Карта-схема проектирования урока ОПК. Тема урока " Милосердие и сострадание"
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

     В данном материале представлена работа на уроке по заданной теме с учетом методических требований к содержанию и структуре урока. Обозначены цели, задачи, результаты, основные понятия, межмодульные связи, учебно-методическое обеспечение урока. Даны описания деятельности учителя и учащихся на основных этапах занятия. Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. Ключевой позицией данного урока являетя формирование понимания у детей сострадательного отношения к людям, попавшим в беду.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАРТА-СХЕМА Проектирования урока «Основы православной культуры» Тема урока: МИЛОСЕРДИЕ ИСОСТРАДАНИЕ Работу выполнила Новохижко А.Н. ГБОУ СОШ № 606

Слайд 2

Цель и задачи урока Цель : Познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «сострадание». Деятельностная цель: Формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. Задачи: Образовательные: знакомство с этимологией и смыслом слова «милосердие», понимание христианского значения слова «ближний». Развивающие: развитие осознанного понимания сути христианского отношения к ближнему, понимания, каким должно быть отношение христианина к личным врагам. Воспитательные: воспитание любви к ближнему человеку

Слайд 3

Планируемые результаты урока Личностные Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Предметные Познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести Метапредметные Познавательные УУД : ориентирование в учебном пособии, словаре, нахождение ответов на вопросы в тексте, извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, умение высказывать свое предположение, выработка критерия оценки и определение степени успешности своей работы Коммуникативные УУД : умение договариваться, умение работать в группе, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, восприятие и понимание речи других

Слайд 4

Основные термины и понятия в содержании урока Милосердие Сострадание Ближний, любовь к ближнему Добрый самарянин Милостыня

Слайд 5

Межмодульные связи урока с другими модулями ОРКСЭ, учебными предметами Русский язык (элементы лингвистического анализа слова) Литературное чтение ( раздел «Я и мои друзья»)

Слайд 6

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока Основная литератур : А.Кураев «Основы православной культуры» учебник, рабочая тетрадь «Основы православной культуры», ОПК «Методические рекомендации к рабочей тетради» для 4 класса, часть 2 составитель Т.А. Берсенева, учебное пособие «Добрые уроки наставления» для 4-5 классов, А. Мороз, Т.А. Берсенева Дополнительная литература : А. Дементьев «Жизнь нуждается в милосердии», «Сказочка о счастье» И. Токмаковой , Арсений Загуляев «Святая Елизавета Романова: 9 главных факторов о благотворительности великой княгини». Интернет-ресурсы: School-collection.edu . http://www.pravoslavie.ru/ https://azbyka.ru/https://www.miloserdie.ru/article/svyataya-elizaveta-fedorovna-pomoshh-delami/ Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, диски, карандаши цветные, листы бумаги А4 для выполнения задания к игре «Волшебная рука»

Слайд 7

Дополнительный информационный и иллюстративный материал к уроку Тексты: статьи из толковых словарей русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, дополнительный текст «Сестры милосердия. Вчера и сегодня», раздаточный материал: Памятка жизненных правил. (Приложение2. Приложение 4) Иллюстрации: иллюстрации к дополнительному тексту «Сестры милосердия. Вчера и сегодня». (Приложение 3) Рисунки, макет: рисунок запястья к игре «Волшебная ручка», макет сердечка. (Приложение 3) Видеозапись Песни –притчи «Брошенный камень» Светланы Копыловой https://www.miloserdie.ru/article/svyataya-elizaveta-fedorovna-pomoshh-delami/

Слайд 8

Средства наглядности и ТСО, используемые на уроке/внеурочном занятии Изобразительная наглядность: иллюстрации к дополнительному тексту «Сестры милосердия. Вчера, сегодня, завтра» Раздаточный текстовый материал: тексты: статьи из толковых словарей русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, дополнительный текст «Сестры милосердия. Вчера и сегодня», Памятка жизненных правил. Оборудование: компьютер, медиа проектор, доска, магниты. Презентация для учащихся по теме «Милосердие и сострадание» Видеозапись Песни –притчи «Брошенный камень» Светланы Копыловой ,

Слайд 9

Педагогические технологии, используемые на уроке Тип урока. Урок «открытия» нового знания Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо Методы и формы работы: Создание проблемной ситуации, «Ассоциативный ряд», « Инсерт », «Метод неоконченного предложения», групповая работа, работа в паре.

