Казачьи посиделки
план-конспект занятия по истории (4 класс) по теме

Кружалова Марина Ивановна

Так было когда-то в великой державе,

Так было когда-то, и ныне так есть:

Казак - это сила, казак - это слава,

Казак - это доблесть и честь.

В. Ф. Лунёв

Данное мероприятие знакомит детей с историей казачества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Внеклассное мероприятие

                                          Казачьи посиделки

Цели:

  • расширить знания детей о жизни казаков, их обычаях, традициях;
  • воспитывать любовь и уважение к матери, внимательное отношение к старшим,  друг к другу;
  • развивать творческие способности.

   

 Оборудование:

 костюмы казаков,

 костюмы горцев,

 кукла,

игрушечные петух и кошка,

рисованные лошади, две скалы;

пословицы, напечатанные на карточках.

Музыка «Лезгинка»

Презентация.

                            Ход мероприятия

                               Из истории.

  Учитель.                                                                      

      В 1649 году крестьяне были полностью закреплены за помещиками. Трудно было простому человеку из-за бедности, нищеты,  крепостной неволи. Находились люди, которые, не желая терпеть свое бесправное положение, бежал на окраины страны.

      Правительство разыскивало беглых и водворяло их на прежние места. Постепенно беглецов стало так много, что особые государственные сыщики не успевали их разыскивать, К тому времени на окраинах Руси возникли целые области, заселенные беглецами (их еще называли «гулящими» людьми.)

      Они стали называть себя казаками. Слово «казак» нерусское, означает «вольный человек».

   Казачка.

         Казаки издревле жили небольшими группами, питались тем, что могли получить из природных даров в готовом виде – рыболовством, звероловством, пчеловодством, собиранием плодов и т.д. В связи с этим они должны были постоянно перемещаться с места на место, выискивая для себя средства к существованию. Казаки называют себя племенами кочующих, передвигаясь с места на место, выискивая себе средства к существованию охотой на диких зверей, рыбной ловлей, сбором даров природы.

Учитель.

      Первые казачьи области возникли на реках Дон, Яик (так раньше называлась река Урал), в Запорожье.

      Правительство решило поставить казаков себе на службу и обязало их охранять границы там, где они жили.

      Казаки разделялись на десятки и сотни, которыми руководили сотники и десятники. Для решения общественных вопросов собирали собрание, которое называли «кругом». Во главе всех казаков стояли атаман и его помощник есаул.

      Казаки по месту жительства называли себя донскими, сибирскими, запорожскими.  

      А вот как обстояло дело на Ставрополье.

      Из Ставрополя осуществлялось руководство казачьими полками, рассредоточенными от Каспийского до Черного моря - по Тереку Кизлярским, Семейным, Гребенским, Моздокским полками. От Моздока по Черкасскому тракту до Александровска - Волжским полком, западнее его – Хоперским полком; по Кубани – Кавказским, Кубанским полками и Черноморским войском.  В центре, вокруг Ставрополя, дислоцировались два Ставропольских полка.

         Особым почетом у наказанных атаманов Кавказского линейного войска пользовался 1-й Ставропольский полк. У него были крепкая организация и дисциплина, более высокая боевая выучка. Его назначали в самые трудные и опасные экспедиции в горы и для участия в Крымской войне. При посещении царей Кавказа выставляли его на строевые смотры. Везде он одерживал победы, за что и было присвоено ему наименование Ставропольский казачий Его Императорского Величества полк.

  Казак 1.

                Был в центре хутора построен Божий храм

                Свое он отжил, нет его в помине.

                Но звон его все слышен по ночам –

                Он льется скорбным эхом по низине.

                Крестили в этом храме казаков,

                Венчали,

                          Причащали,

                                   Отпевали…

                 Хранили веру предков тех веков,

                 От коих христиане и стояли.

                 Во всех делах хозяйничал казак:

                 В степи, в подворье и на поле боя,

                Жевал свой хлеб и свой курил табак  

                 И знал отменно дело боевое.

                 Детей растил

                                  И дедовский наказ

                  По жизни нес без фальши и подвоха.

   Казачка 1

   Казаки всегда относили себя к особому народу, имеющему свои историю, традиции, обычаи, культуру.

                                Народная мудрость.

