Рабочая программа " История кубанского казачества"
рабочая программа (1 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
образовательная
(тип программы: комплексная/тематическая)
кружка
«История
кубанского казачества»
Срок реализации: 1-4 классы
Возраст участников: 7-10 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoriya_kubanskogo_kazachestva.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Красноармейский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ____.08.2012 года
Председатель педсовета
_____________ Н.П.Петрова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
образовательная
(тип программы: комплексная/тематическая)
кружка
«История
кубанского казачества»
Срок реализации: 1-4 классы
Возраст участников: 7-10 лет
Учитель: Бондаренко Инна Леонидовна
Программа разработана на основе авторской программы М. В. Мирук, Е. Н. Еременко, О. В. Чуп «История и культура кубанского казачества», 1-4 классы, издательство «Традиция», 2009
2016г
- Пояснительная записка
Рабочая программа по истории и культуре кубанского казачества в 1 – 4 классах составлена на основе авторской программы М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа «История и культура кубанского казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.
Данная образовательная программа, объединила в свое содержание основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края.
Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
- знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда;
- ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
- воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
- привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет обучения выделяются восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Данная программа рассчитана на 4 года обучения, каждый год обучения состоит из 36 учебных часов, на каждый тематический блок отводиться по 4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 4 учебных часа используется для проведения вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия проводятся в течение 1-го часа 1 раз в неделю.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:
По окончании обучения учащиеся должны:
Знать/понимать:
- различные фольклорные формы кубанского казачества;
- особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
- историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;
- уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
- основные ремесла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
- памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
- основы духовной жизни кубанских казаков;
- структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.
Уметь/применять в практической деятельности:
- Исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
- Реконструировать основные праздничные обряды;
- Рассказать о своем казачьем роде;
- Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
- Выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
- Выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».
II. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор-ные | Внеауди- торные | ||||
1. | Вводное занятие. |
1 |
1 |
| Познакомиться с задачами кружка. Осознавать национальную принадлежность. |
2 | История моей казачьей семьи. | 7 | 5 | 2 | Называть членов своей семьи. Изучать родственные связи. |
3. | Памятники истории Кубанского казачества. | 7 | 4 | 3 | Различать исторические памятники казачества Крымского района |
4. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 7 | 4 | 3 | Знать основные даты казачества Крымского района.
|
5. | Православие и казачество. | 6 | 4 | 2 | Различать и называть особо почитаемых святых среди кубанских казаков. |
6. | Казак – патриот. | 5 | 2 | 3 | Реализовывать задачи нравственного воспитания. |
7. | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 1 | 1 | ||
Итого часов: | 34 | 20 | 14 |
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор-ные | Внеауди- торные | ||||
1. | Вводное занятие. |
1 |
1 |
| Повторить пройден. за год. Знакомиться с программой. |
2. | История моей казачьей семьи. | 7 | 5 | 2 | Изучать семейные традиции. |
3. | Памятники истории Кубанского казачества. | 7 | 4 | 3 | Знать памятники казакам – защитникам Родины. |
4. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 7 | 4 | 3 | Знать основные даты казачества Крымского района.
|
5. | Православие и казачество. | 6 | 4 | 2 | Объяснять значение красного угла в казачьих хатах. |
6. | Казак – патриот. | 5 | 2 | 3 | Определять основные задачи воспитания будущих защитников родной земли. |
7. | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 1 | 1 | ||
Итого часов: | 34 | 20 | 14 |
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор-ные | Внеауди- торные | ||||
1. | Вводное занятие. |
1 |
1 |
| Повторить пройден. за год. Знакомиться с программой. |
2. | История моей казачьей семьи. | 7 | 5 | 2 | Изучать семейные традиции. |
3. | Памятники истории Кубанского казачества. | 7 | 4 | 3 | Знать памятники казакам – защитникам Родины. |
4. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 7 | 4 | 3 | Знать основные даты казачества Крымского района.
