"Казачьи посиделки".
методическая разработка (1 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по региональному компоненту. Оно посвящено Донскому краю. Обучающиеся знакомятся с историей, традициями, обычаями донских казаков, делятся своими знаниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachi_posidelki.zip | 7.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Казачьи посиделки»
В зале оформлен уголок казачьего быта, уголок донской природы.
Входит казак с казачкой.
Казачка 1: Здравствуйте люди добрые!
Званные, желанные.
Милости просим в наш курень.
Казачка 2: А откроем мы наш вечер стихами Александра Сергеевича Пушкина:
Блеща полей среди широких,
Вот он льётся…Здравствуй, Дон!
От Внеклассное мероприятиесынов твоих далёких
Я привёз тебе поклон.
Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искромётный
Виноградников своих!
Песня.
Казачка 1: Дорогие гости, мы рады видеть вас и поведать с вами беседу о донском казачестве, о его истории; будем песни казачьи спевать, обычаи, традиции казачьи вспоминать, чтоб не сгинули они в века, а достались детям нашим, да внукам!
Казачка 2: Через века тянется цепочка событий, в которых участвовали наши предки: знаменитые и не совсем, герои и самые обыкновенные люди. У каждого есть большая родня – это наши предки, которые защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой - Россия.
1-й ученик: Россия, я твоя росинка,
Песчинка малая твоя,
Когда метель, то я – снежинка,
В ручье я – капелька ручья.
2-й ученик: Из этих капелек-росинок
Большие реки потекли,
И если б не было песчинок,
Тогда бы не было земли.
3-й ученик: Мы возродили флаг старинный,
Россия, в нём твои черты:
И красный (сколько красоты!),
В нём белизна твоих буранов
И синева твоих озёр,
Твои надежды, муки, раны,
И вечный огневой задор.
4-й ученик: Россия – тройка, песня, птица,
Страна с особенной судьбой,
Должна Россия возродиться,
И возродимся мы с тобой.
Казачка 1: Казаку честь – Родину беречь, потому что казаку всегда мила родная сторона! Чужой ему не надо, но свою никому не отдаст!
Казачка 2: Край Донской – наша малая родина. Мы любим его и гордимся им. В народе существует поговорка: «Казак родился – Отчизне пригодился».
5-й ученик: С незапамятных времён
Воды катит Тихий Дон,
Катит воды с далека
Дон – великая река.
6-й ученик: Он течёт широкой степью
Сквозь седую старину,
Мимо поля Куликова,
Славы русской на Дону.
7-й ученик: Сколько раз коней от жажды,
Казаков донских спасал.
Много он страниц прекрасных
В славу русскую вписал.
8-й ученик: От веков давно минувших
И до этих лет
С славой имя неразлучно,
Славен внук, как славен дед.
Казачка 1: Казаки уважали семейный союз. Большой считалась семья из тринадцати человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей (сыновья со своими семьями жили с родителями). Главой семьи был отец, он занимался всеми хозяйственными делами, был добытчиком в семье, ловил рыбу, привлекая сыновей; ухаживал за домашними животными, принимал участие в казачьих Кругах, сходах, т.е. (собрания, которое вёл атаман, и где обсуждались разные вопросы.).
Казачка 2:На плечи матери ложилась вся работа по дому. Они заботились о чистоте дома. Казачьи курени (дома) мылись несколько раз в году, не только внутри, но и снаружи. Двор был опрятен и предметы обихода тоже.
Те казачки, чьи куреня стояли недалеко от Дона, и зимой и летом стирали в Дону. Иногда в качестве мыла использовали золу. Носили воду из реки (показ коромысло).
А также казачки заботились о воспитании детей.
Казачка 1: Девочку в доме очень любили. Праздновали «первый шаг» – дарили ленточку «на бантик», платочек – «в церковь ходить». Подарки буквально сыпались на девочку, но это не означало, что жизнь была сплошным праздником. В пять лет девочка могла быть нянькой, а постарше помогали матери по хозяйству. (коромысло, вода). Учились шить, вязать на спицах и крючком – это умела делать каждая казачка. Обшивали кукол, а учились на всю жизнь.
Казачка 2: Мальчиков воспитывали строже. С пяти лет они работали с отцом в поле: пасли овец и другой скот, погоняли волов на пахоте. Но время для игр оставалось. Игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. С трёх-пяти лет приучали к верховой езде. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. (сабля казаков показ).
Самой главной задачей казака была учёба. Те, кому посчастливилось учится в казачьем кадетском корпусе или гимназии, были известны поимённо всем жителям станицы. Их приглашал и поздравлял сам атаман. Студентов даже старики звали по имени-отчеству.