   Выходит ученик в костюме казака:

   Казак 2

  Здравствуйте, люди добрые!

  Учитель.

   Здравствуй, казак Кирилл!  С чем ты к нам пожаловал?

  Казак 2

  С пословицами. Ребята, объясните смысл пословиц.

 (Ученики достают из папахи  карточки с пословицами, используя примеры из жизни, объясняют смысл пословиц)

 

                  Казак родился – Отчизне пригодился.

                                   * * * * *      

                 Терпи, казак: атаманом будешь.  

                                   * * * * *

                  Казачье братство – милее богатства.

                                   * * * * *

                  Не тот казак впереди, кто всех обогнал,

                  А тот, кто всех за собой повел.

                                   * * * * *  

                  У казаков в бою жизнь общая:

                  Одного ранило - всем больно.  

Учитель.

 Кто из вас, ребята, верит в приметы? (Дети называют приметы) Мы, расскажем и покажем: во что верили, кого почитали казаки.

                         Старинные казачьи поверья.

Учитель.  Ты куда, казак Иван?

Казак 3

У меня новоселье.

Учитель.

А зачем тебе кошка и петух?

Казак 3

В новый дом, хату или квартиру, перед тем как войдет хозяин, надо пустить кошку. Если кошки нет, то можно курицу. Люди верили, что на них в новое жилье въезжает домовой – добрый хранитель очага.

Учитель.  Мир вашему дому.

Казак 3.  Спасибо! Приглашаю всех на новоселье!  (Уходит)

Учитель.     Говорят, что казак в бою храбрец, а в поле удалец.  Всегда хороший урожай собирает.

Казак 4.

Чтобы в огороде было много огурцов, находят старую обувь (лапоть) и бросают на огуречную грядку, на которой брошенное должно лежать все лето. Урожай огурцов будет отменный.  

   Учитель.  Что должен соблюдать казак, чтобы быть сильным, смелым?

Казак 5.

 За обедом свою порцию доедай: иначе объедок твой может доесть кто-то другой и завладеть твоей силой.        

Учитель. А каков семьянин!

Казак 6.  ( Держит куклу)

Когда мальчик достигал годовалого возраста, отец обязательно вез его в церковь верхом на лошади и получал благословение сыну в будущую жизнь. По поверью, церковное благословение вселяло в будущую жизнь. По поверью, а  семью приносило спокойствие и радость.

           Вернувшись, домой, отец передавал малыша матери и произносил: «Казак родился – Отчизне пригодился, а тебе пусть будет хороший сын».

            Этим и завершалось младенческое благословение.

                       Поговорим о сокровенном.

Учитель. Низкий поклон родителям. Они подарили нам жизнь.

Казачка 2

       Казак высоко ценит женщину, особенно свою мать. Мать для казака есть величайшая святыня. В защите семьи, родителей, сестер, братьев казак готов умереть.  

Казак 7

                                             Моя защита мама…

                   Всегдашняя   любовь и благодать.

                   Ты строгими   и чистыми глазами

                   Мир сущий научила понимать.

                   И правды зов, и радости степные,

                   И хрупкость душ,

                                И смелых дел размах-    

                   Ты мне вручила  

                                 Целую Россию,    

                    Живую песнь на праведных устах!

                    Помощница – песня.

Казак 8

От колыбели и до глубокой старости не расстается казак с песней:  она постоянная спутница его неспокойной казачьей жизни.  

Казачка 3              

                    Одна из всех великих тайн:

                    Душа народа – песня,

                                                           танец,

                    А символ веры – каравай.

Казак 9

                    И по каким не брёл я весям,

                    И с кем бы не сшибался впредь,-

                    Я неотступно верил в песню,

                    Мечты народной высь и твердь!  

Казачий хор исполняет  песню «Грушевские казаки».

           

                   Верный друг - казачий конь.

Казак 10.

Только верный казачий конь крепок в своей дружбе и не изменит казаку никогда.

    Казак может провести на коне бесконечное число дней, не чувствуя усталости, не зная отдыха. Он способен ни один день пролежать вместе с конем в кустах, в камышах, не теряя бодрости, и зорко следить за врагом.

Казак 11.

