Урок милосердия
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Сутормина Татьяна Алексеевна

     Изучение нравственных основ православной культуры в рамках «Уроков милосердия» можно назвать курсом доброведения. Окружающая жизнь ежедневно показывает нам, как легко и быстро школьник воспринимает пошлое и безобразное. А вот излечится от недобрых привычек и навыков очень нелегко. Предмет «Уроки милосердия» воздействуют на личность ребёнка посредством православной литературы. Православная художественная литература – богатый источник переживаний, позволяет детям приобретать знания о нормах поведения православного человека. Важно связывать художественные образы с различными моментами детской жизни. Сопоставление положительных и отрицательных образов, моральная оценка их поведения помогает глубже осмыслить раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усиливает их воспитательное воздействие на детей. Художественные образы заставляют одних ребят почувствовать отрицательные стороны своего поведения, других - укрепиться на своих правильных нравственных позициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_miloserdiya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Староюрьевского района Тамбовской области

Урок милосердия

  • Тема: «Друзья. Настоящий друг»

Возраст детей: 7–8 лет

                                                                              Сутормина  Татьяна Алексеевна

                                                                               учитель начальных  классов                  

                                                                               I квалификационной  категории

с. Новоюрьево

2016 г.


Урок милосердия. Тема: «Друзья. Настоящий друг»

Номинация: Лучшая методическая разработка по предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»

Краткая аннотация работы

     Изучение нравственных основ православной культуры в рамках «Уроков милосердия» можно назвать курсом доброведения. Окружающая жизнь ежедневно показывает нам, как легко и быстро школьник воспринимает пошлое и безобразное. А вот излечится от недобрых привычек и навыков очень нелегко. Предмет «Уроки милосердия» воздействуют на личность ребёнка посредством православной литературы. Православная художественная литература – богатый источник переживаний, позволяет детям приобретать знания о нормах поведения православного человека. Важно связывать художественные образы с различными моментами детской жизни. Сопоставление положительных и отрицательных образов, моральная оценка их поведения помогает глубже осмыслить раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усиливает их воспитательное воздействие на детей. Художественные образы заставляют одних ребят почувствовать отрицательные стороны своего поведения, других - укрепиться на своих правильных нравственных позициях.

     Данная тема урока направлена на формирование ценностного отношения к дружбе,  нравственного долга перед другом, взаимного уважения друг к другу.

Ребята узнают истинное толкование слов «дружба», «друзья», «настоящий друг», «одноклассники».

Тема: Друзья. Настоящий друг.

Тип урока: изучение новых знаний.

Цель урока: формирование представления о  понятии «дружба», как о важнейшей нравственной ценности, о качествах, которыми должен обладать настоящий друг.

Задачи урока:

- уточнить детские представления о понятии «дружба», познакомить с истинным толкованием слова «друг»:

- развивать  умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

- развивать критическое мышление детей, требовательное отношение к себе, к своему умению дружить, творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения;

- воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними;

- учить слушать, понимать и помогать друг друга;

- формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

- воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Критерии достижения цели урока:

Предметные результаты: понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

        Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

 Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Общий прием решение задач.

Способность к анализу и синтезу информации.

Регулятивные УУД:

 Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке.

Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.

Контролировать и оценивать свои действия.

Определение важности или  необходимости выполнения различных заданий в учебном  процессе и жизненных ситуациях; использование в работе литературы.

Коммуникативные УУД:

Умение работать в команде (в паре).

Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные результаты: формирование у обучающихся ответственности за проявление дружбы, дружеских отношений. Роли доверия в укреплении дружбы, качеств настоящего друга.

          Технология:

 -ИКТ, технология развития критического мышления через чтение, здоровьесберегающие технологии.

         Формы работы:

 индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.

         Методы: 

репродуктивный, проблемный.

         Приемы:

 беседа, обсуждение, работа с учебником.

         Межпредметные связи:

 литературное чтение, музыка, изо.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный  проектор, электронная  презентация, учебник «Уроки милосердия», конверты с карточками для индивидуальной и групповой работы, карандаши, картинки-облака, сюрприз от кота Леопольда.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

 Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

 Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

Этап урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент                                                                                   Мотивация к деятельности.

Создать благоприятный психологический климат.

