конспект урока кубановедения "Быт казака"
план-конспект урока (2, 3 класс) на тему
Данный материал содержит конспект урока по кубановедению "Быт казака". Данный материал можно использовать как на уроке во 2-ом, так и на урокев 3-м классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byt_kazaka_2_kl.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока кубановедения 3 класс.
Тема: «Быт казаков».
Цель: познакомить с бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты; расширить словарный запас учащихся; прививать любовь к родному краю, через познание его истории.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация к уроку, учебник – тетрадь «Кубановедение» 3 класс, иллюстрации по теме, раздаточный материал.
Ход урока.
- Орг.момент.
- Проверка ранее изученного (Слайд 2)
1. Подберите подходящее по смыслу слово:
Дом казака это…
Изба – деревянный крестьянский дом в деревне.
Терем – высокий богатый дом.
Хата – постройка на юге, которую возводили на земле.
- На прошлом уроке мы с вами узнали, как и из каких материалов строили казаки хаты.
2. Соотнесите (слайд 3):
Кирпич из глины и соломы это… (саман)
Частокол, плетень обмазанный глиной это…(плетень).
3. Работа с карточками.
- Ребята, перед вами карточки с текстами. Прочитайте и сравните два текста.
1. Текст | 2. Текст |
Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Пол - глинобитный. Крыша - из камыша или соломы. | Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша - из камыша или соломы. Снаружи хату белили. Хата казака делилась на две половины: «малую хату» и «великую хату» |
- В каком из текстов описывается саманная хата? Докажите словами из текста.
- О какой хате говорится во втором тексте? (О турлочной.) Докажите словами из текста. Какие новые слова вам встретились в тексте? («Малая хата», «великая хата»
- Сообщение темы и целей урока. Слайд 4
Сегодня в прошлое мы с вами попадём,
Дом казака увидим и в него войдём.
О том, как жили, многое узнаем.
Итак, готовы? Мы начинаем.
- Работа по теме урока.
Работа с иллюстрацией слайд 5
- Рассмотрите иллюстрацию. Что вы можете сказать об убранстве хаты? (Убранство скромное, в комнате из мебели только деревянные лавки и стол, есть печь).
- Хата казака делилась на две половины: «малую хату» и «большую хату» В первой комнате - « малой хате» или «кухне» - находились деревянные лавки и небольшой стол.
- Для чего нужна лавка? Обратимся к словарю и объясним значение этого слова.
А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»? Узнать об этом вы сможете, отгадав загадку:
Если работает она,
Не будет голодная семья.
Можно на неё прилечь,
А зовётся она …(печь).
В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь также находилась в «малой хате».
В «великой хате» - второй половине – принимали гостей. Здесь стояла мебель для посуды, одежды, кованные и деревянные сундуки. Мебель изготавливал казак своими руками. Она была простой и прочной.
- Для чего в доме нужен был сундук? (Для хранения вещей или продуктов)
- Чем украшали стены хаты? (Зеркалами, фотографиями и иконами.)
- Зеркала, иконы святых, висевшие на стенах хаты, украшали белыми полотенцами с яркими вышитыми узорами. Такое полотенце называлось рушником.
У каждого рушника было свое значение. Давайте рассмотрим их подробнее и попробуем по их названию определить, для чего они были нужны.
Слайд 6.
Рушник «Утирач» … (им вытирали лицо)
«Зеркальные» …(ими украшали зеркала)
«Церковные» …(ими украшали иконы).
Вышивали рушники чаще всего гладью и «крестиком». Ребята, а какие рушники отличаются красотой и яркостью красок? (Рушники для украшения икон). Правильно!
Слайд 7.
С особой любовью и старанием работали казачки над рушниками для «красного угла». Он был центральным местом в доме. Своё название «красный» он получил от слова красивый, нарядный. Ещё его называли «Святой». В самом освящённом углу комнаты помещали иконы. Под иконами ставили свечи, книжки с молитвами. Казаки были верующими людьми и жили по закону Божьему, просили помощи у бога в любых делах.
Физминутка.
Одной из традиций казака является гостеприимство и радушие. Хозяева встречали гостя душистым кубанским хлебом и солью.
- Чем на Кубани являются хлеб да соль? Правильно, символами гостеприимства. За столом гостю отводилось самое лучшее место. Хозяйка старалась приготовить что-нибудь вкусное: блины, пирожки с кабаком, фасолью, пироги с капустой, яблоками. Традиционным напитком считался узвар из сушённых кубанских фруктов или чай из фруктовых веток или калины.
- А что означает слово узвар? Слайд 8
Работа с тетрадью стр. 44 рубрика «хитрые» задания.
- Названия, каких блюд у вас получились?
Ученик 1: Борщ.
Ученик 2: Вареники.
Ученик 3 : Пирог.
Ученик 4: «Линыб» - блины.
- Как вы думаете, почему именно эти угощения остались традиционными в кубанской кухне до сегодняшних дней?
- Из ваших ответов можно сделать следующий вывод: Это традиционные блюда кубанской семьи, их рецепты передаются из поколения в поколение, а на Кубани чтут традиции.
Работа с тетрадью стр. 44 рубрика «Обсуди с учителем и одноклассниками».
- Как вы понимаете смысл кубанских пословиц:
Казак без песен, что виноградная лоза без гроздей.
На Кубани казаку и камушек подпевает.
Веселы привалы, где казаки запевали.
- Что вы можете сказать, обсудив значение данных пословиц?
- Из ваших ответов можно сделать следующий вывод: на Кубани казаки и казачки очень любили петь.
- Итог.
- Как выглядит хата казака внутри?
- Что такое рушник?
- Как называется угол с иконами?
- Рефлексия. Слайд 9
- Продолжите предложения:
Узнал (ла)…
Я могу рассказать о …
Хочу узнать…
- Домашнее задание. Слайд 10
- Прочитав в учебнике текст на стр. 43, вы вспомните, о чём мы говорили на уроке и нарисуете свою хату казака.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект урока кубановедения « Мои предки – казаки ».
Конспект урока кубановедения « Мои предки – казаки »....
конспект урока "Быт казака"
Материал к уроку "Быт казака"...
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
Конспект урока по кубановедению "Жилище казака"
Конспект урока для учащихся 2 класса. Знакомство с жилищем казака на основе внутреннего убранства хаты....
Конспект урока с использованием элементов регионального компонента в 4 классе по английскому языку "Проект: Дом казака"
Обобщение и систематизация знаний лексического материала по теме «Дом» и закрепление знаний по теме «Донской казачий дом» с творческим заданием в рамках освоения регионального ...