|
5. | Православие и казачество. | 6 | 4 | 2 | Объяснять значение красного угла в казачьих хатах. |
6. | Казак – патриот. | 5 | 2 | 3 | Определять основные задачи воспитания будущих защитников родной земли. |
7. | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 1 | 1 | ||
Итого часов: | 34 | 20 | 14 |
Учебно-тематический план 4-го года обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор-ные | Внеауди- торные | ||||
1. | Вводное занятие. |
1 |
1 |
| Повторить пройден. за год. Знакомиться с программой. |
2. | История моей казачьей семьи. | 7 | 5 | 2 | Изучать семейные традиции. |
3. | Памятники истории Кубанского казачества. | 7 | 4 | 3 | Знать памятники казакам – защитникам Родины. |
4. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 7 | 4 | 3 | Знать основные даты казачества Крымского района.
|
5. | Православие и казачество. | 6 | 4 | 2 | Объяснять значение красного угла в казачьих хатах. |
6. | Казак – патриот. | 5 | 2 | 3 | Определять основные задачи воспитания будущих защитников родной земли. |
7. | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 1 | 1 | ||
Итого часов: | 34 | 20 | 14 |
III. Содержание программы
1 год обучения (33 часа).
Вводное занятие.
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества».
Раздел 1. История моей казачьей семьи.
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом.
Раздел 2. Памятники истории Кубанского казачества.
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта.
Раздел 3. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 4. Православие и казачество.
Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.
Раздел 5. Казак – патриот.
Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.
2 год обучения (34 часа).
Вводное занятие.
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. История моей казачьей семьи.
Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.
Раздел 2. Памятники истории Кубанского казачества.
Памятники казакам – защитникам Родины.
Раздел 3. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 4. Православие и казачество.
Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святая Екатерина и Святой Георгий Победоносец – особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате.
Раздел 5. Казак – патриот.
Нравственные качества – основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки – будущие защитники родной земли. Казачья честь.
3 год обучения (34 часа).
Вводное занятие.
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. История моей казачьей семьи.
Родословная семьи. Генеалогическое древо. История семьи в истории родной Кубани.
Раздел 2. Памятники истории Кубанского казачества.
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников.
Тема 3. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 4. Православие и казачество.
Православный войсковой собор – храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре. Дом Божий – православная церковь в родной станице (городе). Казак в храме. Молитва.
Раздел 5. Казак – патриот.
Переселение казаков-черноморцев на Кубань. Основание первых станиц. Екатеринодар – казачья станица.
4 год обучения (34 часа).
Вводное занятие.
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. История моей казачьей семьи.
Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребенок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и преумножение семейных традиций и реликвий.
Раздел 2. Памятники истории Кубанского казачества.
Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры Кубанского казачества. Памятники и музеи.
Раздел 3. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 4. Православие и казачество.
Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Православные праздники.
Раздел 5. Казак – патриот.
Доблесть казаков. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты | Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни /1 уровень/ | Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом /2 уровень/ | Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия |
История кубанского казачества |
| ||
| |||
|
Формы и виды контроля
Примерные формы и виды контроля
№ | Разделы программы | Виды контроля | Формы контроля | Что контролируем | |
1. | История моей казачьей семьи. | Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи» | - Знание истории своей казачьей семьи и/или истории семьи своих одноклассников; - знание и понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
| ||
2. | Памятники истории Кубанского казачества. | Видео-,слайд- викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «История памятника» (по выбору учащегося) | - Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества; - выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». | ||
3. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | Викторина, тестирование, праздники, связанны с памятными датами, исследовательский проект. |
связанных с историческими событиями кубанского казачества;
проекта на тему «История и культура кубанского казачества». | ||
4. | Православие и казачество. | Исследовательский проект, православные праздники. |
кубанских казаков.