    Сегодня на уроке много гостей, а гости  - это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.                                                                                               Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Эпиграфом нашего урока будут вот эти прекрасные слова…

(1 слайд)

На части не делится солнце    лучистое

 И вечную землю нельзя поделить,

 Но искорку счастья луча золотистого

 Ты можешь, ты  в силах друзьям подарить.

- Вы согласны с этими словами?

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Личностные: УУД

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

Регулятивные УУД:

 нацеливание на успешную деятельность.

II. Целеполагание

Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий.

(2 слайд)

Ребята, посмотрите,  к нам в гости пришел сказочный герой. Вы узнали его? Где вы с ним познакомились?  Кот Леопольд будет сегодня моим помощником, и я надеюсь, мы с ним подружимся. Для вас у него сюрприз, но о нем в конце урока.

Кот Леопольд предлагает  нам послушать  песенку. Какие главные слова героя?

Давайте все вместе произнесем эти слова.

Как вы думаете, что значит жить дружно?

Догадались, чему посвящен наш урок?

А что такое дружба?

(3 слайд)

- Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о дружбе, друзьях, об одноклассниках, доброте и отзывчивости – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим другом.

Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, уметь дружить, т. е. дружно жить. Так что же такое дружба?

 Давайте расшифруем слово «дружба» необычным способом. Используя каждую букву, назвать слова, объясняющие, что такое дружба.

Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.

Кот Леопольд.

Смотрели мультфильм, читали книгу.

 Слушание песни кота Леопольда.

Ребята, давайте жить дружно!

Дружить - это значит уважать, помогать друг другу, доверять…

Наш урок посвящен дружбе.

Приводят свои  примеры.

Находят и озвучивают понятие «Дружба» из словаря. (Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.)             

Регулятивные УУД:

умение высказывать свое предположение (версию) на основе имеющихся знаний

оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, соблюдать правила общения.

Познавательные УУД:

Осмысление  понятий, связанных с темой «Друзья», обсуждать проблемные вопросы, обосновывать свой выбор.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определение важности или  необходимости выполнения различных заданий в учебном  процессе и жизненных ситуациях; использование в работе литературу;

Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; читать вслух и про себя тексты учебников

III Актуализация знаний

Цель: определить виды взаимоотношений между людьми, выявить взаимосвязь понятий - дружба, друг, товарищ.

Ребята, дома вы писали сочинение о своем друге. Кто хочет прочитать его?

А каждого  одноклассника мы можем назвать своим другом?

Мы сегодня познакомимся с одной  не придуманной  историей о дружбе, а самой  настоящей.

-И познакомит нас с ней  прекрасная писательница. В. Осеева.

(4, 5 слайды)

Ее рассказы учат честности, доброте и любви к людям.

Ребята читают свои сочинения

 (2 - 3ученика)

Высказывания детей.

Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности.

 Познавательные УУД: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 IV.  Открытие новых знаний

Включение нового знания в систему знаний обучающихся

Откройте учебники с. 32

Беседа по вопросам учебника.

Посмотрите на иллюстрацию. Что видите?

Могут ли быть синие листья?

Как вы думаете, что произошло?

Чтение рассказа. Так могут листья на деревьях быть синими?

- Когда листья бывают синими?

Высказывания детей.

Чтение рассказа учениками.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы. Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

1. Беседа по прочитанному

Понравился  вам рассказ?

 Как зовут героев?

 О чем просила Лена Катю?

Какие отговорки придумывала Катя?

 Как вы понимаете последние слова рассказа?

Можно ли назвать Катю настоящей подругой?

А как вы думаете,  этот случай с карандашом может ее изменить?

Почему вы так думаете?  Какой фразеологизм нам встретился в рассказе? Почему она покраснела?

Какой совет вы бы дали Кате?

- Действительно, ребята. Жадность – это очень плохое качество. Жадный человек всегда одинок, у него не бывает друзей. Если вы поделитесь с человеком чем-нибудь, то он вам ответит также.

Дети отвечают.

Катя и Лена.

 Дать зеленый карандаш.

Кате не хотела давать свой карандаш Лене, она придумывала разные отговорки.

Спрошу у мамы, у брата…

Она была лживая, жадная.

Высказывания детей.

