Зимняя одежда народов ханты и манси
план-конспект урока (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: Зимняя одежда
Тема урока: Зимняя одежда.
Цель урока: расширить представления учащихся о зимней одежде.
Задачи урока:
1. Образовательные: учить правильно подбирать одежду в соответствии с ситуацией.
2. Развивающая: развивать интерес к истории и культуре родного края.
3. Воспитательная: способствовать нравственно-эстетическому и патриотическому воспитанию учащихся через изучение краеведческого материала.
Оборудование: схемы-опоры; карточки с заданием; картинки с изображением предметов одежды; тетради, ручки, карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Вуща! Здравствуйте! Так здороваются на хантыйском языке, теперь каждый урок будем начинать с приветствия. Повторяем все за мной «Вуща!» Здравствуйте!
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
На вопросы отвечать.
2. Введение в тему.
Ребята посмотрите на доску, что вы на ней видите: плакат с одеждой.(На доске висит плакат с одеждой: зимняя и летняя).
1) Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
– Назовите предметы, изображённые на рисунке. Картинки с рисунками одежды.
2) Упражнение на развитие слухового восприятия, слуховой памяти.
– Запомните второе слово:
Дождь – малица - молщан.
Стол – ягушка - сах.
Окно – рукавицы - пос.
Дерево – кисы - вай.
– Назовите одним словом: платье - ёрнас, платок – ухшам, кумыш - кувэщ. Правильно это одежда.
– Какую тему начали изучать на прошлом уроке? Хантыйскую одежду - ханты ёх ломэтсух: мужскую и женскую.
– Какие виды одежды вы знаете? Мужская и женская.
– Какую сезонную одежду вы знаете? Зимняя и летняя.
– Что нужно делать, чтобы одежда нам служила долго? Следить за ней и аккуратно носить.
- А сейчас поработаем с карточками.
– Перед вами лежат карточки. Внимательно прочтите предложение и дополните его недостающими словами.
Платье - ёрнас, платок – ухшам, кумыш - кувэщ – это
овощи, одежда, фрукты, обувь – это____________________________
Одежда бывает ___________________________________________.
красивая, зимняя, осенняя, грязная, летняя, весенняя, удобная
Сезонная одежда зависит от ________________________________.
дождя, человека, времени года
Летняя сезонная одежда – это _______________________________.
Малица, рукавицы, кумыш, мужская рубашка, кисы, ягушка, бурки, черки, платье, платок.
Зимняя сезонная одежда – это _______________________________.
Малица, рукавицы, кумыш, мужская рубашка, кисы, ягушка, бурки, черки, платье, платок.
Одежду шьют из __________________________________________.
травы, меха, кожи, веток, ткани
Одежда, сшитая из меха, называется __________________________.
заячья, меховая, деревянная
Одежда, сшитая из кожи, называется __________________________.
коровья, кожаная, лисья
Ухаживать за одеждой – это значит ___________________________.
мять, рвать, стирать,
чистить, пачкать, гладить
Красивая чистая одежда ____________________________________.
портит человека, украшает человека.
Осуществляется устная проверка.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика.
Рукавички новые (Сжимают и разжимают пальцы).
Тёплые, пуховые
Мне их бабушка связала (Делают движения, словно вяжут)
Подарила и сказала:
«Вот теперь у внучки
Не озябнут ручки» (Сжимают и разжимают пальцы).
– Можно продолжить урок.
III. Введение в тему.
1) Определение темы урока.
– Отгадайте загадки и подумайте, о какой одежде мы будем говорить сегодня. Запишите тему урока в тетрадь.
Всё вокруг бело и нежно,
И узор на окнах нежный,
Иней на ветвях, как в сказке,
И мороз лишь для острастки —
Никого он не пугает,
Дети весело играют. (Зима)
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек —
Этот пух зовется... (снег)
– О каком времени года загадки? Зима.
– Как догадались?
– Как называется одежда, которую мы носим зимой?
– Тема урока «Зимняя одежда».
– Зимняя одежда – что это такое? Какую зимнюю одежду вы знаете?