Песня «Мы донцы – молодцы». (физминутка) .
На Дону мы родились ,
На Дону живём,
Любим родину свою
И о ней поём!
Припев: Мы донцы-молодцы,
Бравые ребята,
Не смотрите, что малы,
Все мы – казачата!
Мы за Родину горой
Дружно вместе встанем,
И казачий гимн донской
Громко-громко грянем!
Казачка 1: Вернёмся в прошлое, побываем в станице Цимлянской, послушаем разговоры и попробуем понять, о чём же идёт речь. Ноне гутарил один дюжий казак:
Казачка 2: «Надысь наловил в речке сулу, чебаков. Развёл багатицу (костёр), устроил казан, да и наварил щербы. Тут пострелята мои прибежали, уселись вечерить. Глядь, а супротив наст чапура чикиляет».
Казачка 1: Ребята, кто понял о чём говорил казак? (разбор предложений, хоровое чтение слов, перевод на современный, а потом на казачий)
(экран со словами ).
Казачка 2: Мы потомки славного, сильного и свободного племени – казачества. У нас есть свои обряды и обычаи.
Казачка 1: Зимние обряды – Святки и Масленица.(беседа с детьми).
Казачка 2: Весенние - Пасха, Вербное воскресенье (беседа с детьми).
Казачка 1: Лето - Троица.
Осенние обряды касались полевых работ. Собрали урожай, убрали в закрома, теперь можно погулять, повеселиться, хороводы поводить. Самое время играть свадьбы. Пословица молвится «Сделал дело, гуляй смело». (беседа с детьми). А какой праздник без казачьей песни? Ведь на Дону казаку и камешек подпевает.
Песня группы «Лазоревые степи» (телевизор)
Казачка 2: Любят острое, умное слово у нас на Дону. Используют пословицы и поговорки в народной речи.
Казан проверяют по звону, а казака по слову. (беседа)
Казачка 1: Терпи, казак, атаманом будешь.(беседа)
А кто из вас, ребята, знает казачьи пословицы, поговорки?
-без атамана казак кругом сирота.
-казак без коня, что солдат без ружья.
-в Дону воду не выпить, казаков с Дону не выбить.
-казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает
-казачонок – на лошади с пелёнок.
-у ленивой казачки и печь не печёт.
-от лени казак хворает, а в работе здоровье закаляет.
Казачка 2: А теперь попробуем отгадать военные казачьи загадки.
- Крепка, звонка да отточена,
Кого поцелует, тот с ног долой. (Сабля).
Казачка 1: -Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне).
Казачка 2: -Летит птица крылатая
Без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьёт. (Стрела).
Казачка 1: - Погоны жёлтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю чести, а себе славы. (Казаки).
Казачка 2: -Кто руководил казаками? (Атаман).
Казачка 1: -Какие качества характера ценились у казаков? (Воинская доблесть, храбрость, меткая стрельба, умение владеть оружием, неутомимость).
Казачка 2: -назовите самую большую реку нашей области (Дон – имеет длину 1870 км).
Казачка 1: Для казаков река была священна. Когда они возвращались на Дон из Азовского моря, то перед входом в устье реки они вытягивали свои лодки – сушили, чистили, конопатили. Затем смолили и только после этого плыли домой. Это делалось для того, чтобы чёлн чистым вошёл в родную реку!
Казачка 2: И в наше время Дон воодушевляет поэтов и композиторов на прекрасные стихи и песни, одну из которых вы сейчас услышите (подпевайте). «Левый, левый берег Дона».
Казачка 1: Посмотрите сценку «Не води коней на водопой».
ДЕВОЧКА ВБЕГАЕТ ВО ДВОР. МАТЬ ЗАНИМАЕТСЯ ДОМАШНИМИ ДЕЛАМИ.
Девочка: Мама, а Ванька коней на водопой к реке повёл.
Мать: А ну-ка, быстро вертай его назад.
Девочка убегает, возвращается вместе с братом.
Мать: Ты чего это, дурень, удумал? Забыл, о чём батька вчерась гуторил?
Мальчик (испуганно): Ой, рыба то на нерест пошла. Ох, я и бестолковый. Мамка, ты бате не сказывай, я сейчас быстро исправлюсь.
Мальчик убегает, девочка и мать уходят.
Казачка 1: Вот, ребята, как бережно относились казаки к воде, к её обитателям! Когда рыба мечет икру запрещалось не только ловить её, но даже водить коней на водопой. А что в наше время делают люди для того, чтобы наши реки были чистыми и богатыми на улов?
