Карта-схема проектирования урока ОПК. Тема урока " Милосердие и сострадание"
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме
В данном материале представлена работа на уроке по заданной теме с учетом методических требований к содержанию и структуре урока. Обозначены цели, задачи, результаты, основные понятия, межмодульные связи, учебно-методическое обеспечение урока. Даны описания деятельности учителя и учащихся на основных этапах занятия. Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. Ключевой позицией данного урока являетя формирование понимания у детей сострадательного отношения к людям, попавшим в беду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_-shema_proektirovaniya_uroka_opk_tema_uroka_miloserdie_i_sostradanie.pptx | 81.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи урока Цель : Познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «сострадание». Деятельностная цель: Формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. Задачи: Образовательные: знакомство с этимологией и смыслом слова «милосердие», понимание христианского значения слова «ближний». Развивающие: развитие осознанного понимания сути христианского отношения к ближнему, понимания, каким должно быть отношение христианина к личным врагам. Воспитательные: воспитание любви к ближнему человеку
Планируемые результаты урока Личностные Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Предметные Познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести Метапредметные Познавательные УУД : ориентирование в учебном пособии, словаре, нахождение ответов на вопросы в тексте, извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, умение высказывать свое предположение, выработка критерия оценки и определение степени успешности своей работы Коммуникативные УУД : умение договариваться, умение работать в группе, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, восприятие и понимание речи других
Основные термины и понятия в содержании урока Милосердие Сострадание Ближний, любовь к ближнему Добрый самарянин Милостыня
Межмодульные связи урока с другими модулями ОРКСЭ, учебными предметами Русский язык (элементы лингвистического анализа слова) Литературное чтение ( раздел «Я и мои друзья»)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока Основная литератур : А.Кураев «Основы православной культуры» учебник, рабочая тетрадь «Основы православной культуры», ОПК «Методические рекомендации к рабочей тетради» для 4 класса, часть 2 составитель Т.А. Берсенева, учебное пособие «Добрые уроки наставления» для 4-5 классов, А. Мороз, Т.А. Берсенева Дополнительная литература : А. Дементьев «Жизнь нуждается в милосердии», «Сказочка о счастье» И. Токмаковой , Арсений Загуляев «Святая Елизавета Романова: 9 главных факторов о благотворительности великой княгини». Интернет-ресурсы: School-collection.edu . http://www.pravoslavie.ru/ https://azbyka.ru/https://www.miloserdie.ru/article/svyataya-elizaveta-fedorovna-pomoshh-delami/ Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, диски, карандаши цветные, листы бумаги А4 для выполнения задания к игре «Волшебная рука»
Дополнительный информационный и иллюстративный материал к уроку Тексты: статьи из толковых словарей русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, дополнительный текст «Сестры милосердия. Вчера и сегодня», раздаточный материал: Памятка жизненных правил. (Приложение2. Приложение 4) Иллюстрации: иллюстрации к дополнительному тексту «Сестры милосердия. Вчера и сегодня». (Приложение 3) Рисунки, макет: рисунок запястья к игре «Волшебная ручка», макет сердечка. (Приложение 3) Видеозапись Песни –притчи «Брошенный камень» Светланы Копыловой https://www.miloserdie.ru/article/svyataya-elizaveta-fedorovna-pomoshh-delami/
Средства наглядности и ТСО, используемые на уроке/внеурочном занятии Изобразительная наглядность: иллюстрации к дополнительному тексту «Сестры милосердия. Вчера, сегодня, завтра» Раздаточный текстовый материал: тексты: статьи из толковых словарей русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, дополнительный текст «Сестры милосердия. Вчера и сегодня», Памятка жизненных правил. Оборудование: компьютер, медиа проектор, доска, магниты. Презентация для учащихся по теме «Милосердие и сострадание» Видеозапись Песни –притчи «Брошенный камень» Светланы Копыловой ,
Педагогические технологии, используемые на уроке Тип урока. Урок «открытия» нового знания Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо Методы и формы работы: Создание проблемной ситуации, «Ассоциативный ряд», « Инсерт », «Метод неоконченного предложения», групповая работа, работа в паре.
