Окружающий мир в 4 классе по теме "Быт народов ханты и манси"!
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме
Зз-ззЗнакомство детей с бытом коренного населения округа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока в 4 классе | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема урока: « Быт народов ханты и манси»
Цели урока:
1. Познакомить детей с бытом коренного населения округа.
2. Систематизировать и обогатить знания детей о своём крае.
3. Развивать умения наблюдать, делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока.
1. Орг. момент. ( Стихотворение читает ученик) Слайд 1 Природа
Соединив леса и горы,
Озёра реки и луга,
Раскинулась в своих просторах
Ханты-мансийская земля!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края.
Ты всей земле теперь известна,
Ханты- Мансийская земля!
2.Вводная беседа.– Ребята, а что вы можете рассказать о Ханты - Мансийской земле?
( Чем богат наш округ? Какая знаменательная дата в декабре? Когда образовался округ? Какое название было у округа до 1930 года? Население округа.)
- Ханты – Мансийский автономный округ – северный регион России.
Слайд 2.
Ханты - Мансийский автономный округ расположен на Западно-Сибирской равнине. Округ граничит на юге с Тюменской областью, на юго-западе - со Свердловской областью, на западе и северо-западе – с Республикой Коми, на севере - с Ямало-Ненецким автономным округом, на востоке - с Красноярским краем, на северо-востоке - с Томской областью.
Край рек, озёр и болот. Общее число рек в автономном округе – около 30 тысяч, а озёр около 290 тысяч. Округ включает в себя 9 районов,13 окружных городов и 2 районных.
- Почему округ называется Ханты - мансийским? (ответы детей)
- Своим названием округ обязан коренным жителям - ханты и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую еще в 11-15 веках называли Югрой или Югорией.
3.Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке поговорим о жизни и быте коренного населения. Слайд 3
4. Новая тема.
- Югра (Югорская земля) – так в летописи называли место, где проживали угорские народы – ханты и манси. Дети снегов из страны северного ветра, как их называли в сказках. Ханты (остяки) живут на полуострове Ямал, нижней и средней Оби. Общее число народа ханты 21000 чел. Самая ранняя территория ханты находилась в лесостепи Западной Сибири,4 тыс. лет до н. э. Манси (вогулы) проживают в ХМАО Тюменской области. В русских летописях вместе с ханты именовались Югра. Манси пользуются письменностью на русской графической основе, имеют свои школы. Общее количество манси свыше 7000 человек.
Внешние особенности ханты и манси:
1.Несколько выступающие скулы.
2.Тёмные прямые волосы.
3.Невысокий рост.
4.Узкие глаза.
У каждого народа своя культура быта.
1 ученик. Я познакомлю вас с культурой быта Обско-угорских народов, к ним относятся национальности ханты и манси. Живут они на родовых угодьях /стойбищах/. Дома у них бревенчатые; хозяйственные постройки на больших высоких столбах, где они хранят продовольственные запасы. На столбах этих сделаны рубцы, чтобы зверь не смог забраться. Труд женщины и мужчины разделен. Издавна женщина занималась ведением хозяйства, мужчина же – промыслами: пасут оленьи стада, запасаются грибами, ягодами, ловят рыбу, охотятся на дичь и животных. Женщины обско-угорских народов изготовляли предметы быта сами, оформляя их орнаментами. Они вкладывали всю свою душу. На изготовление вещи мастерица затрачивала много времени. Женщина работала в зимнее время. В орнаменте отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Это звери: “заячьи ушки”, “беличий след”; птицы: “крылья чайки”, “хвост тетерева”; растения: “березовая ветка” и т.д. В орнаменте в яркой форме раскрываются эстетические вкусы народа, богатство и национальное своеобразие народа, чувство ритма, понимание цвета и формы.
2 ученик. Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения - бисер, металлические подвески.
Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Это могла быть также меховая шуба на подкладке из прочной ткани - сукна или вельвета. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой.
3 ученик. Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). До настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда - "лузан", которую шили из сукна, с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев. Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю - из камусов (шкур с ног крупных животных). Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.
4 ученик. Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его.
Издавна в семьях обско-угорских народов девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу. Куклу шили, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку. Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей. Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб. Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, колыбель, постель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи. Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой.
Куклы казымских и обских ханты, северных манси называются «акань», а куклы юганских ханты - «пакы». Эта народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Цветовая гамма узоров, орнаментация выполнены в соответствии с народными традициями. Кукла, головка и одежда которой делались из ткани. Лицо – из плотно сжатого жгута однотонной ткани. Шея состояла у хантыйской куклы из целого ряда цветных полос (8 штук), у мансийской куклы в верхней части платья кокетка (как в традиционном платье), нижняя полоска широкая, затем узкая, и через небольшой промежуток 2-3 узкие полоски.
5. Викторина.
6.Итог урока.
7. Рефлексия. – У вас на партах кружки - красный, синий и жёлтый. Если вам урок понравился, возьмите красный кружок, если сомневаетесь – жёлтый, а если не понравился – синий. Положите в соответствующий файл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь народов Ханты и манси
Спортивные состязания, целью которых является: знакомство с обычаями обских угров, развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости; развитие кругозора; привитие интереса к национа...
Жизнь народов Ханты и манси
Спортивные состязания, целью которых является: знакомство с обычаями обских угров, развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости; развитие кругозора; привитие интереса к национа...
проект для дошкольников средней группы: "Праздники народов ханты и манси связанные с жизнью животных"
Каждый народ заявляет о себе через свою культуру. Традиционная культура народов Севера (ханты, манси, ненцы) складывалась на протяжении веков. Она была приспособлена к природным условиям их обит...
Предание народов ханты и манси об олене с золотыми рогами ( в пересказе).
Данный материал представляет собой анимированное предание народов ханты и манси (в пересказе). Позволяет использовать на уроках окружающего мира по теме " Охрана природы"....
Презентация сказки народов ханты и манси "Почему сова охотится на мышку" (в пересказе)
Данный материал представляет собой презентацию сказки народов ханты и манси в пересказе. Сказка иллюстрирована и анимирована, раскрашена в программе Paint ученицей 2 класса МБОУ "Алябьевская СОШ" ХМАО...
Открытое мероприятие по теме «Подвижные игры народов ханты и манси»
Мною разработано и проведено мероприятие по внедрению ФГОС на уровне округа по теме «Подвижные игры Народов ХМАО-Югры» -2012г...
Презентация «Жизнь и быт Народов Ханты и Манси»[
Презентация на тему: «Жизнь и быт Народов Ханты и Манси»...