-А для чего нужна одежда? Правильно, одежда помогает согреться, быть красивым.
Портные сшили для нас разную одежду, которую мы надеваем в разное время года. Эта одежда называется сезонной. Какие времена года знаете?
-Какое сейчас время года? (Зима.)
-А что еще необходимо человеку зимой, чтобы не замерзнуть?
Зимняя одежда нужна для того, чтобы защитить наше тело от холода. Поэтому чем холоднее на улице, тем больше одежды и теплее мы одеваемся.
V. Закрепление.
1) Рассказ учителя.
– Продолжим наш разговор о зимней одежде.
Зимняя одежда предназначена для того, чтобы сохранить тепло человека в холод и стужу. Вы ведь сами замечаете, когда стоит тёплая зима, то мы надеваем более лёгкую одежду: куртку, вязаную шапку, сапоги. Когда стоят морозы, мы надеваем много тёплых вещей: пуховый шарф, варежки, меховую шапку, тёплый вязаный свитер или кофту, жилетку.
Женщины северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям верхнюю одежду из шкур оленей.
Как называется зимняя мужская одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих шкур? (малица - молщан)
Мужская верхняя одежда у всех групп ненцев – это малица – глухая одежда с пришитым капюшоном. Шьют её из шкур молодых оленей. Малицу делают из двух шкур мехом внутрь. Она представляет собой длинную широкую рубаху, суживающуюся к плечам и расширяющуюся к низу. Двойной капюшон и широкую «полосу» пришитую по подолу делали мехом наружу. К рукавам малицы пришивают камусные рукавицы с разрезами для вынимания рук. Малица одеваются через голову. Поверх малицы обычно надевают чехол из плотной материи.
Женская шуба –и ягушка имеет спереди разрез. Шьётся она из двух слоев оленьего меха — один ворсом внутрь, другой ворсом наружу. Воротник невысокий из меха песца или красной лисицы. К бортам пришивают семь пар ремешков-завязок. Праздничные паны украшаются узорами из разноцветного меха в технике мозаики.
На ногах носят кисы́ — традиционная зимняя обувь у коренных народов Крайнего Севера (сшитая из камусов (лап) оленя. Кисы могут украшаться меховой мозаикой и/или бисером, орнаментальными полосками и чередованием светлых и тёмных полос .
VI. Итог урока.
– О чём сегодня говорили на уроке?
– Какая бывает одежда?
– Что вы наденете на прогулку?
– Что вы наденете, собираясь в школу?
– Назовите предметы зимней одежды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь народов Ханты и манси
Спортивные состязания, целью которых является: знакомство с обычаями обских угров, развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости; развитие кругозора; привитие интереса к национа...
Жизнь народов Ханты и манси
Спортивные состязания, целью которых является: знакомство с обычаями обских угров, развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости; развитие кругозора; привитие интереса к национа...
проект для дошкольников средней группы: "Праздники народов ханты и манси связанные с жизнью животных"
Каждый народ заявляет о себе через свою культуру. Традиционная культура народов Севера (ханты, манси, ненцы) складывалась на протяжении веков. Она была приспособлена к природным условиям их обит...
Окружающий мир в 4 классе по теме "Быт народов ханты и манси"!
Зз-ззЗнакомство детей с бытом коренного населения округа....
Предание народов ханты и манси об олене с золотыми рогами ( в пересказе).
Данный материал представляет собой анимированное предание народов ханты и манси (в пересказе). Позволяет использовать на уроках окружающего мира по теме " Охрана природы"....
Презентация сказки народов ханты и манси "Почему сова охотится на мышку" (в пересказе)
Данный материал представляет собой презентацию сказки народов ханты и манси в пересказе. Сказка иллюстрирована и анимирована, раскрашена в программе Paint ученицей 2 класса МБОУ "Алябьевская СОШ" ХМАО...
Занятие по краеведению: «Зимняя одежда мужчин народов ханты и манси»
Занятие по краеведению: «Зимняя одежда мужчин народов ханты и манси»...