    Умению владеть конем, джигитовке казака учили с детства. Перед тем как идти на воинскую службу, он в совершенстве овладевал всеми необходимыми приемами не только конской езды, но и воинского искусства в конном строю.

Казак 12.

    А каков казак верхом на коне? Он сидит не качнется, как будто родился вместе с конем. Посадка бодрая, живая, удалая: грудь вперед колесом, плечи назад, голова запрокинута, папаха на самом затылке.

Проводятся конные бега (эстафеты)

Казак 7.

                      Я не просто степняк,

                      Я – кровинка

                                       Большого народа,

                      Поводырь светлых песен  

                      В час яростный, лиховой.

                      Я не просто степняк,

                      У которого руки в мозолях,

                      Вкус земли познавший  

                      Не в книгах,

                                    А потом, хребтом…

                       Я – порыв скакуна,

                       Я – стремительный сполох на зорях,

                        Когда, мнится,

                                             Казак

                       Быстрой шашкой

                       Махнул за бугром.

                       Я – цветенье садов,

                                           И дома,

                        И деревья и пашни.

                        Я несу на плечах

                                            Не мешок,

                        А истории груз.

                             КАЗАК- ЗНАТОК НАРОДОВ.

Казак 13.

Казак является знатоком многих народов, их жизни, обычаев, традиций. Он со всеми народами может общаться в той мере, которая не противоречит их общим интересам.  

Казачка 4.

  Все казаки: сибирские первопроходцы, казаки Кавказа и др., проникая на новые земли, не становились поработителями и угнетателями мирного туземного населения. Они не смотрели на своих новых соседей свысока, не презирали их, а быстро сближались с местными жителями, сохраняя свято свои исконные обычаи и традиции. В свою очередь перенимали многие традиции соседей, уклад их жизни, язык. Великий русский писатель Л.Н.Толстой в повести «Казаки» отмечал: «Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев… Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски».

Казак 13.

        Казаки – кубанцы и терцы в свое время надели форму горцев, научились танцевать лезгинку и кафу и стали их верными кунаками. Да и горцы научились у казаков земледелию и поняли, что благодаря казакам у них исчезли родовые и клановые распри, что вместе с казаками они могут жить в мире и согласии на этой благодатной земле.

Казак, горец, казачка исполняют танец «Лезгинка».

Казачка 5.

                  Как много было славных хуторов

                  В моем краю,

                                Под ветром и под солнцем!

                  И в три, и в пять, и в дюжину дворов,

                  Теперь и не известных ставропольцам.

                  И этого теперь в помине нет.

                  Здесь на откосах рыжих - дачи, дачи…

                  Развеян дух его, разметан след,

                  Остался хутор в памяти казачьей.

Казак 14.

         

                 А хутор жил,

                                  Держал охранный пост

                  (Служить ему Отечество велело).

                  Над крышами звучали песни звезд.

                  И даль протяжно в колокол звенела.

                  Дворы теснились от межи к меже,

                  Дворняги заливались

                                      в громких схватках,

                   Тут был казак всегда на стороже

                   В покрытых камышом саманных хатках,

                   Цвели ромашки у кривых плетней

                   И утки крякали люди посреди полей  

                   И называли просто – хуторяне.

                   Был хутор этот любым казакам,

                   Тому, кто жил в нем,

                                               И живущим дальше.

         

 

                     

                           

 

                                          Приложение.

 

                                 КАЗАКИ И СТАВРОПОЛЬ      

     В 1777 году на Кавказ для строительства  укреплений на Азово-Моздокской линии прибыл Хоперский полк  под водительством премьер - майора Конона Устинова, который  и заложил на крепостной горке первые камни под фундамент будущего города Ставрополя, рядом возвел казачью станицу Ставропольскую, затем, далее по Черкасскому тракту, основал станицы Московскую, Донскую и Северную.

       Потом, спустя 48 лет, в 1825 году по приказу командующего войсками Кавказкой линии генерала  Емануеля сотни Хоперского полка переселены ближе к пограничной реке Кубани и обосновали там Станицы Барсуковскую, Невинномысскую, Беломечетскую, Баталиашинскую и Суворовскую. Пять сотен хоперцев положили начало Ставропольскому казачеству.

