Конспект урока кубановедения « Мои предки – казаки ».
план-конспект урока (1 класс) по теме
Конспект урока кубановедения « Мои предки – казаки ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_predki_-_kazaki.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок кубановедения
в 1 классе
Урок подготовила и провела
учитель начальных классов:
Гречишкина Т. В.
2014 г.
Тема: « Мои предки – казаки ».
Цель:
дать представление о казачестве, формирование полноценного гражданина и патриота Отечества, формирование личности на примере истории кубанского казачества.
Задачи:
- воспитание гражданственности и любви к родине;
- формирование мировоззренческой культуры;
- показать неразрывную связь между прошлым и настоящим.
Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.
1.Познавательные:
формировать умение выделять и формулировать цель занятия; формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
2. Коммуникативные:
развивать умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими нормами русского языка; формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в паре;
3. Регулятивные:
развивать умение контролировать свое поведение, действуя по правилам в ходе игровой ситуации;
4.. Личностные:
формирование чувства гордости за свою Малую Родину; развитие познавательных интересов, желания расширять знания об истории и культуре родного края.
Оборудование:
Административная карта Краснодарского края, иллюстрации, доска, комплект открыток «Краснодар», символика и гимн Краснодарского края,презентация
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Вводная беседа. Постановка проблемы. /Под музыку «С чего начинается Родина»/.
1. Знакомство с символами края.
-Что перед вами? (Государственные символы Российской Федерации и Краснодарского края)
-Да, это символы нашей Большой и Малой Родины. Сегодня мы поговорим о нашей Малой Родине, Краснодарском крае. Какое второе название нашего края вы знаете? (Кубань).
-Как называется столица Краснодарского края?
-А как раньше называлась?
- Почему столица Краснодарского края раньше называлась Екатеринодаром?
3.Сообщение темы, определение цели урока.
– Для того, чтобы это узнать, мы с вами сегодня отправимся в путешествие во времени, по страницам истории государства Российского. Первое место, куда мы с вами отправимся – далекий 18 век.
4.Открытие нового материала.
Рассказ учителя и показ слайдов о первых поселениях на Кубани.
В 18 веке была большая война России с Турцией (в это время правила в России умная и образованная императрица Екатерина )
Из бывших Запорожских казаков стали набирать команды в русскую армию. Назвали эти команды «Войско верных казаков».
-Кто же такие казаки?
Особые люди, вольные люди, очень свободолюбивые, селившиеся особняком, вдалеке от городов и деревень; они вели свое хозяйство, занимались ремеслами, а в военное время мужчины объединялись в войско и участвовали в военных действиях. Часто их нанимали на военную службу за прекрасное владение военным ремеслом.
Казачье войско сыграло важную роль в победе России над Турцией.
– В 1792 году Екатерина II подписала указ о переселении запорожских (а потом) и донских казаков для охраны южной границы Российского государства.
Учитель зачитывает фрагмент дарственной грамоты казакам на земли южных рубежей Российских:
«Черноморскому казачьему войску жалуется “в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагория со всею землею, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья её к Усть-Лабинскому редуту…чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли”. В обязанность войску вменяются “бдение и стража пограничная».
– Как теперь вы ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?
– С этого времени особая роль на Кубани принадлежит казачеству.
Долгим показался казакам путь по бескрайней цветущей кубанской степи. Наконец подошли к высокому берегу Кубани. Здесь, почти на том же месте, где в годы войны с Турцией солдаты Суворова построили укрепление, казаки заложил крепость.
Наша же задача – хранить землю, завещанную нам предками, быть достойными памяти тех, кто жил до нас и ради нас.
Ступил на берег доблестный казак.
Взметнулось знамя чайкою в руках.
Мечта людей – полетом вольных птиц.
И на земле рождалась новь станиц.
Тяжелый труд … Сражений жаркий пот …
Казак здесь вскоре дивный «клад» найдет.
– Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили императрице и государству Российскому.
