Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики
статья (1,2,3,4 класс) по теме
В данной статье раскрываются формы и методы воспитания нравственных качеств младших школьников на примерах краеведческого и культурно-патриотического напрвлений патриотического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья Гончаровой Т.В. и Перекупенко Л.Г. | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Гончарова Т. В., Перекупенко Л. Г.,
МБОУ – лицей № 10 г. Белгород
В связи с преобразованиями в обществе перед образовательными учреждениями поставлены задачи воспитания и социализации школьников в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. Д. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.» Актуальны слова русского философа Н. А. Бердяева, что изменения и улучшения в России могут произойти только от внутренних процессов в русском народе.
Способствовать формированию духовно-нравственной личности поможет приобщение к народной педагогической культуре, ее истокам, активное перенесение в сфере воспитания общечеловеческих ценностей.
Воспитание нравственных качеств школьников строится на глубокой связи с психологией, культурой, традициями своего народа. Поэтому основной ,целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является: развитие, воспитание и становление нравственных качеств личности младшего школьника на основе традиций народной педагогики. Педагог для достижения этой цели должен решить задачи:
- Познакомить с истоками культурного наследия и национальными традициями.
- Создать условия для формирования у учащихся чувства любви к Отечеству на основе культурных народных традиций.
- Воспитывать чувство национальной гордости за свою Родину и свой
народ.
Таким образом, решение этих задач заключается в приобщении учащихся ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от песни, пляски до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры школьника как основы формирования его любви к Родине. На первом этапе определяются приоритеты воспитания на традициях народной педагогики:
- предметы обихода и объекты народной культуры, воспитывающие чувство красоты, любознательность, определяющие принадлежность к русскому народу (предметы быта; памятники истории и культуры);
- все виды фольклора (песенки, загадки, считалки, пословицы, поговорки, сказки, былины);
- народные праздники и традиции;
- изделия народных промыслов и декоративная роспись;
Сделать из своего ученика человека с высоконравственной позицией учитель может при помощи использования методов и средств народной педагогики, осознания каждым русским того, что он является представителем своего великого народа. Тематика классных часов и воспитывающих мероприятий направлена на то, чтобы научить школьника уважительно относиться к своей семье, своему дому, школе и ее традициям, традициям русского народа, народным помыслам. Так в 1, 2 классах темы для изучения включают близкие для детей понятия: «Я и мое имя», «Родословная семьи», «История вещей», «Родной город», «В гостях у бабушки Загадушки», «О чем рассказывают сказки», «Ее зовут Дымка». Основное внимание уделяется взаимосвязи человека с окружающей средой. В 3, 4 классах школьники знакомятся с историей родного края, страны: «Путешествие в историю жилища», «Край родной, навек любимый», «Былины о русских богатырях», «Конкурс знатоков истории».
Народная педагогика предлагает разнообразные средства воспитания.
Отдельные средства русской народной педагогики воздействуют словом, другие – действием (игра), третьи – формой (изделия народного творчества). Несомненно, наиболее действенными являются словесные средства воспитания. Устное народное творчество оказывает педагогу огромную помощь в воспитании школьников. Педагог использует фольклор как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Сказки, русские народные песни, считалки, загадки, пословицы и поговорки не потеряли своего значения и в наши дни. Русские народные сказки, пословицы, поговорки можно считать жизненными рекомендациями старших поколений. Они выражают философские, этические воззрения нашего народа, его нравственный потенциал. Знакомя школьников с поговорками, загадками, пословицами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Слушая сказку, ребенок получает урок самовоспитания. Былины позволяют познакомить школьников со славными подвигами богатырей святорусских - защитников земли Русской. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.
Дети любят подражать взрослым. Поэтому большое значение в приобщении школьников к народной культуре имеют народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Проигрывая со школьниками элементы русских народных праздников
(«Русская березка», «Масленица», «Покров», «Встреча Осенины», посиделки «Иван да Марья»), можно познакомить их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Благодаря обыгрыванию взаимоотношений наших предков во время обрядовых праздников происходит ранняя социализация обучающихся.
Большое значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального обучения имеют экскурсии в музей народной культуры, краеведческий музей, по району, городу или селу, осмотр памятников истории и культуры. Продуктивными в плане воспитания подрастающего поколения являются тематические экскурсии в с. Купино, Борисовку, где можно познакомиться с технологией производства сыра по старинным рецептам, побывать на заводе, изготавливающем гончарные изделия.
Целесообразно предложить учащимся и их родителям провести совместное мини-исследование. Педагог может оказать помощь семье в выборе темы исследования, разумно ограничивая его «территориальные » и «временные» рамки, например, исследование не всего города, а одной улицы (на которой находится школа или живут учащиеся), изучение прошлого одного дома и судеб его жителей.
Воспитание нравственных качеств у младших школьников невозможно без общения с природой. Наблюдение и изучение природных явлений можно связать с народным календарем «Месяцеслов». Таким образом, современные научные знания подтверждаются непосредственным народным опытом. Дети с интересом включаются в процесс воспитания на традициях народной педагогики. Им нравится находить подтверждение народным приметам, узнавать, какое название и почему получил тот или иной месяц у славян.
Популярностью у школьников пользуется наблюдение за днями-погодоуказ-никами, когда легко составить прогноз на будущее. К месту во время наблюдения на прогулке будет пословица или поговорка. Так,
14 сентября – Семенов день. Конец лета, начало осени, последний посев,
переход крестьян на зимнее житье, начало посиделок и осенних хороводов.
«Семен лето провожает, бабье лето наводит».
Хорошие результаты дает использование сведений из «Месяцеслова»,
когда дается не только этимологический материал, а конкретно – происхождение, также истинно русское название месяца: сентябрь – ревун,
дождезвон, листопадник, багрянец, летопроводец. В марте детям можно дать следующие сведения:
Римляне назвали март в честь бога Марса. На Руси март называли протальником. Как вы думаете, почему?
Наибольшее оживление и интерес вызывает обращение к играм. В них развиваются организаторские способности, творческая инициатива, находчивость. Многие старинные игры включают в себя пение. Оно их украшает, способствует быстрому запоминанию, придает ритмическую слаженность. Наиболее популярны русские народные игры «Барыня», «Гори, гори ясно», «Каравай», «Пирог», «Кострома».
Все формы, методы, приемы народной педагогики способствуют творческому развитию учащихся, вырабатывают у них интерес к познанию фольклорного наследия и народных традиций, повышают уровень культуры и воспитанности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций Сибири.
В статье представлен материал из опыта работы по воспитанию обучающихся на основе традиций народов населяющих Омскую область и Прииртышье....
"Проект "Маленький хозяин земли Олонхо" ( формирование патриотического воспитания младших школьников на традициях народа Саха (Якутия)" (
Автор: Слепцова Саргылана Васильевна В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ве...
патриотическое воспитание младших школьников на основе народных традиций
Выступление на районном методическом объединении...
Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций
Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций...
Нравственное воспитание младших школьников в духе народных традиций
Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого по...
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Григорьева Оксана Георгиевна уч.логопед МБОУ «Средняя школа №12»)31.10.2018г. ВВЕДЕНИЕ Народные трад...