"Казачьи посиделки".
методическая разработка (1 класс) по теме

Долгих Ирина Ивановна

Внеклассное мероприятие по региональному компоненту. Оно посвящено Донскому краю. Обучающиеся знакомятся с историей, традициями, обычаями донских казаков, делятся своими знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kazachi_posidelki.zip7.87 КБ

Предварительный просмотр:

   «Казачьи посиделки»

В зале оформлен уголок казачьего быта, уголок донской природы.

Входит казак с казачкой.

Казачка 1: Здравствуйте люди добрые!

                Званные, желанные.

                Милости просим в наш  курень.

Казачка 2: А откроем мы наш вечер стихами Александра Сергеевича Пушкина:

Блеща полей среди широких,

Вот он льётся…Здравствуй, Дон!

От Внеклассное мероприятиесынов твоих далёких

Я привёз тебе поклон.

Приготовь же, Дон заветный,

Для наездников лихих

Сок кипучий, искромётный

Виноградников своих!

Песня.

Казачка 1: Дорогие гости, мы рады видеть вас и поведать с вами беседу о донском казачестве, о его истории; будем песни казачьи спевать,  обычаи, традиции казачьи вспоминать, чтоб не сгинули они в века, а достались детям нашим, да внукам!

Казачка 2: Через века тянется цепочка событий, в которых участвовали наши предки: знаменитые и не совсем, герои и самые обыкновенные люди. У каждого есть большая родня – это наши предки, которые защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой - Россия.

1-й ученик:   Россия, я твоя росинка,

                       Песчинка малая твоя,

                       Когда метель, то я – снежинка,

                       В ручье я – капелька ручья.

2-й ученик:   Из этих капелек-росинок

                       Большие реки потекли,

                       И если б не было песчинок,

                       Тогда бы не было земли.

3-й ученик:   Мы возродили флаг старинный,

                        Россия, в нём твои черты:

                       И красный (сколько красоты!),

                       В нём белизна твоих буранов

                       И синева твоих озёр,

                       Твои надежды, муки, раны,

                       И вечный огневой задор.

4-й ученик:  Россия – тройка, песня, птица,

                      Страна с особенной судьбой,

                      Должна Россия возродиться,

                      И возродимся мы с тобой.

Казачка 1:  Казаку честь – Родину беречь, потому что казаку всегда мила    родная сторона! Чужой ему не надо, но свою никому не отдаст!

Казачка 2: Край Донской – наша малая родина. Мы любим его и гордимся им. В народе существует поговорка: «Казак родился – Отчизне пригодился».

5-й ученик:  С незапамятных времён

                      Воды катит Тихий Дон,

                      Катит воды с далека

                      Дон – великая река.

6-й ученик:  Он течёт широкой степью

                      Сквозь седую старину,

                      Мимо поля Куликова,

                      Славы русской на Дону.

7-й ученик: Сколько раз коней от жажды,

                     Казаков донских спасал.

                     Много он страниц прекрасных

                     В славу русскую вписал.

8-й ученик: От веков давно минувших

                    И до этих лет

                    С славой имя неразлучно,

                   Славен внук, как славен дед.

Казачка 1:  Казаки уважали семейный союз. Большой считалась  семья из тринадцати человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей (сыновья со своими семьями жили с родителями). Главой семьи был отец, он занимался всеми хозяйственными делами, был добытчиком в семье, ловил рыбу, привлекая сыновей; ухаживал за домашними животными, принимал участие в казачьих Кругах, сходах, т.е. (собрания, которое вёл атаман, и где обсуждались разные вопросы.).

Казачка 2:На плечи матери ложилась вся работа по дому. Они заботились о чистоте дома. Казачьи курени (дома) мылись несколько раз в году, не только внутри, но и снаружи. Двор  был опрятен и предметы обихода тоже.

        Те казачки, чьи куреня стояли недалеко от Дона, и зимой и летом стирали в Дону. Иногда в качестве мыла использовали золу. Носили воду из реки (показ коромысло).

А также казачки заботились о воспитании детей.

Казачка 1: Девочку в доме очень любили. Праздновали «первый шаг» – дарили ленточку «на бантик», платочек – «в церковь ходить». Подарки буквально сыпались на девочку, но это не означало, что жизнь была сплошным праздником. В пять лет девочка могла быть нянькой, а постарше помогали матери по хозяйству.  (коромысло, вода). Учились шить, вязать на спицах и крючком – это умела делать  каждая казачка. Обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

Казачка 2: Мальчиков воспитывали строже. С пяти лет они работали с отцом в поле: пасли овец и другой скот, погоняли волов на пахоте. Но время для игр оставалось. Игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. С трёх-пяти лет приучали к верховой езде. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. (сабля казаков показ).