Как подкову,
У глинистой кручи,
Свиток царский был предком раскручен
И прочитан под гул тростника…
- Здесь границу держать,
Защищать от врагов,
И пшеницу сажать,
И растить казаков…
Ребята, большинство современных городов и станиц края были основаны казаками-переселенцами. Места для первых 40 станиц определялись жребием, а названия большинства из них казаки принесли с собой с Украины, где они были произведены от имён знаменитых казаков (Титаровская, Васюринская, Мышастовская) или от названий родных городов: Полтавская (г. Полтава), Корсунская (г. Корсунь).
Первые станицы стали строить в 18 веке. Обычно строительство велось по плану. В центре станицы – площадь с церковью, школой, станичным правлением.
Жилища – хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, глины, хвороста. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша – из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату.
Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.
Вот такие построения велись нашими предками.
А сейчас, я предлагаю поиграть.
5.Закрепление нового материала.
Сегодня будем строить дом на радость новосёлам,
Чтоб каждый становился в нём счастливым и весёлым.
Чтобы дом построить новый, запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску, гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом начинают строить дом.
Послушайте правила игры.
Я вам буду предлагать материал, из которого казаки могли строить хаты. Если этот материал казаки использовали в строительстве жилья, то вы хлопаете в ладоши. Если такой материал не применялся, то вы топаете ногами.
Начинаем играть.
Для постройки хаты казаки применяли: кирпичи, бетонные плиты, глину, камни, железо, дерево, камыши, керамическую плитку, солому, шифер, хворост, металлопластик, обои, краску, цемент, известь.
Слушание народных казачьих песен.
Кубанцы – великие труженики, быстрые и смелые наездники, верные и отважные воины. Но и отдыхать они умеют красиво, умеют украшать свою жизнь. Послушайте, какие протяжные, «раздольные» песни поют на Кубани, как степь – «просторные» и «широкие». /Слушание фрагментов песен/ А быстрые песни – веселые и зажигательные - передают удаль казаков / Слушание фрагментов песен /
Перед вами костюмы казаков и казачек.
Посмотрите, какие они яркие и красочные.
Народная игра «А мы просо сеяли, сеяли…».
А маленькие казачата придумывали веселые зажигательные игры, сейчас в одну из таких игр мы поиграем. /Мальчики и девочки строятся рядами, разучивают игру/.
6. Подведение итогов урока.
– Нужен ли был вам этот урок? Для чего?
- Какую пользу принесли казаки своей стране?
– Наш урок завершается. Послушайте, пожалуйста, гимн Кубани.
Звучит гимн Кубани. Дети слушают его стоя
Заигрались мы с вами, а нам возвращаться давно пора. Закройте глаза.
Итак, мы снова в 2014 году, в современном Краснодарском крае
7. Рефлексия учебной деятельности.
-Что было интересно, а что трудно?
Давайте попробуем дать характеристику своей работе на уроке с помощью сигнальных карточек.
зеленая - если мне всё было понятно, всё получалось,
желтая - не всё получалось, иногда было трудно,
красная - было сложно, не получалось, не понятно.
Спасибо вам за дружную работу на этом уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "КАЗАК без веры - не казак. Воспитание детей в семье."
материал внеклассного мероприятия предназначен для воспитанников классов казачьей направленности (1 класс). дети только начинают знакомство с культурой и бытом казаков....
Обряды жизненного круга Кубанских казаков. Проводы казака - линейца на военную службу.
В сценарии описан обряд проводов казака - линейца на военную службу на кубанском диалекте с использованием "балачки" Действие происходит накануне самих проводов....
Устный журнал Казак без веры - не казак
Тема: «Устный журнал « Казак без веры – не казак» Цель: показать детям, насколько искренней была вера казаков в ...
Казак без веры - не казак
Внеклассное занятие...
Открытый урок на тему "Казак без веры не казак"
"Казак без веры не казак"...
Классный час " Казак без веры -не казак"
Групповая работа на уроке позволяет детям узнать больше о жизни казаков, о традициях, о вере казака....
Кубановедение Проект «Казак без веры – не казак!»
Работу выполнили: Кольцов Александр Владимирович, Затона Екатерина Александровна - ученики 4 класса МБОУ СОШ №7Руководитель: Завгородняя Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ СО...