Казачьи посиделки
классный час на тему


Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachi_posidelki.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Казачьи посиделки"

Цели и задачи утренника:

Знакомить учащихся с обрядами и традициями донских казаков;

Приобщать детей к творчеству жителей Дона;

Развивать творческие способности, художественный вкус детей;

Воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;

Ведущий 1.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть ному принадлежим.

Россия - мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

От отцовского порога,

От заветного жилья,

Вьётся, вьётся путь - дорога,

Золотая колея.

Вьётся, вьётся путь- дорога

Мимо луга, мимо лога,

Мимо сёл и городов

Больше тысячи годов…

Ведущий 2.

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще меда.

Не знаю как другой, но я

Весь – слух, весь – жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Чуть-чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

“Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться”.

Ведущий 1

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Ведущий 2

Жива традиция.

Жива - от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Ведущий 1

Наши «Казачьи посиделки» посвящаются нашей малой родине. Сегодня мы вспомним обряды и традиции жителей Донского края.

Ведущие кланяются зрителям

(Звучит тихая музыка с донскими напевами) Слайды

Ведущие: Наша малая родина - край Донской. Прекрасен наш край.

С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки - это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. Много было пролито казачьей крови, по всей степи раньше стояли братские могилы, но время сравняло их с землей. В казачьих поверьях степную ковыль - траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков - казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом. Есть еще одно поверье о “лазоревом цветке” - дикий степной красный тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи. Не алые головки тюльпанов колышет ветер – это души казаков, погибшие в боях, походах на чужбине, распускаются на несколько дней в родной стороне, поэтому цветок лазоревый похож цветом на кровь, пролитую казаками. Весной, в нераспаханной степи цветут тюльпаны, потому и называют казаки степь лазоревой, и исстари не рвут в степи цветок лазоревый.

Самый близкий друг казака – конь. Казаки водили породистых коней, за жеребятами ухаживали, как за детьми. Поэтому такой конь, вырастая, платил хозяину преданностью и любовью: не давался в руки другим, ходил за хозяином. В сабельном бою такой приученный конь лягал и кусал коня врага. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. Казак сегодня- дань традициям старины.

Оружие казака-топорик, шашка, сабля. Шашка - символ всей полноты прав у казака. Вручалась казаку в 17 лет стариками. Потеря шашки (и шапки) – большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением круга казак мог быть лишен прав ношения шашки на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

С детства у казаков было принято воспитывать почтение и уважение к старшим.

  • 3 - 4 года – посвящение в казаки
  • 5 лет – учили верховой езде;
  • 7- 8 лет – играли в войну на лошадях за хутором;
  • 12 – 13 лет – охотились на лошади с нагайкой, владели шашкой, ружьем;
  • 18 – 19 лет – проходили специальное обучение под руководством старших казаков.
  • Беспрекословное подчинение старшим на службе и в быту.
  • Непримиримость к предательству, трусости. Самыми гнусными преступлениями считались воровство и обман. За нарушение традиций следовало наказание.

Ведущий: Но не только сражаться и трудиться умели казаки, умели они отдыхать и веселиться. Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.

Песня «За доном, за рекой» Исполняют дети.

Ведущий:.

Зимний вечер темен, долог.

Насчитаю сорок елок.

То на лавке посижу,

То в окошко погляжу.

Позову-ка я ребят к нам на посиделки.

Будут песни, будут пляски.

Приходите поиграть,

Зимний вечер скоротать!

В зал входят ребята, в руках у них сладости.

Ведущий:

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

Ведущий:

В гости к вам

Мы пришли с подарками.

Дети ставят гостинцы на стол.

Ведущий:

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споем же под чаек

Местные частушки!

Ребята исполняют частушки.

1. Щука плавает в Дону,

Спит на яблоне в саду…

Шерсть смотали мы в клубок,

Выйдет шелковый платок.

2. Закудахтал пес Барбос,

В конуре яичко снес…

В марте стаял снег и лед –

Это к нам зима идет.

3. Из-за Дона, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

4. Чтобы печка разгорелась

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

5. Сидит ежик на березе –

Новая рубашка,

На головке сапожок,

На ноге фуражка.