        За годы многолетней жизни и службы в ставропольских станицах сменилось несколько поколений хоперских казаков, и они так напитались кавказским духом, что ничего прежнего хоперского  у них не осталось: изменились нравы, обычаи, характер, внешний вид, быт. Об этом подробно в образах показано мною  историческим сказании «Крепость в степи» и в книгах, ранее написанных  В. Толстовым «История Хоперского казачьего полка», А. Рыбальченко «Памятка Хоперских казаков», В.Юдина «Штаты и дислокация Хоперского полка».

          В разгар газавата, когда регулярные царские войска и линейные казаки, расположенные в станицах вдоль побережья Терека и Кубани, не могли сдерживать мощный напор хорошо вооруженных и обученных отрядов немирных горцев, которые ночью прорывались между кордонами Линии и рыскали, как волки, по дорогам в тылу русских владений, грабили крестьянские поселения, сжигали дома, угоняли скот, захватывали в плен мужчин и женщин. Командование Кавказской линией затребовало от Военного министерства дополнительный контингент войск, но получило отказ: изыскивайте людские резервы на месте. Вслед за отказом в 1832 году последовал царский Указ о преобразовании местных крестьянских селений в станицы, о переводе крестьян в казачьей сословие. Штаб Кавказской линии составил Ведомость о причислении 36 казенных сел к казачьим полкам Линии. К кавказскому казачьему полку были причислены села: Новодонское, Ново-Малороссийское, Архангельское, Ильинское, Дмитриевское. К Кубанскому полку - Расшеватское, Успенское, Новоалександровское, Новотроицкое. К Хоперскому полку - Сергиевка, Калиновка, Круглолесское, Александровское, Грушевое, Сабля. К Волжскому полку- Верхнеподгорное, Нижнеподгорное, Незлобное, Александрия. К Гребенскому полку - Парубочево и Малахалинское.  

          Кроме того, из вновь образованных станиц вокруг Ставрополя были сформированы два казачьих полка: 1-й Ставропольский, куда вошли станицы  Михайловская, Надежда, Старомарьевка, Бешпагир, Темнолесская и Николаевская; во 2-й Ставропольский полк - станицы Сенгелеевская, Каменнобродская, Ново-Марьевка. Рождественское  и Барсуковское. Создан новый мощный заслон от набегов хищников за пограничной полосой, названной казаками «Тихой линией», главная задача которой состояла в возведении вокруг своих станиц и Ставрополя дозорных пикетов, дежурства на них, в отражении прорвавшихся через Кубань и Терек отрядов горцев и возращении награбленного ими имущества и пленных.  

       С назначением генерала Ермолова главнокомандующим на Кавказе резко возросла и роль города Ставрополя как центра административной и военной власти, места сосредоточения запасов вооружения, обмундирования, провианта и фуража. С 1824 года разместились все областные учреждения, штаб-квартира командующего Кавказкой линии, Генеральный штаб войск, штабы дивизий, корпуса топографов и Управление Кавказского линейного казачьего  войска. Из Ставрополя осуществлялось руководство казачьими полками, рассредоточенными от Каспийского до Черного моря- по Тереку Кизлярским, Семейным, Гребенским, Моздокским полками. От Моздока по Черкасскому тракту до Александровска - Волжским полком, западнее его – Хоперским полком; по Кубани – Кавказским, Кубанским полками и Черноморским войском.  В центре, вокруг Ставрополя, дислоцировались два Ставропольских полка.

         Особым почетом у наказанных атаманов Кавказского линейного войска пользовался 1-й Ставропольский полк. У него были крепкая организация и дисциплина, более высокая боевая выучка. Его назначали в самые трудные и опасные экспедиции в горы и для участия в Крымской войне. При посещении царей Кавказа выставляли его на строевые смотры. Везде он одерживал победы, за что и было присвоено ему наименование Ставропольский казачий Его Императорского Величества полк. О любви начальства к этому полку говорит и такой факт: когда заболел наказной атаман С.С.Николаев, он перед смертью дал завещание: похоронить его в станице Михайловской рядом со штабом полка. Его воля была исполнена.