Ученики:
-очистим реку и её берега от мусора.
-заселим в неё рыбу: карасей, налимов, щук, ершей, сомов.
-посадим растения, так как река без них не сможет самоочищаться.и среди них будут белые и жёлтые кувшинки, которым необходима помощь для их сохранения в природе.
Казачка 2: Казаки бережно относились к природе, строго соблюдали заповедь: до полного созревания плодов и ягод запрещалось ходить в лес. И только в назначенный день жители станицы все вместе с песнопениями шли в лес и заготавливали столько плодов, сколько душе угодно. После этого устанавливался день, когда опять вступал в силу запрет. Это делалось для того, чтобы обеспечить пищей животный мир леса.
Казачка 1: А теперь, гости званные и желанные!
Казачка 2: Милости просим! Рады видеть вас в гостях.
Казачка 1: В нашей горнице посиделочной, по обычаю по старинному.
Песня «Ой при лужке при лужке».(8Б).
Казачка 2: Охота вам посидеть с товарищами поговорить? Пожалуйста присаживайтесь к самовару.
Казачка 1: А охота в потехах позабавиться, в игры поиграть, себя показать и на других посмотреть? Милости просим!
Казачка 2: Охота сплясать, спеть частушки? Выходи на круг!
Дети исполняют частушки.
Караул! Караул!
Казак Миша утонул!
Не в болоте, не в реке –
Просто в кислом молоке!
Просто так и для утехи
Начинаются потехи.
Выходите, молодцы,
На потехи удальцы.
Я сидела на окошке,
Ехал казачок на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!
Казаченьки-казаки,
Удалы головушки!
Долго будете стоять
Вы от нас в сторонушке?
Казачка 2: Ну, деточки, повеселились, а теперь идите чай пить да гостинцы кушать.
Казачка 1 (преграждая дорогу):
Нет, постойте, погодите!
Прежде пляску поглядите,
Надо всласть повеселиться,
А потом чайку напиться.
Казачка 2: Хорошо, хорошо, мы подождём. Это очень интересно.
Казачка 1 (бьёт в барабан):
Эх, ма, берегись!
Не зевай, посторонись!
Повернёшься, налечу,
Упадёшь, так растопчу!
Все со смехом отступают.
Казачка 2: Эй, на танец собирайтесь в хоровод!
Позабавим-ка мы весь честной народ!
Эх, топну ногой,
Да топну другой,
Сколько я не топочу,
Всё равно плясать хочу…
Ребята бросаются в пляс.(танец).
Казачка 1: Дон издавна славился своим хлебосольством и гостеприимством, всех гостей на Дону принято встречать караваем (говорит с караваем в руках).
9-й ученик: У народа в жизни есть слова:
Хлеб всему голова!
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
10-й ученик: Хлеб в трудах добывался,
Сам собою не родясь.
Хлеб не просто богатство,
Хлеб - опора для нас.
Казачка 2: Вот и подошёл к концу наш праздник. Мы с вами окунулись в атмосферу, в которой жили казаки и казачки, познакомились с их традициями, бытом, послушали прекрасные казачьи песни.
Казачка 1: Отчий край – колыбель нашего детства – выводит каждого в большой мир по своей тропке. Выйдите в поле, в степь, оглянитесь вокруг. Вдохните воздух полной грудью. Какой простор и глубина! И вы поймёте , как прекрасен и величав наш край. Поэтому так хочется сказать: «Я люблю тебя, родимый край!».
Казачк2: На Дону пословица
Не от безделья молвится,
А добрая беседа
Найдёт соседа.
Казачка 1: Ноне пострелята охота вам посидеть, с товарищами побаять? Пожалуйста, кличу вас отведать круглян (пирог с начинкой), спускаемся в горницу, где вкусным подчуют..
Песня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорный праздник Казачьи посиделки.
Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....
Казачьи посиделки.
Внеклассное мероприятие "Казачьи посиделки"...
Казачьи посиделки
Внеклассное мероприятие....
Казачьи посиделки
Так было когда-то в великой державе,Так было когда-то, и ныне так есть:Казак - это сила, казак - это слава,Казак - это доблесть и честь.В. Ф. ЛунёвДанное мероприятие знакомит детей с историей казачест...
казачьи посиделки
разработка праздника по доноведению на тему "Край родной-земля донская"...
«Казачьи посиделки» Сценарий казачьих посиделок для младшего школьного возраста.
«Казачьи посиделки»...
Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.
Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...