Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 класс "Культура добрососедства"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по внеурочной деятельности для 1 - 4 классов | 80.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ
Протокол № ____ Директор школы:_____________Е.Н.Белая
«____»_______2015 год «_____»________2015 год
МБОУ "Кировская ОШ №1" Кировского района Республики Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование курса: «Культура добрососедства»
Класс: 1 -4
Уровень общего образования: общеобразовательная школа
Срок реализации программы : 4 года
Количество часов по учебному плану: всего 135 часов, 1 час в неделю
Планирование составлено на основе: методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.
Рабочую программу составила: учитель начальных классов Радкевич И.М.
СОГЛАСОВАНО Рассмотрено на
заседании МО учителей
Зам.директора по УВР: начальных классов
____________ Радкевич И.М. Протокол № ___ от
«_____»______2015 года
Руководитель МО:
_____________И.М.Обухова
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.
Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
- воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
- формирование чувства принадлежности к многонациональному российскому народу народу;
- формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной российской школы;
- приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей народов России и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.
Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Программа составлена с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.
Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.
Учебно-воспитательные цели курса:
- воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;
- формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
- воспитание толерантности как основного принципа демократии;
- развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
Практические цели курса:
- формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
- знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
- формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
- приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
- формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.
Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:
1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.
2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.
3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.
4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.
5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).
6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.
7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.
8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.
Особенностями данного курса являются:
- его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
- особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
- адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
- рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
- изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
- привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
- приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
- единство изучения России и Крыма как субъекта России;
- приоритетность воспитательных задач;
- единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
- опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
- максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни Крыма, своего города, села, общины, школы;
- использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
- использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
Формы организации внеурочной деятельности
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно-мотивационный. В 1 - 4 классе - вербальное оценивание. Формы его могут быть разнообразные.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:
- включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,
- переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,
- преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.
Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения экологической катастрофы.
Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.
При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется представление у младших школьников о материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны – раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой – показывается общность этих культур.
Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни.
Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.
В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при проведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим – мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность – помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья.
В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с региональным учебным планом Республики Крым курс «Культура добрососедства» изучается с 1 по 4 класс по 1 академическому часу (1 класс – 33 ч/г, 2 – 4 класс - 34 ч/г. ) за счет часов вариативной части. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения предметного содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (УУД) (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностными результатами изучения курса является:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
- приобретет способность к самооценке;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин района, чувства сопричастности и гордости за свой край;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему, планировать свою деятельность во внеурочное время, высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач, делать предварительный отбор источников информации для решения задачи, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других людей, вступать в беседу во внеурочной деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
Предметными результатами изучения курса является:
-Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален;
- Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях;
- Знать основные памятники истории и культуры (своего населённого пункта и ближайшего окружения);
- Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живёт ребёнок, и гостеприимством;
- Иметь представление о ремёслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населённом пункте);
При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся должны знать:
- названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
- как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
- 5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
- 5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
- 5-6 названий национальных блюд;
- несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
- «словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
должны иметь представление:
- об экологии, о роли природы в жизни человека;
- об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
- о ремеслах, мастерах Крыма;
- о национальной одежде и кухне народов Крыма;
- о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
- о семейных святынях;
- о ценностях, которые объединяют все народы;
должны уметь:
- рассказать, как готовится его любимое блюдо;
- одеть куклу в элементы национального костюма;
- вести диалог с товарищами;
- сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
- с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
- использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс «Я, моя семья и мои соседи» - 33ч
2 класс «Место, где мы живем» - 34 ч
3 класс «Трудимся, учимся и отдыхаем» - 34 ч
4 класс «Гордимся Крымом» - 34 ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Количество часов по классам | |||||||
1кл | 2кл | 3кл | 4кл | ||||||
теория | практика | теория | практика | теория | практика | теория | практика п | ||
Вводный урок | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
1 | Географическая среда | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
2 | История | 2,5 | 2,5 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1,5 | 1,5 |
3 | Традиционная и современная культура | 2,5 | 2,5 | 6 | 6 | 7 | 6 | 5,5 | 5,5 |
4 | Язык соседа | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
5 | Аксиология | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,5 | 1,5 | 2,5 | 2,5 |
6 | Конфликтология | 2,5 | 2,5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 |
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
Тематическое планирование 1 класс
«Я, моя семья и мои соседи»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Основные виды деятельности | Планируемые результаты | |||||||
План | Факт | Факт | План | ||||||||
1 | Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве | Цели и задачи курса «Культура добрососедства». | Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Я, моя семья и мои соседи» | ||||||||
Географическая среда – 5 ч | |||||||||||
2 | Крым на карте Украины. | Представление о Крыме как полуострове. | Находить на карте России Крымский полуостров | ||||||||
3 | |||||||||||
4 | «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары) | Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. Водоемы. | Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт | ||||||||
5 | Что такое экология. | Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. | Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека | ||||||||
6 | Почему надо беречь природу. | Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам зимой. | Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным | ||||||||
История – 5 ч | |||||||||||
7 | Названия вокруг нас. | Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей. | Знать названия культурных и исторических памятников своей местности. Иметь представление об истории своего города (поселка, села) | ||||||||
8 | Мое родословное древо. | Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. | Иметь представление об истории своего рода. | ||||||||
9 | |||||||||||
10 | Кто такие «крымчане». Мои соседи. | Как мы стали соседями. Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство. | Знать, кого называют «крымчанами», иметь представление о разнообразии этнического состава населения Крыма. Знать, кого называют соседями и уметь рассказать о своих соседях. Иметь представление о том, что такое «добрососедство» | ||||||||
11 | |||||||||||
Традиционная и современная культура -5 часов | |||||||||||
12 | Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. | Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Уникальность культуры каждого народа | Иметь представление о том, что такое национальная одежда. Различать мужскую и женскую одежду, повседневную и праздничную. Уметь одеть куклу в национальный костюм | ||||||||
13 | Ремесла Крыма. | Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства | Знать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму | ||||||||
14 | Разнообразие блюд крымской кухни. | Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо | Иметь представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Знать 3-4 названия национальных блюд, уметь рассказать, как готовится любимое блюдо | ||||||||
15 | Праздники нашей семьи. | Рождение ребенка, имянаречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др. | Знать и уметь назвать 2-3 праздника своей семьи. Уметь рассказать об одном из семейных праздников | ||||||||
16 | Представление о многообразии религий на примере праздников. | Многообразие культур и религий народов, населяющихся Крым. | Знать 2-3 названия религиозных праздников народов, живущих в данном регионе. Иметь представление о многообразии культур и религий народов, населяющихся Крым | ||||||||
Язык соседа – 8 часов | |||||||||||
17 | Родной язык, государственный язык. | Родные языки наших соседей, «язык соседа» | Понимать значение терминов «родной язык», «государственный язык». Иметь представление о родных языках своих соседей | ||||||||
18 | |||||||||||
19 | Учимся общаться на разных языках. | Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги | Знать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в классе или являются соседями ученика. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем | ||||||||
20 | |||||||||||