Может. Покраснела как рак.

Другу всегда надо оказывать помощь, выручать его, надо всем делиться и не быть жадным.

 Физкультминутка

(6 слайд)

Кот Леопольд подсказывает мне, что вы очень хорошо поработали,  и предлагает вам отдохнуть.

Звучит песня «Настоящий друг».

 О чем эта песня?

Что значит быть настоящим другом?

Дети выполняют движения под музыку.

Ответы детей

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Раскрытие понятия «настоящий друг».

– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом или нет и почему?  

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

(7 слайд)

– Каким не должен быть настоящий друг?

– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

Дружбе  нужно учиться, чтобы она стала настоящей, крепкой, а не на один день.

Читает заранее подготовленный ученик.

Ответы детей.

2.Самостоятельная работа

Работа с карточками.

Работа с карточками.

У вас  на столах лежат карточки, напишите на каждом карандаше качество настоящего друга и раскрасьте карандаши так, чтобы было видно слова на них. (Слова-помощники:  верный, чуткий, милосердный,  справедливый, жадный, терпеливый, лживый, щедрый, добрый, доброжелательный, отзывчивый).

Какие слова оказались лишними? Почему?

А какие качества вы выбрали?

А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как ваш друг?

 А теперь мы рассмотрим несколько проблемных ситуаций.

Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?

 Ребята, что же может разрушить дружбу?

Как вы понимаете, кто такой  милосердный человек?

Милосердный человек относится ко всему живому бережно, как к родному человеку, как к своему ближнему.

   Выполняют задания по карточкам. Высказывают свои предположения в паре.

Высказывают свое мнение о том, кто такой друг.

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свой ответ примерами из жизни.                    Высказывают свои мнения.

Регулятивные УУД: самостоятельно  формулировать задание; определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.

Коммуникативные УУД: выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

3. Притча о добром самарянине

Сейчас мы послушаем притчу о добром самарянине.

(8 слайд)

Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу.

  Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу.

На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке».

Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».

Чему учит нас эта притча?

Слушание притчи (аудиозапись)

Быть добрыми, мудрыми, милосердными.

4.  Работа

 в парах:  «Собери пословицы».

                      (9 слайд)

 (Звучит музыка «Мир похож на цветной луг»)

Ребята, о дружбе сложено много пословиц. Я хотела познакомить вас с ними, но вчера вечером, когда я их составляла, то нечаянно уронила и перепутала все пословицы…

Поможете мне их собрать?

Я предлагаю поработать вам в парах. У вас на столе лежат конверты, вам нужно собрать правильно пословицы и объяснить их смысл.

 Старый друг лучше новых двух.

Друзья познаются в беде.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Один за всех и все за одного.

Дружба - как стекло, разобьешь – не склеишь.

Ребята работают в парах, собирают пословицы.

 

Регулятивные УУД: соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач.

Коммуникативные УУД: выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

5. Проверка.

Давайте послушаем пословицы, которые  вы составили.

-Молодцы справились.

- Чему учат эти пословицы?

Объяснение пословиц.  

Приводят свои примеры.

Вспоминают притчи, прочитанные на предыдущих уроках, в книгах.

6. Игра  “Кто с кем дружит, кто кому нужен”.

(10 слайд)

Кот Леопольд пригласил к нам на урок своих друзей – сказочных героев. Они предлагают нам поиграть в игру “Кто с кем дружит, кто кому нужен”

Детям раздаются конверты. В конвертах лежат картинки с изображением героев  разных сказок. Найдите каждому друга, а для этого нам нужно вспомнить сказку, из которой они пришли.

 (В конвертах волк, Белоснежка и гном, Чебурашка и крокодил Гена, Дядя Фёдор и кот Матроскин, Малыш и Карлсон, Буратино и Мальвина).

Давайте проверим, согласны ли с нами сказочные герои?

Кому друзей вы не нашли? Почему волк остался без друзей?

  Каким должен стать волк, чтоб у него появились друзья?

Как найти друзей? Ответ очень простой – будь хорошим другом сам.

Работают с картинками. Ищут пары своим героям.

Нет пары у волка.