Самой главной задачей казака была учёба. Те, кому посчастливилось  учится в казачьем кадетском корпусе или гимназии,  были известны поимённо всем жителям станицы. Их приглашал и поздравлял сам атаман. Студентов  даже старики звали по имени-отчеству.

 Песня    «Мы донцы – молодцы». (физминутка) .

На Дону мы родились ,

                                              На Дону живём,

                                             Любим родину свою

                                            И о ней поём!

Припев:    Мы донцы-молодцы,

        Бравые ребята,

                        Не смотрите, что малы,

              Все мы – казачата!

Мы за Родину горой

Дружно вместе встанем,

И казачий гимн донской

Громко-громко грянем!

Казачка 1: Вернёмся в прошлое, побываем в станице Цимлянской, послушаем разговоры и попробуем понять, о чём же идёт речь. Ноне гутарил один дюжий казак:

Казачка 2:  «Надысь наловил в речке сулу, чебаков. Развёл багатицу   (костёр), устроил казан, да и наварил щербы. Тут пострелята мои прибежали, уселись вечерить. Глядь, а супротив наст чапура чикиляет».

Казачка 1:  Ребята, кто понял о чём говорил казак? (разбор предложений, хоровое чтение слов, перевод на современный, а потом на казачий)

 (экран со словами ).

Казачка 2: Мы потомки славного, сильного и свободного племени – казачества. У нас есть свои обряды и  обычаи.

Казачка 1: Зимние обряды – Святки и Масленица.(беседа с детьми).

Казачка 2: Весенние - Пасха, Вербное воскресенье (беседа с детьми).

Казачка 1: Лето - Троица.

Осенние обряды касались полевых работ. Собрали урожай, убрали в закрома, теперь можно погулять, повеселиться, хороводы поводить. Самое время играть свадьбы. Пословица молвится «Сделал дело, гуляй смело». (беседа с детьми). А какой праздник без казачьей песни? Ведь на Дону казаку и камешек подпевает.

Песня группы «Лазоревые  степи» (телевизор)

Казачка 2:       Любят острое, умное слово у нас на Дону. Используют пословицы и поговорки в народной речи.

  Казан проверяют по звону, а казака по слову. (беседа)

Казачка 1:  Терпи, казак, атаманом будешь.(беседа)

А кто из вас, ребята, знает казачьи пословицы,  поговорки?

-без атамана казак кругом сирота.

-казак без коня, что солдат без ружья.

-в Дону воду не выпить, казаков с Дону не выбить.

-казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает

-казачонок – на лошади с пелёнок.

-у ленивой казачки и печь не печёт.

-от лени казак хворает, а в работе здоровье закаляет.

Казачка 2: А теперь попробуем отгадать военные казачьи загадки.

 - Крепка, звонка да отточена,

    Кого поцелует, тот с ног долой.   (Сабля).

Казачка 1:             -Шесть ног, две головы, один хвост.  (Всадник на коне).

Казачка 2:    -Летит птица крылатая

                        Без глаз, без крыл,

                       Сама свистит, сама бьёт.  (Стрела).

Казачка 1:               - Погоны жёлтые, шашки острые,

                                    Пики длинные, кони борзые,

                                    Полем едут с песнями

                                   Искать царю чести, а себе славы.   (Казаки).

Казачка 2: -Кто руководил казаками?  (Атаман).

Казачка 1: -Какие качества характера ценились у казаков? (Воинская доблесть, храбрость, меткая стрельба, умение владеть оружием, неутомимость).

Казачка 2: -назовите самую большую реку нашей области (Дон – имеет длину 1870 км).

Казачка 1: Для казаков река была священна. Когда они возвращались на Дон из Азовского моря, то перед входом в устье реки они вытягивали свои лодки – сушили, чистили, конопатили. Затем смолили и только после этого плыли домой. Это делалось для того, чтобы чёлн чистым вошёл в родную реку!

Казачка 2:  И в наше время Дон воодушевляет поэтов и композиторов на прекрасные стихи и песни, одну из которых вы сейчас услышите (подпевайте).     «Левый, левый берег Дона».

Казачка 1: Посмотрите сценку  «Не води коней на водопой».

ДЕВОЧКА ВБЕГАЕТ ВО ДВОР. МАТЬ ЗАНИМАЕТСЯ ДОМАШНИМИ ДЕЛАМИ.

Девочка: Мама, а Ванька коней на водопой к реке повёл.

Мать: А ну-ка, быстро вертай его назад.

   Девочка убегает, возвращается вместе с братом.

Мать: Ты чего это, дурень, удумал? Забыл, о чём батька вчерась гуторил?

Мальчик (испуганно): Ой, рыба то на нерест пошла. Ох, я и бестолковый. Мамка, ты бате не сказывай, я сейчас быстро исправлюсь.