21 | Календарный фольклор людей. | Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др. | Иметь представление о календарном фольклоре этносов Крыма и знать не менее 3-х фольклорных произведений | ||||||||
22 | |||||||||||
23 | Произведения национальных литератур о семье и соседях | Произведения национальных литератур о семье и соседях | Знать не менее одного стихотворения о семье и соседях | ||||||||
24 | |||||||||||
Аксиология – 4 часа | |||||||||||
25 | Отношение к родителям и старикам | Отношение к родителям и старикам. | Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам | ||||||||
26 | Ценности моей семьи. | Понятие «святыня». Наши семейные святыни. | Иметь представление о том, что такое «святыня», «ценность». Знать и уметь назвать свои семейные святыни | ||||||||
27 | Придумаем и проведем праздник нашего класса | Праздники нашего класса. | Иметь представление о ценностях, которые объединяют все народы | ||||||||
28 | |||||||||||
Конфликтология – 5 часов | |||||||||||
29- | Учимся знакомится. | Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. | Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами | ||||||||
30 | |||||||||||
31- | У нас конфликт. | Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности | Уметь сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение | ||||||||
32 | |||||||||||
33 | Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. | Игры, направленные на знакомство и взаимодействие | Знать не менее 3-х игр и уметь в них играть |
Тематическое планирование, 2 класс
«Место, где мы живем»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание занятия | Требования к уровню подготовки | ||
П | Ф | П | Ф | |||
1 | Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве | Цели и задачи курса «Культура добрососедства». | Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем» | |||
Географическая среда – 5 часов | ||||||
2 | Природа в нашем окружении. | Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте | Иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влиянии на виды хозяйственной деятельности человека | |||
3 | Крымский лес. | Крымский лес — многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека. | Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека | |||
4 | ||||||
5 | Что дают растения человеку. | «Зеленая аптека» в нашем регионе | Иметь представление о наиболее распространенных лекарственных растениях данного региона. Знать не менее 5 названий распространенных лекарственных растений, произрастающих в данном регионе, и уметь их распознавать | |||
6 | Уголок природы в классе и дома. | Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями. | Иметь представление о роли комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Знать элементарные правила ухода за комнатными растениями | |||
История – 6 часов | ||||||
7 | «Памятник» — от слова «память». | Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении. | Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения) | |||
8 | Этносы Крыма. | Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населенных пунктах) и живут сегодня. | Знать 3–5 названий этнических групп, проживавших или проживающих в данном регионе. Иметь представление о Крыме как о перекрестке культур | |||
9 | Где и как учились раньше дети в Крыму. | Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки | Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители | |||
10 | Происхождение названия улицы, на которой находится школа. | Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускников | Знать происхождение названия улицы, на которой находится школа. Иметь представление об истории школы, в которой учатся | |||
11 | Музей в нашей жизни | Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее | Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев | |||
12 | ||||||
Традиционная и современная культура – 12 часов | ||||||
13 | Архитектура Крыма | Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек. | Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии | |||
14 | Строим город будущего. | Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека | Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека | |||
15 | ||||||
16 | Украшаем свой дом. | Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями | Знать, что такое интерьер и иметь представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом | |||
17 | Обряды различных этносов Крыма. | Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища | Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища | |||
18 | ||||||
19 | Новоселье. | Новоселье — праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов | Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья | |||
20 | ||||||
21 | Гостеприимство. | Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье | Знать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях | |||
22 | Ремесла Крыма. | Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики. | Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. | |||
23 | Государственные праздники | Общегосударственные праздники (День России, День народного единства, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма | Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников | |||
24 | ||||||
Язык соседа – 4 часа | ||||||
25 | Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе | Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе | Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе | |||
26 | ||||||
27 | Учимся говорить на языке соседа. | «Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье — праздник моей семьи и моих соседей» | Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством | |||
28 | Национальный фольклор | Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях | Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях | |||
Аксиология – 2 часа | ||||||
29 | Святые места | Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства | Знать не менее 2-х названий святых мест или памятников в регионе. Понимать необходимость бережного отношения к ним со стороны людей и государства | |||
30 | Памятники и святые места, которые нас объединяют | Памятники и святые места, которые нас объединяют | Иметь представления о памятниках в своей местности, которые объединяют людей разных национальностей и разных вероисповеданий | |||