Слайд 10

План урока Этап 1. Вводный (организационно-мотивационный) Деятельность учащихся Приветствие, организация внимания. В качестве проблемной завязки дети смотрят видеоклип со С. Копыловой «Брошенный камень». О чем эта притча? Чему она учит? И определяют главный смысл притчи. Актуализация опорных знаний: Групповая работа. Работа со статьями различных толковых словарей, определяют значения слова «Милосердие». Разбирают слово по составу. Конкретные результаты деятельности учащихся Совместно с учителем учащиеся формулируют тему урока Отвечают на вопросы (фронтальная работа) Дети приходят к выводу, что смысл притчи в том, чтобы в нужное время прийти на помощь нуждающемуся в ней человеку . Ученики читают определение слова «милосердие»

Слайд 11

План урока Этап 2. Основной (информационно-аналитический) Деятельность учащихся Групповая работа. Учителем проговаривается проблемная ситуация, которая реально произошла с учениками данного класса Построение проекта для выхода из затруднения. Обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта действий на основе изучаемых моральных норм. Исследовательское чтение «Притча о добром Самарянине». Групповая работа. Объясняют выражения: 1 гр.«Любите врагов ваших»,2 гр. «Всякому просящему у тебя дай», отвечают на вопросы учителя Конкретные результаты деятельности учащихся . Сообща приходят к выводу: « Милосердие – сердоболие, любовь на деле, готовность делать добро всякому» Высказывают свое мнение о прочитанном. Приходят к пониманию значения Заповеди «Люби ближнего как самого себя» Вывод: К ближнему нужно также относиться как к себе даже тогда, когда совершаем дурные поступки

Слайд 12

План урока Этап 2. Основной (информационно аналитический Деятельность учащихся Групповая работа. 3 гр. Учащиеся работают с текстом учебника, выполняют задание «Закончи предложение» (Метод неоконченного предложения) 4гр Заранее готовят сообщение по материалам «Сестры милосердия. Вчера и сегодня», используя дополнительный текст и иллюстрации к нему 5 гр .Заранее готовят инсценировку стихотворения И. Токмаковой «Сказочка о счастье» Конкретные результаты деятельности учащихся Находят в тексте данное предложение и проговаривают его целиком. (Одно из дел милосердия-… Милостыня – это встреча…) Делают сообщение Исполняют инсценировку На основе изучаемого материала в группах обсуждают план выхода из проблемной ситуации. Дети приходит к выводу, что человеку, попавшему в беду ,надо всегда помогать, даже если он тебя обидел .

Слайд 13

План урока Этап 2. Основной (информационно аналитический Деятельность учащихся Дети участвуют в игре «Волшебная рука» Работа в парах. Игра «Лучики добра» Самопроверка по эталону. Индивидуальная работа по карточкам Составление синквейна к слову «сострадание» Конкретные результаты деятельности учащихся Обводят на листе руку, на пальчиках пишут свои хорошие качества, а на ладошке то – что хотелось бы изменить. По желанию комментируют выполнение задания Передавая сердечко друг,другу , называют добрые дела, которые хотели бы совершить Заполняют пропуски на карточках. Самопроверка по образцу 1. Любящий, отзывчивый 2. Сочувствовать, переживать 3. Нужно проявлять сострадание

Слайд 14

План урока Этап3 Заключительный (оценочно-рефлексивный ) Деятельность учащихся Учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке, фиксируют неразрешенные затруднения. Отвечают на вопросы учителя: Что вас поразило на сегодняшнем уроке? Над чем заставил задуматься этот урок? …. Как поступить лучше в той ситуации, которая произошла с нашими одноклассниками? Выражают свои чувства, возникшие в ходе урока Конкретные результаты деятельности учащихся Индивидуальные ответы детей: - Урок очень понравился. - Я понял что значит быть милосердным, что значит «Любить ближнего как самого себя» Это можно сравнить с тем, когда у тебя есть младший брат или сестра, допустим он натворил, что-то нехорошее, а потом попал в беду, я ему все равно помогу, потому что люблю его и все прощаю Нужно простить одноклассника и помочь ему Поднимают цветные таблички ( отл . –зеленый, хор. – желтый, плохо – красный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" (православная культура)

презентация к уроку по православной культуре...

ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Урок «Милосердие и сострадание»

Урок ОПК в рамках ОРКСЭ для 4 класса "Милосердие и сострадание"  - понимание милосердия, сострадания как нравственных понятий нашего общества....

Урок "Милосердие и сострадание"

Цель: сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений.Задачи: ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;усвоение ...

Презентация к уроку "Милосердие и сострадание"

Данная презентация приготовлена к уроку № 12 по курсу Основы православной культуры ....

Конспект урока «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по Основам православной культуры. На уроке вместе с детьми ищеем ответы на вопросы: что такое милосердие и сострадание, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как х...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

Конспект урока "Милосердие и сострадание"

В светской этике отражены нравственные представления, которые определяют поведение человека, его душевные качества, необходимые для жизни человека в обществе....