конспект урока кубановедения "Быт казака"
план-конспект урока (2, 3 класс) на тему

Смолина Юлия Анатольевна

Данный материал содержит конспект урока по кубановедению "Быт казака". Данный материал можно использовать как на уроке во 2-ом, так и на урокев 3-м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_kazaka_2_kl.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока кубановедения 3 класс.

Тема:  «Быт казаков».

Цель: познакомить с бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты; расширить словарный запас учащихся; прививать любовь к родному краю, через познание его истории.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация к уроку, учебник – тетрадь «Кубановедение» 3 класс, иллюстрации по теме, раздаточный материал.

                                                          Ход урока.

  1. Орг.момент.
  2. Проверка ранее изученного (Слайд 2)

1. Подберите подходящее по смыслу слово:

 Дом казака  это…

Изба – деревянный крестьянский дом в деревне.

Терем – высокий богатый дом.

Хата – постройка на юге, которую возводили на земле.

- На прошлом уроке мы с вами узнали,  как и из каких  материалов строили казаки хаты.

2. Соотнесите (слайд 3):

 Кирпич из глины и соломы это… (саман)

Частокол, плетень обмазанный глиной   это…(плетень).

3. Работа с карточками.

- Ребята, перед вами карточки с текстами. Прочитайте и сравните два текста.

1. Текст

2. Текст

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Пол - глинобитный. Крыша - из камыша или соломы.

Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша - из камыша или соломы. Снаружи хату белили. Хата казака делилась на две половины: «малую хату» и «великую хату»

- В каком из текстов описывается саманная хата? Докажите словами из текста.

- О какой хате говорится во втором тексте? (О турлочной.) Докажите словами из текста. Какие новые слова вам встретились в тексте? («Малая хата», «великая хата»

  1. Сообщение темы и целей урока. Слайд 4

             Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

             Дом казака увидим и в него войдём.

             О том, как жили, многое узнаем.

             Итак, готовы? Мы начинаем.

  1. Работа по теме урока.

Работа с иллюстрацией слайд 5

-  Рассмотрите иллюстрацию. Что вы можете сказать об убранстве хаты? (Убранство скромное, в комнате из мебели только деревянные лавки и стол, есть печь).

-   Хата казака делилась на две половины: «малую хату» и «большую хату» В первой комнате - « малой хате» или  «кухне» - находились деревянные лавки и небольшой стол.

 - Для чего нужна лавка? Обратимся к словарю и объясним значение этого слова.

А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»? Узнать об этом вы сможете, отгадав загадку:

      Если работает она,

     Не будет голодная семья.

     Можно на неё прилечь,

     А зовётся она …(печь).

         В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки     обойтись никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь также находилась в «малой хате».

 В «великой  хате» - второй половине – принимали гостей.  Здесь стояла мебель для посуды, одежды, кованные и деревянные сундуки. Мебель изготавливал казак своими руками. Она была простой и прочной.

- Для чего в доме нужен был сундук? (Для хранения вещей или продуктов)

- Чем украшали стены хаты? (Зеркалами, фотографиями и иконами.)

 - Зеркала, иконы святых, висевшие на стенах хаты, украшали белыми полотенцами с яркими вышитыми узорами. Такое полотенце называлось рушником.

У каждого рушника было свое значение. Давайте рассмотрим их подробнее и попробуем по их названию определить, для чего они были нужны.

Слайд 6.

Рушник «Утирач» … (им вытирали лицо)

«Зеркальные» …(ими украшали зеркала)

«Церковные» …(ими украшали иконы).

Вышивали рушники чаще всего гладью и «крестиком».  Ребята, а какие рушники отличаются красотой и яркостью красок? (Рушники для украшения икон). Правильно!

Слайд 7.

С особой любовью и старанием работали казачки над рушниками для «красного угла». Он был центральным местом в доме. Своё название «красный» он получил от слова красивый, нарядный. Ещё его называли «Святой». В самом освящённом углу комнаты помещали иконы. Под иконами ставили свечи, книжки с молитвами. Казаки были верующими людьми и жили по закону Божьему, просили помощи у бога в любых делах.  

       Физминутка.

Одной из традиций казака является гостеприимство и радушие.  Хозяева встречали гостя душистым кубанским хлебом и солью.

- Чем на Кубани  являются хлеб  да соль?  Правильно, символами гостеприимства.  За столом гостю отводилось самое лучшее место. Хозяйка старалась приготовить что-нибудь вкусное: блины, пирожки с кабаком, фасолью, пироги с капустой, яблоками. Традиционным напитком считался узвар из сушённых кубанских фруктов или чай из фруктовых веток  или калины.

- А что означает слово узвар? Слайд 8

Работа с тетрадью стр. 44 рубрика «хитрые» задания.

- Названия, каких блюд у вас получились?

Ученик 1: Борщ.

Ученик 2: Вареники.

Ученик 3 : Пирог.

Ученик 4: «Линыб» - блины.

 - Как вы думаете, почему именно эти угощения остались традиционными в кубанской кухне до сегодняшних дней?

- Из ваших ответов можно сделать следующий вывод: Это традиционные блюда кубанской семьи, их рецепты передаются из поколения в поколение,   а на Кубани чтут традиции.

 Работа с тетрадью стр. 44 рубрика «Обсуди с учителем и одноклассниками».

- Как вы понимаете смысл кубанских пословиц:

Казак без песен, что виноградная лоза без гроздей.

На Кубани казаку и камушек подпевает.

Веселы привалы, где казаки запевали.

- Что вы можете сказать, обсудив значение данных пословиц?

- Из ваших ответов можно сделать следующий вывод: на Кубани казаки и казачки очень любили петь.

  1. Итог.

 - Как выглядит хата казака внутри?

- Что такое рушник?

- Как называется угол с иконами?

  1. Рефлексия. Слайд 9

- Продолжите предложения:

                  Узнал (ла)…

Я                могу рассказать о …

                   

                  Хочу узнать…  

  1. Домашнее задание. Слайд 10

 - Прочитав  в учебнике текст на стр. 43, вы вспомните, о чём мы говорили на уроке и нарисуете свою хату казака.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Конспект урока кубановедения « Мои предки – казаки ».

Конспект урока кубановедения « Мои предки – казаки »....

конспект урока "Быт казака"

Материал к уроку "Быт казака"...

Конспект урока по кубановедению "Жилище казака"

Конспект урока для учащихся 2 класса.  Знакомство с жилищем казака на основе внутреннего убранства хаты....

Конспект урока с использованием элементов регионального компонента в 4 классе по английскому языку "Проект: Дом казака"

Обобщение и систематизация знаний лексического материала по теме «Дом» и закрепление знаний по теме «Донской казачий дом» с творческим заданием в рамках освоения регионального ...