6. Ой, ребята, та-ра-ра,

На Дону стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

7. Два каржонка на юру

Раскричались поутру:

Карр да карр, карр да карр,

Вот устроили базар.

8. Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Ведущий:

Собрались мы позабавиться

Да потешиться, поиграть.

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Собирайся, детвора,

Ждет казачья вас игра!

(Условия игры)

  1. ИГРА «КОРШУН»

Передний игрок - «наседка»; остальные выстраиваются в затылок за «наседкой», взявшись за талию впередистоящего. «Коршун» роет ямку. «Наседка» ходит вокруг «коршуна» (а цыплята за ней) и припевает:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу:

По копеечке, по совелочке…

«Коршун» перестаёт рыть. Топчется вокруг ямки, приседает, машет руками, как крыльями. Происходит диалог:

-Коршун, коршун, что ты делаешь?

-Ямку рою. Копеечку ищу.

-На что тебе копеечка?

-Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих детушек кидать, чтобы после их поймать.

-Зачем?

-Чтоб ко мне в огород не лазили!

-А ты сделай плетень повыше. А нет- так лови!

«Коршун» старается поймать «цыплят», а «наседка»- преградить ему путь. «Цыплята» вслед за «наседкой» движутся цепочкой, уклоняясь от «коршуна». «Наседка» старается всё время быть лицом к «коршуну», кричит: «Кыш!». Машет руками, но хватать «коршуна» ей нельзя. Игра идёт до тех пор, пока «коршун» не переловит всех «цыплят». При разрыве «цыплята» стараются тут же восстановить цепочку.

Ведущий:

Отдохнуть пришла пора,

И сейчас без подготовки

Начинается игра

"Кто сегодня самый ловкий?"

2. ИГРА - « Городки» нужно сбить предмет палкой.

3. Вытолкнуть из круга" (с палкой). Играющие становятся в центр круга,

заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края — другой. По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг. Проигравшим считается тот, кто первым окажется за кругом.

Ведущий: Девушки на посиделках вечеринках не сидели без дела. С разговорами, песнями они шили, вязали, пряли пряжу.

Подходите ближе, пряхи,

Пряжу тките на рубахи.

Тот, кто нить длинней спрядёт,

Вот того подарок ждёт.

4.ИГРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК "НАМОТАЙ НИТКУ НА ВЕРЕТЕНО"

5. ИГРА В ШАПКУ.

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед; если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.

6. ИГРА «ЖУК».

Правило игры: Кананием или считалкой выбирается водящий. Водящий становится спиной к игрокам (обычно 34 игрока) и подставляет ладонь под ухо. Игроки дотрагиваются или слегка ударяют водящего по руке или плечу так, чтобы он не заметил. Водящий, поворачиваясь, должен угадать, кто из игроков дотронулся до него, при этом он ударяет игрока, которого он угадал, в грудь. Если угадал неверно, то все игроки бьют водящего, если верно — то водящим становится игрок, которого угадал водящий.

7. ИГРА «ВЕРЁВОЧКА».

Один ученик крутит веревку, а другие прыгают через нее, кто не успел, выходит из игры. Кто дольше продержится.

8. ИГРА «УТЕНОК».

Мальчики и девочки собираются в общий хор и выбирают утенка.

Хор: Как ты, утенок, по полю летаешь?

Утенок: Вот как я, утенок, по полю летаю (машет руками).

Хор: Как ты, утенок, гнездо совиваешь?

Утенок: Вот совиваю (крутит руками).

Хор: Как ты, утенок, пера нащипаешь?

Утенок: Вот нащипаю (щиплет рубашку).

Хор: Как ты, утенок, яиц наносишь?

Утенок: Вот яиц наношу (садится на корточки).

Хор: Как ты, утенок, цыплят выводишь?

Утенок: Вот вывожу (бьет кулаком о кулак).

Хор: Как их всех разгоняешь?

Утенок: Вот разгоняю!

Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенком.

Ведущий:.

А теперь мы отдохнем

Да загадки разберем!

Ведущие загадывают загадки

За правильный ответ ведущие дают сладкий приз (бублик, конфету).