План урока Этап 1. Вводный (организационно-мотивационный) Деятельность учащихся Приветствие, организация внимания. В качестве проблемной завязки дети смотрят видеоклип со С. Копыловой «Брошенный камень». О чем эта притча? Чему она учит? И определяют главный смысл притчи. Актуализация опорных знаний: Групповая работа. Работа со статьями различных толковых словарей, определяют значения слова «Милосердие». Разбирают слово по составу. Конкретные результаты деятельности учащихся Совместно с учителем учащиеся формулируют тему урока Отвечают на вопросы (фронтальная работа) Дети приходят к выводу, что смысл притчи в том, чтобы в нужное время прийти на помощь нуждающемуся в ней человеку . Ученики читают определение слова «милосердие»
План урока Этап 2. Основной (информационно-аналитический) Деятельность учащихся Групповая работа. Учителем проговаривается проблемная ситуация, которая реально произошла с учениками данного класса Построение проекта для выхода из затруднения. Обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта действий на основе изучаемых моральных норм. Исследовательское чтение «Притча о добром Самарянине». Групповая работа. Объясняют выражения: 1 гр.«Любите врагов ваших»,2 гр. «Всякому просящему у тебя дай», отвечают на вопросы учителя Конкретные результаты деятельности учащихся . Сообща приходят к выводу: « Милосердие – сердоболие, любовь на деле, готовность делать добро всякому» Высказывают свое мнение о прочитанном. Приходят к пониманию значения Заповеди «Люби ближнего как самого себя» Вывод: К ближнему нужно также относиться как к себе даже тогда, когда совершаем дурные поступки
План урока Этап 2. Основной (информационно аналитический Деятельность учащихся Групповая работа. 3 гр. Учащиеся работают с текстом учебника, выполняют задание «Закончи предложение» (Метод неоконченного предложения) 4гр Заранее готовят сообщение по материалам «Сестры милосердия. Вчера и сегодня», используя дополнительный текст и иллюстрации к нему 5 гр .Заранее готовят инсценировку стихотворения И. Токмаковой «Сказочка о счастье» Конкретные результаты деятельности учащихся Находят в тексте данное предложение и проговаривают его целиком. (Одно из дел милосердия-… Милостыня – это встреча…) Делают сообщение Исполняют инсценировку На основе изучаемого материала в группах обсуждают план выхода из проблемной ситуации. Дети приходит к выводу, что человеку, попавшему в беду ,надо всегда помогать, даже если он тебя обидел .
План урока Этап 2. Основной (информационно аналитический Деятельность учащихся Дети участвуют в игре «Волшебная рука» Работа в парах. Игра «Лучики добра» Самопроверка по эталону. Индивидуальная работа по карточкам Составление синквейна к слову «сострадание» Конкретные результаты деятельности учащихся Обводят на листе руку, на пальчиках пишут свои хорошие качества, а на ладошке то – что хотелось бы изменить. По желанию комментируют выполнение задания Передавая сердечко друг,другу , называют добрые дела, которые хотели бы совершить Заполняют пропуски на карточках. Самопроверка по образцу 1. Любящий, отзывчивый 2. Сочувствовать, переживать 3. Нужно проявлять сострадание
План урока Этап3 Заключительный (оценочно-рефлексивный ) Деятельность учащихся Учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке, фиксируют неразрешенные затруднения. Отвечают на вопросы учителя: Что вас поразило на сегодняшнем уроке? Над чем заставил задуматься этот урок? …. Как поступить лучше в той ситуации, которая произошла с нашими одноклассниками? Выражают свои чувства, возникшие в ходе урока Конкретные результаты деятельности учащихся Индивидуальные ответы детей: - Урок очень понравился. - Я понял что значит быть милосердным, что значит «Любить ближнего как самого себя» Это можно сравнить с тем, когда у тебя есть младший брат или сестра, допустим он натворил, что-то нехорошее, а потом попал в беду, я ему все равно помогу, потому что люблю его и все прощаю Нужно простить одноклассника и помочь ему Поднимают цветные таблички ( отл . –зеленый, хор. – желтый, плохо – красный)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" (православная культура)
презентация к уроку по православной культуре...
ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Урок «Милосердие и сострадание»
Урок ОПК в рамках ОРКСЭ для 4 класса "Милосердие и сострадание" - понимание милосердия, сострадания как нравственных понятий нашего общества....
Урок "Милосердие и сострадание"
Цель: сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений.Задачи: ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;усвоение ...
Презентация к уроку "Милосердие и сострадание"
Данная презентация приготовлена к уроку № 12 по курсу Основы православной культуры ....
Конспект урока «Милосердие и сострадание»
Конспект урока по Основам православной культуры. На уроке вместе с детьми ищеем ответы на вопросы: что такое милосердие и сострадание, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как х...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
Конспект урока "Милосердие и сострадание"
В светской этике отражены нравственные представления, которые определяют поведение человека, его душевные качества, необходимые для жизни человека в обществе....