Конфликтология – 4 часа | ||||||
31 | Мы разные, но мы едины. | Каждый из нас особенный, но у нас много общего | Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом | |||
32 | ||||||
33 | Всегда ли нам легко общаться. | Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе | Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. | |||
34 |
Тематическое планирование, 3 класс
«Трудимся, учимся и отдыхаем»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание занятия | Требования к уровню подготовки | ||
П | Ф | П | Ф | |||
1 | Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве | Цели и задачи курса «Культура добрососедства». | Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем» | |||
Географическая среда (5 часов) | ||||||
2 | Особенности климата и ландшафта Крыма. | Основные факторы, определяющие климат Крыма: географическое положение, рельеф, море. Уникальность Южного берега Крыма. Климатические условия своего региона. | Иметь представление о климате своего региона и его влиянии на виды хозяйственной деятельности человека | |||
3 | Крымский ландшафт | Своеобразие крымского ландшафта: степь, равнина, предгорье, море, горы — и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе. Характеристика особенностей ландшафта в своем регионе | Иметь представление о ландшафте Крыма своего региона | |||
4 | Охрана природы Крыма | Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов | Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным. | |||
5 | Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т.д.). | Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии | Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека | |||
6 | Целебный воздух гор. Горные туристические маршруты. | Заочное путешествие по Черному и Азовскому морям, по горным туристическим маршрутам | Знать значение минеральных источников, лечебной грязи, морских, воздушных и солнечных ванн для здоровья человека. | |||
История (4 часа) | ||||||
7 | Профессии наших родителей. | Где работают наши близкие. История этих предприятий, хозяйств. Экскурсия на предприятие или в учреждение | Знать и уметь рассказать о том, где работают наши родители. | |||
8 | Представление о народах живущих в Крыму | Самые многочисленные этносы Крыма : армяне, азербайджанцы, белорусы, белорусы, евреи, крымские татары, украинцы | Знать название 5 – 6 этносов, живущих в Крыму | |||
9 | Как раньше учились дети в Крыму. | Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых учреждениях | Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители | |||
10 | ||||||
Традиционная и современная культура (13 часов) | ||||||
11 | Традиционные занятия населения региона. Земледелие. | Занятия населения региона в старину: земледелие (в т.ч. выращивание овощей, садоводство, виноградарство, табаководство, льноводство), шелководство, пчеловодство, животноводство (разведение коз, коров, свиней, волов, верблюдов, коней), птицеводство и т.д. | Иметь представление о различных ремеслах распространенных в Крыму. | |||
12 | Традиционные занятия населения региона. Ремесленные специальности. | Ремесленные специальности: кожевенники, кузнецы, каменщики, плотники, медники, гончары, столяры, красильщики, бондари, войлочники, портные, ювелиры, пекари, ткачи, вышивальщики и др. | Иметь представление о различных ремесленных специальностях. | |||
13 | Традиционные занятия населения региона. Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия. | Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района. Государственные учреждения, предприятия сферы услуг. | Знать современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района, когда и почему они возникли, какую продукцию они производят, люди каких профессий на них работают | |||
14 | Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня. | Распределение обязанностей в семье в старину. Зачем приобщали детей к труду? Какую работу выполняли дети. Твои обязанности в семье. Какую работу ты уже научился выполнять | Знать свои обязанности в семье, уметь рассказать о том, какую работы ты можешь выполнять. | |||
15 | Традиции соседской взаимопомощи | Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья. Значение слов «талаха» – «толока». | Понимать необходимость объединения людей для выполнения больших объемов работ. Испытывать радость от совместного труда и его результатов. | |||
16 | Великие учителя и великие книги человечества. | История появления и общая характеристика книг: Библии, Ветхого Завета, Корана и др. Великие пророки и учителя человечества: Будда, Иисус, Конфуций, Мухаммед и другие исторические личности | Знать несколько великих учителей и великих книг человечества. | |||
17 | Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину. | Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек | Знать и уметь играть в несколько игр наших бабушек и дедушек. | |||
18 | Праздники, которые мы отмечаем вместе. | История возникновения праздников. Традиции твоей семьи, связанные с празднованиями Нового года, 8 Марта и др. Меню праздничного стола. Подарки. Поздравления с праздником на родном языке и языке соседа | Знать основные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников | |||
19 | Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. | События, на которые приглашают, и события, на которые можно прийти без приглашения. Формула приглашения и уважительного ответа на него. Одежда и подарки, которые соответствуют случаю. | Знать правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Варианты приветствия (поздравления, соболезнования) на родном языке и на языке соседа. Знать основные правила поведения во время религиозного ритуала. Особенности застольного этикета. Уметь правильно попрощаться и уйти. | |||
20 | Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа. | Какие бывают праздники. Праздники, на которые приглашают, и праздники, на которые можно прийти без приглашения. Одежда и подарки, которые соответствуют празднику. | Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Формула поздравления с праздником на родном языке и на языке соседа. Особенности поведения во время национального или семейного праздника, застольный этикет. Прощание и уход | |||