Не бросать друга в беде, уметь хранить секреты, быть честным, не быть жадным, заступаться друг за друга, доверять,  не лгать друг другу, не предавать, не конфликтовать, не обижаться из-за пустяков, поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Регулятивные  УУД: контроль, оценка.

Личностные  УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VI. Итог урока

Рефлексия

Фиксация нового содержания, обеспечение рефлексорно - оценочного компонента (в том числе самооценки собственной деятельности); помощь обучающимся в соотнесении цели учебной деятельности и ее результатов.

 - О чём  мы говорили сегодня на уроке?

Какие выводы мы можем сделать?

Сегодня на уроке мы говорили о дружбе и взаимопомощи. Главное правило дружбы – быть добрыми, внимательными и милосердными друг к другу.

(11 слайд)

Давайте послушаем стихотворение, которое называется  «Дай Бог» 

Дела, дела…  Забот круговорот,

И душу непрестанно что – то гложет…

Дай Бог, чтоб оказался рядом тот,

Кто просто так, по-дружески, поможет.

Болезнь без приглашения придёт,

Несчастье тоже – в дверь стучать не станет…

Дай Бог, чтоб оказался рядом тот,

Кто вытянет, поддержит, не оставит…

Проходят чередой за годом год.

Цветение садов сменяет вьюга…

Дай Бог, чтобы всегда был рядом тот,

Кого ты называешь просто другом.

-Какая главная мысль этого стихотворения?

Вывод:

Уметь дружить самому и иметь друга – это большое счастье для человека. Поступай с другом так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой, делай другу только то, что хотел бы получить сам. Дружба - это забота о друге, и готовность прийти на помощь ничего не требуя взамен.

(12 слайд)

Ребята, вы сегодня были действительно большие молодцы и удальцы: активно работали, серьезно размышляли. Пришло время посмотреть сюрприз  кота  Леопольда. (Открываем сундучок)

Как вы думаете, почему он дарит вам закладки?

Чтобы много знать, надо больше читать, а книга – наш верный друг.

Ребята, вы уже обратили внимание на небольшую выставку книг. Эти книги из школьной библиотеки. Я предлагаю вам их прочитать. Они научат вас дружить и быть  настоящими друзьями.

(13 слайд)

У каждого из вас на столе облачко. Покажите своё облачко-настроение. Прикрепите своё облачко на доске, где прикреплено красивое

улыбающееся солнышко.

 Если настроение хорошее, облачко не закрывает солнышко.

Хорошее настроение помогает и в дружбе, и в делах. А с чего начинается дружба?

Правильно с улыбки.

Чтение слов на слайде.

(14 слайд)

И наш урок мне бы хотелось закончить замечательной песенкой крошки енота, который боялся своего отражения, но помирился с ним, лишь улыбнувшись ему.

(Слайд 15)

Звучит песенка «Улыбка» В. Шаинского

Отвечают на вопрос учителя. Проводят анализ между задачами, которые стояли в начале урока и результатами. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Читает ученица.

Высказываются по  очереди, оценивают значимость урока и результаты своей деятельности.

Высказывания детей.

Ребята выходят к доске и прикрепляют свое облачко, не закрывая солнце.

Дружба начинается с улыбки.

Высказывания детей.

Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.

Регулятивные УУД: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотнесение цели и результатов, фиксация степени их соответствия.

Коммуникативные УУД:

адекватная передача информации и отображение предметного содержания и условия деятельности в речи.

Личностные УУД: рефлексивная адекватная самооценка.

VII Домашнее задание.

Нарисуйте подарок для своего друга.

Получают  консультацию по выполнению домашнего задания.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" (православная культура)

презентация к уроку по православной культуре...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,  пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....

Урок милосердия на тему "Проявляй милосердие"

Цель: формировать чувство милосердия Оформление: плакат «Учи свое сердце доброте»....

Карта-схема проектирования урока ОПК. Тема урока " Милосердие и сострадание"

   В данном материале представлена работа на уроке по заданной теме с учетом методических требований к содержанию и структуре урока. Обозначены цели, задачи, результаты, основные поня...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ Тема урока: Милосердие

Цель: формировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

Урок по программе УРОКИ МИЛОСЕРДИЯ. Тема "Друзья. Одноклассники"

Технологическая карта урока по милосердию "Друзья. Одноклассники" предназначена для учащихся 2 класса....