конспект урока "Быт казака"
план-конспект урока ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок Кубановедения
2 класс
Тема: Быт казака.
Цели:
1.Познакомить с предметами быта казаков на Кубани. Расширить и уточнить знания учащихся о народных промыслах и ремёслах.
2. Развивать любознательность, расширять кругозор, творчество, трудовые навыки и умения.
3. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Воспитывать уважение к культурным и национальным традициям. Прививать учащимся любовь к родному краю.
Наглядность и оборудование: карта Краснодарского края, иллюстрации, предметы быта (вышитые полотенца, гончарные изделия, плетеные изделия), аудиокассеты,
мультимедиа система.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Станиславовна.
- Я рада, что мне выпала честь провести у вас урок кубановедения. Я думаю, что вы будете активны, и урок пройдет плодотворно.
II. Подготовка к усвоению нового материала.
Прочитайте слова, подумайте, чем они похожи? (Вигвам, чум, изба, иглу, юрта).Эти слова обозначают жилища людей разных народов.
А мы сегодня побываем в жилище казака. Тема урока: «Быт казака»
III. Всесторонняя проверка знаний
- А как же называлось основное жилище казаков на Кубани? (ХАТА)
- Наряду со словом хата, в этом же значении употребляется слово КУРЕНЬ. Это традиционное название жилого дома на Дону, Кубани и у запорожских казаков.
-Из чего казаки строили себе жильё?
1. Проверка знаний на карточках:
Карточка №1:
Строить дом в степи -
Тяжкий крест нести….
То камыш коси,
То саман меси.
Леса нет вокруг
Всё поля да луг.
В дело шла солома и глина,
И сухой камыш
Для шатровых крыш,
И для мазки навоз лошадиный.
В доброй хате той
Всей семье покой.
Круглый год благодать в ней витает.
В стужу здесь тепло,
В ясный день светло,
А уж летом прохлада, какая!
Запиши, какой материал используется для постройки хаты?
Карточка №2:
На карточке изображение этапов строительства турлучного дома.
(Определи последовательность этапов строительства турлучного дома).
IV. Усвоение новых знаний.
1. Рассказ учителя:
Интерьер жилища в основном был одинаков во всех районах Кубани (слайд №).
В доме было две комнаты – великая (вылыка) и малая хаты. В малой хате находились печь, длинные лавки, стол (сырно).
В великой хате стояла изготовленная мебель на заказ: шкаф для посуды (горка), комод для белья, сундуки.
Центральным местом был «красный угол»
Жилища украшали рушниками. На стенах висели семейные фотографии.
2. На доске изображение малой хаты (пустой).
-Что должно находиться в малой хате?
-Подберите предметы быта (печь, лавки, стол).
3. Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие предметы можно было увидеть в малой хате казака.
Из далёкой старины эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмёшь
И рассмотришь, то поймёшь,
Для чего они нужны, чем полезны и важны
Человеку раньше были,
Что за службу сослужил?
Не бык, а бодает, не ест, а хватает,
Что схватит, отдаёт, а сам в угол идёт (ухват)
Чёрен молодец, в красно золото залез.
До смеху хохочет, выскочить хочет (чугунок)
Сверху дыра, снизу дыра,
А в середине - огонь, да вода (самовар).
Горбатый кот бабе плечи трёт (коромысло).
На улице – бряк, загрохочут-звяк,
А обратно пойдут - слёзы потекут (вёдра).
4.Импровизация « Сходить за водой».
III. Физминутка. Народная игра «Подкова» Старинное кубанское поверье:
« Кто подкову найдет, тому она счастье принесет» У кого подкова останется в руках – жди счастья./
- Передавая подкову, вы от души желаете друг другу добра и счастья.
5. А теперь вспомните, что называли красным углом в большой хате?..........
С особой любовью и старанием работали над рушниками для красного угла.
Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой.
История вышивки начиналась в глубокой древности. Вышивка на одежде выполняла охранные функции поэтому располагалась на груди, у ворота, на подоле. Оберег по поверью охранял человека от дурного глаза, удара молний и других несчастий.
Каждая линия, каждый знак были полны смысла.
Каждая линия каждый знак были полны смыслом.
Прямой линией обозначали поверхность земли. Волнистой горизонтальной – воду. Волнистой вертикальной – дождь. Скрещивающимися линиями - огонь и молнию.
Круг, квадрат, ромб - Солнце и Луну. Женская фигура символизировала образ матери-земли.
Олень, конь приносили счастье, веселье, благополучие. Птица – символ счастья, богатства и радости.
Даже цвета вышивки – чёрный и красный рассматривались как символ смерти и жизни.
V. Закрепление знаний.
1.Практическое задание.
Выполните рисунок будущей вышивки на основании всего услышанного. Используйте символические изображения, постарайтесь вложить в рисунок больше смысла.
VI. Обобщение.
- А теперь сюрприз!
/Звучит музыка, появляется «Черный ящик»/
- В этом ящике 3 предмета.
1. А в этой посуде хранят молоко и сметану /кувшин – глэчик /
2. Попьет казак молоко, а чем он усы утрет? /полотенцем – рушником/
VI. Итог урока.
- И заканчивая наше знакомство с бытом казаков, мне бы хотелось прочитать вам замечательные слова.
Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций. Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем, прославят свое имя и свой край.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "КАЗАК без веры - не казак. Воспитание детей в семье."
материал внеклассного мероприятия предназначен для воспитанников классов казачьей направленности (1 класс). дети только начинают знакомство с культурой и бытом казаков....
Обряды жизненного круга Кубанских казаков. Проводы казака - линейца на военную службу.
В сценарии описан обряд проводов казака - линейца на военную службу на кубанском диалекте с использованием "балачки" Действие происходит накануне самих проводов....
Устный журнал Казак без веры - не казак
Тема: «Устный журнал « Казак без веры – не казак» Цель: показать детям, насколько искренней была вера казаков в ...
Казак без веры - не казак
Внеклассное занятие...
Открытый урок на тему "Казак без веры не казак"
"Казак без веры не казак"...
Классный час " Казак без веры -не казак"
Групповая работа на уроке позволяет детям узнать больше о жизни казаков, о традициях, о вере казака....
Кубановедение Проект «Казак без веры – не казак!»
Работу выполнили: Кольцов Александр Владимирович, Затона Екатерина Александровна - ученики 4 класса МБОУ СОШ №7Руководитель: Завгородняя Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ СО...