21 | Делаем сами подарки к праздникам. | Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изготовления некоторых из них | Знать методику изготовления некоторых подарков своими руками. | |||
22 | Традиции отдыха в наших семьях | Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье | Понимать необходимость отдыха для человека. Уметь рассказать как отдыхают в твоей семье. | |||
23 | ||||||
Язык соседа (4 часа) | ||||||
24 | Способы передачи информации. | Жесты и взгляды – немой язык человека. Творческая игра «Разговор взглядов и жестов». Танец – понятный всем язык, который нас объединяет | Знать несколько способов передачи информации. Танец как отражение важных для человека действий, чувств и событий. | |||
25 | Мои любимые песни. | Песни, с которыми нам легко работается и отдыхается. Песни, которые помогают нам учиться. Поем вместе песни на языках наших соседей | Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о труде, об учении на языке своих соседей. | |||
26 | Этикетная лексика гостеприимства | Этикетная лексика гостеприимства | Знать и уметь использовать рекомендованную этикетную лексику гостеприимства | |||
27 | ||||||
Аксиология (3 часа) | ||||||
28 | Всех ли мы называем друзьями? | Чем отличаются понятия: «друг», «товарищ», «приятель»? Обсуждение пословицы: «Раздели радость с другим – она станет вдвое больше. Раздели горе с другим – оно станет вдвое меньше». | Знать и понимать какие качества ценны для человека, которого называю своим другом. Роль дружбы в жизни человека. | |||
29 | Ценности, которые объединяют всех. | Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответственность | Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам | |||
30 | Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию. | Нужны ли они в жизни современного человека. Как моя семья и мои соседи относятся к знающим, образованным и трудолюбивым людям. Фольклор народов Крыма о трудолюбии и прилежании | Знать что такое «знание», «грамотность», «трудолюбие» и «прилежание». Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен народов Крыма о трудолюбии и прилежании. | |||
Конфликтология (4 часа) | ||||||
31 | Что такое «любовь»? Почему она нужна людям | «Друг» и «враг»: не «враг», а «оппонент», не оппонент, а «союзник». | Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом | |||
32 | ||||||
33 | Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника. | Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен. | Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. | |||
34 |
Тематическое планирование 4 класс
«Гордимся Крымом»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание занятия | Требования к уровню подготовки | ||
П | Ф | П | Ф | |||
Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве | Цели и задачи курса «Культура добрососедства». | Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Гордимся Крымом» | ||||
Географическая среда (5 часов) | ||||||
Наш край – самый чистый и красивый. | «Чисто не там где убирают, а там, где не сорят»: необходимость поддержание чистоты и обустройства территории для отдыха (детской или спортивной площадки), территории вокруг школы | Находить на карте России Крымский полуостров. Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт. | ||||
Географическое районирование Крыма. | Крым — своеобразная лаборатория, где ведется комплексное изучение природы, охрана естественных ресурсов, восстановление и увеличение численности редких животных и растений | Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека | ||||
Что такое «Красная книга» | Россия и Крыма и зачем они нужны. Характеристика терминов «эндемик», «экзот», «реликт». Редкие растения моего региона | Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека | ||||
Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма. | Музеи природы в Крыму (Никитский ботанический сад, парковые зоны южнобережных дворцов, природоведческие отделы в краеведческих музеях, Музей Института биологии южных морей («Аквариум»), дельфинарии и т. д.) | Знать, что такое музей природы, какие бывают музеи природы; правила поведения в музеях природы. Иметь представление о роли и значении музеев природы. | ||||
Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма. | Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма. Их внешний облик, назначение зданий, значимость этих памятников сегодня | Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии | ||||
История (3 часов) | ||||||
История Крыма | Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого Шелкового пути. Героическая оборона Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. Ялтинская конференция | Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения) | ||||
Знаменитые личности, побывавшие в Крыму | Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым. Знакомство с биографиями и деятельностью некоторых известных исторических, общественных и культурных деятелей, ученых, поэтов и писателей, которые приезжали в конкретный регион или жили в Крыму. | Познакомиться с биографиями и деятельностью наиболее известных крымских исторических, общественных и культурных деятелей, ученых и литераторов. Знать знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым | ||||
Наш край гостеприимный. | Что такое «туризм» и кого называют «туристом». Крым как туристический регион вчера и сегодня. Достопримечательности нашего региона, туристические маршруты и экскурсии | Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Уметь рассказывать о достопримечательностях нашего региона. | ||||
Традиционная и современная культура (11 часов) | ||||||
Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым. | Знакомство с жизнью религиозных деятелей, прославивших Крым | Знать несколько великих религиозных деятелей и великих книг человечества. | ||||
Поем о нашей родине на разных языках. | Поем о нашей родине на разных языках. Гимн Крыма – символ автономии. | Знать несколько композиторов, которыми гордятся крымчане. Музыкальные произведения о Крыме и его людях. Известные фольклорные произведения народов, проживающих в Крыму | ||||