Двенадцать коней в поводу на одной уздечке веду. (Год, месяцы)

Голубая простыня весь мир покрывает. (Небо)

Ложка краски, а весь мир красит. (Солнце)

Вечером цветут, утром вянут. (Звезды)

В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)

Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь. (Кот)

Песни играет, всяк его знает. (Сверчок)

Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи)

Не больная – стонет, не трудится – пыхтит, не теряла – ищет. (Свинья)

С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, лыка дерет, а лаптей не плетет. (Козел)

Стоит старушка на грядках, вся в сорока заплатках. (Капуста)

Мелкие людишки, красные штанишки. (Морковь)

Отгадай-ка, что это: из-под земли вылезает, одетым в жаркую баню идет, а после бани его раздевают. (Картофель)

Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла)

Летала пташка промеж рта и чашки. (Ложка)

Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)

Слаще меда, тяжелее железа, в магазине не купишь, на базаре не продается. (Сон)

Целый день ходят, ночью с раскрытым ртом стоят. (Сапоги)

Нос имеет, а глаз нет; едет, едет, а следа нет. (Лодка)

Ведущий:

А знают ли наши гости дорогие пословицы да поговорки о земле родной, о казачьей смелости?

Ответы ребят.

- Земля донская – мать родная.

- Дон тихий, а слава о нем громкая.

- На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.

- Казачья смелость порушит любую крепость.

- Донской казак чести не кинет, хоть головушка сгинет.

- Казак без друзей что дуб без корней.

- Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.

Ведущий: Молодцы!

Ученик:

Как сладко пахнет хлеб зерном,

Спеченным на листе капустном;

Какая корочка на нем,

И как хрустит он вкусно!

А мы садимся у стола,

Друг друга поздравляя,

Что вот уже пришла пора

Донского каравая!

Ученик:

Чай горячий, ароматный,

И на вкус весьма приятный,

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо- элексир!

Синеокий казачий Дон

Ведущий: А теперь пора настала пригласить вас всех к столу!

ШУТКИ - ДИАЛОГИ:

1. (Хозяйка и Федул):

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожог.

-Можно зашить?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

2.(Хозяйка и Фома):

-Фома, что из леса не идёшь?

-Да медведя поймал!

-Так веди сюда!

-Да он не идёт!

-Так сам иди!

-Да он меня не пускает!

3. (Хозяйка и сынок):

-Сынок, сходи за водицей на речку!

-Брюхо болит!

-Сынок, иди кашу есть!

-Что ж, раз мать велит - надо идти!

Где моя большая ложка

Ведущий:

Откуда Дон берет начало…

Где скрыта вечная струя,

Что вниз, по руслу величаво

Уходит в дальние края!

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет:

Из-под травы земли московской

С Ивана-озера течет.

Ведущий: Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась донская вода. Существовало поверье, если будешь умываться водой из Дона, испытаешь на себе чудодейственные силы - станешь лицом пригож, умом богат, энергией зарядишься, ловкостью запасёшься. Недаром казачки донские слыли красавицами и хозяйками, а мужья их - бравыми удальцами.

Песня «Как за Доном за рекой» исполняют учителя.

Ведущий: мы отправляемся с вами на экскурсию по реке Дон.

(Фильм) звучит музыка.

Ведущий: В небе, будто от побелки

Засветился млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Ведущий: Дни общенья- счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе

Рады люди как- никак.

Ведущий: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря:

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....

Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие "Казачьи посиделки"...

Казачьи посиделки

Внеклассное мероприятие....

Казачьи посиделки

Так было когда-то в великой державе,Так было когда-то, и ныне так есть:Казак - это сила, казак - это слава,Казак - это доблесть и честь.В. Ф. ЛунёвДанное мероприятие знакомит детей с историей казачест...

казачьи посиделки

разработка праздника по доноведению на тему "Край родной-земля донская"...

"Казачьи посиделки".

Внеклассное мероприятие по региональному компоненту. Оно посвящено Донскому краю. Обучающиеся знакомятся с историей, традициями, обычаями донских казаков, делятся своими знаниями....