Мальчик убегает, девочка и мать уходят.

Казачка 1: Вот, ребята, как бережно относились казаки к воде, к её обитателям! Когда рыба мечет икру запрещалось не только ловить её, но даже водить коней на водопой. А что в наше время  делают люди для того, чтобы наши реки были  чистыми и богатыми на улов?

Ученики:

-очистим реку и её берега от мусора.

-заселим в неё рыбу: карасей, налимов, щук, ершей, сомов.

-посадим растения, так как река без них не сможет самоочищаться.и среди них будут белые и жёлтые кувшинки, которым необходима помощь для их сохранения в природе.

Казачка 2: Казаки бережно относились к природе, строго соблюдали заповедь: до полного  созревания плодов и ягод запрещалось ходить в лес. И только в назначенный день жители станицы все вместе с песнопениями шли в лес и заготавливали столько плодов, сколько душе угодно. После этого устанавливался день, когда опять вступал в силу запрет. Это делалось для того, чтобы обеспечить пищей животный мир леса.

Казачка 1: А теперь, гости званные и желанные!

Казачка 2:   Милости просим! Рады видеть вас в гостях.

Казачка 1: В нашей горнице посиделочной, по обычаю по старинному.

Песня «Ой при лужке при лужке».(8Б).

Казачка 2: Охота вам посидеть с товарищами поговорить? Пожалуйста присаживайтесь к самовару.

Казачка 1: А охота в  потехах позабавиться, в игры поиграть, себя показать  и на других посмотреть? Милости просим!

Казачка 2: Охота сплясать, спеть частушки? Выходи на круг!

Дети исполняют частушки.

                 Караул! Караул!

Казак Миша утонул!

                Не в болоте, не в реке –

                Просто в кислом молоке!

Просто так и для утехи

Начинаются потехи.

 Выходите, молодцы,

  На потехи удальцы.

                              Я сидела на окошке,

                Ехал казачок на кошке!

                Стал к окошку подъезжать,

                Не смог кошку удержать!

Казаченьки-казаки,

Удалы  головушки!

Долго будете стоять

          Вы  от нас в сторонушке?

Казачка 2: Ну, деточки, повеселились, а теперь идите чай пить да гостинцы кушать.

          Казачка 1  (преграждая дорогу):

Нет, постойте, погодите!

Прежде пляску поглядите,

Надо всласть повеселиться,

А потом чайку напиться.

Казачка 2: Хорошо, хорошо, мы подождём. Это очень интересно.

Казачка 1 (бьёт в барабан):

Эх, ма, берегись!

Не зевай, посторонись!

Повернёшься, налечу,

Упадёшь, так растопчу!

Все со смехом отступают.

Казачка 2:  Эй, на танец собирайтесь в хоровод!

              Позабавим-ка мы весь честной народ!

              Эх, топну ногой,

              Да топну другой,

             Сколько я не топочу,

             Всё равно плясать хочу…

Ребята бросаются в пляс.(танец).

Казачка 1: Дон издавна славился своим хлебосольством и гостеприимством, всех гостей на Дону принято встречать караваем (говорит с караваем в руках).

9-й ученик: У народа в жизни есть слова:

                     Хлеб всему голова!

                     Славится он первым на земле,  

                     Ставится он первым на столе.

10-й ученик:   Хлеб в трудах добывался,

                         Сам собою не родясь.

                         Хлеб не просто богатство,

                         Хлеб  - опора для нас.

Казачка 2: Вот и подошёл к концу наш праздник. Мы с вами окунулись в атмосферу, в которой жили казаки и казачки, познакомились с их традициями, бытом, послушали прекрасные казачьи песни.

Казачка 1: Отчий край – колыбель  нашего детства – выводит каждого в большой мир по своей тропке. Выйдите в поле, в степь, оглянитесь вокруг. Вдохните воздух полной грудью. Какой простор и глубина! И вы поймёте , как прекрасен и величав наш край. Поэтому так хочется сказать: «Я люблю тебя, родимый край!».

Казачк2:   На Дону пословица

                   Не от безделья молвится,

                   А добрая беседа

Найдёт соседа.

Казачка 1: Ноне пострелята  охота вам посидеть, с товарищами побаять? Пожалуйста, кличу вас отведать круглян (пирог с начинкой), спускаемся в горницу, где вкусным подчуют..

Песня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....

Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие "Казачьи посиделки"...

Казачьи посиделки

Внеклассное мероприятие....

Казачьи посиделки

Так было когда-то в великой державе,Так было когда-то, и ныне так есть:Казак - это сила, казак - это слава,Казак - это доблесть и честь.В. Ф. ЛунёвДанное мероприятие знакомит детей с историей казачест...

казачьи посиделки

разработка праздника по доноведению на тему "Край родной-земля донская"...

Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.

Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...