие художественных способностей детей. Для решения этой цели, в своей работе, наметила следующие задачи: углублять и расширять знания детей о татарском народном искусстве, учитывая индивидуальные особенности детей. Закреплять представления детей о татарском национальном колорите, ритме, композиции, орнаментального оформления предметов быта, одежды, посуды. Развивать ручную умелость на занятиях по лепке (использовать разнообразные методы и приемы лепки на плоскости), знакомство с татарской национальной вышивкой (аппликация и рисование элементов татарского национального орнамента на бумаге). Знакомить детей с творчеством татарских художников и поэтов, народных мастеров. Развивать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, в процессе ознакомления с народным искусством. Воспитывать у детей любовь к своему родному краю, народному искусству, уважение к труду народных умельцев. Решение этих задач можно осуществлять при наличии хорошего наглядного материала и подготовленности педагога. Поэтому стала собирать материал по данной теме: готовить пособия, альбомы, цветные иллюстрации с элементами вышивок, татарского национального костюма, предметов быта, дидактические игры. Был составлен перспективный план на 2 года, с первого по второй классы. Занятия кружка «Волшебная шкатулочка» ведутся 1 раз в неделю. Для закрепления знаний детей об элементах татарского орнамента в вышивках и умения использовать их в украшении одежды и предметов быта, проводила дидактические игры «Оденем Айсылу в татарский костюм», «Составь узор» и др. Благодаря этому, дети, легче запоминали названия элементов татарского орнамента, учились принципам построения симметричных узоров и композиций, описывали внешний вид и характерные признаки; закрепляли знания об элементах татарской символики в вышивках, насколько она богата и разнообразна. Так, например, роза – это символ человека в расцвете сил, символ женщины – матери, как источник тепла и любви, добра и милосердия. Тюльпан ассоциируется с именем Аллаха, символ поклонения и покорности ему. Орнамент «эгри дал» - изогнутая ветка, усыпанная множеством цветов и плодов, символизирует райский сад, бесконечное цветение. Ритм мелких элементов – «берекет», ежедневный труд, приносящий духовное, физическое и материальное благополучие. Кувшин – символ дома, источник жизни. Ромб – знак поля. Орнаментные украшения являлись знаками, помогающими определить социальное и общественное положение человека. В своей основе татарский орнамент состоит из цветочно-растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Основное место в татарской вышивке занимает растительный орнамент.

 На занятиях по лепке украшали узорами вылепленные из пластилина изделия (тарелка, пиала), с помощью печаток выполняли узоры на «ковре», «полотенце». Дети учились создавать узор сначала по образцу, а впоследствии по замыслу - «нарисуй, какой хочешь узор». На занятиях при рассматривании изделий народно-прикладного искусства, вышивок подбирала предметы с более сложным узором. Дети осваивали способ рисования новых орнаментов: листья, георгины, лотосообразные, сердцеобразные мотивы и т.д. Дети знакомились с правилами симметричного расположения элементов в узоре на квадрате, круге. Предлагала различные вырезанные из бумаги силуэты платья, фартука, кувшина, вазы, калфака, тюбетейки. Такие занятия с украшением, вырезанных из бумаги предметов, приносило детям большое удовольствие, они не просто наносили узор, а задумывались над его расположением. Для воспроизведения в детских аппликациях из бумаги отбирались наиболее простые и часто встречающиеся в вышивках растительные мотивы: тюльпаны, колокольчики, гвоздики, декоративные фигуры многолепестковых цветков и листьев. Дети учились подбирать разные варианты цветов бумаги, изменять количество элементов и композиционный строй орнамента, определять способы их изображения. Итоговым занятием стало интегрированное занятие «Халкымнын күңел бизәкләре» (для родителей), где дети показали свои творческие и художественные способности в разных видах деятельности: аппликации, лепке, рисовании.

Все разработанные мной занятия по изобразительной деятельности построены в игровой форме и включают в себя разные части: рассматривание предметов народного быта, одежды, вышивки, посуды; рассказ воспитателя о татарском народном искусстве, слушание народных песен, чтение стихотворений татарских поэтов; рисование, лепка, аппликация. В основу занятий положен комплексно-тематический подход, сочетание наглядных, игровых и практических приемов позволяет сделать изобразительную деятельность увлекательным занятием, приносящим результат взрослым и удовлетворение детям. Вся проделанная мной работа по ознакомлению детей с татарским народным искусством тесно связана с узкими специалистами: музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и родителями. Это совместное проведение национальных праздников: «Сөмбелә», «Нәуруз», «Карга боткасы», «Сабантуй» и других досугов и развлечений с использованием народных игр, татарского фольклора, песен, стихов, танцев, театрализованных представлений; пополнение национального уголка предметами старины, вышивками. Все это позволяет сделать вывод, что включение ребенка в различные виды художественной деятельности, знакомство с традициями и обрядами татарского народа, татарским национальным орнаментом несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный потенциал, приобщает детей к духовной культуре своего народа и возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия кружка "Игры народов мира"

Разработка внеклассного занятия для 1 класса "Игры народов мира"...

Сценарий занятия кружка "Игры народов мира"

В сценарии предлагается путешествие с помощью цветика-семицветика к разным народам мира и разучивание их игр....

Разработка занятия кружка "Книголюбы". Тема: Сказки разных народов. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».

На занятии происходит знакомство со сказками народов мира, формирование читательских умений  у обучающихся при работе с текстом, привитие норм морали и нравственности через принятие идейной...

Разработка занятия кружка "Книголюбы".Тема: Сказки разных народов.Татарская сказка «Три сестры». Нанайская сказка «Айога»

На занятии происходит знакомство со  сказками  разныъх народов, их особенностями, с бытом и традициями разных народов, совершенствуются навыки осознанного чтения....

Конспект занятия кружка по внеурочной деятельности «Традиции русского народа»

Конспект занятия кружка  по внеурочной деятельности «Традиции русского народа»...

Конспект занятия кружка "Мой край родной" (по истории Амурской области) по теме "Легенды, предания и сказки коренных народов Приамурья"

Конспект занятия кружка по истории Амурской области. Фольклор коренных народов Приамурья (Легенды, сказки)...