проекта на тему «История и культура кубанского казачества». | ||
5. | Казак- патриот. | Исследовательский проект «Казаки-войны моей семьи», тестирование, фронтальная беседа. | - Структура и направления деятельности кубанского казачьего войска;
проекта на тему «История и культура кубанского казачества» |
6. Методические рекомендации
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвертого года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).
Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
- Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысления практического применения системы ценностей.
- В основе образования лежит коммуникация, общение, что способствует развитию качеств личности.
- Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимания и взаимопомощи своим родным, осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
- Налаживание взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования.
7. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
а) список литературы для педагога
- Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М. 2000.
- Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб. 1993.
- Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
- Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1-2. Краснодар. 1992.
- Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар. 2006.
- Бондарь Н.И. «Мышка, мышка…»: образ и ритуал. // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
- Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры Кубанского казачества). // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
- Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
- Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар 2003.
- Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.
- Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар. 1999.
- Бондарь Н.И. Что мы знаем друг о друге? Этнографический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед’ 90. Ежегодник. Краснодар. 1990.
- Борисова О.Г. Кубанские говоры:материалы к словарю. Краснодар 2005.
- Варавва И.Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар. 1966.
- Волкострел Т.М. Отражение православия в пословицах восточнославянского населения Кубани. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
- Волкострел Т.М. Пословицы и поговорки Кубани (исторический и этнический аспекты). // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
- Воронин В.В. Повседневный застольный этикет кубанских казаков // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
- Воронин В.В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Выпуск 2. Краснодар. 2005.
- Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
- Гончарова Е.С. Предания и легенды Кубани о святых источниках // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
- Заградская С. Свадьба кубанских казаков // Играем свадьбу. М. 1987.
- Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Т. 1-2. Краснодар. 1997.
- Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор. Выпуск первый. Краснодар. 2002.
- Капышкина (Хачатрян) С.Ю. Декоративно-прикладное искусство в контексте изучения предметного кода традиционной культуры (по фольклорно-этнографическим материалам восточно-славянского населения Кубани). Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
- Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани. Краснодар. 2006.
- Колесников В.А. Однодворцы-казаки. СПб. 2000.
- Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.
- Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М. 1995.
- Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология Ростов-на-Дону. 2000. (В т.ч. народные воспитательные традиции)
- Матвеев О.В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар. 1995.
- Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII – 1917 г.). Краснодар. 2000.
- Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Страницы военной истории кубанского казачества. Краснодар. 2007.
- Мир детства и традиционная культура. М. 1996.
- Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб. 2005.
- Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. 2000.
- Пётр Ткаченко. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М. 1998.
- Попова О.С. Традиционная культура и православие (И.А.Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
- Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.
- Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.
- Семенцов М.В. Народная медицина кубанских казаков. Краснодар. 1993.
- Смирнова Е.С. Святые места в системе традиционной культуры восточнославянского населения Кубани (К вопросу о возникновении святых источников) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
- Фетисова А.Г. Воспитание через игру в казачьей семье // Дикаревские чтения (5). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Краснодар.
б) список литературы для учащихся
- Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар. 2002.
- Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.
- Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
- От прибаутки до былины. Русский фольклор. М. 1991.
- Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.
- Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.
в) технические средства обучения
Компьютер, интерактивная доска.
г) экранно – тематические пособия
Презентации, диски песен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тип программы: образовател...
Рабочая программа "История и культура С-ПБ"
Рабочая программа для школ С-ПБ...
Рабочая программа история 5 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа история 5 класс (индивидуальное обучение)...
Рабочая программа кружка "Кубанская вышивка"
Рабочая программа на два года обучения...
Рабочая программа. История родного края. 3 класс
Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край». Авторы: В.Н....
Рабочая программа «История и культура кубанского казачества»
Программа курса внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества» составлена на основе Образовательной программы дополнительного образования детей в 1-4 классах учреждений...
Брейн-ринг "По страницам истории Кубанского казачества"
Одной из важнейших психологических задач является привитие казачатам навыков самоорганизации, чему может способствовать плотный график жизнедеятельности казачьего класса. Система воспитательной работы...