         С пленением Шамиля на Гунибе в 1859 году и затуханием сражений на Восточном Кавказе, но с возрастанием боевых действий на Западном Кавказе, командовать казачьими войсками, растянутыми по всему Предкавказью, стало затруднительно из Ставрополя. Управление Кавказским казачеством приняло решение в 1860 году о создании двух командных центров: одного на Тереке со штабом во Владикавказе и подчинением ему Кизлярского, Семейного, Гребенского, Моздокского, Сунжинского и Волжского полков этому казачьему объединению- Терское казачье войско; второго центра – на Кубани со штабом в Екатеринограде, подчинив ему Кавказский, Кубанский Хоперский, оба Ставропольских полка и Черноморское войско.

          Кстати, вот тогда, в 1861 году перед самым концом Кавказкой войны появилось название Терского казачьего Войска.

          В шестидесятых - же годах прошлого века, когда в Западном  Кавказе были покорены войска имама Амина, ставленника Шамиля, в  Закубанье началось усиленное строительство оборонительных линий вдоль рек Уруп, Лаба, Белая и по восточному побережью Черного моря. Новые  линии следовало заселить казачьими станицами и начать освоение покоренных земель, причем организованно и быстро. Вот тогда начальство и вспомнило о хорошо слаженных и дисциплинированных  полках- 1-м Ставропольском и 1-м Хоперском. Им приказано было переселиться на Урупскую линию.

        Но самые послушные казаки на этот раз взбунтовались: бросить обжитые места, обустроенные дома, усадьбы, сады, огороды и ухоженные поля и начать на новом месте свое житье-бытье с первого колышка? Нет! Переселяться не станем! На непокорных начальство бросило батальоны регулярных войск, но казаки создали крепкую оборону своих станиц и не сдвинулись со своих еще прадедами построенных подворий.

          Начальство взбесилось. Из министерства последовал суровый приказ: за неповиновение расформировать 1-й Ставропольский и 1-й Хоперские полки, казаков лишить всех привилегий и перевести в крестьянское сословие. Станицы Михайловская, Надежда, Старомарьевка, Бешпагир, Татарка, Александровская, Сергиевка, Калиновка, Грушевая, Круглолесская и Сабля были преобразованы в села, вернулись в прежнее экономическое, социальное и душевное состояние. Казалось, память о казаках, попавших в царскую опалу, с годами померкнет, но нет - не померкла. Слава о 28-летней трудной и героической службе дедов-прадедов, об участии их в Кавказской и Крымской войнах передавалось из поколения в поколение, а теперь в наши дни – крепко хранится в умах и сердцах возрожденного Ставропольского казачьего войска…  

             

                 

                                              Литература

  1. «Казачий мир»

Казачьи традиции, обряды и календарные праздники. Автор-составитель Пётр Стефанович Федосов.

В издании описываются традиции, обряды и обычаи казаков. Адресовано казачьим обществам, работникам органов государственной и муниципальной власти и муниципального управления, студентам и широкому кругу читателей.

  1. «Казаки и Ставрополь»

Кузнецов Иоаким Вячеславович – известный ставропольский писатель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История казачества

Слайд 2

Тяжелая жизнь

Слайд 3

вольный человек Казак-

Слайд 4

Кочевая жизнь

Слайд 5

Служба

Слайд 6

Казачий круг

Слайд 7

Донские Сибирские Запорожские Терские

Слайд 8

1 ый Ставропольский полк

Слайд 9

Казаки всегда относили себя к особому народу, имеющему свои историю, традиции, обычаи, культуру.

Слайд 10

Народная мудрость

Слайд 11

Старинные казачьи поверья

Слайд 13

Мать для казака – величайшая святыня.

Слайд 14

Душа народа - песня

Слайд 15

Верный друг казака

Слайд 16

ДЖИГИТОВКА

Слайд 17

Казак - знаток многих народов, их жизни, обычаев, традиций

Слайд 18

Презентацию подготовила: Кружалова Марина Ивановна, учитель МБОУ лицея №8 города Ставрополя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....

Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие "Казачьи посиделки"...

Казачьи посиделки

Внеклассное мероприятие....

казачьи посиделки

разработка праздника по доноведению на тему "Край родной-земля донская"...

"Казачьи посиделки".

Внеклассное мероприятие по региональному компоненту. Оно посвящено Донскому краю. Обучающиеся знакомятся с историей, традициями, обычаями донских казаков, делятся своими знаниями....

Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.

Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...