Художники, которые прославили Крым. | Художники, которыми гордятся крымчане, их творчество. Художественные музеи и галереи в Крыму | Знать несколько художников, которыми гордятся крымчане, их творчество. | ||||
Современный театр кукол в Крыму. | История возникновения кукольных театров. Марионетки, перчаточные и теневые куклы | Иметь представление о возникновении кукольных театров. | ||||
Ремесла, прославившие Крым. | Что такое ремесло и чем занимается ремесленник. Какие ремесла были распространены в Крыму раньше. Изделия, которыми славились крымские ремесленники далеко за пределами полуострова. | Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. | ||||
Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма | Знакомство с биографиями и работами известных ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства, проживавших в Крыму в старину или в настоящее время. Знакомство с мастерской, выставочным залом или музейной экспозицией | Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. | ||||
Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве. | Виды крымских орнаментов и их краткая характеристика. Цветовая гамма. Орнаменты в повседневной жизни. Учимся придумывать и рисовать орнаменты | Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. | ||||
«Крымская кухня» | «Крымская кухня» – это блюда, которые любят готовить крымчане. | Знать о блюдах, которые любят готовить крымчане, какие блюда мы едим каждый день, чем мы угощаем гостей, какие блюда можно попробовать только в Крыму | ||||
Крымские сувениры. | Что такое «сувенир». Какие бывают сувениры. Сувениры, которые можно сделать своими руками. | Принять участие конкурс-игра «Какой крымский сувенир я подарю гостю из-за рубежа» | ||||
Язык соседа (4 часа) | ||||||
Известные детские поэты и писатели Крыма. | Поэты и писатели, прославившие Крым. Учимся сочинять стихи и рассказы. | Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе | ||||
Древние способы передачи информации. | «Каменная летопись»: надписи на камне (эпиграфика) и на сырой глине (граффити) – это рассказы наших предков о себе. Пергамент и бумага – хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму | Знать несколько способов передачи информации. Танец как отражение важных для человека действий, чувств и событий. | ||||
Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке | Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке. Правила гостеприимства. | Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. | ||||
Аксиология (5 часов) | ||||||
Родина и мир. | Россия – наше Отечество, родная страна. Малая родина – это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем. Мир – жизнь в согласии, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры. | Уметь рассказывать о своей Родине, о своей семье. | ||||
Отношение к Родине и миру в культурах народов Крыма. | У каждого народа есть один дом – это Родина. Легенды, сказки, пословицы и поговорки разных народов Крыма о Родине и о мире | Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях | ||||
Добрососедство как ценность | Зачем нужно быть добрыми соседями. Тема добра, согласия и мира в крымском фольклоре. Исторический опыт мирного сосуществования в Крыму: изучаем и продолжаем | Знать и понимать личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т. д.) | ||||
Крымчане – радушные хозяева | Крымчане – радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья. Правила приема гостей в разных культурах. Угощения и подарки. | Знать и понимать личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т. д.) | ||||
«Откроем для других наш край родной». | Игра-ярмарка | |||||
Конфликтология (5 часов) | ||||||
«Мы» и «они» – нет «лучших» и «худших» культур | «Мы» и «они» – нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, люди и этим они нам интересны | Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом | ||||
Конструктивное общение. | Класс — маленькая модель населения Крыма. Тренинг «Рассказываем вместе» | Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. | ||||
Ситуации дружбы | Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. «Праздник дружбы» | Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций. | ||||
ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятия
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
однодневные — проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные — проводятся в помещении, где работают дети;
тематические — по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Альбов С. В. Минеральные источники. – Симферополь: Крым, 1966
2. Бабков И. И. Климат. Природа Крыма. – Симферополь: Крым, 1966.
3. Всё о Крыме / Под ред. Д. Омельчука. – Харьков: Каравелла, 1999.
4. Габриелян О. А., Араджиони М. А., Гукасян Е. Н. Учебно-методические материалы по культуре мира: Спецкурс. – Симферополь: Центр этно-социальных исследований, 2002. – 106 с.
5. Гарагуля В. К., Гржибовская Г. Н., Кузнецова Л. И. Крымский краеведческий путеводитель. Симферополь: Таврия, 1984. – 112с.
6. География Крыма / Под ред. П. Подгородецкого. – Симферополь, 1995.
7. Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма. – Симферополь: Бизнес-Информ, 1996. – 286 с.
8. Жадан М. Аптека в лесу. Очерки о зелёных друзьях. – Симферополь – 1969.
9. Заика В. Е. Чёрное море. – Симферополь: Таврия, 1976.
10. Згуровская Л. Крым Рассказы о деревьях и животных. – Симферополь: Бизнес-Информ, 1991.
11. Згуровская Л. Рассказы о деревьях Крыма. – Симферополь: Таврия, 1964.
12. Лупига А. И., Шлапаков П. К. Заповедный Крым. – К.: Урожай, 1979.
13. Потехин В. Е., Потехин Д. В. Культура народов Крыма. Краткий очерк о 10 этносах. – Севастополь, 1997. – 44 с.
14. Сакирдонова Т. И., Сединкин А. Н. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. – Симферополь: Крымучпедгиз, 1995.
15. Щербак А. И. Всё о Крыме. – Харьков: Каравелла, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 класс "Культура добрососедства"
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю. Проблемы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Культура добрососедства"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (4 класс) "Культура добрососедства"....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...